Сегодня мы будем говорить о стихах. О чтении стихов. Почему тема, о которой я буду говорить, кажется мне важной? Наверное, потому, что классика, которую мы читаем с детьми, никогда до конца прочитана быть не может. На то она и классика, каждый возраст открывает в ней новые смыслы, новые пласты.
Классика далека от школьников, которому мы часто предъявляем претензии: «Почему ты не читаешь?» Не только потому, что прошло уже столько лет, а потому, что писалось это не для 14 – 16 ребенка, а для взрослого человека.
Согласитесь, дети в 5 классе с удовольствием читают «Кавказского пленника» Толстого. Но Толстой и писал свой рассказ для своей азбуки. И поэтому герои Жилин и Костылин даже через 150 лет понятны подросткам.
Что же сделать литератору, чтобы дети читали? Читали с удовольствием. Чтобы классика не была далека. Это очень важно, потому что читать сложные тексты – это умение, которое важно в жизни каждого человека.
Пласт литературы огромен, а мы ограничены во времени на уроке. Для изучения и анализа произведений я предлагаю следующую методику.
Что труднее дается нашим детям – стихи. Сегодня мы с вами поговорим о стихах. Эпиграфом я взяла замечательные строки Юрия Левитанского.
Музыка моя, слова,
их склоненье, их спряженье,
их внезапное сближенье,
тайный код, обнаруженье
их единства и родства –
музыка моя, слова,
осень, ясень, синь, синица,
сень ли, синь ли, сон ли снится,
сон ли синью осенится,
сень ли, синь ли, синева –
музыка моя, слова,
то ли поле, те ли ели,
то ли лебеди летели,
то ли выпали метели,
кровля, кров ли, покрова –
музыка моя, слова,
ах, как музыка играет,
только сердце замирает
и кружится голова –
синь, синица, синева.
Прочитайте его, пожалуйста, про себя. (читают) Литература, не математика, одного точного ответа здесь нет.
Но тем и интереснее.
- Вам понравился данный текст? (трудное, непонятное)
- Сейчас я прочту его вслух. А Вы подумайте, изменится ли Ваше восприятие
Стихотворения от того, что оно зазвучит вслух?
Читаю.
- Изменилось ли восприятие текста после прочтения вслух?
- Согласитесь, что текст становится понятнее, когда его прочитали вслух. Связано ди это только с тем, что его прочитал вслух учитель? Или что – то здесь еще сработало? (звуковое оформление) - Почему важно, чтобы текст прозвучал вслух? Именно стихотворный. (интонация, логические ударения)
- И мы детей должны подвести к тому, что в стихах очень важна форма, но
звучание иногда более важнее.
На первом этапе можно начать с содержания. Возьмем стихотворную строку, насыщенную непонятными словами.
музыка моя, слова,
осень, ясень, синь, синица,
сень ли, синь ли, сон ли снится,
сон ли синью осенится,
сень ли, синь ли, синева –
Например, слово СЕНЬ. Вряд ли дети современные знают что это такое.
- В какие группы можно было бы объединить слова, которые есть в первой строфе?
1. по темам (осень)
2. части речи одинаковые.
3. однокоренные слова.
Найдите однокоренные слова. Чем они еще объединены, кроме корня (звукопись)
- Зачем автор набрал сюда эти слова?
Я Вам предлагаю вместить сюда слово СЕЛЕДКА
Сень, осениться, синь, синева, СЕЛЕДКА
- Почему селедка здесь неуместна?
Смотрите, как красиво: синь, селедка, синева… (не синий, не осенний образ)
- Звукопись, конечно, не самоцель. Она всего лишь помогает создавать образ стихотворения.
Какие ассоциации в голове у вас возникают, читаю эту строфу? (осень, сумерки, сырость, синева неба. Такой хмурый, немножечко тоскливый, но такой привычный и дорогой для русского человека пейзаж)
- Можно сказать, что поэт пишет пейзаж. (Нет, конечно)
- у каждого свой индивидуальный образ.
Вторую часть стиха можно дать домой для самостоятельной работы. Описать, что в этой строфе.
Наши ученики повзрослели: 7- 8 класс. Мы им предлагаем это же стихотворение для прочтения.
- Что самое главное должны запомнить ученики 5- 6 класса? Что форма и содержание главное. Стихи нужно почувствовать, чтобы их понять.
- А теперь давайте в 7-8 классе поговорим, как эта форма с помощью этого содержания создается и наоборот.
Здесь введем понятия аллитерация и ассонанс (на доске). Машины шинами шуршат.
- А для музыки стиха, что еще играет роль? (рифма) Я обозначила буквой А одинаковую рифму и буквой Б. Посмотрите, одинаковая рифма в начале строфы и в конце. Автор постоянно говорит слово МУЗЫКА. И он эту музыку из слов делает. Как повторяющийся куплет.
- Что рождает музыку стиха. Мы выяснили, что форма: звукопись, рифма.
- А посмотрите на знаки препинания. Из какого кол-ва предложений состоит данный текст. А здесь вообще есть точка?
- А почему точки – то нет. (а потому, что музыка все играет)
Вот посмотрите, ученики уже почувствовали, что форма может менять содержание, его внутреннюю наполняемость. Как красиво сделано, какой глубокий смысл в этом.
- 3 уровень: смысловые параллели 9-11 класс. Готовясь к ЕГЭ, ребята понимают, что, читая текст, им нужно уметь делать смысловые параллели.
Здесь предлагаю стих-ие А.Фета «Шепот. Робкое дыханье…»
- Чем они похожи? (музыкальность) Чьи стихи в русской литературе музыкальны? (Есенин, Фет, Цветаева)
Стихи 19-20, 21 века объединяет одно: форма и содержание. В разные периоды разными формами наполняют содержание, но всегда играют чем? Словами!!! Звучит слово, наполненное содержанием и звуками.
А закончить свой мастер – класс я хочу стихотворением Давида Самойлова «Слова»
Красиво падала листва, Красиво плыли пароходы. Стояли ясные погоды, И праздничные торжества Справлял сентябрь первоначальный, Задумчивый, но не печальный.
И понял я, что в мире нет Затертых слов или явлений. Их существо до самых недр Взрывает потрясенный гений. И ветер необыкновенней, Когда он ветер, а не ветр.
Люблю обычные слова, Как неизведанные страны. Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают, как стекло, И в этом наше ремесло. - Спасибо за внимание! Мне было очень приятно с Вами работать. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |