Главная страница
qrcode

Ит.проектная работа Яппаровой Г.Г.(3). Развитие творческого мышления и речи детей через триз ртв-технологию


Скачать 65.18 Kb.
НазваниеРазвитие творческого мышления и речи детей через триз ртв-технологию
Дата18.12.2019
Размер65.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИт.проектная работа Яппаровой Г.Г.(3).docx
ТипРеферат
#65898
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3


Итоговая проектная работа на тему:

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Введение……………………………………………………………………3

I. Теоретические основы развития творческого воображения и мышления дошкольников методами ТРИЗ ……………………..….16

1.1 Проблема развития творческого воображения и мышления

дошкольников в отечественной и зарубежной педагогике……...…..…16

1.2 Методы и приемы ТРИЗ-РТВ…………………………………….…...19

II. Развитие творческого воображения и мышления дошкольников методами ТРИЗ в условиях ………………………………………..24

2.1. Содержание проекта………………………….………………………28

2.2. Качественный и количественный анализ результатов

реализации проекта………………………………………………………..31

Заключение…………………………………………………………….…35

Список использованной литературы……………….………………….37

Приложение………………………………………………………………..40


Введение

В современных условиях количество изменений в жизни,

происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от

человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к

любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных

перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен

активизировать свой творческий потенциал.

На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном

учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний,

умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер.

В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее

место, на мой взгляд, занимает технология Г.С. Альтшуллера - теория

решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Теоретическую основу педагогического проекта составили методы

теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), алгоритм решения

изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками

Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. Развитие

творческого мышления, воображения и речи дошкольников).

Отличительная особенность данной педагогической системы

заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы

организации собственной творческой деятельности. В основе

творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на

теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Методологическую основу данного педагогического проекта

составляет личностно ориентированный подход к процессу

становления личности, в рамках которого дошкольник не является

пассивным объектом воздействия. Он является субъектом собственной

деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной

направленной деятельности. Цель проекта - помочь детям овладеть

современной методологией творчества для дальнейшего

использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в

будущей жизни, используя элементы теории ТРИЗ-РТВ.

Инновационная направленность

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит

наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать

возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её

функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств,

которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что

любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения

является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание,

обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше.

Понимание вышеперечисленного дало толчок для использования

технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками. Я, как педагог,

стараюсь использовать среди современных инноваций в дошкольном

образовании именно те методики и технологии, которые не только

результативны, но и увлекательны.

Основная задача использования

ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребёнку

радость творческих открытий. ТРИЗ-технология в систему работы

дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку

недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также

формы и методы обучения. Таким образом, объективные социальные

условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий

формирования творческого воображения и мышления.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая, нелегкая

задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он

соответствовал Федеральным государственным требованиям и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Внедрение инновационных технологий в ДОУ – важное условие

совершенствования системы дошкольного образования. Инновационная

деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и

позволяет перейти на более качественную ступень. Процесс воспитания и

обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в

стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не

представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения,

мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и

принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку

приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него

творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Задача развития творческой

личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения,

поставленная в Законе РФ "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного общества. В связи с этим, в педагогических системах зафиксировано противоречие: система образования, с одной стороны, должна передавать знания, и навыки культуры, готовить к жизни в завтрашнем дне, а с другой – как она может это делать, если не знает, каким будет мир в будущем? И строит только догадки; педагоги должны учить своих подопечных выживать в этом мире, о котором сами педагоги 6 не имеют ясного представления. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира.

Актуальность педагогического опыта

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в

будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху

информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров,

спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п.

Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и

многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро

ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой

постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не

только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

В российском образовательном процессе есть педагогическая

система, называемая ТРИЗ-педагогикой (теория решения

изобретательских задач). Создание в 1946г. Генрихом Альтшуллером

теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях.

Отличительной особенностью данной педагогической системы

заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы

организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит

воспитательная система, построенная на теории развития творческой

личности. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок,

овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться. Анализируя эти качества, мы видим портрет

дошкольника, соответствующий предложенным в Федеральных

Государственных Требованиях портрету дошкольника – выпускника.

Актуальность опыта объясняется тем, что формирование творчески

активной личности, обладающей способностью эффективно и

нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном

возрасте. Гин С.И. писала: «Дошкольный возраст уникален, ибо как

сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно

не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого

ребёнка». В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

В результате диагностик выявились проблемы: у детей бедный

словарь, не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества,

устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения

между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встала проблема

развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, решения

творческих задач. К сожалению, не все дети умеют доказательно

отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям

других. В процессе опроса педагогов установлено, что воспитатели не

всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не

всегда представляются возможности специального развития творческого

воображения у детей. Также у воспитателей отсутствует знание

проблемных методов. Таким образом, выявлено основное противоречие,

которое заключается в необходимости развития творческого воображения

и мышления у детей дошкольного возраста, и недостаточными

возможностями образовательного процесса в детском саду. Я попыталась

разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения

и мышления дошкольников средствами технологии ТРИЗ

Предмет исследования: педагогическая система, направленная на

развитие творческого воображения и мышления методами ТРИЗ.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что

использование методов и приемов ТРИЗ может стать эффективным

условием развития творческого воображения и мышления.

Цель проекта – создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления, адаптированных методов теории

решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения

(РТВ), обеспечивающих оптимальное развитие мышления и

воображения детей. В соответствии с предметом, целью и гипотезой

исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретическую, психолого - педагогическую и

методическую литературу по развитию творческого

мышления, воображения и речи детей;

2. Раскрыть особенности мышления и воображения детей

дошкольного возраста детей;

3. Разработать систему методов целенаправленного воздействия

на воображение, творческое мышление и речь детей;

4. Определить эффективность работы по развитию творческого

потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ.

4.Основное содержание проекта. Механизм реализации

педагогического проекта. Для реализации намеченной цели

спланировала свою работу по следующим направлениям:

1. Работа с детьми. Она включала в себя использование методов и

приёмов ТРИЗ и РТВ для развития творческого потенциала.

2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.

3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании

методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.

Методы реализации проекта:

Проблемно-поисковый

- ставит проблемы

- предлагает инструменты для их решения

- успешно решают проблемные задачи

Поисково-экспериментальный

- развивает познавательный интерес потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта

- видят и выделяют проблему эксперимента

- принимают и ставят перед собой цель

- отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности

- развиваются личностные свойства: настойчивость, решительность, обогащаются знаниями о мире

Игровой

- учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений

– учат разрешать противоречия

-выявляют противоречивые свойства предметов, явлений

-умеют разрешать противоречия

Практический

-создание моделей и их использование в целях формирования знаний о

свойствах, отношениях, связях объекта

–преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения

-создают модели и их используют в целях формирования знаний о свойствах,

отношениях, связях объекта

-преобразовывают жизненную ситуацию, предмета или явления с целью

выявления связей между ними, причин их изменения

Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи: (А.А. Гин «Приемы

педагогической техники»).

- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем

действии предоставляю ребёнку право выбора.

- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с

открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В

условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.

- Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю

практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения

детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть

элементы предыдущих.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального

оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это

позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы

детей.

Виды деятельности при реализации проекта:

Игровая появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат«Дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения» игры из книги С.И.Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду»

Козырева Н.А.«Теремок сказок» развивающие игры для семьи.

Изобразительная ребенок с помощью работы, фантазии вливается в мир

взрослых, познает его и принимает в нем участие.

«Сарафан надела осень», «Разноцветная сказка», «Колючая сказка»

ст.возраст: «В саду у доброй и злой волшебницы», «Фантастический город», «Вьюжная сказка», «Волшебное превращение» , «Древо желаний», «Скатерть- самобранка», «Как оживает пластилиновая палочка», «О чем говорят занавески в доме», «Комплексные занятия по развитию творческих

способностей дошкольников» Н.В. Корчаловская.

Проектная активизирует самостоятельную деятельность ребенка: Обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. «Поможем растению», «Путешествие в прошлое. «Мы - защитники», «Я хочу здоровым быть!» Во всех проектах принимали участие родители

Исследовательская дает возможность ребенку самостоятельно находить

решение или опровержение собственных представлений «Преемственность в естественнонаучном образовании детей в системе «детский сад –начальная школа» Т.В. Владимирова, Л.А. Хамидуллина «Секреты природы – это так интересно!» Л.В. Ковинько

Коммуникативная объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержки и оценки.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс

развития творческого потенциала дошкольников.

Условия реализации проекта.

Ресурсное обеспечение:

Нормативно-правовое:

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

4. Устав дошкольного учреждения.

5. Концепция дошкольного образования.

6. Концепция построения развивающей среды в дошкольном

учреждении.

7. Письмо МО РФ от 7 апреля 1999 г. № 70\ 23-16 «О практике

проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного

образования».

8. Письмо МО РФ от 14 марта 2000 г. № 65\23-16 «О гигиенических

требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в

организационных формах обучения».

Информационное:

 мультимедийные презентации, выполненные педагогом

 информация в СМИ.

Материально-техническое:

 предметно-развивающая среда группы;

 игротека; видеотека; методические и дидактические пособия,

картотека.

Методическое: теоретическая и методическая литература, периодическая

печать, материалы по передовому педагогическому опыту, СМИ для

родителей. Данный инновационный проект основывается на материалах

пособий С.Гин, которые представляют собой практический материал по

системному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду. Занятия

рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого

года жизни. В программе первого года обучения предлагается изучить

следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод

маленьких человечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А.

А. Нестеренко). С детьми 4-5-летнего возраста и с учетом их

психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно)

проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых

воспитатель играл бы направляющую и организующую роль.

Продолжительность занятия 15-20 мин. В программе второго года

обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений,

которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с

детьми. Кроме того, в каждое основное занятие включается практическая

деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия.

Продолжительность всего занятия 25-30 мин. Второй год обучения

предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового

объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение

навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук

Интеллектуальное:

Данный педагогический проект основан на мастерстве педагога.

Прежде всего, необходимо желание кадрового педагога, владеющего

педагогическими методами, справедливого и последовательного в

своих действиях, умеющего заинтересовать детей. Заинтересованность

родителей в инновационном процессе, оказание помощи.

Уровень собственной квалификации считаю достаточным для

реализации заявленного проекта: высшее образование, полученное в

Марийском государственном университете по специальности «Дошкольная

педагогика и психология» 2012г., повышение квалификации в ГОУ ДПО

(ПК) С «Марийский институт образования», «Повышение

профессионального мастерства через участие в конкурсах»,

«Преемственность дошкольного и начального образования: предшкольная

подготовка», «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных

технологий и Интернет». Мною освоены компьютерные программы,

которые использую при подготовке презентаций.
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом