Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Н. Я. Семаго. Простр.представления. Программа по формированию пространственных представлений ( на основе программы Н. Я. Семаго). Разработчик


Скачать 426.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию пространственных представлений ( на основе программы Н. Я. Семаго). Разработчик
Дата30.10.2019
Размер426.11 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаН. Я. Семаго. Простр.представления.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрограмма
#64696
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1
Адаптированная коррекционно-развивающая программа по
формированию пространственных представлений
(
на основе программы Н.Я. Семаго).
Разработчик:
Педагог-психолог Кормильчикова И.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
В сентябре 2015 года на базе ГБПОУ КСУ №10 (подразделение №4) нами было проведено психодиагностическое обследование развития пространственных представлений детей 1 класса по методике Н.Я.Семаго. В обследовании приняли 5 детей. Результаты психодиагностики показали, что пространственные представления у дошкольников сформированы недостаточно.
Пространственные представления о:

Расположении частей лица по отношению друг к другу достаточно сформированы – только у 1 обследованного ребенка (20%)

О расположении частей собственного тела по вертикальной оси достаточно сформированы – у 1 обследованного ребенка (20%)

О пространстве объектов по вертикальной осинедостаточно сформированы у всех обследованных детей (у 0% сформированы)

О расположении частей собственного тела по горизонтальной оси недостаточно сформированы у всех обследованных детей (у 0% сформированы)

О пространстве объектов в горизонтальной плоскостинедостаточно сформированы у всех обследованных детей (у 0% сформированы)

Вправо-влево от тела - достаточно сформированы – у 2 обследованных детей (40%)

О взаиморасположение внешних объектов между собой (справа, слева) недостаточно сформированы у всех обследованных детей (у
0%сформированы)
Кроме того, у некоторых детей наблюдаются: недостаточный объем слухоречевой памяти, неустойчивое внимание, слабый уровень сформированности зрительно-моторной координации; некоторые из детей затрудняются обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пространственные представления у данных школьников сформированы недостаточно. Детям рекомендовано посещение специально организованных групповых занятий по формированию пространственных представлений. За основу
2
развивающего процесса мы взяли программу формирования пространственных представлений (далее ФПП) Н.Я. Семаго. данная программа является коррекционно-развивающей. В зависимости от индивидуальных особенностей детей в структуру занятий также включаются игры или упражнения , направленные на развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, слухоречевой памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Научная обоснованность программы
Основой для исследования базовых составляющих психического развития являются работы А.В. Семенович и ее школы, К.С. Лебединской,
О.С. Никольской, а также более чем двадцатилетняя диагностическая и коррекционная деятельность авторов. Все это позволило конкретизировать структуру психического развития и психической деятельности, а также выявить изменения в этой структуре при различных видах отклоняющегося развития.
Базовыми составляющими развития являются следующие: произвольность психической активности, пространственные и пространственно-временные представления, базовая аффективная регуляция. Эти элементы начинают формироваться с момента рождения (3) и в качестве составляющих встраиваются в дальнейшем как базовые «технологические» элементы в психическую деятельность ребенка.
Выделение подобных базовых составляющих в достаточной степени условно, но дает возможность оценить вклад каждой из них (и их взаимодействие) в целостную психическую деятельность ребенка.
В свою очередь, каждая из базовых составляющих развития является достаточно сложной многоуровневой системой, которая планомерно развертывается (формируется) в процессе развития ребенка. Основным законом подобного формирования можно считать такой: «Своевременность и последовательность решают все».
Введение в структуру психического развития ребенка дополнительной
«макроединицы» — базовых составляющих развития — является конкретизацией теоретических положений Л.С. Выготского о переходе «...от фенотипической к каузально-динамической точке зрения в методике изучения и диагностике развития».
Предлагаемые базовые составляющие развития опираются, с одной стороны, на нейробиологические, функциональные и социальные характеристики, с другой — сами являются предпосылками для формирования высших психических функций (ВПФ).
Практика нашей диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми разных категорий показывает, что базовые составляющие развития ребенка, выделенные нами, являются первичными по отношению ко всем
ВПФ. Поэтому оценка и анализ деятельности ребенка с точки зрения
3
особенностей формирования именно этих составляющих психического развития и их влияния на дальнейшее развитие ВПФ ставятся во главу угла при углубленной психологической диагностике.
Следует отметить, что для любого варианта условно нормативного или отклоняющегося развития характерна определенная структура сформированности базовых составляющих развития.
Это положение дает возможность проводить как оценку индивидуального развития ребенка, так и типологизацию отклоняющегося развития. Для различных форм отклоняющегося развития была показана специфическая структура сформированности трех составляющих психического развития ребенка (8). Например, умственно отсталые дети характеризуются собственным «профилем», специфичным формированием и взаимодействием базовых составляющих.
С учетом специфики профиля базовых составляющих психического развития может быть адекватно поставлен психологический диагноз ребенку и сделан вероятностный прогноз его развития.
Для диагностики познавательной сферы ребенка наиболее важными параметрами являются пространственные и пространственно-временные представления, которые формируются практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности (3).
В работах А.В. Семенович и других исследователей этой школы (5, 9) делается правомерный вывод о том, что пространственно-временные представления лежат в основе не только формирования ВПФ, но и эмоциональной жизни ребенка.
Как показывают наши исследования, недостаточность сформированности пространственных и квазипространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития.
Подобные недостатки в развитии феноменологически проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями и др.
Предлагаемый структурно-системный подход к исследованию развития ребенка позволяет построить онтогенетически адекватную и, тем самым, эффективную развивающую или коррекционную работу с ребенком. По нашему опыту, подобный подход оказывается значительно более продуктивным и менее продолжительным по времени, нежели традиционное
«феноменологическое» развитие или коррекционная работа с ребенком.
4
СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В структуре пространственных представлений можно выделить четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких подуровней. Возможно, в дальнейшем будет произведена дополнительная дифференциация каждого уровня. Для решения практических задач диагностики и коррекционной работы предлагаемую нами дифференциацию можно считать достаточной.
В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями. Безусловно, все эти уровни (и, соответственно, их подуровни) в процессе развития ребенка в определенной степени пересекаются между собой во времени.
Ни в коем случае нельзя рассматривать формирование и развертывание во времени пространственных представлений вне развития произвольности психической активности и эмоционально-аффективной сферы.
Рассмотрим в общих чертах структуру пространственных представлений.
Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле
Подуровнями являются:
— ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство, по Сеченову), — напряжение-расслабление;
— ощущения, идущие от «внутреннего мира» тела (например, голод, сытость);
— ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством (сыростисухости, тактильные ощущения от мокрых и сухих пеленок, складок пеленок и т.п.), а также от взаимодействия со взрослыми.
Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу)
Подуровнями являются:
— представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. В свою очередь, эти представления подразделяются на следующие:
· топологические представления (о нахождении того или иного предмета),
· координатные представления (о нахождении предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны»),
· метрические представления (о дальности нахождения предмета);
— представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.
5
Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития — закону основной оси (8): сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем — о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади».
Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).
Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений
У ребенка вначале в импрессивном плане, а позже в экспрессивном (иногда параллельно) появляется возможность вербализации представлений второго уровня. Существует определенная последовательность появления в речи обозначений топологического плана.
Проявление пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко и т.п.
Четвертый уровень. Лингвистические представления (пространство языка)
Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Он уходит корнями в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.
Понимание пространственно-временных и причинно-следственных отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития. Временной фактор («временной вектор», по А.В. Семенович) (9) играет значительную роль, определяя стиль мышления и собственно когнитивное развитие ребенка.
Основные этапы формирования пространственных и квазипространственных представлений по А.В.Семенович:
1.
Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является
схема тела.
2.
Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Освоение внешнего пространства.
3.
Переход к двигательным диктантам и графическим схемам.
6
4.
Конструирование и копирование, упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными
объектами.
5.
Формирование
«квазипространственных»
представлений.
Начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями.
В исследованиях многих ученых, в частности А.В. Семенович, Н.Я.Семаго делается вывод о том, пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственновременных представлений в онтогенезе лежит в основе дальнейшего формирования высших психических функций (далее ВПФ), а также эмоциональной жизни ребенка.
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений влияет на уровень интеллектуального развития ребенка. Соответственно, при специальной помощи, при коррекции пространственных представлений в интеллектуальном развитий детей происходят положительные изменения.
Цель программы: формирование пространственных представлений в соответствии с возможностями детей с ОВЗ,
Задачи:
Основные

Формировать представления о собственном теле, по вертикальной оси;

Формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела;

Формировать представления о собственном теле по горизонтальной оси.

Формировать представления об объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношения объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства.

Совершенствовать схемы тела с упором на «право –левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка.

Формировать ориентацию и анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу.
Сопутствующие
Развивать зрительное восприятие, слухоречевую память, произвольное внимание мыслительные процессы.
7
Адресат:
Дети 6 -10 летнего возраста, имеющие недостаточный уровень сформированности пространственных представлений.
Продолжительность курса: 30 занятий. Занятия проходят в групповой форме 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Планируемые результаты: после прохождения курса коррекционно- развивающих занятий у детей формируются основные пространственные представления в соответствии с возможностями здоровья:
• о собственном теле, по вертикальной оси.
• о взаиморасположении объектов по отношению к телу с точки зрения
«вертикальной организации» пространства тела
• о собственном теле по горизонтальной оси.
• об объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношения объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства.
• о схеме тела с упором на «право –левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка.
• сформируется ориентация и анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу.
• совершенствуется зрительное восприятие, слухоречевая память, произвольное внимание, логическое мышление.
Система оценки достижений
Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики по методике Семаго: первичная психодиагностика
(начало программы), итоговая психодиагностика (конец программы). Психодиагностика проводится в индивидуальной форме.
8
Организационный раздел
Учебно-тематический
план
программы
«
Формирование
пространственных представлений»
категория слушателей: дети 6- 10 лет
форма проведения: групповые занятия
продолжительность занятия: 30 минут
Этап
Цель этапа
Наименование занятий
Форма контроля
1 этапЦель:
1.
Формирование представлений о собственном теле, по вертикальной оси.
2.
Формирование взаиморасположени я объектов по отношению к телу с точки зрения
«вертикальной организации» пространства тела
Занятие 1. Мое лицо.
Беседа с детьми в конце занятия, обобщение пройденного материала.
Психологическая диагностика по методике Семаго: первичная психодиагностика, итоговая психодиагностика.
Занятие 2. Мое лицо по вертикальной оси: «выше»,
«ниже»
Занятие 3. Мое лицо по вертикальной оси: «между»,
«над» и «под».
Занятие 4. Мое тело
Занятие 5. Мое тело по вертикальной оси: «выше»,
«ниже»
Занятие 6. Мое тело по вертикальной оси: «между»,
«над» и «под».
Занятие 7. Мое тело и другие объекты по вертикальной оси:
«выше», «ниже»
Занятие 8. Мое тело и другие объекты по вертикальной оси
«между», «над» и «под».
Занятие 9. Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси «выше»,
«ниже»
Занятие 10. Взаимоотношение внешних объектов между собой по вертикальной оси
«между», «над» и «под».
2 этап Цель:
1.
Формирование представлений о собственном теле по горизонтальной оси.
2.
Формирование
Занятие 11. Мое тело по горизонтальной оси: «ближе к...»,
«дальше от...»
Занятие 12. Мое тело по горизонтальной оси:«перед», «за»
Занятие 13. Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси:
«ближе к...», «дальше от...»
9
представления об объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношен ия объектов с точки зрения
«горизонтально й организации» пространства.
Занятие 14. Мое тело и другие объекты по горизонтальной оси:
«перед», «за»
Занятие 15. Мое тело и другие объекты в горизонтальной плоскости «сбоку»: («ближе чем...», «дальше чем...»)
Занятие 16. Взаимоотношение внешних объектов между собой по горизонтальной оси «ближе к...», «дальше от...», «перед», «за»
3 этап Цель:
1. совершенствова ние схемы тела с упором на
«право –левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка.
2.
Формирование ориентации и анализа взаиморасполож ения объектов в пространстве с точки зрения
«сторонности» по отношению к собственному телу.
Занятие 17. Мое тело и другие объекты: «слева», «справа»,
«правее», «левее»
Занятие 18. Мое тело и другие объекты:
Дальше –правее, дальше- левее
Занятие 19. Мое тело и другие объекты: «слева от..», «справа от..»
Занятие 20. Мое тело и другие объекты: « левее, чем...», «правее, чем...».
Занятие 21. Мое тело и другие объекты «сзади»
Занятие 22.
Строители.
10
Структура занятий и основное содержание структурных
компонентов занятия:
Каждое занятие в программе имеет опреледеленную структуру и включает:
1) разминку;
2) овладение новым материалом;
3) игровой этап (обязательный в ходе каждого занятия, адекватный как уровню развития детей, так и возрасту, с опорой на ведущий тип мотивации), в ходе которого также происходит овладение собственно пространственными представлениями различного уровня - от иерархически более простых и ранних до наиболее поздно формирующихся в онтогенезе;
4) Игры или упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти, мыслительных процессов, зрительномоторной координации.
5
) завершающий этап, чаще всего творческий, когда детям необходимо самим создавать какие-либо произведения — будь то космические конструкции из лего-материала или сочинение рассказа с заданными параметрами.
Методы, используемые при реализации программы:
Программа состоит из трех блоков:
1 блок- диагностический (методика Семаго)
первичная диагностика;
− итоговая диагностика.
2 блок- коррекционно-развивающий:
1 раздел- формирование собственно пространственных представлений

1 этап – формирование представлений о собственном лице, теле по вертикальной оси.

2 этап – формирование представлений о собственном теле, объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства.

3 этап – совершенствование схемы тела с упором на «право-левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка, последующая ориентация на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу.
2 раздел- формирование квазипространственных представлений (может быть использован в качестве развивающего направления работы)
3 блок -просветительский
− индивидуальные консультации родителей.
11
Требования к условиям реализации программы:
• занятия проводятся в условиях кабинета психолога на базе ГБПОУ КСУ
№10 (подразделение №4), (наличие стульев и столов по количеству участников)
• магнитная доска, фланелеграф, зеркало, конструктор «Лего», конструктор
«Строитель», бумага для рисования, цветные и простые карандаши

«Демонстрационный материал «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Н.Я. Семаго, из-во Аркти 2006 год
Показания и противопоказания к проведению программы:
В качестве развивающей данная программа может быть эффективно использована при работе с детьми старшего школьного возраста с «условно нормативными развитием».Кроме того, данная программа успешно может быть использована при работе с детьми (как дошкольного, так и младшего школьного возрастов) с обоими вариантами задержанного развития, а также трудно переоценить эффективность ее использования для работы с детьми дошкольного возраста с дефицитарным развитием.
В качестве коррекционнойпрограмма ФПП используется как основная при следующих типах отклоняющегося развития:
• парциальная несформированность
ВПФ преимущественно вербального, вербально-логического типа;
• парциальная несформированность ВПФ смешанного типа;
• тотальное недоразвитие всех типов (в случае аффективнонеустойчивого типа только после работы, направленной на формирование произвольной регуляции деятельности, медикаментозного вмешательства);
• дефицитарное развитие у детей младшего школьного возраста;

«мягкие» варианты искаженного развития преимущественно эмоционально-аффективной сферы (4-я группа РДА по О.С. Никольской);
• дисгармоничное развитие, осложненное парциальной несформированностью смешанного типа.
Противопоказания к использованию программы ФПП
Нецелесообразно использовать программу в работе с детьми с искаженным развитием преимущественно когнитивной сферы (пусть даже имеющих
«пробелы» в развитии пространственных представлений), поскольку это может привести к провоцированию новой сферы сверхценных увлечений и интересов, еще более искажая тем самым всю структуру психического развития ребенка.
12
Система оценки достижений планируемых результатов:
результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики по методике Семаго
(первичная, промежуточная, итоговая психодиагностика). Психодиагностика проводится в индивидуальной форме. С помощью психодиагностики будет оцениваться уровень овладения ребенком основными пространственными представлениями (количественная оценка). Данные психодиагностики заносятся в индивидуальный бланк.
Диагностика пространственных представлений.
В ходе работы проводится диагностика сформированности пространственновременных представлений у детей: в начале и по окончании курса занятий.
Обследуются такие параметры:
1.
Пространственные представления о собственном теле.
(Анализ сформированности представлений ребенка о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела):

в отношении собственного лица (анализ частей лица и их
расположение на лице по отношению друг к другу)
Инструкция: «Закрой глаза и скажи, что у тебя над глазами, под глазами, под носом, над носом, надо лбом, под губами.
А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха».
«Достань левой рукой правое ухо»,
«Достань правой рукой правое ухо»

по отношению к телу в целом (анализ расположения частей
собственного тела)
Инструкция: «Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями».

по отношению к руке (анализ положения рук относительно
собственного тела и частей рук относительно друг друга)
Инструкция: «Что выше: плечо или локоть? Плечо или ладонь? Ладонь или запястье?
2.
Пространственные представления о взаимоотношении объектов в
пространстве.
(Анализ взаиморасположения объектов в пространстве):
 взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси;
 взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела);
 взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево от основной оси.
13
Оценивается и возможность вербализации пространственных представлений.
Материал для исследования: коробка и карандаш.
Последовательность исследования: а) карандаш помещается на коробку.
Инструкция А: «Вот видишь, карандаш находится на коробке
(показывается). А как сказать, где находится карандаш сейчас? (карандаш помещается над коробкой).
Инструкция Б: «А так?» (карандаш помещается под коробкой на некотором расстоянии от ее дна). б) карандаш помещается между ребенком и коробкой.
Инструкция В: «Сейчас карандаш находится вот здесь. Вот ты, вот коробка, а вот карандаш. Как сказать, где находится карандаш по отношению к коробке?» в) карандаш помещается справа или слева от коробки.
Инструкция Г: «Как сказать, где находится карандаш?».
3.
Особенности координатных и метрических представлений ребенка
(взаиморасположение частей рисунка).
Методики:

«Разрезные картинки»;

«Кубики Кооса».
4.
Вербализация пространственных представлений.
Последовательность анализа:
 анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребенка на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень);
 анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).
Оценивается: правильное владение ребенком такими предлогами и понятиями как: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от.
Материал для исследования: картинка с изображением полки с игрушками, картинка с изображением горизонтально и в пространстве расположенных разноцветных геометрических фигур, сюжетная картинка «Звери идут в школу».
5.
Лингвистические представления (пространство языка).
Анализируются:
 возможность словообразования, в том числе формирование сравнительных степеней прилагательных;
 подбор антонимов;
 понимание и формирование пассивных и других сложных речевых
(лексико-грамматических) конструкций;
 понимание и формирование пространственно-временных и причинноследственных речевых конструкций.
14
Оценивается: понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями, квазипространственными (в том числе пространственновременными и причинно-следственными).
Последовательность исследования:
Формирование сравнительных степеней прилагательных.
Инструкция: «Подбери нужное слово: «Карандаш длинный, а линейка еще…», «Стул жесткий, а стол еще …», «Стол гладкий, а стекло еще …?»
Подбор слов-антонимов:
Инструкция: «Подбери слово противоположным смыслом:
«Стул жесткий, а подушка…?», «Карандаш короткий, а линейка…?»
Узнавание и понимание сложных, в том числе пассивных речевых
конструкций.
Методика исследования: ребенок должен отнести услышанную фразу к тому или иному изображению, находящемуся на листе. Ребенок должен показать на листе то изображение, которое соответствует услышанной фразе.
Инструкция: «Покажи, где: мамина дочка…, дочкина мама. Хозяин коровы…, корова хозяина». «Покажи: скатертью накрыта клеенка…, мальчик спасен девочкой…, книгой накрыта газета…».
15
Оценивается правильное понимание сложных речевых конструкций, предъявляемых устно: «Бегемотом съеден крокодил, кто кого съел?»,
«Пароходом перевезен самолет, кто кого вез?».
Исследуется возможность правильно продолжить сложную речевую конструкцию: «Перед тем как придти домой мальчик…», «Вместо того, чтобы надеть сапоги, я…», «Из-за того, что было жарко, девочка…» и т.п.
6. Анализ усвоения и правильного воспроизведения автоматизированных
временных рядов.
Оценка сформированности «временных» рядов производится как в ситуации их последовательного воспроизведения, так и «вразбивку».
В первом случае ребенка просят перечислить последовательность времен года, месяцев, дней недели.
Во втором случае ребенок должен ответить на вопросы: «Перед осенью бывает…», «После зимы наступает…», «Перед средой бывает…», «После пятницы наступает…» и т.п.
Анализируется:
 четкость перечисления;
 наличие пропусков во временных рядах;
 нарушение их последовательности.
Обследование проводится индивидуально. Заполняется диагностическая карта (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
16
Планирование занятий осуществляется в соответствии с результатами диагностики.
Проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия в соответствии с логикой формирования пространственно-временных представлений. По итогам заключительной диагностики отслеживаются результаты проведенной работы и вносятся коррективы в программу занятий.
17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Фамилия, имя ________________________________________________
Возраст________________ Класс ____________
Пространственные представления о собственном теле:
Анализ частей лица и их расположение
Анализ расположения частей тела
Анализ положения рук относительно тела
Над глазами
Под глазами
Под носом
Надо ртом
Под губами
Надо лбом
Сбоку от носа, от уха
Проба Хэда
Над плечами
Над шеей
Под шеей
Под коленями
Сбоку от тела
Что выше: плечо или локоть?
Локоть или кисть?
Плечо или ладонь?
Запястье или кисть?
Пространственные представления о взаимоотношении объектов в
пространстве:
Над
Под
Между
Спереди
Слева
Справа
Координатные и метрические представления
Разрезные картинки
Кубики Кооса
2х сост.
4х сост.
6ти сост.
А
В
С
1 2
3 4
Вербализация пространственных представлений
выш е ниж е на д по д слев а спра ва леве е прав ее ближ е дальш е сверх у сниз у
Пос л.
Пред посл в на пере д за следующий за предыдущий
Лингвистические представления
Сравнение
Антонимы
Сложные речевые конструкции
Длинный –
Жесткий –
Гладкий
Кислый
Сладкий-
Твердый –
Короткий –
Толстый-
Сильный –
Дочкина мама
Мамина дочка
Хозяин коровы
Корова хозяина
Скатертью накрыта
18
клеенка
Клеенкой накрыта скатерть
Мальчик спасен девочкой
Книгой накрыта газета
Бегемотом съеден крокодил, кто кого съел?
Пароходом перевезен самолет, кто кого вез?
Временные представления
Времена года
Дни недели
Месяцы
Части суток
1 тип
2 тип
1 тип
2 тип
1 тип
2 тип
1 тип
2 тип
19
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Дидактические материалы для занятий по формированию пространственных и временных представлений у учащихся 1-4-х классов
I.
Пространственные представления
ВИДЫ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО
РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1)
ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ НАБОРНОЕ ПОЛОТНО С СЕРИЕЙ
ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК
20
Вопросы для закрепления пространственных предлогов:
Назови предмет, который находится слева от цветка?
Что находится между яблоком и брюками?
Какая картинка расположена над тарелкой? И т.д.
2) ОТРАБОТКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА
3) ЛАБИРИНТЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ («Найди домик», «Клад» и др.)
ИЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ («СХЕМА ЛИЦА», «СХЕМА
ТЕЛА»)
21
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
(схема лица)
1.
Что находится надо лбом?
2.
Что находится над глазами?
3.
Что находится над щечками?
4.
Что находится над носом?
5.
Что находится надо ртом?
6.
Что находится над подбородком?
7.
Что находится под глазами?
8.
Что находится под подбородком?
9.
Что выше: щеки или брови?
10.
Что ниже: нос или подбородок?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
(схема тела)
1.
Что находится над локтем?
2.
Что находится под запястьем?
3.
Что у тебя выше, чем локоть?
4.
Что находится ниже, чем локоть?
5.
Что находится под коленом?
6.
Что находится ниже голени?
7.
Что находится выше бедер?
8.
Что находится выше ступни?
9.
Что выше: колено или голень?
10.
Что ниже: бедро или голень?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3
(понятия «ближе – дальше»)
1.
Что ближе (относительно тела) к запястью?
2.
Что ближе (относительно тела) к ладони?
3.
Положите желтую карточку дальше от вас, чем красную, но ближе, чем белую.
4.
Расположите фигуры на парте следующим образом: ближе всех от вас – квадрат, дальше всех – треугольник, между ними – круг.
5.
Что в классе ближе всего к вам?
6.
Что дальше всего от вас?
7.
Что ближе к вам: доска или стол?
8.
Что дальше: дверь или стол?
9.
Нарисуйте дом перед деревом.
10.
Нарисуйте дерево перед домом.
22
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4
(горизонталь – вертикаль)
1.
Какие слова на доске написаны горизонтально?
2.
Какие слова на доске написаны вертикально?
3.
Что в комнате расположено горизонтально?
4.
Что в комнате расположено вертикально?
5.
Что находится перед тобой?
6.
Что находится за тобой?
7.
Опишите расположение фигур.
8.
Подчеркни слова, обозначающие предметы, расположенные вертикально: стул, дерево, окно, подоконник, зеркало, тетрадь, доска, картина.
9.
Подчеркни слова, обозначающие предметы, расположенные горизонтально: доска, штора, ковер, люстра, скамейка, книга, карандаш, шкаф.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5
(работа с понятиями «выше», «ниже», между»)
Задание: нарисовать дом, в котором живут следующие животные:
- на первом этаже – волк,
- на втором этаже - заяц,
- на третьем этаже - ежик,
- на четвертом - лягушка,
- на пятом - мышка,
- на шестом – медведь.
Ответьте на вопросы:
1.
Кто живет выше лягушки, но ниже медведя?
2.
Кто живет ниже лягушки?
3.
Кто живет ниже ежика, но выше волка?
4.
Кто живет ниже зайца?
5.
Кто живет выше всех?
6.
Какой этаж находится выше 3-го, но ниже 5-го и кто там живет?
7.
Какой этаж находится между 4-м и 6-м и кто там живет?
8.
Какой этаж дома – последний?
9.
Какой этаж находится выше 1-го, но ниже 3-го и кто там живет?
10.
Назови животное, которое живет на 5-м этаже.
II.
Временные представления
Для детей с отклонениями в развитии необходимо использовать разнообразные наглядные пособия.
23
Иллюстративный материал для занятий по развитию временных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
1.
Напиши день недели, который наступает после вторника.
2.
Какой день недели находится между средой и пятницей?
3.
Какой день недели наступает после четверга?
4.
Первый день после выходного дня?
5.
Если сегодня – понедельник, то завтра?
6.
Что раньше – суббота или воскресенье?
7.
Что позже – вторник или четверг?
8.
Какой день приходится на середину недели?
9.
Какие 2 дня недели следуют за пятницей?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
1.
В году __________времени года.
24
2.
В году __________месяцев.
3.
В неделе __________дней.
4.
Части суток __________________________________________________
5.
Если сегодня пятница, какой день был вчера _____________________
6.
Если завтра будет вторник, какой день недели сегодня _____________
7.
Саша во вторник ходит в бассейн, в пятницу – в хор, в субботу – на танцы. Какие дни у него свободные?______________________________
_____________________________________________________________
8.
Если сегодня вторник, какой день недели был позавчера?____________
9.
Если сегодня среда, какой день недели будет послезавтра?
10.
Напиши все летние месяцы _____________________________________
11.
Первый месяц зимы – это ______________________________________
12.
Последний месяц лета – это ____________________________________
13.
Февраль – это месяц (напиши время года)_________________________
14.
Перечисли все месяцы года _____________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Практические задания
1.Нарисовать 4 круга (для детей с нарушением мелкой моторики – обвести шаблоны). Разделить круги на части в соответствии с количеством:
- времен года (4 части)
- частей в сутках (4 части)
- дней в неделе (7 частей)
- месяцев в году (12 частей).
2. Нарисовать дерево в соответствии с временем года (зимой, весной, летом, осенью).
3. Расставить сюжетные картинки последовательно (по временам года).
4.Раскрасить картинки по инструкции (яблоко под бананом, грушу слева от апельсина; игрушку на полке выше пирамидки и т.д.).
5. Игра «Ветрянка» (ставить точки на шаблоне, на котором нарисовано лицо человека, в соответствии с инструкцией: под глазами, над бровями и т.д.).
6. Игра «Мой день» (в соответствии с частью суток описать, чем занимался – последовательно).
25
7. Нарисовать любимое время года.
8. Нарисовать план комнаты, дорогу в школу.
10.
Игры «Сюрприз» «Клад» (опираясь на план класса найти «сюрприз»
(«клад») (игрушку).
В этом же разделе можно использовать методики «Разрезные картинки» и
«Кубики Кооса».
«Разрезные картинки» дают возможность для исследования особенностей координатных представлений ребенка (взаиморасположение частей рисунка).
«Кубики Кооса», помимо координатных представлений, позволяют провести анализ и метрических представлений (по тому, как изменено количество используемых кубиков, по количеству, которое используется в тестовом узоре).
Следует отметить, что в образном плане все пространственные параметры
(топологические, координаторные, метрические) можно проанализировать при копировании ребенком фигуры человечка, домика, при рисовании стола с четырьмя ножками. Такие задания традиционно используются в нейропсихологическом обследовании .
Станд
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей