Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)
Программа профессиональной переподготовки
Психологическое консультирование и психодиагностика (620) New
Основы общей психологии
Практическое задание 1, Модуль 1. Введение в общую психологию
слушатель Разоренова Анна Владимировна
Коломейцева Лидия Владимировна г. Москва — 2020 Генезис предмета психологической теории Этап развития психологии (века) Психологи Научное
направление Предмет психологии Методы исследования Основные труды Вклад в науку
(VII-VI вв до н.э.) Гераклит,
Алкмеон
Материальная природа психических явлений и единство души и тела.
Душа-без раскрытия ее конкретного содержания.
Гераклит придавал важность чувствам — особенно зрению и слуху
«О природе», состоявшая из трёх частей
(«О природе»,
«О государстве»,
Общее представление об активной роли души. Выдвигают представление о мире как едином целом, и это единство мира выступает в форме единой мировой материи. Античность,
(VII в. до н.э.–
V в. н.э.)
Пифогор,
Демокрит,
Сократ, Платон,
Аристотель
Эпикур,
Лукреций Кар
Противоположные точки зрения на психику – материалистическая и идеалистическая.
Душа – источник активности тела, обладающая функциями познания и регуляции поведения.
Нет Платон «Федон», «Государство»;
Аристотель «О душе»,
Демокрит «Большой мирострой»,
Лукреций «О природе вещей» Изучаются основные проблемы психологии, связанные с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека.
Психология в Средневековье до эпохи Возрождения
(V-XVI вв.)
Фома
Аквинский,
Ибн Сина
(Авиценна),
Ибн Рушд (Аверроэс) Окрашенный мистицизмом идеализм, борьба между материализмом и идеализмом. Душа, исследование видов активности тела, познание чувственного мира. Интроспекция - как понятие самонаблюдения. Ф. Аквинский «Сумма теологии» и «Сумма против язычников», Ибн Сина «Канон», Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии . Психология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.)
Людвиг Вивес,
Гоклениус,
Гасман Гуманистическая концепция человека. Душа – ее проявление и связи. Наблюдение, самонаблюдение. Людвиг Вивес «De anima et vita» (Души и жизни) Исследовательский подход к явлениям действительности. ВТОРОЙ ЭТАП: Психология как наука о сознанииПсихология Нового времени
(XVII - первая половина XIX вв.)
Р.Декарт,
Ф.Бэкон,
Б.Спиноза,
Д. Локк,
Г. Т. Гоббс,
Д. Гартли,
Юм,
Гербарт Рационализм, ассоцианистическая психология. Сознание, его содержание и пути его формирования. Интроспекция, логика - индукция и дедукция, анализ, методы естественных наук. Р. Декарт «Мир», Б. Спиноза
Развитие рационалистического и эмпирического подходов, появление первых теорий эмоций, теории рефлекса. Новое время (Вторая половина XIX века) В. Вундт,
Ф. Бретано,
В .Прайер Экспериментальная психология. Сознание. Элементы психики, их связи и законы, психология народа. Наблюдение человека за самим собой и описание фактов, эксперименты. В. Прейера «Душа ребёнка» Дали импульс в разработке понятия о психической функции как особой деятельности сознания.
Отношение психологии в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии. Развитие генетический психологии, зоопсихологии. ТРЕТИЙ ЭТАП: Психология как наука о поведении Новейшее время
(начало XX века)
Экспериментальная психология,Психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология).
Оформление различных направлений и научных школ. Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП:Современный этап развития психологии, изучение факторов, закономерностей и механизмов психикиНовейшее время (XX–XXI век) Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов,
А. Маслоу,
К. Роджерс,
Д. Майерс
Основы общей психологии
Практическое задание 2, Модуль 1. Введение в общую психологию
|