Главная страница
qrcode

работа с родителями детей с педагогической запущенности личности. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся. Цель работы


НазваниеРабота с родителями педагогически запущенных учащихся. Цель работы
Анкорработа с родителями детей с педагогической запущенности личности.doc
Дата21.11.2017
Размер47 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файларабота с родителями детей с педагогической запущенности личност
ТипДокументы
#31978
Каталог

Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.
Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.
Формы и методы работы: педагогический лекторий для родителей, деятельность родительского актива. На особый учет должны быть взяты родители - правонарушители и пьяницы и с целью индивидуального воздействия на них.

Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.
Причины и проявление запущенности ребенка
1-я группа: отставание в общем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность, неподготовленность к обучению в школе, пробелы в знаниях.
2-я группа: низкий педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучно в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье: подавление личности, побои, заласкивание, опека, неподго­товленность к школе.
3-я группа: слабое знание ребенка, неподготовленность родителей, непосещение ребенком дошкольных учреждений, слабая индивидуальная работа с ребенком, неправильное отношение педагогов к ребенку.
Как правило, семьи педагогически запущенных учащихся характеризуются рядом социально - психологических и педагогических особенностей, которые хорошо должны быть известны педагогу. В целом эти особенности можно сгруппировать следующим образом: структура семьи, ее общеобразовательный и культурный уровень, нравственный облик семьи, отношение родителей к детям и к их воспитанию.
Наиболее типичный недостаток структуры семей педагогически запущенных учащихся - отсутствие отца. Отсутствие отца может произойти по следующим основным причинам: случайность, ошибка, допущенная молодой и неопытной женщиной; аморальный облик женщины, ведущей беспорядочную половую жизнь; аморальное поведение отца, бросившего семью или вынудившего жену возбудить дело о разводе; причины сугубо личного характера, побудившие вполне порядочных людей разойтись; смерть супруга. Эти причины по - разному, но большей частью отрицательно влияют на воспитание людей. Отсутствие отца - само по себе отрицательное педагогическое обстоятельство, потому что это сказывается и на материальном положении семьи, и на объеме внимания, которое должно быть уделено ребенку, и на потере того своеобразного положительного влияния, которое может и должен оказывать на детей хороший отец. Это заметно, между прочим, в стремлении мальчиков, не имеющих отца, к дружбе с мужчинами. Не проходит бесследно для детей и развод родителей, даже без предшествовавших ему в присутствии детей конфликтов, потому что в любом случае развод означает какие - либо принципиальные расхождения взглядов супругов на жизнь или отдельные ее стороны, что небезразлично для воспитания детей. Тем более пагубны последствия конфликтов, унижающих в глазах детей одного или обоих родителей, подрывающих их авторитет, отрицательно влияющих на состояние нервной системы и психики детей и подростков. Не легче бывает положение детей и подростков после развода. Развод не снимает противоречия между родителями, и они находят свое проявление и в последующем отношении к ребенку, и в решении вопроса о том, встречаться или не встречаться ему с родителем, оставившем семью.
Матери, характеризующиеся аморальным поведением, наносят своим детям двойной вред. Во - первых, они, естественно, оказывают на детей прямое аморальное влияние, приобщая их к алкоголю и беспорядочной половой жизни. Во - вторых, в большинстве случаев такие матери просто не занимаются своими детьми, которые становятся безнадзорными.
Для большинства таких семей свойственны невысокое образование родителей, крайне обедненные духовные потребности, общий низкий культурный уровень, мещанское мировоззрение, обладатели которого отдают явное предпочтение материальному благополучию в ущерб запросам и потребностям.
По отношению родителей к воспитанию своих детей семьи педагогически запущенных учащихся можно разделить на четыре наиболее типичные группы.
Первая - объективное, педагогически грамотное отношение родителей к своим детям. Такие семьи крайне редки среди тех, откуда в конечном счете выходят педагогически запущенные дети и подростки. Трудности вос­питания в таких семьях порождаются какими - то непредвиденными внешними обстоятельствами.
Вторая группа - семьи, где ребенок - объект безрассудного обожания, где ему все дозволено, все внимание сосредоточено на нем при безразличном или отрицательном отношении ко всем прочим, окружающим его в школе детям. Категория, несколько более распространенная, чем первая, но тоже сравнительно редкая.
Третья группа распространена среди семей педагогически запущенных учащихся, а среди семей несовершеннолетних правонарушителей почти пятую часть. Это аморальные в разных отношениях родители. Среди отцов -чаще всего пьяницы, среди матерей - ведущие беспорядочную половую жизнь, и тоже нередко увлекающиеся алкоголем; сюда относятся и родители, отбывшие или отбывающие наказание за совершенные ими преступления. Отрицательное влияние таких родителей на своих детей очевидно.
Самая большая группа семей педагогически запущенных учащихся - четвертая, составляющая основную, преобладающую долю. Это родители, которые не занимаются воспитанием своих детей, действуя по формуле: «Мы их отдали в школу, пусть там и воспитывают!». В этой группе семей можно выделить три достаточно четкие и типичные подгруппы:
1. С признаками указанной выше третьей группы (аморальные родители);

2. Родители, не желающие утруждать себя воспитанием детей;

3. Большей частью одинокие матери, очень занятые своей работой и не имеющие возможности уделять должного внимания ребенку.
Перечислим основные принципы и формы работы с родителями педагогически запущенных учащихся:


  • Преодолевать все еще встречающиеся неправильные взаимоотношения педагогов с семьями учащихся. Должно быть педагогическое содружество - единственно оправданная форма;




  • К любой семье должно быть доброжелательное отношение, стремление, прежде всего, помочь ей;




  • Требование заботиться о детях и обеспечивать их полноценное воспитание;




  • С момента подачи заявления о поступлении в школу и до ее окончания изучать его семью, глубоко и всесторонне знать ее, поддерживать с родителями дружеские, доверительные отношения.


Основные формы и методы работы с семьей в зависимости от их целей могут быть сгруппированы так:


  • педагогическое просвещение родителей;




  • приобщение их к активному участию в жизни школы;





1.Педагогическое просвещение осуществляется большей частью в форме лекториев для родителей, работающих в масштабе школы. Лекции читают как работники школы, так и привлеченные специалисты. Полезно создание уголков для родителей, где дается краткая информация о жизни школы, вывешивается список рекомендуемой литературы для родителей.
2.Приобщение родителей к активному участию в жизни школы и координация воспитательных воздействий на учащихся может идти такими путями: создание и работа родительских комитатов, советов и других форм совещательных органов; систематическое проведение родительских собраний; привлечение родителей к работе с учащимися; беседа и лекции, кружковая работа, спортивная работа и т.п.
3.Меры воздействия на родителей, совершающих определенные ошибки или уклоняющихся от воспитания своих детей:

  • индивидуальная беседа с ними руководства и отдельных работников школы, прежде всего психолога, социального педагога и классного руководителя;

  • публичная критика на родительском собрании;

  • сообщение на работу или по месту жительства с просьбой о принятии соответствующих мер ?????????;

  • обращение в комиссию по делам несовершеннолетних;

  • ходатайство о лишении родительских прав, о привлечении к уголовной ответственности.


Рассмотрим некоторые особенности индивидуальной воспитательной работы с учащимися и их родителями в зависимости от своеобразия семей.
К учащимся, не имеющих отцов, в первую очередь и, главным образом, мальчикам очень желательно прикрепить шефов - мужчин. При этом следует учесть педагогические требования, которые были изложены при подробном рассмотрении вопросов индивидуального шефства, а такие результаты деятельности общественных воспитателей несовершеннолетних.
В случаях отрицательного влияния на детей со стороны разведенных родителей школы должны проводить работу и с отцом, и с матерью учащегося. Если меры разъяснения и убеждения не дают положительных результатов, необходимо обратиться за помощью к инспектору по охране детства, психологу.
Большое внимание должно уделяться учащимся из малокультурных семей. Такие подростки обязательно привлекаются к различным формам внеклассной работы, вовлекаются в кружки, секции, в работу, художественную самодеятельность с учетом их интересов и склонностей.
Особого внимания требуют безнадзорные учащиеся, которые составляют, как уже говорилось, основную долю педагогически запущенных подростков. По существу, за пределами школы они предоставлены сами себе и не испытывают никакого положительного организованного воспитательного воздействия. А оно должно идти по следующим линиям: забота о режиме дня учащегося, о его материальном и бытовом благополучии, о здоровье; особого внимания требует борьба с дурными привычками - курением, алкоголем, наркоманией; изучение личных связей учащегося, приобщение его к жизни и деятельности ученического коллектива; вовлечение учащегося в организованные формы досуга.
Особого внимания требует работа с семьями, в которых родители злоупотребляют алкоголем, а потому нередко и приобщают к этому несовершеннолетних. Эта работа как с учащимися, так и с их родителями должна проводиться по трем направлениям: медико-физиологическому, социально - педагогическому и правовому.
Медико-физиологическое направление осуществляется естественно, врачами, прежде всего, наркологами и психиатрами. Основное внимание по содержанию уделяется пагубным последствиям алкоголизма и наркомании на личность в целом, на психическое и физическое (в том числе половое) развитие человека, на влияние алкоголя и наркотиков на потомство (рождение физически и психически неполноценных детей).
Социально - педагогическое направление реализуется преимущественно самими работниками школы, и главная его цель - раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние алкоголя и наркотиков на воспитание подрастающего поколения, на взаимоотношения между людьми, в том числе и на семейные отношения.
Правовое направление имеет своей целью. Разъяснение последствий от действий и поведения лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств, и их ответственности перед законом. Учащиеся и родители должны знать, что большая часть преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения и под воздействием наркотических средств, и что такое состояние не снижает вину правонарушителя, а усугубляет ее. Необходимо разъяснить основные положения УК РК.
перейти в каталог файлов


связь с админом