Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Психотерапевтическая работа с глиной Галина Бедненко, Марина Владимирова Крюкова


Скачать 25.93 Kb.
НазваниеПсихотерапевтическая работа с глиной Галина Бедненко, Марина Владимирова Крюкова
АнкорПсихотерапевтическая работа с глиной.docx
Дата04.10.2017
Размер25.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПсихотерапевтическая работа с глиной.docx
ТипДокументы
#25198
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Психотерапевтическая работа с глиной
Галина Бедненко, Марина Владимирова — Крюкова


             По мифологическим преданиям древних шумеров и семитов человек был создан богами из глины. В тексте «Како сотвори Бог Адама», напечатанное А. Н. Пыпиным по рукописи XVII в. для сотворения человека Бог «взем горсть земли от осьми частей: от земли тело, от камени кость, от моря кровь, от солнца очи, от облака мысли». Уподобляясь демиургу, люди пытались создать человека искусственно, с помощью глины и магии: так создавался Голем рабби Лёва. Глина использовалась в магических ритуалах, смачиваясь кровью, а не водой, в случаях особого употребления.

             Глина – осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Большей частью она серого цвета, но встречаются глины белого, красного, желтого, коричневого, синего, зеленого, лилового и даже черного цветов. Глина пылевидна в сухом состоянии и пластична при соединении с водой. Так символически соединяются земля и вода, две женские стихии, предназначенные для вылепливания на воздухе и к обжигу огнем, в соединении со стихиями мужскими. Плодом единения стихий являются посуда, гончарные изделия, культовые предметы: то, что составляет бытовой мир человека, делает его отличным от животного. Глина является основной не только гончарного, но и кирпичного производства, с древних времен и до сих пор важнейшего материала для строительства домов, вновь исключительной особенности человеческого существования.

               В теории химической эволюции Земли в последнее время разрабатывается идея возникновения жизни на основе РНК (рибонуклеиновых кислот, молекул, которые содержатся в клетках всех живых организмов). Условия для эволюции таких организмов наблюдаются при кристаллизации глины. Эти предположения основаны, в частности, на том, что при кристаллизации глин каждый новый слой кристаллов выстраивается в соответствии с особенностями предыдущего, как бы получая от него информацию о строении. Это напоминает механизм репликации РНК и ДНК. Таким образом, делается вывод, что химическая эволюция началась с неорганических соединений, и первые биополимеры могли быть результатом автокаталитических реакций малых молекул алюмосиликатов глины.
В представленной недавно широкому сообществу гипотезе физиолога, академика РАН, представителя Института эволюционной физиологии и биохимии, Ю. Наточина, жизнь появилась на земле не из соленой воды, а из земной глины. Именно богатые калием глины стали источником жизни на Земле. Регулярная структура этих веществ позволяет формировать сложные последовательности нуклеиновых кислот – процесс, который потенциально может привести к появлению необходимых для жизни белков. Таким образом, делается вывод, что глины могут играть особую роль в синтезе органических молекул и образовании протоклеточных структур. Глина берет свое начало в мире минералов, но играет важную роль и в жизни всех других царств – растений, животных и человека. Так растения живут в глинистых почвах, а многие животные употребляют глину в пищу осенью и зимой, при переходе на новый рацион питания.

               В настоящее время известно, что глина содержит все необходимые организму микро и макроэлементы и минеральные соли, причем в пропорциях и сочетаниях, которые наилучшим образом усваиваются организмом. Этот минерал обладает ионообменными свойствами, то есть забирает у клеток то, что находится в избытке и поставляет недостающее. Лечебные свойства глины в первую очередь основываются на ее абсорбирующих способностях: она притягивает к себе токсины, шлаки, тяжелые металлы и выводит их из организма, тем самым, очищая его, убивает бактерии, поглощает запахи и газы. В этом смысле глина подобна составу печени. Гален использовал глину как целебное средство, о том же писал Плиний Старший. Глину в качестве лекарственного вещества упоминал Авиценна в труде «О способах лечения вообще», разделяя красную «печатную» глину с определенного холма в местности, издавна пользующегося славой священного, и белую глину. Особенное предпочтение местных, известных своими особенными свойствами, глин привело к увлечению лечением глинами на европейских курортах в середине XX века. Кроме того, часто полагали, что наибольшее воздействие производит глина той местности, где проживает пациент. Другие, впрочем, считают, что лучшая по исцеляющим свойствам – та глина, которая подходит для лепки.

            В современной медицине глина применяется для лечения хронических заболеваний суставов, позвоночника, мышц, периферической нервной системы, травмах (ушибах растяжениях связок, гематомах), гинекологических заболеваниях, цистита. В народной медицине глина используется более широко. Издавна глина использовалась человеком для очищения тела. Она легко мылится, не создавая пены и проявляет хорошую моющую способность в воде любой жесткости. Глина активно используется в современной медицине и народном целительстве, в современной косметологии.

            В арт-терапии глина ценится как естественный, неструктурированный, пластичный трехмерный материал. Ценным оказывается также то, что ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов и требует определенных физических усилий и затрат времени. Глина считается идеальным материалом для передачи эмоций и переживаний человека, а сам процесс – исцеляющим.

 

С точки зрения классического психоанализа, работа с глиной воспринимается как естественное и бессознательное влечение человека к запечатленному с раннего детства образа материнской утробы и мягкого тела матери. Кроме того, в этой парадигме глина – это телесное в широком смысле, а также грязь и фекалии, имеющие отношение к анальной стадии развития. Аналитическая психология К.-Г. Юнга видит в использовании глины тягу к архетипическому единению стихий воды и земли, алхимическую метафору нового творения. В работе с материей невозможно ограничиться только взглядами тех, кто имеет лишь общее представление, мысли об этом. А нам встречались суждения гончаров о том, что для мастера, работающего с глиной, она – неоформленное еще будущее, неясный вначале, но с течением работы – все более ясный выбор, в том числе и жизненный.

          Процесс работы с глиной в арттерапии имеет общую структуру, связанную с материальной данностью, а также и различные вариации оформления работы и взаимодействия со свидетелем (психотерапевтом, ведущим или другим участником группы). Мы приведем общий порядок такого процесса.


               1. Знакомство с глиной. Смешивание сухой глины и воды.
Мы предлагаем работать с изначально сухой глиной. Первым этапом в этом случае будет соединение материала с водой и вымешивание. Само по себе знакомство с сухой глиной – отдельный процесс. Есть возможность погрузить в нее пальцы, всю кисть целиком, пропускать глиняный песок сквозь пальцы. Прикосновения к коже струящихся песчинок завораживают, и на первом этапе такого знакомства с материалом может произойти даже отказ от смешивания сухого материала с водой, своеобразное предпочтение чистоты, сухости и стерильности. Смешивание глины с водой требует некоторого чутья пропорций. Глина может быть довольно сухой и малопластичной, или же наоборот – вязкой и слишком жидкой. Стихия воды традиционно ассоциируется с душевными движениями и эмоциями. Если вернуться к метафоре земли и воды как телесного и эмоционального, то этот этап может быть знаком соответствия этих двух начал для человека. И само переживание этого процесса – открытием для него этого соответствия (или несоответствия представлений о себе и ощущаемой реальности).

         2. Мятье глины руками. Катание шара.После смешивания глины и воды в подходящей для клиента пропорции, происходит т.н. «мятье», сминание, перемешивание, формирование первоначальной, достаточно однородной массы. Происходит контакт живой земли с чувствительными ладонями, биологически активными точками на них, что делает лепку (и особенно сминание глины) эффективным самомассажем. Он способствует восстановлению внутреннего равновесия и обретению определенного уникального для человека темпа и спокойствия. Первичная форма массы обычно округла, шарообразна, что ведет нас к идее шара, первичного Яйца Творения мира.

            3. Формирование образов и форм.Существует множество приемов работы с глиной. Это сжатие и растяжение; вытягивание и разрыв, протыкание и раскатывание, прилепливание (влепка); скручивание и рассечение (ребром ладони); вминание костяшками пальцев; мелкая проработка пальцами рук или ногтями и др. Каждый раз они находятся индивидуально. При первой работе с глиной репертуар приемов может быть невелик, однако затем он естественным образом может увеличиться. Разумеется, это имеет значение не только для инструментальной эффективности работы и точности полученной формы, но и для метафоры типа взаимодействия индивида и материи (самой реальности).
Лепка может быть осознанной («я хочу создать то-то») или неосознанной («я леплю, не раздумывая»), с открытыми глазами, проверяя соответствие получающееся формы нужному образу или с закрытыми – доверяясь только осязанию. Таким образом происходит экстернализация внутренних, осознанных или неосознанных, образов, воплощение их в формы. Отдельное значение может иметь и расположение полученных форм в пространстве.

              4. Диалог со свидетелем.Терапевтическая работа с глиной, как правило, приветствует психотерапевта, преподавателя или другого участника группы, клиентской, учебной, интервизорской. Другой может посмотреть на работу и дать предложить свои ассоциации, описать наблюдения, чувства, дать предположения. Психотерапевт или преподаватель может помочь сфокусировать тему, с которой работает человек, кроме того, дать возможность отреагировать те или иные эмоции и переживания, вербально или – опять же в лепке.

5. Трансформация форм и позиций. В результате озвучивания эмоций, чувств, ассоциаций, идей, метафор, связанных с творением, а также осмысления переживания процесса творения может произойти его переосмысление. В этом случае возможно трансформация форм и позиций. Одни фигуры способны поменяться местами, другие изменят даже свою форму. Это может происходить как по собственной инициативе творца, так и с предложения (а то и провокации) свидетеля. Чаще всего подвергаются трансформации фигуры, вызывающие негативные переживания: таким образом их изменение оказывается актом взаимодействия с переживанием, его контейнированием и превращением в форму «зоны ближайшего развития».

          6. Пауза пребывания внутри «слепленного мира». Еще один способ взаимодействия с созданными формами это пауза принятия своего творения. Это время окончательно принятия того образного ряда, который был сформирован здесь и сейчас из чистой пластичной материи. Этот тот свой Космос, который был создан человеком из Хаоса в процессе творения. Потому каждый раз это творение отражает важный аспект природы человека, его переживаний. Это слепок его души.
Потому так важно побыть с этим столько, сколько нужно, чтобы затем вернуть стихии ее первоначальную форму.

            7. Возвращение к целостности Шара. В отличие от ряда других как терапевтических, так и ремесленных методов, в конце сеанса мы предлагаем возвращение к первоначальной форме Шара. Это становится завершением ритуала, акта творения. Все образы и формы вновь превращаются в саму материю, тем, чем они и есть на самом деле. И все эти созданные образы и формы есть ни что иное, как глина, плоть земли; нечто отдельное и не принадлежащее человеку. Это дает определенную свободу и ощущение правды, реальности этого мира. Глина возвращает себе начальную форму шара. И это уже не изначальное яйцо творения, но оплодотворенная смыслом первичная форма. Начало истинного рождения чего-то нового.

         Союз глины и человека дает удивительные результаты. Это обнаружение своего темпа и своей внутренней гармонии пропорций; бессознательное научение управлению своим временем и своими действиями. Это воплощение своих эмоций и идей в материи и акт истинного творения. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину в эстетической форме. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и тем самым "исправлять’’ эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо.
Использование глины в терапии особенно важно для тех клиентов, которым трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях. В ситуациях неопределенности: «мятье» глины, «вылепливание» снижает или убирает сопротивление и дает возможность «увидеть» решение. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Она эффективна в терапии с высокой степенью агрессии, с социальной дезадаптацией клиента, девиантным поведением, с постстрессовым расстройством, навязчивыми состояниями, а также экзистенциальными кризисами и проблемами. В работе с глиной нет противопоказаний и возрастных ограничений. Это и позволяет нам с оптимизмом предполагать ее более широкое использование и психологической практике.

            Бедненко Г.Б. – историк, мифолог, автор книг «Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности» (М.: Класс, 2005), «Греческие богини: Архетипы женственности» (М.: Класс, 2005), «Греческая мифодрама: Деяния богов» (М.: Добросвет, 2008) и др.

                     Владимирова-Крюкова М.Ю. – психолог, арт-терапевт.
Использованная литература

1. Грам в., Зея Н. Теория жизни, слепленная глиной // Газета. Ру. – 9 октября 2008 года. — https://www.gazeta.ru/science/2007/10/06_a_2219851.shtml

2. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: Владос.— 1998.

3. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1998.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей