Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

РП ПСХЛ -новая форма. Рабочая программа по дисциплине Концепции современного естествознания (Б. 5) для студентов очного обучения


Скачать 276.5 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине Концепции современного естествознания (Б. 5) для студентов очного обучения
АнкорРП ПСХЛ -новая форма.doc
Дата13.01.2017
Размер276.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRP_PSKhL_-novaya_forma.doc
ТипРабочая программа
#5177
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Кафедра «Философия»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине

«Концепции современного естествознания» (Б. 2. 1. 5)


для студентов очного обучения

030300 «Психология»

Квалификация (степень) – бакалавр

форма обучения – очная

курс – 2

семестр – 3

зачетных единиц – 2

часов в неделю – 2

академических часов – 72

в том числе:

лекции – 14

практические занятия – 18

коллоквиумы - 4

самостоятельная работа – 36

зачет – зачет

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры


«_» ________ 201_ года, протокол № _

Зав. кафедрой _____________/______________/
Рабочая программа утверждена на заседании

УМКС/УМКН

«__» ________ 201_ года, протокол № _
Председатель УМКС/УМКН _______/______________/
Саратов 201_

1. Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания дисциплины: формирование у студентов научного мышления посредством знакомства с феноменом науки, критериями научности и базовыми концепциями, образующими современную естественно-научную картину мира, а также формирование целостного видения мира через демонстрацию взаимосвязей, существующих на различных уровнях организации природы.

Задачи изучения дисциплины:

1. Раскрыть суть и специфику основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естествознании.

2. Обозначить современные проблемы естествознания, перспективы развития в конкретных областях знания
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Концепции современного естествознания является курсом, включающим себя как сугубо философские вопросы, так и проблемы, рассматриваемые в рамках естественных науках. В силу того, что данный курс предполагает знакомство студентов с этапами развития научного познания, включая развитие научной картины мира, так же значимыми для успешного преподавания курса также являются история и история науки.

Список смежных дисциплин

Философия

Культурология

История

История науки

Физика

Химия

Биология

Астрономия

Космология

Антропология

Для успешного освоения курса студенты должны быть знакомы с содержанием основополагающих естественнонаучных теорий в рамках программы среднего полного образования.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: ок-2, ок-10.

Студент должен знать: основные критерии научности, основные этапы развития научной картины мира.

Студент должен уметь: ориентироваться в многообразии естественно-научной информации, применять критерии научности в своей профессиональной деятельности.

Студент должен владеть: основами методологии научного познания и принципами научного мышления.
4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам

и видам занятий




мо-ду-

ля



неде-ли

№ те-мы


Наименование

темы



Часы

















Всего

Лек-ции

Лабораторные

Прак-тичес-кие


СРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3 семестр

1

1

1

Предмет, специфика и обоснование актуальности курса. Естественно-научная и гуманитарная культуры Наука, её сущность, структура и критерии

4

2




2

4

1

2

2

.Эволюция естественно-научной картины мира. Современная естественно-научная картина мира Принципы современной физики

4

2




2

4

1

3

3

Структурные уровни организации материи. Пространство и время в современном естествознании

4

2

коллоквиум 2

2

4

1

4

4

Кибернетика и синергетика как общие науки об управлении и самоорганизации.

4

2




4

4

2

5

5

Возникновение и развитие научной химии. Методы и концепции познания в химии

4

2




2

4

2

6

6

Концепции современной биологии. Основы генетики

4

2




2

4

2

7

7

Человек как предмет естественно-научного познания. Человек и биосфера

4

2

коллоквиум

2

2

4

2

8

8

Ноосфера и человек

4







2

4

Всего

36

14

4

18

36


5. Содержание лекционного курса




темы

Всего

часов



лекции

Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекции

1

2

3

Предмет и цель курса «Концепции Современного Естествознания». Понятие «естествознание».

  1. Наука как феномен культуры. Определение культуры. Гуманитарное и естественнонаучное знание: сходство и различия.

  2. Миф, религия, наука и философия как формы культуры и способы миропонимания.

  3. Функции науки в современном мире.




2

2

2

Эволюция естественно-научной картины мира. Типы научных картин мира.

  1. Этапы развития научной картины мира

  2. Современная естественно-научная картина мира

  3. Принципы современной физика. Квантовая механика и Теория Относительности.

3

2

3

Структурные уровни организации материи.

  1. Микро-, макро- и мега-миры

  2. Пространство и время как естественно-научная проблема

  3. Понимание пространства и времени в концепциях И. Ньютона и А. Эйнштейна




4

4

4

Кибернетика и синергетика как общие науки об управлении и самоорганизации.

  1. Понятие самоорганизации

  2. Основные принципы кибернетики

  3. Основные принципы синергетики




5

5

5

Возникновение и развитие научной химии. Методы и концепции познания в химии.

  1. Химия как наука.

  2. Этапы развития химия.

  3. Эволюционная химия

6

8

6

Концепции современной биологии. Основы генетики

  1. Сущность и функции живого

  2. Проблема возникновения жизни.

  3. Концепции эволюции в биологии

7

7

7

Человек как предмет естественно-научного познания. Человек и биосфера

  1. Теории антропосоциогенеза. Учение Ч. Дарвина.

  2. Биологическое и социальное в человеке.

  3. Проблема антропосоциогенеза. Современное состояние.


6. Перечень практических занятий




темы

Всего

часов



занятия

Тема практического занятия. Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии

1

2

1

Предмет, специфика и обоснование актуальности курса КСЕ. Естественно-научная и гуманитарная культуры

  1. Наука в духовной культуре общества. Специфика и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур

  2. Естествознание как особая форма освоения объективной реальности. Виды естественных наук, их цель и предмет Статус естествознания в современном мире

  3. Этика наука. Ответственность ученого

2

2

2

Наука как феномен культуры

  1. Наука как феномен культуры. Определение культуры. Гуманитарное и естественнонаучное знание: сходство и различия.

  2. Миф, религия, наука и философия как формы культуры и способы миропонимания.

  3. Функции науки в современном мире.



3

2

3

Структурные уровни организации материи.

  1. Развитие представлений о пространстве и времени в истории науки

  2. Современная наука о космосе и Земле (мегамир)

  3. Макромир. Микромир

4

2

4

Кибернетика и синергетика как общие науки об управлении и самоорганизации.

  1. Понятие самоорганизации. Классификация систем

  2. Кибернетика - наука об управлении

Синергетика - общая наука о самоорганизации

5

2

5

Возникновение и развитие научной химии. Методы и концепции познания в химии.

  1. От алхимии к научной химии. Структура химии. Взаимосвязь химии с физикой.

  2. Проблема химического элемента. Учение о составе.

  3. Структурная химия. Учение о химических процессах.

  4. Эволюционная химия

6

2

6

Концепции современной биологии. Основы генетики

  1. Сущность живого, его основные признаки Структурные уровни живого.Клетка как первокирпичик живого, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой

  2. Принципы биологической эволюции

  3. Генетика как наука, её основные понятия




7

2

7

Человек как предмет естественно-научного познания. Человек и биосфера (коллоквиум)

  1. Теории антропосоциогенеза. Учение Ч. Дарвина.

  2. Биологическое и социальное в человеке.

  3. Проблема антропосоциогенеза. Современное состояние.



8

2

8

Ноосфера и человек

  1. Понятие ноосферы.

  2. Концепция ноосферы П. Тейяр де Шардена

  3. Концепция ноосферы В.И, Вернадского

9

2

9

Глобальные проблемы современности

  1. Понятие глобальных проблем.

  2. Характеристика глобальных проблем.

  3. Пути решения глобальных проблнм.




  1. Перечень лабораторных работ






темы

Всего

часов

Наименование лабораторной работы. Вопросы, отрабатываемые на лабораторном занятии

1

2

Современная Космология.(коллоквиум)

  1. Рождение научной космологии. Открытия Н. Коперника, Т. Браге, И. Кеплера и Г. Галилея. Учение о Вселенной и закон всемирного тяготения И. Ньютона.

  2. Современные космологические модели.

2

2

Человек как предмет естественно-научного познания. Человек и биосфера (коллоквиум)

    1. Развитие представление о происхождение человека.

    2. Проблема антропосоциогенеза. Современное состояние

    3. Биологическое и социальное в человеке. Эволюционная генетика.




8. Задания для самостоятельной работы студентов




темы

Всего

Часов

Вопросы для самостоятельного изучения (задания)

Литература

1

2

3

4

1

2

  1. Наука как феномен культуры. Уровни научного познания

  2. Наука как феномен культуры. Методы и формы научного познания.

  3. Наука как исторический феномен. Исторические типы науки (классическая, неклассическая и постнеклассическая): основные характеристики.




  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А. А. Горелов. 4-е изд., стер. М.: ИЦ "Академия", 2008.

  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Горелов А. А. 3-е изд., стер. М.: ИЦ "Академия", 2007.

  3. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. 8-е изд., стер. М.: ИЦ "Академия", 2008.

  4. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический проект, 2008.

  5. Кун Т. Структура научных революций. М.: ИЗД-ВО «АСТ», 2004.




2

2

  1. Исторические типы науки (классическая, неклассическая и постнеклассическая): основные характеристики

  2. Научные знания на Востокею Античная наука. Наука в Средние века. Научные идеи эпохи Возрождения и Нового времени.

  3. Понятие «научная картина мира». Типы научных картин мира.






3

2

  1. Космология как наука о Вселенной. Современные космологические модели. Космические объекты

  2. Происхождение и строение Солнечной системы.

  3. Пространство и время как естественнонаучные проблемы. Представление о пространстве и времени в Античности (Платон, Аристотель)




4

2

  1. Античная космология

  2. Революция в астрономия 16-17в.в.

  3. Космология в 18-19 в.в




5

2

  1. Научные идеи Н. Винера

  2. Научные идеи Г. Хакена и И. Пригожина




6

2

    1. Проблема химического элемента

    2. Структурная химия

    3. Концепция А. руденко




7

2

  1. Происхождение жизни: основные подходы.

  2. Законы Менделя

  3. Синтетическая теория эволюции




8

2

  1. Эволюционизм и креационизм: два подхода к объяснению происхождению природы и человека.

  2. Теории антропосоциогенеза. Учение Ч. Дарвина.

  3. Проблема антропосоциогенеза. Генетика и анропология.




9

2

  1. Глобальные проблемы современности.




10

2

    1. Взаимоотношение техники и природы. Понятие техники





9. Расчетно-графическая работа

-

10. Курсовая работа

-

11. Курсовой проект

-

12. Вопросы для зачета

  1. Предмет и цель курса «Концепции Современного Естествознания». Понятие «естествознание».

  2. Наука как феномен культуры. Определение культуры.

  3. Миф, религия, наука и философия как формы культуры и способы миропонимания.

  4. Наука как феномен культуры. Функции науки в современном мире

  5. Классификации наук. Гуманитарное и естественнонаучное знание: сходство и различия.

  6. Наука как феномен культуры. Уровни научного познания

  7. Наука как феномен культуры. Методы и формы научного познания.

  8. Наука как исторический феномен. Исторические типы науки (классическая, неклассическая и постнеклассическая): основные характеристики.

  9. Наука как исторический феномен. Закономерности развития науки: концепция К. Поппера

  10. Наука как исторический феномен. Закономерности развития науки. Учение Т. Куна о научных революциях.

  11. Возникновение науки. Научные знания на Востоке

  12. Античная наука. Наука в Средние века.

  13. Возникновение науки современного типа. Научные идеи эпохи Возрождения и Нового времени.

  14. Понятие «научная картина мира». Типы научных картин мира.

  15. Структурные уровни организации материи. Понятие физической картины мира.

  16. Понятие физической картины мира. Механическая физическая картина (Декарт, Галилей, Ньютон).

  17. Понятие физической картины мира. Электромагнитная физическая картина мира (Фарадей, Максвелл)

  18. Понятие физической картины мира. Квантово – полевая картина (Планк, Бор, Эйнштейн, Гейзенберг)

  19. Пространство и время как естественнонаучные проблемы. Представление о пространстве и времени в Античности (Платон, Аристотель)

  20. Пространство и время как естественнонаучные проблемы. Понимание пространства и времени в концепции И. Ньютона.

  21. Основные положения СТО (специальной теории относительности) и ОТО (общей теории относительности

  22. Космология как наука о Вселенной. Современные космологические модели.

  23. Космические объекты. Эволюция и классификация звезд

  24. Происхождение и строение Солнечной системы.

  25. Строение и эволюция Земли.

  26. Проблемы самоорганизации в живой и неживой природе. Кибернетика. Идеи Н. Винера

  27. Проблемы самоорганизации в живой и неживой природе. Основные положения синергетики.

  28. Химический уровень организации природы. Химия как наука.

  29. Химический уровень организации природы. Этапы развития химической науки.

  30. Химический уровень организации природы. Эволюционная химия.

  31. Сущность и эволюции жизни. Свойства и функции живого.

  32. Сущность и эволюции жизни. Происхождение жизни: основные подходы.

  33. Генетика. Основные понятия.

  34. Сущность и эволюции жизни. Генетика. Основные положения и понятия. Законы Г. Менделя.

  35. Основные положения учения Ч. Дарвина. Естественный отбор и изменчивость.

  36. Сущность и эволюции жизни. Эволюционное учение Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина: сходство и основные различия.

  37. Сущность и эволюции жизни. Синтетическая теория эволюции.

  38. Основные положения учения Ч. Дарвина. Борьба за существование.

  39. Человек как естественнонаучная проблема.

  40. Человек как естественнонаучная проблема. Теории антропосоциогенеза. Учение Ч. Дарвина.

  41. Человек как естественнонаучная проблема. Биологическое и социальное в человеке.

  42. Проблема антропосоциогенеза. Современное состояние.

  43. Взаимоотношение техники и природы. Понятие техники.

  44. Глобальные проблемы современности. Понятие и сущность


13. Вопросы для экзамена

-

14. Тестовые задания по дисциплине

Перечень тем и заданий к тестированию по «Концепциям современного естествознания»


  1. Две культуры: естественнонаучная и гуманитарная

  2. Наука как отрасль культуры. Становление и характеристика

  3. Научное познание. Методы научного познания

  4. Динамика научного познания. Научные революции.

  5. Научные картины мира. Пранаучная, или аристотелевская картина мира.

  6. Механическая картина мира

    1. Современная научная картина мира. Теория относительности Эйнштейна. Характеристика микромира.

  1. Концепция детерминизма в естествознании

10-11.Науки о сложных системах. Кибернетика – наука об управлении в сложных системах. Синергетика – наука о самоорганизации

  1. Проблема живого в естествознании. Происхождение жизни. Химические и биохимические основы жизни.

  2. Уровни организации живой природы. От клетки к биосфере.

  3. Концепция биосферы

  4. Концепция ноосферы

  5. Становление идеи эволюции в естествознании

  6. Генетика, генная инженерия, биотехнологии – их научное и социальное значение

  7. Человек – предмет естественнонаучного познания

19-20. Экологические проблемы современности. Взаимосвязь природы и общества. Сущность географического детерминизма. Геополитика. Экологическая культура. Сущность современного гуманизма.

Уровень сложности 1:

Тема 1. Культура это:


  1. Духовность

  2. Система материальных и духовных ценностей

  3. Материальное бытие

  4. Умение хорошо жить

  5. Природа



Тема 2. Наука это:


  1. Отрасль культуры

  2. Система знаний

  3. Социальный институт

  4. Практические рекомендации

  5. Область деятельности избранных


Тема 3. Метод эксперимента используется в:

  1. Философии

  2. Культурологии

  3. Физике

  4. Биологии

  5. Истории


Тема 4. Причины научных революций

  1. Изменение типа мышления

  2. Научные открытия

  3. Развитие экономики

  4. Глобальные климатические изменения

  5. Субъективные интересы


Тема 5. С именем какого ученого связано название научной картины мира

  1. Бэкон

  2. Галилей

  3. Гомер

  4. Ньютон

  5. Некрасов


Тема 6. Укажите ученых, внесших значительный вклад в развитие классической физической науки

  1. К. МарксКонцепции эволюции в биологии

  2. Н. Бор

  3. Г. Галилей

  4. Э. Мах

  5. И. Ньютон


Тема 7. Что изучает квантовая механика?

  1. микромир

  2. макромир

  3. мегамир

  4. движение элементарных частиц

  5. движение планет


Тема 8. Автор теории относительности:

  1. Эйнштейн

  2. Пивоваров

  3. Хайдеггер

  4. Сеченов

  5. Декарт


Тема 9. Есть ли цель у:

  1. камня

  2. животного

  3. компьютера

  4. человека

  5. эволюции


Тема 10. Назовите основные понятия кибернетики:

  1. детерминантные связи

  2. обратные связи

  3. атом

  4. информация

  5. интуитивные связи


Тема 11. Назовите понятия, относящиеся к синергетике:

  1. человек

  2. энтропия

  3. бифуркация

  4. атом

  5. реакция


Тема 12. Отличия живого от неживого:

  1. покой

  2. размножение

  3. разрушение

  4. наследственность

  5. атомное строение


Тема 13. Укажите уровни организации живой природы:

  1. клеточный

  2. атомный

  3. молекулярный

  4. органический

  5. нравственный


Тема 14. Что включает в себя понятие биосфера?

  1. Живое вещество

  2. Совокупность живого и окружающей среды обитания

  3. Техника

  4. Культура

  5. Наука


Тема 15. Автор концепции ноосферы:

  1. Эйнштейн

  2. Вернадский

  3. Ньютон

  4. Максвелл

  5. Маркс


Тема 16. Эволюция это:

  1. Постепенное изменение

  2. Вечный цикл

  3. Повторение прошлого

  4. Постоянство

  5. Путь от простого к сложному


Тема 17. Носителем наследственной информации организма является:

  1. Ген

  2. Клетка

  3. Белок

  4. Нервная система

  5. Хромосома


Тема 18. Основное отличие человека от животного:

  1. Наличие разумное речи

  2. Умение делать орудия труда

  3. Питание

  4. Адаптация к среде

  5. Размножение



Тема 19. Определите понятие «техника»:


  1. Деятельность

  2. Совокупность орудий труда

  3. Биосфера

  4. Пустое представление

  5. Человеческое совершенство


Тема 20. Причины глобального экологического кризиса:

  1. Антропный фактор

  2. Прогресс науки и техники

  3. Низкий уровень любви к природе

  4. Отсутствие экологического сознания

  5. Несоответствие уровня правового законодательства


Уровень сложности 2:

Тема 1. От чего зависит образование естественно-научной и гуманитарной культур?

  1. Индивидуальные интересы

  2. Образование

  3. От направленности профессиональной деятельности

  4. От социально-политического уровня развития государства

  5. От уровня развития техники


Тема 2. Качества необходимые ученому:

  1. Энтузиазм и настойчивость

  2. Интеллект

  3. Расчет

  4. Консерватизм

  5. Эгоизм


Тема 3. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познанно:

  1. Гипотеза

  2. Проблема

  3. Теория

  4. Теорема

  5. Аксиома



Тема 4. Научные революции связаны с именами следующих ученых


  1. Ньютон

  2. Эйнштейн

  3. Платон

  4. Планк

  5. Сократ


Тема 5. Укажите философа и ученого, который ввел понимание числа как идеальной формы:

  1. Пифагор

  2. Эйнштейн

  3. Августин Блаженный

  4. Циолковский

  5. Менделеев


Тема 6. Укажите создателя механической картины мира:

  1. Ньютон

  2. Маркс

  3. Данилевский

  4. Соловьев

  5. Пригожин


Тема 7. Укажите основные принципы квантовой механики:

  1. Принцип неопределенности

  2. Принцип дополнительности

  3. Принцип бумеранга

  4. Принцип непротивления злу насилием

  5. Принцип справедливости


Тема 8. Основные физические взаимодействия

  1. гравитационное

  2. электромагнитное

  3. молекулярное

  4. мужественное

  5. интеллектуальное


Тема 9. Учение о развитии и связи в мире:

  1. экономика

  2. политика

  3. биология

  4. детерминизм

  5. абсолютизм


Тема 10. Информация это:

  1. мера упорядоченности

  2. количество сведений

  3. знания

  4. уровень развития

  5. количество слов в тексте


Тема 11. Синергетика – это наука о:

  1. самоорганизации сложных систем

  2. живом и неживом

  3. обществе

  4. развитии внутреннего мира человека

  5. банковской деятельности


Тема 12. Основные химические элементы, необходимые для жизни:

  1. кислород

  2. углерод

  3. серебро

  4. мышьяк

  5. медь


Тема 13. Элементарная частичка строения живого:

  1. клетка

  2. молекула

  3. нейтрон

  4. человек

  5. бит


Тема 14. Обозначьте границы биосферы:

  1. атмосфера

  2. гидросфера

  3. вселенная

  4. сфера бытия

  5. Солнечная система


Тема 15. Появление ноосферы обусловлено:

  1. Экономической деятельностью

  2. Разумной деятельностью

  3. Политической деятельностью

  4. Общественной деятельностью

  5. Производственной деятельностью


Тема 16. Ч. Дарвин – автор законов:

  1. О естественном отборе

  2. О динамическом равновесии

  3. О борьбе за существование

  4. О всемирном тяготении

  5. О нравственном поведении


Тема 17. Генетика – это наука:

  1. О наследственности

  2. О материальных носителях наследственности

  3. Об обмене веществ

  4. О характере взаимоотношений

  5. О хаосе


Тема 18. Человека делает человеком:

  1. Разум

  2. Деньги

  3. Воля

  4. Эмоции

  5. Желания


Тема 19. Экологическая проблема – это проблема взаимоотношений между:

  1. Живыми организмами

  2. Избирательной частью живых организмов

  3. Живым и неживым в природе

  4. Человеком и окружающей средой

  5. Живыми организмами и окружающей средой


Тема 20. Географическая среда влияет на:

  1. Все

  2. Направленность

  3. Образ жизни

  4. Взаимоотношения между людьми

  5. Вероисповедание

Ответы к заданиям:

Уровень сложности 1.

Тема 1 – 1, 2

Тема 2 – 2, 3

Тема 3 – 3, 4

Тема 4 – 1, 2

Тема 5 – 4

Тема 6 – 3, 5

Тема 7 – 1, 4

Тема 8 – 1, 2

Тема 9 – 4

Тема 10 – 2, 4

Тема 11 – 2, 3

Тема 12 – 2, 4

Тема 13 – 1, 4

Тема 14 – 1, 2

Тема 15 – 2

Тема 16 – 1, 5

Тема 17 – 1, 5

Тема 18 – 1, 2

Тема 19 – 1, 2

Тема 20 – 2, 4, 5

Уровень сложности 2.

Тема 1 – 2, 3


Тема 2 – 1, 2

Тема 3 – 1, 2

Тема 4 – 1, 2

Тема 5 – 1

Тема 6 – 1

Тема 7 - 1, 2

Тема 8 – 1

Тема 9 – 4, 5

Тема 10 – 1, 2

Тема 11 – 1

Тема 12 – 1, 2

Тема 13 – 1

Тема 14 - 1, 2

Тема 15 – 2

Тема 16 – 1, 3

Тема 17 – 1, 2

Тема 18 – 1

Тема 19 – 4

Тема 20 – 2, 3



15. Образовательные технологии

В процессе проведения лекционных и практических (семинарских) занятий используются презентации, образовательные программы, ресурсы ИОС СГТУ. В процессе проведения семинарских занятий используются приемы и методы деловых игр, в частности методика «мозгового штурма» и работы в малых группах.

16. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учеб. / С. Х. Карпенков. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2009.

  2. Концепции современного естествознания: учеб. / под ред. Л. А. Михайлова. СПб. [и др.]: Питер, 2009.

  3. Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания: учебник / М. К. Гусейханов, О. Р. Раджабов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИТК "Дашков и К", 2008.

  4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А. А. Горелов. 4-е изд., стер. М.: ИЦ "Академия", 2008.

  5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Горелов А. А. 3-е изд., стер. М.: ИЦ "Академия", 2007.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепции современного естествознания: курс лекций / под ред. А.С. Борщова. 3-е изд., стер. М.: Экзамен, 2009.

  2. Гольдфейн М. Д. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / М. Д. Гольдфейн, А. В. Иванов, А. Н. Маликов ; под общ. ред. М. Д. Гольдфейна; Рос. гос. торгово-экон. ун-т, Сарат. ин-т. М.: РГТЭУ, 2009.

  3. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. 8-е изд., стер. М.: ИЦ "Академия", 2008.

  4. Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания: учеб. / А. Ф. Лихин; Моск. гос. юрид. акад. (М.). М.: Проспект, 2008.

  5. Неделько В.И. Основы современного естествознания: православный взгляд / В. И. Неделько, А. Г. Хунджуа. М.: Изд-во" Паломник", 2008.

  6. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / С. В. Сергеев [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Старый Оскол: ООО "ТНТ", 2008.

  7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие/Т.Я. Дубнищева. 7-е изд., стер. М.: Академия, 2006.

  8. Золотарева С.К. Концепции современного естествознания: курс лекций/ С.К. Золотарева, И. В. Сорокун; Сургут. гос. пед. ун-т. Сургут: РИО СурГПУ. Ч. 1. 2005.

  9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: практикум: учеб. пособие/ С. Х. Карпенков. 4-е изд., испр. М.: Высшая школа, 2007.

  10. Кудряшова Э. Е. Синергетический подход к разработке информационных систем: моногр./Э. Е. Кудряшова. М.: Академия естествознания,2006.

  11. Вопросы современного естествознания/Ю. А. Нефедьев [и др.]; Казан. гос. ун-т. Казань: КГУ, 2006.

  12. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов/Г.И. Рузавин. М.: Гардарики, 2006.

  13. Концепции современного естествознания. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов/ под ред. А.С. Борщова. М.: Экзамен. 2007.

  14. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера/В.И. Вернадский. М.: Айрис-пресс, 2003.

  15. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический проект, 2008.

  16. Кун Т. Структура научных революций. М.: ИЗД-ВО «АСТ», 2004.

  17. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. М.: ИЗД-ВО «АСТ», 2008.

  18. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: ИЗД-ВО «АСТ», 2006.

  19. Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания. М.: ИЗД-ВО «АСТ», 2006.

  20. Кемеров В.Е. Социальная философия. Учебник для вузов. ГРИФ. М.: Академический проект, 2004.

  21. Котенко В.П. История и философия технической реальности. Учебное пособие. М.: Академический проект, 2009.

  22. Философия естественных наук. Под ред. Лебедева С.А. Учебник для вузов. ГРИФ. М.: Академический проект, 2006.

  23. Концепции современного естествознания. Под общ. ред. профессора С.А. Лебедева
    Учебник для вузов. ГРИФ. М.: Академический проект, 2007.

  24. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М.: КомКнига, 2007.

  25. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: УРСС, 2008.

  26. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М.: Либроком, 2008.

  27. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М.: КомКнига, 2005.

  28. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2007 г.

  29. Новое в синергетике. Новая реальность, новые проблемы, новое поколение. М.: Наука-М. 2007.

  30. Тахтаджян А. Л. Грани эволюции: статьи по теории эволюции, 1943-2006 гг. М.: Наука, 2007.

  31. Арнольд В. И. Теория катастроф. М.: Едиториал УРСС, 2009.

  32. Лактионов А. Информационное общество. М.: АСТ, 2004.

  33. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. Физика в поисках самых фундаментальных законов природы. М.: Едиториал УРСС, 2008.

  34. Вайнберг С. Квантовая теория поля. Том 1. Общая теория. М.: Физматлит, 2003.

  35. Вайнберг С. Квантовая теория поля. Том 2. Современные приложения. М.: Физматлит, 2003.

  36. Шкловский И. С. Вселенная. Жизнь. Разум. М.: Журнал «Экология и жизнь», 2006.

  37. Шредингер Э. Мой взгляд на мир. М.: Едиториал УРСС, 2005.

  38. Планк М. Введение в теоретическую физику (в 5-ти книгах). М.: Едиториал УРСС, 2006.

  39. Планк М., Леонард П., Томсон Дж.-Дж., Саутсернс Л., Кемпбелл Н. Эфир и материя. М.: Едиториал УРСС, 2007.

  40. Эйнштейн А. Работы по теории относительности. М.: Едиториал УРСС, 2008.

  41. Торн К. Черные дыры и складки времени: Дерзкое наследие Эйнштейна. М.: Едиториал УРСС, 2007.

  42. Фейнман Р. Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложней М.: Едиториал УРСС, 2006.

  43. Хван М.П. Неистовая Вселенная: От Большого взрыва до ускоренного расширения, от кварков до суперструн. М.: Едиториал УРСС, 2008.

  44. Гейзенберг В. Избранные философские работы. М.: Едиториал УРСС, 2006.

  45. Кроль Дж. Философская основа эволюции. М.: Едиториал УРСС, 2007.

  46. Александров Ю.В., Тарароев Я.В. О возможности третьей революции в астрономии // Вопросы истории естествознания и техники. – 2008. - № 3. – С. 18-29.

  47. Гинак Е.Б. Метрологическая реформа Д.И.Менделеева // Вопросы истории естествознания и техники. – 2008. - № 1. – С. 35-50.

  48. Краг Х. Конструирование Вселенной: техника и космология // Вопросы истории естествознания и техники. – 2008. - № 2. – С. 78-90.

  49. Летов О.В. Человек и «сверхчеловек»: этические аспекты трансгуманизма // Человек. – 2009. - № 1. – С. 19-25.

  50. Кольцов Н.К. Евгеника. (Улучшение человеческой природы) // Человек. – 2009. - № 1. С. 67-78.

  51. Зимин Д. Наука и нравственность // Знание – сила. 2008. № 5.

  52. Катречко С.Л. Трансендентальная философия математики // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. – 2008. - № 2.

  53. Славнов А. Наука, нравственность, мораль // Знание – сила. 2008. № 5.

  54. Данилов Ю. Синергетика – лицом к человеку // Знание – сила. 2008. № 11.


ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

    1. Вопросы философии

    2. Человек

    3. Вопросы истории естествознания и техники

    4. Химия и жизнь- XXI век

    5. Наука и жизнь.

    6. Экология и жизнь

    7. Природа



интернет-ресурсы

  1. https://www.darwin.museum.ru – сайт Государственного Дарвиновского музея

  2. https://elementy.ru/ - научный портал «Элементы –новости науки»

  3. https://www.ecolife.ru/ - сайт журнала «Экология и Жизнь»

  4. https://www.nkj.ru/ - сайт журнала «Наука и жизнь»

  5. https://ras.ru/publishing/nature.aspx -сайт журнала «Природа»

  6. https://www.hij.ru/ - сайт журнала «Химия и Жизнь. XXI век»

  7. https://www.sciam.ru/ - сайт журнала «В мире науки»

  8. https://www.popmech.ru/ - сайт журнала «Популярная механика»

  9. https://www.chelovek21.ru/ - сайт журнала «Человек»

  10. https://www.ihst.ru/evolution сайт журнала «Эволюция»

  11. https://www.ihst.ru/iai - сайт журнала «Историко –астрономические ислледования»

  12. https://www.ihst.ru/?q=node/245 - сайт журнала «Вопросы истории естествознания и техники»

  13. https://vphil.ru/ - сайт журнала «Вопросы философии»


17. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
При проведений занятий используются презентации, составленные в программе Microsoft Power Point.

Рабочую программу составил ассистент кафедры «Философия»

Кравцова В.Ю.______ «___»______________/_________/

18. Дополнения и изменения в рабочей программе

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры


«____»_________ 201 ___ года, протокол № _________
Зав. кафедрой _______________/_____________/
Внесенные изменения утверждены на заседании

УМКС/УМКН

«_____»_________ 201 __ года, протокол № ____
Председатель УМКН ________/______________/
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей