Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

лисенкова Развитие и коррекция навыков чтения. Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М. Школьная Пресса, 2002. 16 с


НазваниеПрограмма для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М. Школьная Пресса, 2002. 16 с
Анкорлисенкова Развитие и коррекция навыков чтения.doc
Дата25.10.2016
Размер136 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаlisenkova_Razvitie_i_korrektsia_navykov_chtenia.doc
ТипПрограмма
#553
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


ББК 74.212 Л63

«Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»

Выпуск 27 I полугодие 2002 г.

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, спид, о рег. ПИ № 77—1491 от 10.01.00 г.

Лисенкова Л.Н.

Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с.

15ВК 5-9219-0181-4

Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит раз­личные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые на­правлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного вос­приятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать цело­стные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.

ББК 74.212

Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

©Лисенкова Л.Н., 2002


5-9219-0181-4
© Издательство «Школьная Пресса», 2002

Пояснительная записка

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последую­щего образования.

В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информа­цию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Чтение как вид деятельности можно представить процессом де­кодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графи­ческой модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

  1. опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);

  2. слияние нескольких букв в слог (слогослияние);

  3. слияние нескольких слогов в слово;

  4. интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за­
    конченную фразу или высказывание.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показа­телями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, сло­ги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характер­но угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Иска­жения звукового состава слов и трудности слогослияния в боль­шинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

  • нарушениями пространственных представлений, пространст­венной ориентировки;

  • нарушением зрительно-моторной координации;

  • нарушением моторики, графомоторных навыков;

  • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

  • нарушением произвольного внимания;

  • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

  • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднения­ми при воспроизведении последовательности движении, по­следовательности в пространстве, во времени, в речи;

  • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно
    при вербализации пространственных, временных представлений.

Для детей младшего школьного возраста, испытывающих труд­ности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта про­грамма, преследующая три основные цели:

  1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.

  1. Формирование навыка чтения.

  1. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.


Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки:

  1. Формирование функционального базиса навыка чтения.

  2. Коррекция несовершенного навыка чтения.

Общие требования и структура занятий

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реали­зуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревно­ваний. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, нео­бычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирова­ние ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.

Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, ос­мысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, сня­тие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).
1. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Этот блок включает различные задания и упражнения, направ­ленные на коррекцию и развитие:

  • пространственного восприятия, пространственных представ­лений;

  • зрительного восприятия, зрительной памяти;

  • слухового восприятия;

  • фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

  • мелкой моторики, графомоторных навыков;

  • зрительно-моторной координации;

  • сукцессивных способностей;

  • слухоречевой памяти;

  • произвольного внимания.

2. КОРРЕКЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, предложенных Е.В.Заика, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения, как:

  • способность строгого побуквенного анализа слов:

  • быстрое различение похожих по написанию слов и букв;

  • способность схватывать Целостные образы слов;

  • прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;

  • прогнозирование, опирающееся на смысл;

  • четкие глазодвигательные и речедвигательные операции.
    Используются также задания и упражнения на формирование осмысленного чтения.


Занятие №1.
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке – это ответ на вопрос учителя. Например: какое сейчас время года?
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

• «Пересчет пальцев».

  1. Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (пер­вого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начи­ная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одно­
    временно.

  2. Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагает­ся поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сде­лать то же самое, но начиная с большого пальца. Упражнение вы­полняется обеими руками одновременно.

  • Упражнение «Пальчики здороваются».

  • Упражнение «Пальчики обнимаются».

  • Упражнение «Позы пальцев».

Детям предлагается вслед за учителем воспроизводить различ­ные позы пальцев:

  1. 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

  2. 2-й палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

  3. 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У;

  4. 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

  5. 2-й и и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

  6. 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть (зайчик);

  7. 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в щепоть;

  8. 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрям­лены.


3. Упражнения на координацию рук.

  • Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя ру­ками: правой, сжатой в кулак, и левой — раскрытой ладонью.
    Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой — раскры­той ладонью.

  • Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя ру­ками: правой, сжатой в кулак (на ребре), и левой — ребром ла­дони. Затем наоборот.

  • Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Детям предлагается вы­
    полнить последовательно три движения рукой: ударить кулаком
    по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.


4. Развитие зрительно-моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.
5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия

  • Задание «Запомни и зарисуй». Ученики в течение 7—10 сек. Рассматривают табличку с изображенными на ней четырьмя различными фигурами. Затем табличка убирается. Ученики в тетрадях по памяти воспроизводят эти фигуры.

  • Работа с изографами. Детям показываются картинки, на кото­рых изображены буквы, составляющие слово. Эти буквы рас­положены в необычном ракурсе, в виде того предмета, о кото­ром идет речь. Задача ребенка прочитать слово и показать
    указкой каждую букву.


6. Коррекция навыка чтения

  • Составление предложения из слов, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного предложения обыч­ным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.

  • Чтение таблиц с предложениями наоборот по словам.




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорка.



  1. Развитие фонематического восприятия.

По первым звукам названных учителем слов нужно отгадать за­думанное слово. Например, учитель загадал слово caд. Он последо­вательно называет три слова: солнце, аист, дом.
10. Коррекция навыка чтения.

  • Чтение текста из рабочей книги «вверх ногами». Уточнение со­
    держания прочитанного текста по вопросам учителя.

  • Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить
    слова из двух частей, написанных на карточках.


11. Развитие внимания и мелкой моторики.

Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изобра­жения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять зада­ние и выполнить его цветными карандашами. Например: раскра­сить рыбок, плывущих направо, — синим карандашом, плывущих налево — красным.
12. Итоги занятия.

Занятие № 2
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.


  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.
5. Развитие пространственных представлений

Усвоение понятий «слева», «справа», «над», «под», «внутри», «в центре», «между». Ребенку предлагается обвести в тетрадях по О шаблону три геометрические фигуры, расположенные в ряд. По устной инструкции учителя дети расставляют определенные значки в соответствии с этими понятиями. По вопросам учителя дети отве­чают, где находится тот или иной значок по отношению к геомет­рическим фигурам.

6. Коррекциянавыкачтения

  • Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­собом и наоборот по словам.

  • Чтение таблицы слов наоборот по буквам.




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведениепоследовательностисловвречи.
    Скороговорки.




  1. Развитие фонематического восприятия.

Детям предлагаются предметные картинки. По первым звукам названий нужно отгадать зашифрованное слово.
10. Коррекциянавыкачтения.

  • Чтение текста из рабочей книги с прикрытой нижней полови­ной строчки. Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя.

  • Классификация слов по группам. Детям предлагается разложить
    карточки со словами группами по категориальному признаку.


11. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза
Задание «Наборщик». Детям предлагается слово, из букв кото­рого они составляют и записывают в тетрадь новые слова.
12. Итоги занятия

Занятие № 3
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.


  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.
5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.
Задание «Запомни сочетание фигур». На магнитной доске учи­тель демонстрирует первое сочетание геометрических фигур. На за­поминание дается 10 сек. Дети из имеющихся у них наборов соот­ветствующих геометрических фигур выкладывают на своих столах точно такое же сочетание. Задание можно повторить несколько раз.

6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным спо­собом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.

  • Поиск в рассказе заданного слова.

  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорка.




  1. Развитие фонематического восприятия

По последним звукам названных учителем слов нужно отгадать задуманное слово.
10. Коррекциянавыкачтения.

  • Чтение текста из рабочей книги с прикрытой верхней полови­ной строчки. Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя.

  • Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки со словами и с бессмысленными буквосочетаниями, они должны разложить их на 2 группы.


11. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Отгадай слово». Детям предлагается из написанных на доске наборов букв составить слова.
12. Итоги занятия.


Занятие № 4
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.


  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.

5. Развитие пространственных представлений.

Усвоение понятий: «справа», «слева», «над», «под», «перед», «по­сле», «выше», «ниже». Дети на партах последовательно выкладыва­ют цветные геометрические фигуры по речевой инструкции учите­ля в соответствии с понятиями. Например: «Положите перед собой красный треугольник, справа от него положите желтый треуголь­ник, слева — зеленый прямоугольник. Над красным треугольником положите желтый круг, под красным треугольником — зеленый квадрат. Перед зеленым прямоугольником положите красный ква­драт, после желтого треугольника — зеленый круг. Выше зеленого круга положите синий квадрат, а ниже зеленого прямоугольника — синий треугольник».

По вопросам учителя дети рассказывают, где находится та или иная фигура по отношению к другим геометрическим фигурам (вербализация пространственных понятий).

6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­собом и наоборот по словам.

  • Чтение таблицы слов. Каждому ученику выдается таблица
    слов. Предлагается отыскать и подчеркнуть карандашом
    «вкусные слова».




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорка.




  1. Развитие фонематического восприятия

Задание «Найди ошибку». Учитель просит учеников выслушать фразы. В этих фразах есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и ис­править их. Например: У меня взрослая почка. (Дочка.)
10. Коррекция навыка чтения.

  • Чтение текста из рабочей книги. Дети должны мысленно разделить слово на две половины и озвучивать только вто­рую.

  • Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить слова из двух частей, написанных на карточках.


11. Развитие внимания, мелкой моторики.

Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изобра­жения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять зада­ние и выполнить его цветными карандашами. Например, стрелки, которые показывают направо, — синим карандашом, налево — зе­леным, вверх — красным, вниз — желтым.
12. Итог занятия.

Занятие № 5
1. Организационный момент.

Игра « Цепочка слов».


  1. Развитие мелкой моторики.
    Упражнения для пальцев рук.




  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.
5. Развитие зрительного восприятия.

  • Детям предлагается таблица, на которой изображены предме­ты, наложенные друг на друга (посуда). Дети должны выде­лить, показать и назвать все изображенные предметы.

  • Работа с изографами.


6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление предложения из слов, написанных на таблич­ках. Чтение составленного предложения обычным спосо­бом и наоборот по буквам. Запись составленного предложе­ния в тетрадь.

  • Чтение таблиц слов. Каждому ученику выдается таблица слов.
    Предлагается подчеркнуть карандашом слова, которые обо­значают то, что ребенок умеет делать. Например: лаять, бе­гать, летать, петь.




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорки.




  1. Развитие фонематического восприятия.

Детям предлагаются предметные картинки. По вторым звукам их названий нужно отгадать зашифрованное слово.
10. Коррекция навыка чтения.

• Чтение текста из рабочей книги через слово. Детям предлага­ется читать не как обычно, а перескакивая через каждое вто­рое слово.

• Классификация слов по группам. Детям предлагается разло­жить карточки со словами группами по категориальному
признаку.
11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Неполные слова». Каждому ученику выдается листок с написанными словами, в которых пропущены одна или несколько букв. Ученик должен вставить эти буквы.
12. Итоги занятия.

Занятие № 6
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».


  1. Развитие мелкой моторики.
    Упражнения для пальцев рук.




  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.
5. Развитие пространственных представлений.

Усвоение понятий: «левый верхний квадрат», «левый нижний квадрат», «правый верхний квадрат», «правый нижний квадрат», «средний нижний», «средний верхний квадрат».

Работа с карточкой и набором цветных геометрических фигур.

По речевой инструкции учителя на карточке, разделенной на 6 квадратов, дети раскладывают цветные геометрические фигуры в соответствии с понятиями.

По вопросам учителя дети рассказывают, где на карточке нахо­дится та или иная геометрическая фигура (вербализация простран­ственных понятий).
6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­собом и наоборот по словам.

  • Чтение выданных напечатанных текстов, восполняя пропуски букв в словах. Уточнение содержания по вопросам учителя.




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорки.




  1. Развитие фонематического восприятия.

Задание «Магнитофон». Учитель с паузами называет слоги, из которых ученики должны сложить слова.


  1. Коррекция навыка чтения.

  • Чтение текста из рабочей книги с двукратным произнесени­ем каждого слова. Уточнение содержания текста по вопро­сам учителя.

  • Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки со словами и бессмысленными буквосочетаниями, они долж­ны разделить их на две группы.


11. Развитие внимания, мелкой моторики.

Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изобра­жения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять зада­ние и выполнить цветными карандашами. Например: раскрась ку­бики так, чтобы маленький кубик был между красным и зеленым, а синий был рядом с красным.
12. Итоги занятия.


Занятие № 7
1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.


  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку од­ного из учеников.
5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.

• Задание «Запомни сочетание фигур».

Магнитная доска разделена на 6 квадратов, в 3—4 из которых расположены цветные геометрические фигуры. На запоминание дается 10 секунд. Дети из имеющихся у них наборов соответствую­щих геометрических фигур должны выложить на своих карточках из 6 квадратов точно такое же сочетание. Задание можно повторить несколько раз.
6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление предложения из слов, написанных на табличках.
    Чтение предложения обычным способом и наоборот по бук­вам. Запись составленного предложения в тетрадь.

  • Чтение напечатанных стихотворений наоборот по словам (с последнего слова до первого).




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорки.


9. Развитие фонематического восприятия.

Задание «Найди ошибку». Учитель просит учеников выслушать двустишия и четырехстишия, в которых есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их. Например: «Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не миска (киска)».
10. Коррекция навыка чтения.

  • Чтение текста из рабочей книги, развернутой на 90° (т.е. строч­ки ставятся столбиком). Уточнение содержания текста по во­просам учителя.

  • Складывание слов из половинок.


11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Составь новое слово». Каждому ученику выдается ли­сток с написанными словами. Нужно составить и записать новые слова, исключив по одной букве из данных слов (добавив по одной букве, заменив одну букву). Например: плуг-луг, oca-коса, куль-руль.


  1. Итоги занятия.


Занятие № 8

1. Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.


  1. Упражнения на координацию рук.




  1. Развитие зрительно-моторной координации.

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку од­ного из учеников.
5. Развитие пространственных представлений.

• Усвоение понятий: «перед», «после», «между», «сверху», «снизу».
Работа с магнитной доской, цветными геометрическими фигурами

и набором предметных картинок на магнитах. На магнитной доске рас­положены в ряд две цветные геометрические фигуры. По речевой инст­рукции учителя дети располагают на магнитной доске предметные кар­тинки в соответствии с понятиями. По вопросам учителя дети расска­зывают где находится та или иная предметная картинка по отношению к геометрическим фигурам (вербализация пространственных понятий).

• Усвоение понятий: «третий справа», «второй слева», «следую­щий за», «рядом».

Детям предлагается обвести по шаблону в тетрадях пять квадра­тов, расположив их в ряд. По устной инструкции учителя дети вы­полняют задание цветными карандашами в соответствии с поняти­ями. Например: «Третий справа квадрат закрасьте красным карандашом, второй слева — синим, следующий за красным, — зеленым, рядом с зеленым, — желтым, перед синим — коричневым».
6. Коррекция навыка чтения.

  • Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­собом и наоборот по словам.

  • Чтение напечатанного текста, в котором есть предложения, содержащие смысловые ошибки. Задача детей — быстро выде­лить как можно больше таких ошибок.




  1. Физкультминутка. Перерыв.




  1. Воспроизведение последовательности слов в речи.
    Скороговорки.




  1. Развитие фонематического восприятия.

Учитель читает небольшой текст. Ученики должны хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
10. Коррекция навыка чтения

  • Чтение текста из рабочей книги с повторным произнесением
    каждого второго (третьего) слова. Уточнение содержания тек­
    ста по вопросам учителя.

  • Классификация слов на группы по категориальному признаку.


11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Зашифрованное слово». Каждому ученику выдается

листок со словами. Нужно составить и записать новые слова, взяв из каждого слова только первые (вторые, последние) слоги.
12. Итоги занятия.

Упражнения и задания, предлагаемые в методических рекомен­дациях, повторяются на протяжении всего цикла занятий с исполь­зованием различного практического материала.
Литература:

1) Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6.

2) КорневА.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 1997.

3) Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.

4) Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. — М., 2000.

5) МилостивенкоЛ.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.

6) Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных спо­собностей ребенка. — М., 2000.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………………………2

Общие требования и структура занятий……………………………………………………...2

1. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ………………...3

2. Коррекция несовершенного навыка чтения……………………………………………….3

Занятие № 1…………………………………………………………………………………….4

Занятие № 2…………………………………………………………………………………….6

Занятие № 3…………………………………………………………………………………….7

Занятие № 4…………………………………………………………………………………….8

Занятие № 5…………………………………………………………………………………….9

Занятие № 6…………………………………………………………………………………….10

Занятие № 7…………………………………………………………………………………….11

Занятие № 8…………………………………………………………………………………….12

Литература………………………………………………………………………………………13
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей