Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

статья курсовая. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности депривированных подростков в условиях детского дома


НазваниеПсихолого-педагогическое сопровождение развития личности депривированных подростков в условиях детского дома
Дата25.10.2019
Размер47.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файластатья курсовая.doc
ТипДокументы
#64558
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Сопровождение в педагогике рассматривается как деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [3]. В психологии о сопровождении говорится как о системе профессиональной деятельности, обеспечивающей создание условий для успешной адаптации подростка к условиям его жизнедеятельности. Успешно организованное сопровождение помогает подростку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна [9].

Важнейшей точкой зрения к сопровождению являются отношения. Позитивные отношения педагогов влияют на реализацию интеллектуальных возможностей ребёнка, поэтому необходимо формирование или восстановление особого типа отношений «взрослый ребёнок», которые гарантируют ребёнку доброжелательное принятие, поддержку и помощь. Это особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач его обучения и развития.

Важно выделить три группы целей психолого-педагогического сопровождения. Во-первых, идеальная цель – развитие всех индивидуальных сфер ребёнка (мотивационной, когнитивной, эмоциональной, волевой, действенно-практической, сферы саморегуляции, экзистенциальной). Во- вторых, идеальная цель конкретизируется в персонифицированной цели - достижение оптимальных для него образовательных результатов, более высокого уровня образованности и развития индивидуальности. В-третьих, процессуальной целью является отражение в педагогических средствах актуальных потребностей обучающихся, на основе которых ребёнок может успешно решать образовательные задачи [4].

Психолого-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного воспитанника детского дома, даже если педагог работает с группой. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности являются: медицинские работники и другие специалисты, классный руководитель, психолог, социальный педагог. Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам воспитанник, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими детьми, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребёнка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности [8].

Суть идеи психолого-педагогического сопровождения – комплексный подход к решению проблем развития. Понимание психолого-педагогического сопровождения процесса саморазвития личности как деятельности субъект-субъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания, творческой самореализации и приобретает особое значение в образовательном процессе.

Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, нравственного здоровья; превентивная и оперативная помощь в решении их индивидуальных проблем [6].

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостный и непрерывный процесс изучения личности, её формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия. Это система профессиональной деятельности психолога и социального педагога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка [2].

Сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность социального педагога и психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения ребенка в детском доме, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого воспитанника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог вместе с социальным педагогом имеют, четкие представления о том, что именно они должны знать о воспитаннике, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Они учитывают также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических и даже правовых вопросов.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении построен по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи депривированным подросткам, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех воспитанников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении с взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы [5].

В соответствии с этими основными компонентами процесса сопровождения выделяется несколько важнейших направлений практической деятельности педагога-психолога и социального педагога в рамках процесса сопровождения: прикладная психодиагностика, развивающая и психокоррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, социально-диспетчерская деятельность. В самих направлениях, сформулированных в общем виде, нет ничего нового. Однако каждое направление обретает свою специфику, получает конкретные формы и содержательное наполнение, включаясь в единый процесс сопровождения [7].

Одна из важнейших сторон работы психолога и социального педагога - участие в профориентации и помощь воспитанникам в обоснованном выборе профессии. В содержание деятельности входит: выявление интересов и склонностей воспитанников, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики, определение социальных установок и помощь в их формировании; участие в проведении занятий по курсу «Основы выбора профессии», в проведении профориентационных мероприятий; привлечение к профориентационной работе специалистов профориентационных служб [1].

Для того чтобы более подробно рассмотреть интересующие нас вопросы, мы считаем необходимым обозначить методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения, предложенные С.Г. Косарецким. По его мнению, на современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают:

Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребёнка при построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учёт индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребёнка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.

Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность) на рассмотрение целостной ситуации развития ребёнка в контексте его связей и отношений с другими.

Концепция психического и психологического здоровья детей, рассматривающая в качестве предмета работы педагога-психолога - проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние её психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

Парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.

Теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие её «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило), ориентирующий на создание в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Сопровождение – это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Однако, прежде чем подробно остановиться на содержании этого понятия, рассмотрим в целом ситуацию в отечественной психологической практике с точки зрения тех целей и той идеологии, которые заложены в различные существующие подходы.

Итак, сопровождение является системой профессиональной деятельности педагога-психолога и социального педагога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Литература:

1. Бьермон К.Л. Социальная компетентность и образовательная среда. // Психологическая наука и образование. - 2001. - №4

2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004

3. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи / С. Зеленков // Народное образование. - 2007. - №6. - С. 239-242; c. 9

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2003

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2016

6. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. М.В. Гамезо - М., 2001; c. 17-18

7. Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. - СПб.: речь, 2016. - 224 с

8. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000; c. 23-24

9. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Учебное пособие. - Л.: издательство ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2001. c. 6-7
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей