Главная страница
qrcode

С. Н. Шаховская Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи и множественного числа существительных, то на образовании числовых форм мы останавливались особо. Как правило, в процессе работы по


НазваниеС. Н. Шаховская Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи и множественного числа существительных, то на образовании числовых форм мы останавливались особо. Как правило, в процессе работы по
Анкор9.doc
Дата16.05.2018
Размер28.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла9.doc
ТипДокументы
#40362
Каталог


150

С.Н. Шаховская
Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи...

и множественного числа существительных, то на образовании числовых форм мы останавливались особо. Как правило, в процессе работы по этому разделу дети с алалией довольно быстро улавливали количественную разницу наглядно пред­ставленных предметов и скоро могли уже безошибочно опре­делять по форме слова, после его внимательного прослуши­вания, об одном или нескольких предметах идет речь (на­пример: шар—шары, кукла — куклы и т. д.). Чтобы об­легчить ребенку повторение, а затем и самостоятельное проговаривание нужных числовых форм, окончания слов мы выделяли интонационно; это делало разницу форм бо­лее наглядной.

Непосредственно с этим материалом была связана и подго­товка к усвоению числовых форм глагола: по окончанию гла­гола дети должны были определить подразумеваемое число существительных (один предмет или несколько). Например, на соответствующих картинках дети должны были показать: идет в школу, идут в школу: читает — читают. Форма вопроса была приблизительно такой: «Как ты думаешь, о ком я сказа­ла? » Впоследствии дети тренировались в правильном конструи­ровании изолированных форм множественного числа сущест­вительных и глаголов, постоянно отталкиваясь от формы един­ственного числа. Затем дети учились согласовывать сказуемое с подлежащим, переделывая словосочетания из одной число­вой формы в другую {Девочка спит. Девочки спят. Шар ле­тит. Шары летят) и т. д.

Из глагольных форм в первую очередь мы добивались в речи детей неопределенной формы в роли категории при­каза (дать, пить) или повелительного наклонения в том же значении (иди, мой, дай). По возможности раньше мы пере­ходили к знакомству с глаголами прошедшего времени, так как эта форма легко усваивалась и довольно быстро входила в активный словарь ребенка. Это объясняется в значительной мере тем, что среди этой группы глаголов есть много слов, состоящих из 2—3 открытых слогов, удобных для произнесе­ния (мыла, пили, купила и т. д.). Подобные глаголы сравни­тельно быстро усваивались и потому, что нет изменяемости их по лицам.

На материале этих глаголов, даже если в словаре ребенка они были пока и немногочисленны, мы развертывали работу по формированию родовых и числовых окончаний глаголов. К этой работе дети были подготовлены, так как практически были уже знакомы с формой числа существительных.

Кроме того, сравнительно быстро становилась доступной форма будущего сложного времени (буду варить, читать и т. д.), при образовании которой используется глагол в не­изменяемом варианте, более легком для проговаривания. В некоторой степени это объясняется тем, что употребление неопределенной формы вместо форм спряжения — одно из наиболее распространенных аграмматизмов в речи детей с алалией.

Работа над глагольными образованиями была тесно связана с работой над префиксами и предлогами. Мы старались научить ребенка, руководствуясь соответствующей картинкой, улавли­вать нужный оттенок глаголов (например: ушел, зашел, при­шел и т. д.) и самостоятельно употреблять эти слова.

Работу над прилагательными мы начинали после прора­ботки имен существительных и глаголов, так как, чем более отвлеченной является грамматическая категория, тем труд­нее оказывается ее усвоение для ребенка с алалией. Овладе­ние прилагательными требует наличия таких представлений, как величина, цвет, форма и т. д. Следовательно, работа над прилагательными была несколько подготовлена путем улуч­шения пространственных и зрительных дифференцировок моторного алалика.

Изучение прилагательных лучше шло в том случае, если начинали с качественных признаков, которые воспринима­ются органами чувств человека. В первую очередь занима­лись наиболее легкими прилагательными, обозначающими величину (большой—маленький), позднее наиболее употре­бительными словами, определяющими цвет (красный—си­ний). Последними в речи ребенка с алалией формировались слова эмоционально-оценочной группы прилагательных (хо­роший, плохой).

Прежде чем приступить к выработке навыка употребле­ния прилагательных, мы четко дифференцировали значение прорабатываемых прилагательных в понимании ребенка с алалией.

Лучше шло усвоение в случае, когда при включении прилагательных в предложение мы помогали постановкой


перейти в каталог файлов


связь с админом