Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Мастер - класс Читаем стихи.. Рассказ для своей азбуки. И поэтому герои Жилин и Костылин даже через 150 лет понятны подросткам


НазваниеРассказ для своей азбуки. И поэтому герои Жилин и Костылин даже через 150 лет понятны подросткам
Дата15.08.2019
Размер39.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМастер - класс Читаем стихи..doc
ТипРассказ
#62605
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Сегодня мы будем говорить о стихах. О чтении стихов. Почему тема, о которой я буду говорить, кажется мне важной? Наверное, потому, что классика, которую мы читаем с детьми, никогда до конца прочитана быть не может. На то она и классика, каждый возраст открывает в ней новые смыслы, новые пласты.

Классика далека от школьников, которому мы часто предъявляем претензии: «Почему ты не читаешь?» Не только потому, что прошло уже столько лет, а потому, что писалось это не для 14 – 16 ребенка, а для взрослого человека.

Согласитесь, дети в 5 классе с удовольствием читают «Кавказского пленника» Толстого. Но Толстой и писал свой рассказ для своей азбуки. И поэтому герои Жилин и Костылин даже через 150 лет понятны подросткам.

Что же сделать литератору, чтобы дети читали? Читали с удовольствием. Чтобы классика не была далека. Это очень важно, потому что читать сложные тексты – это умение, которое важно в жизни каждого человека.

Пласт литературы огромен, а мы ограничены во времени на уроке. Для изучения и анализа произведений я предлагаю следующую методику.

Что труднее дается нашим детям – стихи. Сегодня мы с вами поговорим о стихах. Эпиграфом я взяла замечательные строки Юрия Левитанского.







Музыка моя, слова,

их склоненье, их спряженье,

их внезапное сближенье,

тайный код, обнаруженье

их единства и родства –

музыка моя, слова,

осень, ясень, синь, синица,

сень ли, синь ли, сон ли снится,

сон ли синью осенится,

сень ли, синь ли, синева –

музыка моя, слова,

то ли поле, те ли ели,

то ли лебеди летели,

то ли выпали метели,

кровля, кров ли, покрова –

музыка моя, слова,

ах, как музыка играет,

только сердце замирает

и кружится голова –

синь, синица, синева.


Прочитайте его, пожалуйста, про себя. (читают)
Литература, не математика, одного точного ответа здесь нет.

Но тем и интереснее.

- Вам понравился данный текст? (трудное, непонятное)

- Сейчас я прочту его вслух. А Вы подумайте, изменится ли Ваше восприятие


Стихотворения от того, что оно зазвучит вслух?

Читаю.


- Изменилось ли восприятие текста после прочтения вслух?

- Согласитесь, что текст становится понятнее, когда его прочитали вслух. Связано ди это только с тем, что его прочитал вслух учитель? Или что – то здесь еще сработало? (звуковое оформление)
- Почему важно, чтобы текст прозвучал вслух? Именно стихотворный. (интонация, логические ударения)

- И мы детей должны подвести к тому, что в стихах очень важна форма, но

звучание иногда более важнее.


На первом этапе можно начать с содержания. Возьмем стихотворную строку, насыщенную непонятными словами.

музыка моя, слова,

осень, ясень, синь, синица,

сень ли, синь ли, сон ли снится,

сон ли синью осенится,

сень ли, синь ли, синева –

Например, слово СЕНЬ. Вряд ли дети современные знают что это такое.



- В какие группы можно было бы объединить слова, которые есть в первой строфе?

1. по темам (осень)

2. части речи одинаковые.

3. однокоренные слова.

Найдите однокоренные слова. Чем они еще объединены, кроме корня (звукопись)


- Зачем автор набрал сюда эти слова?

Я Вам предлагаю вместить сюда слово СЕЛЕДКА

Сень, осениться, синь, синева, СЕЛЕДКА


- Почему селедка здесь неуместна?

Смотрите, как красиво: синь, селедка, синева… (не синий, не осенний образ)

- Звукопись, конечно, не самоцель. Она всего лишь помогает создавать образ стихотворения.

Какие ассоциации в голове у вас возникают, читаю эту строфу? (осень, сумерки, сырость, синева неба. Такой хмурый, немножечко тоскливый, но такой привычный и дорогой для русского человека пейзаж)

- Можно сказать, что поэт пишет пейзаж. (Нет, конечно)

- у каждого свой индивидуальный образ.

Вторую часть стиха можно дать домой для самостоятельной работы. Описать, что в этой строфе.

Наши ученики повзрослели: 7- 8 класс. Мы им предлагаем это же стихотворение для прочтения.

- Что самое главное должны запомнить ученики 5- 6 класса? Что форма и содержание главное. Стихи нужно почувствовать, чтобы их понять.

- А теперь давайте в 7-8 классе поговорим, как эта форма с помощью этого содержания создается и наоборот.

Здесь введем понятия аллитерация и ассонанс (на доске). Машины шинами шуршат.

- А для музыки стиха, что еще играет роль? (рифма) Я обозначила буквой А одинаковую рифму и буквой Б. Посмотрите, одинаковая рифма в начале строфы и в конце. Автор постоянно говорит слово МУЗЫКА. И он эту музыку из слов делает. Как повторяющийся куплет.

- Что рождает музыку стиха. Мы выяснили, что форма: звукопись, рифма.


- А посмотрите на знаки препинания. Из какого кол-ва предложений состоит данный текст. А здесь вообще есть точка?

- А почему точки – то нет. (а потому, что музыка все играет)

Вот посмотрите, ученики уже почувствовали, что форма может менять содержание, его внутреннюю наполняемость. Как красиво сделано, какой глубокий смысл в этом.

- 3 уровень: смысловые параллели 9-11 класс. Готовясь к ЕГЭ, ребята понимают, что, читая текст, им нужно уметь делать смысловые параллели.

Здесь предлагаю стих-ие А.Фета «Шепот. Робкое дыханье…»

- Чем они похожи? (музыкальность) Чьи стихи в русской литературе музыкальны? (Есенин, Фет, Цветаева)

Стихи 19-20, 21 века объединяет одно: форма и содержание. В разные периоды разными формами наполняют содержание, но всегда играют чем? Словами!!! Звучит слово, наполненное содержанием и звуками.

А закончить свой мастер – класс я хочу стихотворением Давида Самойлова «Слова»

Красиво падала листва,
Красиво плыли пароходы.
Стояли ясные погоды,
И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный,
Задумчивый, но не печальный.

И понял я, что в мире нет
Затертых слов или явлений.
Их существо до самых недр
Взрывает потрясенный гений.
И ветер необыкновенней,
Когда он ветер, а не ветр.

Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
- Спасибо за внимание! Мне было очень приятно с Вами работать.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей