Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска
УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете
протокол №
от « ПРОГРАММА логопедического кружка по развитию речи «Умней-ка»
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, с учетом основной образовательной программы ДОУ
Составитель:
Копрянцева А.А., учитель-логопед 1 квалификационной категории
г. Смоленск, 2019 г.
«9
Пояснительная записка.
Работа кружка «Умней-ка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова. Учебный план по оказанию дополнительной образовательной услуге составлен на основе пособий по развитию речи и обучению грамоте: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недордзвитием речи в условиях специального детского сада: второй год обучения (подготовительная группа)».- М.: Издательство «Альфа», 1993г. В.В.Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей».- М.: Издательство ГНОМиД, 2008г. Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г. Кружок «Умней-ка» - это учёба и игра. Игровая форма работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во всю непосредственную образовательную деятельность включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей «Умней-ка» проводится во вторую половину дня 2 раза в месяц.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации дополнительного образования детей - 30 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Группа состоит из 6 детей.
Форма предоставления услуги - групповая.
Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.
Задачи: развивать связную речь в игровой деятельности; поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях; поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого; учить передавать словесно содержание сказки, впечатление из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания; формировать графические навыки. Ожидаемый результат: к концу года воспитанники будут знать: все звуки и буквы русского алфавита; правильное положение тетради при письме; уметь вычленять первый и последний звук в слове; правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова; делить слова на слоги, выделять ударный слог; писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие); составлять предложения с заданными словами; составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы; правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова; использовать в речи обобщающие слова; правильно держать ручку; ориентироваться на листе бумаги; закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур; дорисовывать начатые фигуры; штриховать нарисованный предмет прямыми и наклонными линиями. Дата НОД Программные задачи Материал Литература СЕНТЯБРЬ 09.09 «Поможем
Петрушке» Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части тела». Учить детей составлять предложения с опорой на предметные картинки. Употреблять в речи слова, называющие предмет. Развивать внимание, связную речь, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к своему организму. Предметные картинки (части тела человека и предметов), Петрушка - картинка, тетради, игра «Части тела». Гомзяк О.С., с.
38 23.09 «Красавица Осень»
(КВН) Закрепить и употребить накопленные детьми представления об осени. Продолжать учить детей выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный. Закреплять словарь детей: сварливые, вереница, моросящие, спячка. Развивать диалогическую и связную речь, память, внимание, логическое мышление, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде. Эмблемы: рябинки, осенние
листочки; круги (зеленые и красные); картинка — Буратино, лес, хлеб, перелетные и зимующие птицы; игра «Перелет птиц». Цуканова С.П., с. 27 ОКТЯБРЬ 14.10 «Природа осенью» (деревья, кустарники) Уточнить и расширить представления детей о разнообразии деревьев и кустарников. Закрепить знания о деревьях и их частях (корни, ствол, крона, ветки, листья). Дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, о способах распространения семян. Закрепить знания о гласных звуках -а, -у; буквах —А, -У. Учить определять место звуков в словах. Учить составлять описательные рассказы. Развивать зрительное восприятие и память, речь детей, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь. Схема-описание деревьев,
предметные картинки (ель, береза, дуб, сирень, акация);
цветные карандаши, тетради. Гомзяк О.С.,
с.5
Цуканова С.П., с. 37
Нищева Н.В.,
С. 8 28.10 «Мы по ягоды пойдем» Продолжать учить детей составлять
описательные рассказы с опорой на схему. Систематизировать знания детей о сборе лесных и садовых ягод. Закрепить знания детей о буквах -Ы, -Э; звуке -ы. Развивать связную речь, внимание, мышление, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе. Картинки (садовые и лесные ягоды); схема-план описания ягод; мяч; тетради, ручки. Цуканова С.П, с. 48
НОЯБРЬ 11.11 «Магазин одежды» Формировать обобщающие понятия:
«одежда», «головные уборы», «обувь». Уточнить словарь по данной теме, расширить и активизировать его. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Учить образовывать и использовать в речи множественное число существительных Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику рук Формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям. Картинки (одежда, головные
уборы, обувь); мяч; тетради, ручки; д/и «Оденем куклу». Гомзяк О.С., с.
14,
Нищева 11.В..
с. 125 25.11 «Путешествие с Колобком» Формировать потребность правильно
употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Продолжать учить детей составлять
описательные рассказы о продуктах питания по плану воспитателя. Закреплять умение находить в слове заданный звук (букву -П), определять его место, твердость и мягкость. Развивать мышление, продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать мелкую моторику, умение употреблять в речи качественные прилагательные, умение составлять предложения по схеме.
Воспитывать отзывчивость. Игрушка - Колобок; картинки с изображением продуктов питания; схемы предложений; листочки с загадками; тетради, карандаши. Анисимова
Т.Б,
Плотникова
Т.В., с. 158 ДЕКАБРЬ 2.12 «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления. Учить находить в окружении предметы, в названиях которых есть звук -т,-ть, определять место этого звука в слове, его мягкость или твердость. Воспитывать чувство прекрасного. Картина «Зимние забавы»; схема для составления рассказа; тетради. Нищева Н.В.,
с.11 16.12 «Что такое Новый год?» Познакомить с историей возникновения праздника. Продолжать учить детей
образовывать прилагательные и
согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т.д.). Учить придумывать слова с буквами -X, -К.
Закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы. Развивать память, внимание,
мышление, речь детей. Воспитывать интерес к русским традициям. Картинно-графический план; д/и «Слова на ладошке»; картинки по теме «Новый год»; Марцинкевич
Г.Ф., с. 63, 96
Коноваленко
В.В., с. 34
ЯНВАРЬ 13.01 «Как живут птицы зимой?» Закреплять обобщающее понятие: зимующие птицы. Учить узнавать и раскрашивать знакомых птиц (синица, голубь). Учить читать слова из трех букв. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Упражнять в умении делить слова на слоги. Закрепить образ буквы -3. Развивать связную речь, моторику рук, мышление, память, внимание детей. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, любовь к пернатым. Картинки «Зимующие птицы», д/и «Составь новое слово», кормушка, д/и «Поставь ударение». Коноваленко
В.В., с. 42 27.01 «Птичий двор» Продолжать учить детей узнавать в словах и дифференцировать звуки -с - з. Закреплять знания очертания букв -3, -С. Продолжать тренировать в умении образовывать
множественное число существительных. Закрепить знания по теме «Птицы». Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам. Предметные картинки «Домашние
птицы» Марцинкевич
Г.Ф., с. 57, 65 ФЕВРАЛЬ 10.02 «Книга Джунглий» Дифферинцировать звуки К-Г. Закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран. Развивать зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок. Совершенствовать навыки составления и чтения слов. Воспитывать бережное отношение к природе. Плакат с животными жарких стран, карточки с перепутанными
буквами; тетради. Нищева Н.В.,
с. 17 24.02 «День защитника
Отечества» Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах. Учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, подбору родственных слов; знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить подбирать слова к схемам, составлять сюжетный рассказ по серии картинок. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Воспитывать гордость за свое Отечество, уважение к защитникам. Картинки (военные профессии); игра «Что лишнее?», картинка — Буратино; тетради, цветные
карандаши. Кузнецова
Е.В., Тихонова
И.А., с. 36 МАРТ 02.03 «Весна идет, весне дорогу» Продолжать учить детей составлять
сюжетный рассказ по картине. Закреплять знания детей о приметах весны и весенних месяцах. Учить писать (списывать) их названия. Тренировать умение разгадывать ребусы различных видов. Дифференциация звуков -Ж-3. Развивать умение составлять из предложенных слогов слова. Воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе. Картина «Весна»; иллюстрации с приметами весны; колокольчик, тетради; иллюстрации «Птицы». Гомзяк О.С., с.
32
16.03 «Мамин праздник
- женский день» Систематизировать и обобщить знания детей о весеннем празднике - 8 марта. Учить составлять предложения с заданными словами. Закрепить образ букв -Л, -В. Развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом. Развивать умение детей подбирать признаки к существительному через Д/И «Моя мама самая - самая... »; творческое воображение, мышление через игровую ситуацию «Сюрприз в шкатулке». Развивать общую и мелкую моторику через проведение пальчиковой гимнастики и физминутки. Воспитывать уважение и любовь к самому близкому и родному человеку - маме. Шкатулка, фотографии мам;
игрушка - сердечко; тетради; цветные карандаши; открытка - С 8 Марта! Гомзяк О.С., с.
29,
Нищева Н.В., с. 60 АПРЕЛЬ 13.04 «Вестники весны»
(перелетные
птицы) Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы». Совершенствовать навыки
рассказывания по картине; грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных). Развивать связную речь, внимание, мышление детей. Воспитывать самостоятельность, любовь к пернатым. Картинки с изображением
перелетных птиц, тетради, ручки, цветные карандаши. Схема для рассказа. Быкова И.А., с. 31-35
Нищева Н.В., с. 63
Скоролупова
О. А., с. 47 27.04 «В мире
насекомых» Закреплять умение составлять описательные рассказы с опорой на схему. Упражнять в пересказывании текстов. Пополнять
словарный запас детей по теме «Насекомые». Развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание. Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных. Закрепить образ букв -С, -Ц, -И. Воспитывать у детей самоконтроль за речью, бережное отношение к насекомым. Картинки насекомых, мини - музей «Насекомые». Текст для пересказа «Перелетный жук». Гомзяк О.С., с.
9.
Нищева Н.В.,
с. 51 МАЙ 11.05 «День Победы» Расширять представления детей об армии (солдаты в годы ВОВ, воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Уточнить знания детей о празднике - Дне Победы. Учить детей пересказу. Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них. Альбом «Фотографии военных лет», альбом «Значки», д/и «Каким должен быть воин — солдат?» Коноваленко
В.В., с. 66 25.05 «Незнайка в гостях у детей»
(повторение) Уточнить понятие «звук»; закрепить
звукослоговой анализ слов; формировать умение составлять предложения с
предлогами, читать и печатать слова и предложения; развивать мышление, внимание воспитывать самостоятельность. Картинка (Незнайка), конверты с заданиями, «волшебная
корзиночка», тетради, ручки. Кузнецова
Е.В., Тихонова
И.А., с. 23
Список использованной литературы. И.А.Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме»: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребенка говорить и читать».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе/ О.С.Гомзяк. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007г. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2001г. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду с детьми 6-7 лет.- М.: Мозаика - Синтез, 2006г. Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г. Рабочая тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада / Нищева Н.В., 2001г. Пименова Т.И. «Выговаривать хочу...»: Дидактический материал. - СПб.: КАРО, 2006г. 11.Занимательное азбуковедение: Кн. Для родителей, учителей и милых детей / Авт.-сост. В.В.Волина; Худож. Л.М.Рудаковская.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1994г.
Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Планы занятий .- Волгоград.: Издательство «Учитель», 2000г. Курицына Э.М., Тараева Л.А. « Говорим правильно. Большая книга занятий по развитию речи».- М.: РОСМЭМ, 2006г. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей / В.В.Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008г. 15.Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010г.
Электронные ресурсы.
|