Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Исследователь и изучаемая организация (Масалков, Семина, 2011). Исследователь изучаемая организация этика поведения исследователя Проведение исследования


НазваниеИсследователь изучаемая организация этика поведения исследователя Проведение исследования
АнкорИсследователь и изучаемая организация (Масалков, Семина, 2011).pdf
Дата12.05.2017
Размер0.66 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIssledovatel_i_izuchaemaya_organizatsia_Masalkov_Semina_2011.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипГлава
#18420
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Глава ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИЗУЧАЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Этика поведения исследователя
Проведение исследования
Отношения с участниками исследования
Кодекс социолога не навреди
Борьба сострессом и негативными процессами
Проблемы открытого или скрытого исследования
Недружественные респонденты
Борьба со стрессом и негативными процессами
Этические правила при проведении исследования
Полезные при исследовании организаций методы
Проводить исследование в качественной методологии — это значит устанавливать прежде всего личные отношения с незнакомыми людьми. Тем самым мы устанавливаем отношения, представляясь под нашим собственным именем. Мы не можем спрятаться за собственным ученым званием, маркой учреждения, именем руководителя. Мы устанавливаем отношения, основанные на общественном мнении о репутации полевых исследований, на чести профессии.
И
Этииа и и ц и и и и е щит м _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Этические проблемы могут возникать на всех этапах проведения исследования начиная с этапа получения доступа в организацию до непосредственного проведения самого исследования. Ниже мы постараемся перечислить наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с этическими аспектами проведения кейс стади.
Качественное исследование в случае его проведения студентами может иметь статус университетского научного проекта, что говорит о его независимости. Последние могут действовать только от своего имени, их никто ни на что не уполномочивал. В случае же, если исследование проводится по заказу, необходимо объяснять, кто будет являться конечным получателем вашего анализа. В любом случае вашим первостепенным профессиональным императивом должна быть защита ваших опрашиваемых этот закон должен соблюдаться прежде всего.
В западной социологической литературе существует дискуссия по поводу этичных и неэтичных моментов проведения исследования, 193
ШВА а также прав исследователя и респондентов, однако в российской социологической литературе этой тематике уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание. Именно поэтому мы постараемся ниже показать основные направления дискуссии западных исследователей, а также те этические проблемы, которые встают и перед российскими социологами.
В основном точка зрения ученых всего мира сводится к тому, что в результате исследования респондентам не должен быть причинен вреди именно на этой основе во многих странах разработаны кодексы этического поведения социологов. Однако, как ив любой науке, в социологии существуют различные коллективы, в которых отношения к основным этическим аспектам варьируется от лишь частичного до их полного принятия. Кроме того, жизнь настолько сложна и многообразна, что нельзя порой прописать в этических правилах все проблемы, которые могут возникнуть вовремя проведения исследования. Точка зрения авторов на эту проблему состоит в том, что исследователь, подобно врачу, должен придерживаться по отношению к респондентам принципа не навреди, и, если встает угроза причинения вреда респонденту в любом виде, исследователь должен отказаться от своих замыслов.
Этические проблемы возникают уже с того момента, когда исследователь пытается получить доступ в организацию. Сточки зрения поведения исследователя в поле существует два типа исследований — скрытое и открытое.
Открытое
изучение каких-либо процессов в организациях, как правило, связано стем, что исследователь должен рассказать о своей теме исследования лицам, принимающим решение о доступе в организацию. Поведение исследователя в этой ситуации достаточно уязвимо. Рассмотрим некоторые этические аспекты, которые могут возникнуть при переговорах с представителями организации.
Во-первых, этические аспекты связаны с темой исследования. Когда тема исследования затрагивает достаточно деликатные моменты, то этический аспект может состоять в том, должен ли исследователь раскрывать полностью данную тему перед руководством организации или же он должен ее скрывать за более общей и безобидной. Порой в случае прямого указания темы исследователь может столкнуться с решительным отказом в проведении исследования. Например, некоторые авторы не советуют при переговорах о проведении исследования говорить о том, что ученого интересуют конфликты и социальная напряженность в организации. Уже одно упоминание этой темы действует отрицательно на руководителей предприятия, поэтому исследователь должен заранее обдумать нейтральную тему
120 См, например, работы Хаммерслея, Адлера, Рокфора, Клокарса.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ II ИЗУЧАЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Во-вторых, люди, обеспечивающие допуск исследователя в организацию, изначально могут ставить условия о доступе ко всем получаемым данным, в том числе и к тому, что было сказано отдельными представителями фирмы или организации. Исследователь в таком случае должен предупредить руководителя предприятия, что он может предоставить ему доступ только к аналитическим материалам исследования. Высказывания же отдельных респондентов, их интервью должны оставаться недоступными для всех, кроме самого исследователя или исследовательской команды. Исследователь должен знакомить руководителей только с обобщенной информацией, полученной от респондентов, а в некоторых случаях сознательно вуалировать фамилию, имя и отчество респондента, высказывающего, например, критические замечания. В случае несоблюдения этого правила возможен произвол со стороны руководства организации по отношению к тем, кто оказался недостаточно лоялен, кто высказывается критично.
В-третьих, еще одной проблемой является то, что переговоры, как правило, ведутся с высшим менеджментом организации, и когда возникает необходимость общаться с людьми на более низких уровнях, последние могут воспринимать исследователя как определенную подсадную утку, шпиона, который выведывает важную информацию. Сложность поведения исследователя в такой ситуации состоит в том, чтобы дистанцироваться от администрации и убедить людей в том, что это исследование нив коей мере не инициировано руководством, и, наконец, ни при каких обстоятельствах перед руководством предприятия не будет разглашаться та информация, которая будет получена конфиденциально.
В-четвертых, в организациях работают люди, и им не чужды политические игры. Иными словами, люди, работающие на разных уровнях организации, могут стремиться использовать исследователя в своих целях. Простое игнорирование таких ситуаций может создавать серьезные сложности для исследователя. Именно поэтому при первых попытках использования исследователя в целях каких-то групп или группировок, он/она должны уметь дать решительный отпор, показать свою беспристрастность ив дальнейшем избегать действий в интересах каких-либо лиц, слишком тесного сближения с ка­
кими-либо сотрудниками организации, обсуждения сними конфиденциальной информации и т. п. Такие случаи возможны, например, при возникновении конфликтов, когда представители разных точек зрения могут стремиться перетягивать исследователя на позиции одной из сторон. Исследователь должен строго дать понять о своей непричастности, выдерживать дистанцию, но при необходимости освещать такие события, представлять адекватно позиции всех сторон — участников конфликта
ГЛАВА При скрытом исследовании возможно и тайное трудоустройство через обычные формальные каналы. Основной этический принцип социолога состоит в том, что ни при каких обстоятельствах он не должен нанести вред ни людям, работающим в этой организации, ни самой компании, поэтому при написании аналитических отчетов, статей и рефератов ученый должен изменить название организации и, по возможности, дать псевдонимы действующим лицам.
щ
Проведение исследования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Важно начать изучение предприятия или организации еще до встречи с первым лицом. Это поможет сформулировать и поставить точные, компетентные вопросы. Далеко не все вопросы должны быть направлены в корень проблем. Часто большего результата можно достичь, ставя косвенные вопросы, касающимися предмета вашего интереса только опосредованно. Помните, что руководитель предприятия, как правило, не имеет опыта исследовательской работы, поэтому, ставя вопросы, старайтесь избегать своего профессионального сленга. Такие термины, как репрезентативность, эпистемология, методика и методология, могут надолго погасить интерес собеседника.
К разговору, особенно с руководителем, нужно тщательно готовиться. Ритм жизни таких людей чрезвычайно быстрый, ив короткое время, отведенное для интервьюирования, нужно получить максимум полезной информации. Умение задавать вопрос — большое искусство, которое приходит с опытом. Но от самого начала надо помнить, что большое значение имеет не только содержание, но и форма. Вопросы должны быть короткими, без длинных вступлений, сформулированные человеческим, а ненаучным языком.
Западные эксперты советуют при проведении исследовательского интервью придерживаться ряда простых правил. Внимательно, не перебивая, слушайте собеседника. Никогда не спорьте и не давайте советов. Цель вашей встречи состоит в том, чтобы собрать необходимую для кейса информацию, а не предоставить консалтинговые услуги. Определенная информация передается в невербальной форме — выражение лица, жесты и т. п. Как ив любой другой организации, есть вещи, о которых не принято говорить посторонним, например, рабочий климат в компании, отношения между людьми и т. п. О них можно узнать, если быть внимательным к эмоциям собеседника, выраженных в жестах, мимике и т. п. Выясните, с чем из услышанного можно ознакомить других людей, а что должно остаться конфиденциальной информацией. Мы не должны нанести ущерб его героям, которые согласились поделиться своей информацией
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИЗУЧАЕМАЯ ОРГ А М ЗА ЩИ В современном мире социолог работает, как правило, используя диктофон для записей высказываний респондентов. Возможны ли такие ситуации, когда исследователь может использовать скрытый микрофон для записи речей респондентов Позиция одних исследователей поданному вопросу достаточно категорична ни при каких обстоятельствах не использовать диктофон без разрешения респондентов, и мы разделяем эту точку зрения. Другие исследователи считают, что если эта информация не принесет вред человеку и не будет использована против него, то такой подход возможен.
щ
Отношения с участниками исследования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Отношения с участниками зависят от целей исследования и от степени включенности исследователя в изучаемую среду. Некоторые включенные наблюдения длятся годами, и у исследователя с респондентами устанавливаются если не дружеские, то достаточно добрые отношения. Если мы правильно уловили по западной литературе тенденцию поведения исследователя, то там подчеркивается важность работы с респондентами не на формальном, а на неформальном уровне. Только сопереживая проблемы изучаемых людей, исследователь может по-настоящему глубоко проникнуть в существо изучаемой проблемы.
В отличие от скорее формального подхода к исследованию, который долгое время существовал в советской социологической науке, многие исследователи на Западе подчеркивают важность неформальных связей с респондентами. При изучении некоторых особенно важных тем исследователь становится другом респондента и его семьи. Действительно, длительный процесс проведения исследования приводит порой к тому, что исследователь сходится с людьми, близкими по духу. Нов этой связи возникает и этическая проблема, которая может быть выражена следующим образом если исследователь больше времени проводит с теми людьми, которые близки ему по духу, то существует возможность приукрашивания роли этих людей в тех или иных процессах. Таким образом, проблема этики соприкасается с проблемой валидности исследования.
Обмен. С одной стороны, этически выдержанное исследование требует, чтобы исследователь уклонялся от любых способов предлагать что-то ценное в обмен на информацию. Таким образом, опытный исследователь будет всегда опасаться случаев, когда за ту или иную информацию участники изучаемых событий будут просить что-то взамен. Исследователь должен очень четко представлять себе, обязательства какого рода он может взять на себя, а что для него неприемлемо. При изучении предприятия исследователь может пообещать в обмен за доступ к изучению предприятия дать аналитический отчет
ГЛАВА о проведенном исследовании. Однако если руководители требуют что- то еще, тов каждом конкретном случае необходимо очень тщательно продумывать что этически приемлемо, а что нет.
С другой стороны, в современном мире начинает распространяться оплата труда респондентов. И это тоже один из этических вопросов. В некоторых случаях деньги действительно могут существенно помочь в проведении исследования, в получении согласии респондентов на интервью . Так, например, достаточно часто используются подарки респондентам в виде ручек, коробок конфет, фотоальбомов. Такого рода стимулирующие участие факторы считаются уже скорее нормой, чем исключением, и не рассматриваются социологическим сообществом как этически некорректные.
Щ
Кодекс социолога Не навреди _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Работая с респондентами и информацией, полученной от них, исследователь в первую очередь должен избегать причинения любого вреда респонденту (имеется ввиду физический, эмоциональный, моральный и др. типы).
Традиционные этические проблемы в поле фокусируются вокруг трех основных тем. Информированного согласия (согласие получается от человека после его полного и правдивого информирования о целях и задачах исследования. Права на приватность (защита идентичности респондента. И здесь необходимо помнить, что информация, которую Вы собираете, может дойти до третьих лиц, и поэтому на самом первом этапе исследования старайтесь закодировать респондента таким образом, чтобы никто из посторонних не мог узнать, с кем Выпроводили интервью. Защита от причинения любого вреда (физического, эмоционального, морального. Имеется ввиду защита от вреда, причиненного как респонденту, таки интервьюеру.
И Борьба со стрессом и негативными процессами _ _ _ _ _ На наш взгляд, существует несколько правил, с помощью которых исследователь может уменьшить возможность появления негативных ситуаций входе исследования. С самого начала проведения исследования исследователь сама иногда и с помощью представителей изучаемой структуры должен позаботиться о том, чтобы на всех уровнях организации была наиболее полная информация о том, какова цель его/ее присутствия в организации ИССЛЕДОВАТЕЛЬ II ИЗУЧАЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Участники должны быть четко уверены в том, что исследователь ни при каких обстоятельствах не причинит вред ни им, ни их интересам. Исследователь должен везде и всегда повторять, что та информация, которую дают участники, будет оставаться анонимной икон фиденциальной на всем протяжении исследования. Если некоторые участники открыто провоцируют конфликт или пытаются оскорбить исследователя, нельзя грубо отвечать на выпады респондентов. Исследователь всегда должен помнить о том, что по его поведению будут судить о том научном сообществе, которое он представляет. Именно поэтому лучшая стратегия — стремление как можно меньше встречаться с такими возмутителями спокойствия, а если есть острая необходимость провести интервью сих коллегами, то надо изыскивать возможность проводить интервью в нейтральном месте. На наш взгляд, исследователь должен избегать проводить интервью с респондентами — возмутителями спокойствия. Первоначальная агрессия входе интервью сними может перейти в откровенную злобу. Кроме того, как правило, такие люди достаточно ригидные и их взгляды практически невозможно изменить, поэтому все предрассудки могут быть выплеснуты на исследователя. Такое интервью вряд ли прибавит вам важную информацию, однако может нанести серьезный ущерб поведению исследователя в поле. Исследователю необходимо продумать определенные психологические приемы и техники, с помощью которых он, выходя из поля, сможет отбросить негативные эмоции и через релаксацию восстановить физическую форму и положительный настрой.
Щ
Проблемы отрытого иди скрытого исследования _ _ _ _ По поводу скрытого исследования организаций, предприятий, различных процессов или явлений современной жизни, поведения людей существует два прямо противоположного мнения. Одни исследователи считают такой подход абсолютно неприемлемым ни при каких обстоятельствах (см. например, Balmer, 1982). Такая точка зрения состоит в том, что скрытое наблюдение изначально включает в себя обман участников, поскольку они не проинформированы об исследовании. Кодекс этического поведения социолога на западе включает в себя так называемое информированное согласие, сущность которого состоит в том, что при проведении любого исследования люди должны дать согласие на участие в исследовании. Таким образом, скрытое наблюдение нарушает права человека
ГЛАВА Другие исследователи, соглашаясь стем, что некоторые стратегии скрытого наблюдения действительно имеют уязвимые стороны, тем не менее, сходятся во мнении, что такие стратегии необходимы при изучении, например, девиантного поведения. Ив действительности мы можем сказать, что многие исследования, проведенные скрытно, дали ученым неоценимый материал, который был бы недоступен приоткрытом изучении. Уорвик и Дуглас (Warwick&Douglas,
1997) твердо стоят на том, что методы должны быть только скрытыми, поскольку именно они открывают нам лживость повседневной жизни, в то время как глубоко против исследований неинформированных субъектов.
Существует также проблема открытости и закрытости истинных целей исследования от респондентов. В какой мере респонденты должны знать и быть информированы об истинных целях исследования?
Основной этический принцип социолога состоит в том, что ни при каких обстоятельствах он не должен нанести вред ни людям, работающим в этой организации, ни самой компании, поэтому при написании аналитических отчетов, статей, рефератов, ученый, должен изменить название организации и, по возможности, дать псевдонимы действующим лицам.
И
Недружествеиные ресиондеиты
Исследуя различные социальные процессы, ученый сталкивается и с различными негативными явлениями в поле. Так, несомненно, существует проблема того, что не все участники исследуемых событий будут обязательно воспринимать исследователя положительно. Некоторые участники могут испытывать неприязнь к исследователю, высказывать оскорбительные замечания в адрес исследователя. Как необходимо поступать в данном случае Как правило, эти проблемы практически не освещаются в литературе. Некоторые проблемы в поле существуют потому, что не все участники понимают статус исследователя, иногда приписывают ему другие роли.
200
Пример В 1993 — 1994 годах, в рамках диссертационного исследования автор проводила исследование на одном из английских заводов. Основная тема исследования было изучение формальных и неформальных отношений на производстве и сравнение формальных и неформальных отношений в России и Великобритании. Было достаточно сложно получить доступна английское предприятие, однако благодаря усилиям преподавательского состава Уорвикского Университета, а также открытости дирек-

ИССЛЕДОВДТЕДЬ I ИЗУЧАЕМАЯ ЯР ГД И ИЗД И И
тора предприятия мне это удалось. При проведении исследования я столкнулась с несколькими сложностями:
Первая сложность состояла в том, что я после полугода обучения в другой стране приехала в абсолютно незнакомый город проводить исследование. Культурный шок состоял в том, что в России познакомится и заиметь друзей даже в незнакомом городе не так сложно. По крайней мере есть коллеги, которые с тобой могут пойти вечером и составят тебе компанию в кафе. В Великобритании для того, чтобы заиметь друзей необходимо несколько лет. Несмотря на то, что люди там в основном были довольно доброжелательными, все общение ограничивалось только рабочим временем. После работы было бсолютное одиночество человека, который попал в незнакомую страну, незнакомый городи находится там без поддержки.
Вторая сложность проявилась тогда, когда необходимо было проводить исследование на уровне цеха. Для того чтобы проводить исследование, необходимо было искать союзников, помощников. И как ив любом такого рода исследовании я старалась опираться на дружелюбно настроенных людей. Однако с самого начала некоторые люди, например мастера, относились ко мне достаточно настороженно. Один из них сказал, что никогда не будет со мной говорить, поскольку считает меня русской шпионкой. Несмотря на не очень благоприятную атмосферу со стороны некоторых отдельных представителей, мне удалось познакомиться с некоторыми ребятами из цеха (надо отметить, что на этом английском заводе, который занимался ремонтом железнодорожных вагонов, на уровне цеха не было ни одной женщины. И вот, когда я стала приходить и беседовать с одним из них, каждый раз, когда я появлялась в цехе, один из членов бригады начинал жутко смеяться, отпускать какие-то шуточки (надо сказать, что уровень моего английского языка на тот момент не был достаточен, чтобы понимать повседневный юмор цеховой жизни. Эти шутки сопровождались хохотом всей бригады. На русский язык можно было бы перевести то, что я понимала, приблизительно так Вот опять эта русская идет к своему хахалю. Посмотрите, какие у нее сапоги смехом, просто обхохочешься. И такого рода оценочные выпады были каждый раз, когда я появлялась в цехе. Яне знала, как себя вести. В университете — нив русском, нив английском — меня этому не учили. Приходилось наобум ориентироваться по обстановке. Я постаралась минимизировать возможности столкновений с этим типом. Это не значит, что я перестала ходить в цех, простоя старалась пройти другой стороной, обойти эту бригаду. В, общем, старалась не лезть на рожон
ШВА Я до сих пор не знаю, правильную ли я выбрала тактику. Потому что если бы я была в России, то я бы поступила явно по-другому. В такой ситуации я бы спуску не дала. Однако будучи в другой стране, я понимала, что конфликт не будет мне на пользу. Слава богу, что моя тактика увенчалась успехом и постепенно как-то эта тема стала неактуальной. Вопрос снялся сам собой. Справедливости ради надо отметить, что в большинстве своем люди на английском предприятии были довольно доброжелательны, они старались узнать также побольше о России, и этот случай не омрачили не изменил моего отношения к англичанам.
Ш
Борьба со стрессом и негативными процессами _ _ _ _ _ Другим примером стресса при проведении исследования является ситуация, которая случилась с Дженифер Харрис — исследователем из Великобритании. Ниже приведен пример из ее исследовательского случая.
Выдержки из статьи Дженифер Харрис121:
Эта статья фокусируется на интенсивных эмоциях, которые испытывал новичок этнограф. Главный мой аргумент — это подтверждение факта, что эмоциональное воздействие событий в поле позволяет этнографу анализировать рефлексивно различия между своими ценностями и ценностями других».
В течение заключительного года моего обучения и тренинга по курсу социальной работы меня распределили поработать с группой патронажа для глухих водном из городов на Северо- Западе Англии. Именно там я поняла, что существует целый мир — Мир Глухих, к которому мы, как люди слышащие, имеем либо очень маленький доступ, либо не имеем его совсем, и этот Дж ениф ер Харрис на протяжении своей карьеры множество раз проводила различные исследования (как бюджтные таки небюджетные) включая исследование, посвященное проблемам интеграции детей-инвалидов в процесс обучения с другими детьми. Она получила степень доктора паук, защитив диссертацию в университете г. Ланкастера (Великобритания) и именно вовремя написания диссертации она развила свою специализацию по работе с глухими людьми. В 1994 г. ее диссертация носила следующее название Культурное значение глухоты. В настоящее время она ведущий лектор на кафедре социальной работы в университете Центрального Ланкастера. Статья опубликована на сайте The Q u alitative Report, V olum e 3, Number 1, March, 1997, (h ttp ://

w w w .n ova.ed u /ssss/Q R /Q R 3-l/h arris.h tm l). Более короткая версия этой статьи была представлена на международной конференции, посвященной проблемам методологии социальных наук в Эссексе, в июле 1996 г, статья была представлена на секции Эмоциональная Природа качественных исследований. Перевод осуществлен М. Семиной.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ II ИЗУЧАЕМ А ! ОРГАНИЗАЦИЯ
мир вращается вокруг Английской Азбуки Глухих. Начав изучать его, Я очень быстро поняла очарование этого совершенно непонятного мне языка, политику его использования, и, конечно, пользователей этого языка — глухих людей. Переходя из библиотеки в библиотеку, чтобы написать мою диссертацию, я поняла, насколько недоисследованы эти проблемы, и как немного известно о социальных аспектах Глухоты. И когда возникла возможность пойти в аспирантуру, свое исследование я решила посвятить этнографическому изучению социальных и политических аспектов Глухоты. Это исследование и является основой данной статьи (Harris, 1995).
Изоляция
Это очень сложная проблема, когда ты отличен от выбранного тобой поля, а кроме того, это еще и проблема другая — проблема изоляции от культурной системы господствующего общества. Во многих случаях оценка этой изоляции и ее эффектов чрезвычайно важна, потому что только подтверждая наше отличие от той группы, к которой мы принадлежим, можно понять культурные системы других групп. Чтобы проиллюстрировать эту точку, я хочу процитировать поэму, которую я написала в течение одного такого изолированного эмоционального опыта:
Извлечение 1. Поэма — Нет, Грустная Поэма, о том, как мне здесь одиноко
Хотя всегда и кажется кратким этот путь,
Но нет ему конца и края.
ОБОСОБЛЕН, вдали без друзей, безродных, без поддержки Я нахожусь ВНУТРИ и все же ИЗВНЕ как странно это чувствуется здесь.
Да, путь исследователя — волка путь в пустыне
Ты должен сильным быть, чтоб вскрыть явлений суть.
Иди, ищи, вскрывай еще не вскрытые глубины
Ищи в своих же собственных пределах силы
Держись чтобы идти, когда уже нет сил
Когда уверен ты, что не переживешь ни дня здесь больше
Ты все же продолжай искать...
Понимая, что литературная ценность этой поэмы равна нулю, тем не менее мне бы хотелось отметить, что вначале моего исследования я осознала проблему, которая состояла в том, что я не являюсь частью .чего-либо: я не была частью сообщества Глухих людей, равно как я не принадлежала к культуре персонала
Г Ш Ж 13
Насилие
Проживание в Центре подразумевало, что насилие возникало каждый день. Это не значит, что возможно привыкнуть к этому, хотя я была поражена, когда обнаружила, что персонал привык к сильным вспышкам насилия со стороны проживающих, ив большой степени научился даже ожидать это. Будучи человеком, который с одной стороны является включенным, ас другой стороны исключенным, бороться с такого рода насилием или терпеть его было чрезвычайно трудно. Резиденты и персонал имели свои групповые нормы и процедуры, как бороться с насилием в то время как такие как я — этнографы — нет. Кроме того, Университетская система поддержки (наблюдатели, академики, и другие) хотя и многозначительна, тем не менее она не всегда обладает знаниями о том, что делать с эмоциями, порожденными насилием в определенной среде. И здесь я намереваюсь проиллюстрировать эту точку зрения с помощью моих полевых записей
Полевые записи. Извлечение Сегодня Я сидела в офисе, и наблюдала за живой природой. Офис — центр для всего, что случается в нашем маленьком мирке, так что это — хорошее место, чтобы просто посло­
няться. С другой стороны, это достаточно ценное место для того, чтобы видеть большое количество различных стилей поведения и подводных значений. Это — также абсолютная граница между штатом и проживающими здесь глухими людьми место споров, объяснений, примирений, возмездия, лечения место власти — интерфейс между слышащим персоналом и Глухими резидентами.
В этот день в офисе дежурили два работника персонала, один старший, один младший. Старшего вызвали далеко на другой участок. Младшего вызвали в Административное здание, чтобы разобраться в какой-то проблеме. Могла ли я отвечать на звонки по телефону, или я должна была просто присматривать за всем происходящим Сколько раз это случалось уже раньше Телефон звонил постоянно — и из него слышалось все от требований о повышении заработной платы персоналу до дискуссий по вопросу о неправильном лечении больных резидентов. В офис вошла резидентка Виолетта. Она должна была быть на работе на участке, но отпросилась — она предпочитает сидеть в офисе, курить и наблюдать за мной. На кого я похожа в ее глазах, мне интересно Я сижу, становясь все краснее и краснее с каждой минутой, и играя кусочком пластмассы — сцена, должно быть, не имеет смысла вообще. Я знаю эту резидентку хорошо. Ее характер известен среди всего персонала. Виолетта
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИЗУЧАЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
весьма буквально — бомба замедленного действия. Она иногда пассивна, особенно, если она имеет доступ к большому количеству сигарет, но если этого нет и если потребуется сделать что-то, что она особенно не очень-то и любит. Да, я видела последствия такого ее состояния несколько раз. Полет мебели, никакого отношения не имеющий вообще, кого или что эта мебель заденет, оскорбительные угрозы жестами, сопровождаемые поспешной ретировкой.
Я смотрел на нее, она смотрела на меня. Я сразу почувствовала, что она в плохом настроении. Я думаю О ДОРОГАЯ. ПРОБЛЕМА, КАКАЯ Я пытаюсь знаками спросить у нее ЧТО ВЫ ХОТИТЕ НИЧЕГО ВЫ ГОЛОДНЫ » В ответ Ах. Старо как мир, нет ни денег, ни сигарет. Я вспомнила подобную же сцену вчера вечером, когда она наконец-таки выудила фунту старшего — она не заработала фунт, конечно, и сегодня его вычтут из ее жалованья, и сегодня опять у нее не будет денег и никакой мелочи, и теперь это — моя проблема, а не старшего Она сидела очень близко ко мне водной стороне стола. Вдруг вошли еще две женщины — резидентки Каролина и Фиона. В настоящее время Виолетта (какя случайно узнала, ненавидит сильно и Каролину, и Фиону. Виолетта начинает обзывать Каролину, дразня ее по поводу того, что у нее романс одним парнем из персонала. Каролина в ответ говорит ей, чтобы она заткнулась. Но Виолетте море по колено. Фиона подключается, начинает быстро быстро что-то показывать Виолетте и становится пунцовой от напряжения. Внезапно Виолетта начинает говорить :УБЫО ВАС, УБЬЮ ВАСЯ ВАС УРОЮ. В этот момент, к моему ужасу, она схватила большие ножницы со стола и начала делать резкие движения в адрес Каролины, Фионы и меня. Мы были все испуганы и, естественно, это было видно по ужасу в наших глазах. Виолетта действительно наслаждалась, самозабвенно и с умилением размахивая оружием. Я знаю историю о ее беспорядках. Я наблюдала ее ежедневно в течение более чем двух месяцев, она часто могла достаточно долгое время говорить о тех людях, которые не присутствовали в данный момент вообще. Если бы я подскочила к ней в этот момент, нанесла бы она удар мне ? Да и было ли это моим делом защищать других резидентов Почему я оказалась в этом глупом положении Не было никакого смысла кричать — я была единственным слышащим человеком в этом центре. Я попробовала оставаться спокойной и решила, что поскольку она очевидно наслаждалась тем эффектом, который оказал на нас ее поступок, решила, что наилучший выход из создавшегося положения — это абсолютное спокойствие и решила, что я должна пробовать выглядеть
ГЛАВА незаинтересованной. К моему большому облегчению это сработало. Ей надоело иона положила ножницы на стол. Я быстро убрала их в ящик ЗАЧЕМ ВЫ ЭТО СДЕЛАЛИ ГЛУПАЯ ВЫ — начала говорить знаками Виолетта. Ах, я не столь глупа, как Выдумаете!
Много позже, когда я возвратилась в Университет и начала сортировать свои наблюдения в качестве участника событий, я вдруг поняла, что этот инцидент не был изолированным опытом — что на самом деле в этом центре имелось много форм насилия, и самое удивительное, это то, что я сама настолько акклиматизировалась и свыклась с этим насилием, что я была должна отступить на шаг, освободиться от той среды и только потом понять все это. Я перерыла всю этнографическую литературу по поводу того, как себя вести в ситуациях, связанных с насилием, но нашла очень малополезного, кроме единственного источника Lee (1995) который представляет очень приблизительный перечень возможных типов опасностей, без особого вступления в детали, о том, как все-таки вести себя когда имеешь дело с эффектами регулярного насилия.
Итак, как можем мы, являясь исследователями, справляться с насилием вовремя нашей полевой работы Действительно ли параллельная культура бравады существует среди исследователей, подобная той, которая описана выше среди персонала Центра И даже если я буду первым человеком, готовым подтвердить что некоторые ошибки были сделаны с моей стороны в инциденте с ножницами, и даже если было бы возможно более детально проанализировать, как и почему это произошло, все равно очень трудно понять, каким образом этого эпизода можно было бы избежать. Моей первичной задачей в то время был полный сбор данных по теме моего исследования, но отнюдь я не желала раскачивать лодку — и мне абсолютно не хотелось притягивать к себе больше внимания чем необходимо.
Инцидент фактически произошел непосредственно из-за неправильного истолкования моей роли (исследователь — не член персонала, и несмотря на все мои попытки заставить и резидентов, и штат понимать это — все было напрасно. Намой взгляд, очень важно, чтобы роли были ясно заявлены сразу по прибытию в пункт назначения при проведении исследования. Я делала это, неоднократно, до бесконечности. Главная трудность здесь состояла в том, что я жила в резиденции в течение нескольких месяцев и будто бы слилась с окружающей обстановкой и людьми. Хотя, с другой стороны, мое присутствие не было заметно уже после месяца — совершенная ситуация для участ-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ НИ ЗУЧ АЕМ АЯ ОРГДНИЗЙЦИЯ
ника-наблюдателя, но со свойственными трудностями роли. Даже помещение, которое я использовала, было предназначено для штата. По сути, этот центр отказывался давать мне какую- либо другую роль это не было возможно. Это однако, оставляет проблему открытой, можно ли что-то полезное вынести из такого каждого случая насилия в поле, или каждое исследование происходит в своей уникальной обстановке и поэтому имеет уникальный потенциал для возникновения насилия По крайней мере, исследователи должны более открыто говорить по поводу этих проблем, поскольку я подозреваю, что они гораздо более широко распространены, чем в настоящее время думают.
Ш
Этические правила при проведении исследования _ _ _ _ _ Прежде всего, мы должны соблюдать небольшое количество самых общих этических правил. С самого начала проведения исследования, исследователь сама иногда и с помощью представителей изучаемой структуры, должен позаботиться о том, чтобы на всех уровнях организации была наиболее полная информация о том, какова цель его/ее присутствия в организации. Участники должны быть четко уверены в том, что исследователь ни при каких обстоятельствах не причините вред ни им, ни их интересам. Исследователь должен везде и всюду повторять, что та информация, которую дают участники, будет оставаться анонимной икон фиденциальной на всем протяжении исследования. Если некоторые участники открыто провоцируют конфликт или пытаются оскорбить исследователя, нельзя грубо отвечать на выпады респондентов. Исследователь всегда должен помнить о том, что по его поведению будут судить о том научном сообществе, которое он представляет. Именно поэтому лучшая стратегия — стремление как можно меньше встречаться с такими возмутителями спокойствия, а если есть острая необходимость провести интервью сих коллегами, то надо изыскивать возможность проводить интервью в нейтральном месте. На наш взгляд, исследователь должен избегать проводить интервью с такими респондентами. Первоначальная агрессия входе интервью может перейти в откровенную злобу. Кроме того, как правило, такие люди достаточно ограничены и их взгляды практически невозможно изменить, поэтому все предрассудки могут быть выплеснуты на исследователя. Такое интервью вряд ли прибавит вам важную информацию, однако может нанести серьезный ущерб поведению исследователя в поле
ГЛАВА. Исследователю необходимо продумать определенные психологические приемы, техники, с помощью которых он, выходя из поля, сможет отбросить негативные эмоции и восстановить положительный настрой. Исследователь никогда не должен записывать на диктофон данные без согласия собеседника. Необходимо спрашивать разрешение также прежде, чем производить фотосъемку видеосъемку.
7. Никогда не разглашать высказывания опрашиваемых в кругу их знакомых. Соблюдать, по мере возможности, нормы и правила той среды, где проводится исследование, и среды, где проводится анализ (университетская, академическая среда. Все научные тексты и отчеты не должны ходить по рукам в той среде, где проводится исследование. Лучше всего, если исследователь предоставляет в конце текст, который резюмирует основные заключения. Если исследователь планирует публиковать статью, книгу, то он обязан сделать анонимными не только тех, кого опрашивал (необходимо обязательно изменять или шифровать имена и фамилии, но и по мере необходимости места проживания и названия коллективов. Должен соблюдаться следующий принцип анонимности читатель, который заранее не знает ни места, ни человека, не должен их вычислять с помощью текста. Не стройте иллюзий те, оком выпишите, сами себя всегда узнают, какими бы ни были их псевдонимы. Тем самым вы можете гарантировать вашим исследуемым людям соблюдение этих деонтологических правил. Не жалейте времени на то, чтобы их им объяснить.
Ш
Пвдезиые методы яри исследовании организаций _ _ _ _ Ни для кого не секрет, что очень многое зависит от самого социолога, от его умения слушать и слышать, а также оттого, какие методы и приемы он использует для того, чтобы получить наиболее полную картину проблемных зон в организации, в жизненной траектории респондента.
С другой стороны, социологу важно знать, каким способом ин­
формант делает свой рассказ понятным для слушателя-интервьюера, понять, в каких объяснительных рамках информант описывает события. Борьба за понимание может идти как минимум на двух уровнях. Понимание произносимых слови содержания текста. Инфор­
мант, примерно представляя степень удаленности исследователя от своего жизненного мира, пытается перевести жаргонные слова, профессиональные термины на язык дилетантов и чужаков. Логику Ильин В.И.
Драматургия качественного исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006.
КОША Т Ш I ИЗУЧАЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
описываемых процессов он пытается разжевать, сделать ее доступной слушателю. Таким образом, в интервью часто звучит искусственная речь, порожденная ситуацией спектакля для чужака. Понимание как оправдание (понять — значит простить. На этом уровне информант пытается вставить описание событий и поступков в смысловые рамки, доступные, сего точки зрения, исследователю. Часто это ответы на вопрос самому себе зачем я это сделал.
Ниже перечислены методы, которые помогали нам в нашей работе при исследовании как российских, таки иностранных организаций. Метод развивающей беседы. Беседуя с респондентом или клиентом, социолог -консультант не только собирает информацию, но и дает определенную информацию. Особенно важно это в беседе с наиболее мыслящими и продвинутыми людьми в организации. Кроме того, этот метод снижает так называемый эффект использования клиента в своих целях. Умное ведение беседы консультантом помогает клиенту сформировать свое мнение о консультантах, об их открытости и ценностях. Метод аналогий. При исследовании организаций, как правило, социолог фиксирует внимание либо на том, что уже видел (используется так называемый эффект сходства, либо на том, чего никогда не видел. Человеческая психика устроена таким образом, что мы постоянно сравниваем, как ведут себя другие и как мы, как ведут себя другие на людях и когда они не видят, что за ними наблюдают. Поэтому в беседе с людьми эти же эффекты помогают. Когда мы рассказываем о том, что мы увидели в других организациях, люди либо подтверждают, и тем самым раскрывают то, что происходит в их организации, либо говорят о том, что у них все происходит совсем по-другому, и тем самым опять показывают вам а как именно у них все происходит. Очень хорошо работает метод под дурачка, особенно, если исследователь — иностранец. Поэтому, если имеют место определенные серые темы, которые известны любому русскому, ноне известен механизм этого явления, то желательно, чтобы самые глупые вопросы поэтому поводу задавал иностранец, которому наши добрые люди объяснят все от и до. Так было в исследовании С. Ашвин, когда она задавала вопросы о феномене блата врос сийской организации. Если бы такой вопрос задал русский человек, то его бы сочли идиотом, поскольку мы все чуть лине с пеленок знаем, что такое блат. Тем не менее иностранный исследователь имела право спрашивать и задавать глупые вопросы. Но здесь нужно быть очень аккуратными если в организации антииностранные настроения, то такого рода консультант будет подозрителен и неже-
ГЛАВА 13 4. Метод описания ключевых событий за определенный период.
Попросите респондентов, с которыми выработаете, описать наиболее значимые события, которые произошли за последнее время в организации. Метод помогает нам провести грамотно диагностику основных проблем в организации. Принцип Карнеги: Лично я люблю землянику со сливками. Но рыба почему-то предпочитает другие кушанья. Поэтому, когда я иду на рыбалку, я беру для нее не то, что люблю, а червяков и сушеных кузнечиков. Принцип Л. Толстого Для меня самый интересный человек — это тот, с которым я непосредственно сейчас беседую

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей