Бизнес-планирование для начинающих
Рабочая тетрадь
г.о. Самара
Структура бизнес плана 1.Титульный лист____________________________________________________________3
Оформление титульного листа 2. Резюме___________________________________________________________________41
Бизнес-план начинается..с конца: краткие выводы (как написать выводы - включая в них все выгоды) 3. Анализ рынка (Введение)___________________________________________________4
Описание положения дел в отрасли.
Описание продукта (услуги).
Анализ конкуренции. 4. План маркетинга_________________________________________________________ 11
Сегментация потребителей.
Сбыт продукции (услуги).
Обоснование цены на продукцию (услугу).
Реклама. 5. Производственный план.__________________________________________________ 16
Потребность в помещении.
Потребность в оборудовании. Расчет амортизации.
Потребность в сырье и материалах.
Производственная программа. 6. Описание бизнеса и организационный план__________________________________23
Описание бизнеса.
Руководящий состав.
Кадровый состав. 7. Финансовый план________________________________________________________ 25
Финансово - экономическое обоснование.
Финансовые результаты реализации проекта. 8. Оценка рисков____________________________________________________________38
Внутренние риски.
Внешние риски.
Управление рисками.
9. Календарный план________________________________________________________40 10. Приложения_____________________________________________________________40 Оформление титульного листа
Наименование бизнес-плана
_______________________________________________________________________
Наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя)
_______________________________________________________________________
Правовая форма (ИП, ИП (глава КФХ), ООО, ЗАО, ОАО, потребительский кооператив)
_______________________________________________________________________
Вид деятельности по бизнес плану (полное наименование)
_______________________________________________________________________
Вид деятельности по бизнес-плану (код ОКВЭД)
_______________________________________________________________________
Дата регистрации
_______________________________________________________________________
Адрес регистрации
_______________________________________________________________________
Адрес фактический
_______________________________________________________________________
Контактные данные (телефон, факс, e-mail)
_______________________________________________________________________
Наличие инновационной составляющей бизнес проекта
_______________________________________________________________________
11. Направление инвестиций:
____________________
____________________
____________________
_______________________________________________________________________
12. Количество создаваемых новых рабочих мест по бизнес-плану
_______________________________________________________________________
13.Срок окупаемости проекта
_______________________________________________________________________
14.Заявление о конфиденциальности
_______________________________________________________________________ АНАЛИЗ РЫНКА Анализ положения дел в отрасли.
Типовые вопросы:
• Общая характеристика потребности и объема производства товаров, работ, услуг в Самарской области.
• Значимость предлагаемого направления для экономического и социального развития района, города, области, в котором реализуется данный бизнес-план.
В случае ориентированности бизнеса на внешние рынки - общая характеристика потребности и объемов производства на предполагаемых территориях.
• Какова емкость описываемого рынка?
• Есть ли перспективы дальнейшего развития рынка?
Каждая из сфер предпринимательской деятельности имеет свою специфику, объединяет их рынок. В экономике, как и в бизнес - планировании, под рынком понимается возможность реализовать произведенную продукцию и (или) услугу. От того на сколько всесторонне и качественного будет проведен анализ рынка, зависит и конечный финансовый результат предпринимательской деятельности.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Кейс №1. Анализ рынка в три шага.
Шаг №1. Характеристика отрасли.
Рынок стеновых блоков
| Рынок ремонта сотовых телефонов
| Пример:
Отечественная строительная отрасль в течение последних лет развивается стремительными шагами, и в ближайшее время вряд ли что-то изменится в данной тенденции. С каждым годом строительство коттеджей, а так же двух и трехэтажных домов приобретает всё большую популярность. В последнее время на рынок стройматериалов выходят керамзитобетонные блоки, которые наряду с тем, что их габариты гораздо больше, чем у кирпича, ещё и стоят на порядок дешевле.
| Пример:
Рынок сотовых телефонов Самарской области достаточно насыщен и постоянно растет – это объясняется постоянно меняющимися требованиями покупателей. При этом, в связи с совершенствованием технических характеристик сотовых телефонов и ростом числа их владельцев, неуклонно растет и количество поломок, и, как следствие, потребность в быстром и качественном ремонте.
| Задача: Дать характеристику отрасли, в которой осуществляется (или планирует осуществляться) предпринимательская деятельность.
Источники информации:
● Собственные знания и опыт; ● Личные наблюдения, как потребителя.
● Аналитические статьи и публикации;
| Дайте характеристику Вашей отрасли (сферы) деятельности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Шаг №2. Определение емкости рынка.
Рынок стеновых блоков
| Рынок ремонта сотовых телефонов
| Пример:
Согласно данным официального сайта статистики по Самарской области (www.samarastat.ru) объем производства стеновых блоков вырос более чем в 10 раз (с 0,5 млн. ед. кирпича в 2009 году до 6,5 млн. ед. кирпича в 2012 году). Емкость рынка в денежном выражении по оценке экспертов составляет не менее чем 273 млн. руб. (можно произвести расчет самостоятельно: 6,5 млн.*42 руб. (средняя цена ед. кирпича)).
| Пример:
Пункт сервисного ремонта сотовых телефонов планируется открыть на территории с. Красный Яр. Численность жителей составляет порядка 7,5 тыс. человек. По данным статистики, на каждую тысячу человек, в среднем, приходится одна поломка ежедневно. Средняя цена устранения поломки составляет 500 руб. При расчете работы сервисного пункта без выходных, потенциальная емкость рынка составит примерно 112,5 тыс. руб. в месяц (7500тыс./1000тыс.*30дн.*500руб.).
| Задача:
● Определить географические границы рынка, которые Вы хотите охватить;
● Найти и проанализировать имеющиеся данные об объемах производства товаров (выполняемых работах, оказываемых услугах).
Источники информации:
● Официально опубликованные статистические данные (www.samarastat.ru);
● Опубликованные маркетинговые исследования в СМИ и сети интернет.
| Дайте характеристику емкости рынка Вышей сферы деятельности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Шаг №3. Оценка перспектив развития рынка.
Рынок стеновых блоков
| Рынок ремонта сотовых телефонов
| Пример:
По данным независимых экспертов, основанных на анализе темпов строительства на территории Самарской области, в ближайшие 3 года рост рынка строительных материалов прогнозируется на уровне 7-10% ежегодно.
| Пример:
Согласно мнению независимых экспертов, рост рынка сервисного обслуживания и ремонта сотовых телефонов, как минимум, сохранится на прежнем уровне (3-5% в год).
| Задача: Дать прогноз перспектив развития рынка.
Источники информации:
● Собственные знания и опыт; ● Аналитические статьи и публикации;
| Дайте оценку перспектив развития Вашей отрасли (рынка)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Описание продукции( работ, услуг).
Типовые вопросы:
• Какими характеристиками обладает выпускаемая продукция (дополнительные расходы, комплектация, материалы, функции, возможности и т.д.)?
• Что представляет собой продукция или услуга данного вида – ее отличительные особенности (качество, время доставки, техническое обслуживание, удобство в применении)?
Задача:
• Разделить перечень товаров (работ, услуг) по номенклатурным группам (по одноименным группам). Полный перечень можно привести в приложении к бизнес-плану.
• Дать качественное описание реализуемого товара (производственного процесса в случае выполнения работ, оказания услуг).
В этом подразделе дается определение и описание тех видов продукции или (и) услуг, которые будут предложены на рынок. Эта часть бизнес-плана пишется ясным, четким языком, понятным для неспециалиста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример. Описание производимой продукции (оказываемых услуг).
№ п/п
| Наименование продукции (работы, услуги)
| Характеристика
| 1
| Матрешка
| Матрешка декоративная, вес 50 гр., включает в себя 5 матрешек, покрытых декоративной росписью.
| 2
| Грузоперевозки
| Грузоперевозки в пределах Самарской области. Цена зависит от расстояния от пункта отправки до пункта доставки. В услугу не входит загрузка и выгрузка товара (за дополнительную оплату).
| 3
| Разработка сайтов
| Разработка и размещение сайтов в сети интернет. Работа ведется с учетом индивидуальных пожеланий заказчика.
| Для удобства отражения информации можно использовать следующую таблицу:
№ п/п
| Наименование продукции (работы, услуги)
| Характеристика
| ______
| ______________________________________________
| Дайте характеристику Вашей продукции (работы, услуги)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
| __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Анализ конкуренции (основные конкуренты).
Типовые вопросы:
• Какие из компаний-конкурентов работают в Вашем рыночном сегменте?
• Какой у них имидж и деловая репутация?
• Каков уровень цен на товары (услуги) Ваших конкурентов?
• Какая из фирм-конкурентов наиболее близко к Вам расположена?
• Какова их доля на рынке (при возможности определить)?
• Как обстоят дела у конкурентов (объем продаж, прибыльность, внедрение новых моделей, технический сервис, если речь идет о машинах и оборудовании)?
• Уровень качества, дизайна, мнение покупателей о компаниях- конкурентах?
• Насколько значимы товары (услуги) конкурентов для потребителя?
Задача:
• Выделить сильные и слабые стороны потенциальных конкурентов.
При проведении анализа конкуренции необходимо поставить себя на место потребителя. Хотели бы вы быть клиентом данной фирмы? Если нет, то что Вас не устроило? Если да, то что Вас привлекло? Не следует допускать типичную ошибку, утверждая, что конкуренты отсутствуют. Если Вы делаете такое утверждение, значит недостаточно изучили рынок или не учли товары (услуги) - заменители. Необходимо провести анализ потенциальных конкурентов (которые работают в Вашем рыночном сегменте).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |