Главная страница
qrcode

Сборник бизнес-кейсов


НазваниеСборник бизнес-кейсов
Дата24.03.2019
Размер3.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSbornik-biznes-keysov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44140
страница1 из 17
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Алматы Менеджмент Университет
Высшая Школа Бизнеса
СБОРНИК БИЗНЕС-КЕЙСОВ
Алматы, 2015
Выпуск 1

Алматы Менеджмент Университет
Высшая Школа Бизнеса
СБОРНИК БИЗНЕС-КЕЙСОВ
Выпуск 1
Алматы, 2015

2
УДК 005
ББК 65.290-2
С23
Редакционная коллегия
Куренкеева Г. Т. – к.э.н., декан ВШБ
Кожахметов Р. Т. – DBA, проректор по финансам и корпоративному развитию
Шакирова С. М. - к. филос. н., директор Управления по науке
Жумадилова Г. Т. – к.х.н., заместитель директора ДМВА по академическим вопросам
Все кейсы прошли проверку на уникальность текста в системе Антиплагиат.ру (не ниже 80%).
Сборник бизнес-кейсов. - Алматы: Алматы Менеджмент Университет, 2015. –149 с.
С23 ISBN: 978-601-7470-52-4
Настоящий сборник предназначен для преподавателей, магистрантов, докторантов, а также исследователей, интересующихся практикой современного бизнеса, менеджмента, препринимательства в Казахстане.
УДК 005
ББК 65.290-2
ISBN 978-601-7470-52-4
©
Алматы Менеджмент Университет, 2015

3
Посвящается светлой памяти
Ерика Сулейманкановича Карибджанова (09.09.1962–02.08.2014),
Декана Департамента МВА – зав. кафедрой «Деловое администрирование», известного ученого, доктора экономических наук, профессора и уважаемого коллеги

4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Использование бизнес-кейсов в процессе обучения зарекомендовало себя как эффективный способ формирования практических навыков у обучающихся. С первых дней существования программа МВА Высшей Школы Бизнеса AlmaU использовала кейсы как важнейший инструмент обучения слушателей. За более чем 20 лет существования программы
МВА преподавателями и бизнес-тренерами были использованы десятки, сотни бизнес-кейсов.
Конечно, в первые годы в большинстве своем это были переведенные западные кейсы. Со временем стало понятно, что для качественной подготовки управленческих кадров для казахстанского рынка необходимы собственные кейсы на примерах казахстанских компаний.
2015 год стал знаменательной вехой в истории развития казахстанских бизнес-кейсов. В ноябре был презентован сборник «Bolashak business cases», который стал совместным проектом
Almaty Management University и Ассоциации «Болашақ». При реализации проекта в качестве методической базы были использованы рекомендации ВШБ AlmaU по написанию бизнес- кейсов, а наши преподаватели выступили менторами и соавторами данного сборника.
В этом году был объявлен внутренний конкурс казахстанских бизнес-кейсов среди ППС университета. Всего в конкурсе приняли участие 12 преподавателей. Все кейсы написаны на практическом материале казахстанских компаний различных сфер деятельности.
Содержание кейсов касается таких вопросов, как стратегическое планирование, финансирование проектов, повышение производительности труда, банковская и налоговая тайна, трудовые отношения, налоговая система и налоговое планирование, организационные изменения и оздоровление деятельности компании, управление конфликтами, анализ товарных рынков и маркетинговые решения, управление издержками, организационная культура, управление инвестиционным фондом и др.
Главным идеологом использования бизнес-кейсов на программе МВА был Декан МВА, зав.кафедрой «Деловое администрирование», д.э.н., профессор Ерик Сулейманканович
Карибджанов, безвремененно ушедший более чем год назад. Он возглавлял лабораторию бизнес- кейсов. Отдавая дань его делу, развивая его проект, мы посвящаем данный сборник его памяти.
Особую благодарность хочется выразить Жумадиловой Гульмире Токтаровне, зам. директора ДМВА, к.хим.н. Именно благодаря ее инициативе, настойчивости и организаторским способностям состоялись два этих проекта.
Бизнес-кейсы уникальны, как и каждая компания, они не имеют единственно возможного решения, но демонстрируют общий подход и технологию решения управленческих задач, а значит должны широко использоваться в учебном процессе в вузах Казахстана. Поэтому
Высшая Школа Бизнеса AlmaU планирует ежегодно проводить конкурс казахстанских бизнес- кейсов, расширяя географию участников. Приглашаем всех желающих преподавателей к участию в конкурсе в следующие годы.
Всем творческих успехов!
С уважением,
к.э.н.
Гульнар Куренкеева,
Декан Высшей Школы Бизнеса
Almaty Management University

5
СОДЕРЖАНИЕ

Автор
Название кейса
Стр.
1
Алталиева А.А.
Конфликт… на благо
6 2
Байсеркеев О.Н.
Доисторическая коммуникация
8 3
Байсеркеев О.Н.
Столовая
10 4
Давлетова М.Т.
Маркетинговая деятельность туристской фирмы ТОО
«Sanita Tours International»
11 5
Иссык Т.В.
Налоговая тайна
39 6
Иссык Т.В.
Налоговая система в Республике Казахстан
40 7
Иссык Т.В.
Налоговые системы мира
41 8
Иссык Т.В.
Трудовой договор
46 9
Иссык Т.В.
Банковская тайна
51 10
Карибджанов Б.Б.
Программа организационных изменений в многопрофильной компании: ошибки разработки и управления
52 11
Кукузова Л.Ж.
Beeline
63 12
Кукузова Л.Ж.
Претензия
64 13
Липовка А.
Like a duck to water
65 14
Мархаева Б.А.
Darithana
70 15
Мусапиров Х.К.
Решение компании ТОО «ЮгСтрой» о приобретении базы в Атырауской области»
78 16
Мусапиров Х.К.
Различные стратегии компании Emerson
81 17
Мусапиров Х.К.
Банно-бытовой комплекс в Шымкенте
87 18
Султанбекова Г.К.
Ситуация на рынке жилья в Республике Казахстан
91 19
Султанбекова Г.К.
Анализ издержек. Экономия на масштабе производства.
93 20
Султанбекова Г.К.
Выбор фирмы: оптимизация цен и объемов выпуска. Цено- вая дискриминация
95 21
Султанбекова Г.К.
ВВП: производство и потребление в РК. Экономический рост в Казахстане
97 22
Тултабаев С.Ч.
Стратегия развития группы компаний “Аят”
100 23
Филин С.А.
Диагностика управляемости оптовой компании в кризисе роста
112 24
Филин С.А.
Восстановление рентабельности полиграфического предприятия
141 25
Филин С.А.
Определение элементов организационной культуры для ТОО
“ААА”
147

6
КОНФЛИКТ… НА БЛАГО?
к.э.н. А.А. Алталиева
Карина уже третий год работала заведующей одной из 3 рабочих столовых крупного промышленного комбината, который являлся градообразующим предприятием и самым значимым работодателем всего региона. После четырехлетнего перерыва в работе эта позиция воспринималась ею как предел мечтаний: хороший социальный пакет, стабильная заработная плата, статус руководящей должности. Ей удалось подобрать отличный коллектив, да и процессы были отработаны. Репутация у ее столовой – хорошая, расположение - удачное.
Именно поэтому последние полгода, пока шла реконструкция одного из цехов (дороги к другой столовой были разбиты, и добираться туда стало сложнее из-за пыли и грязи), число клиентов ее столовой увеличилось на 20%. Будущее представлялось ей радужным, даже несмотря на некоторые сложности, которые возникли достаточно давно, но никак не разрешались. Месяц назад сломался терморегулятор на одной из конфорок электроплиты (но даже сейчас этой конфоркой можно пользоваться! На ней воду доводили до кипения, а потом сдвигали на другие конфорки, где терморегуляторы работали); уже почти полгода назад одну из помощниц повара взяли на время в столовую центрального аппарата: она работала теперь официанткой в VIP зале, а числилась до сих пор в ее столовой.Да, было сложно. Вместо четырех сотрудниц в столовой работало теперь три, поломка терморегулятора добавляла хлопот и рисков, связанных с перемещением больших горячих кастрюль, а возросшее число рабочих, приходивших в ее столовую на обед, с одной стороны, радовало перевыполнением плана, с другой, добавило нервозности и конфликтов в столовой.Карина терпеливо ждала перемен к лучшему: положенные докладные были ею в свое время составлены и переданы руководству, а докучать постоянными жалобами директору пищевого комбината ей не хотелось.Хорошо, что вместе со сложностями в ее работе случалось и хорошее. Так, например, за полугодовое выполнение и перевыполнение плана ее, единственную из числа линейных руководителей Пищевого комбината, номинировали на обучение на корпоративной программе Мини-МВА, которая стартовала на предприятии в этом году. Шел второй модуль. Учиться было очень интересно. Темой сегодняшних занятий были конфликты. До обеда бизнес-тренер представила группе интересную презентацию и провела диагностику межличностных стилей поведения участников группы в конфликтных ситуациях. Результаты теста абсолютным открытием для Карины не стали: она знала, что конфликты она старается избегать и мастерски находит компромиссные решения, если первое не удается. Удивило ее, скорее, то, что такие тактики, оказывается, не считались в управлении универсальным «золотым ключиком», а слова «компромисс» и «сотрудничество» не являлись синонимами. В приложении к тесту, по словам бизнес-тренера, они могли прочитать о ситуациях, в которых рекомендовалась даже конфронтация! Вот уж чего Карина точно не предполагала. Обеденный перерыв Карина всегда старалась проводить в столовой: это был один из самых напряженных моментов рабочего дня для ее коллектива. Время учебного модуля исключением не являлось. «Сориентируюсь в обстановке, быстро перекушу и еще успею почитать материалы» - думала Карина по пути в столовую. Но когда в столовой ее встретил один из активистов заводского профкома с актом проверки жалобы группы рабочих, Карина подумала, что сегодня на учебу вообще может и не попасть…Когда Карина ознакомилась с жалобой и актом проверки, ее захлестнула обида: неблагодарные люди! Да, в столовой в обеденный перерыв – очереди. Но ведь очереди не только в ее столовой! И потом, рабочие сами выбирают ее столовую. Ведь не идут же в другие?!
Да, из-за сломанной конфорки пища пару-тройку раз подгорала при разогреве. Но ведь это не их вина! Ее девочки стараются изо всех сил, чтобы поломка плиты не остановила работу вообще.

7
Да, мебель в столовой не удобная, не эстетичная, зачастую требующая ремонта. Но ведь закупом мебели занимается не Карина, а ее сотрудницы эту мебель не ломают специально! На каждый пункт жалобы у Карины находились контраргументы, но комиссия профкома слушать эти аргументы не хотела. Карина попыталась уговорить комиссию смягчить выводы акта проверки, учитывая прошлые заслуги ее коллектива. В какой-то момент она даже расплакалась…. Но все было тщетно. Их вердикт был простой: обо всех подтвердившихся фактах будет доложено на
Директорате в эту пятницу. Скорее всего, ее присутствие также потребуется. Хотя об этом ей сообщат отдельно соответствующие люди…
На занятия Карина смогла попасть только на последнюю сессию. В группе царила атмосфера легкого возбуждения: сразу после обеда прошла какая-то занимательная симуляция по конфликтам, и страсти еще не улеглись. Но у Карины настроения не было вообще: обида, ощущение беспомощности и несправедливости настолько усилили чувство угнетенности, что мысленно Карина уже практически попрощалась с работой. Она была уверена, что в пятницу после Директората ее уволят, а значит, прощайте карьерные планы, запланированный отпуск и учеба, здравствуй – необходимость ее семье снова затянуть пояса.
После занятий, обратив внимание на настроение Карины, бизнес-тренер попросила ее остаться. Выяснив в деталях, в чем дело, она, на удивление Карины, воодушевленно сказала:
«
Карина, да Вам, возможно, повезло с этой жалобой! Если дело обстоит так, как Вы рассказали

Директорат нам на руку. Надо только лучше к нему подготовиться. Факты, факты и еще раз факты. И поменьше эмоций!».
Вопросы:
1.
Почему тренер считает, что в этой ситуации жалоба сыграла для Карины положительную роль?
2.
О каких фактах идет речь в последнем абзаце кейса?
3.
Какой стиль поведения в конфликтных ситуациях на этот раз продемонстрировала
Карина? А какой предложила тренер?

8
ДОИСТОРИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
к.ф.н. О.Н. Байсеркеев
Ситуация
В последнее время новый Директор департамента маркетинга Азамат Серкебаев был погружен в размышления: Как строить взаимодействие с Вице-президентом по развитию бизнеса Айжан Курмановой? Дело в том, что ни на одну служебную записку (СЗ) Вице- президент не отвечала письменно, несмотря на то, что Азамат подчеркивал это в каждом своем обращении. Свой категорический (!) отказ отвечать письменно она мотивировала отсутствием времени.Азамат же считает, что письменные коммуникации наоборот экономят время: об этом свидетельствует его предыдущий опыт работы в иностранных и казахстанских компаниях.
Обсуждения с коллегами по работе также показали, что все они сторонники письменных коммуникаций для решения многих производственных вопросов, которые не требуют личного контакта. При этом новые сотрудники пребывают в легком шоке оттого, что использование электронной почты или СЗ не является нормой для Вице-президента. Как в пещерное время, когда письмо еще не было изобретено человечеством. Для того, чтобы решить вопрос с
Курмановой, нужно тратить время на организацию и согласование встречи по предварительной записи у секретаря Приемной, перекраивая несколько раз свои планы.
Но основной вред от такого «управления», по мнению Азамата, заключался в том, что все принципиальные и взаимосвязанные вопросы организации бизнеса и продаж оставались непозволительно долго нерешенными. Нет ясности и четкости, нет принятых решений, тормозятся маркетинговые мероприятия и программы сбыта. Склонность Курмановой часами переливать из пустого в порожнее без видимых результатов, без четких письменных решений становились реальным тормозом компании и серьезной, учитывая занимаемую ею должность
(по сути – второй руководитель), стратегической угрозой.
Проблема«В чем же дело?», - размышлял Азамат. - «Нехватка времени – лишь отговорка.
Почему она НИВКАКУЮ не хочет давать письменные ответы, несмотря на все мои усилия?». В результате у него сложилось несколько версий такого поведения Курмановой:
1.
Не умеет излагать свои мысли на бумаге (компьютере), т.к. она и устно не то чтобы не блещет красноречием, но даже не умеет грамотным, на худой конец, понятным языком, изложить то, что хочет сказать.
2.
Боится обнаружить перед другими неумение излагать свои мысли.
3.
Писать записку для нее такие же адские муки, как у школьницы, умирающей над сочинением на заданную тему. При такой скорости изложения своих мыслей у нее никакого времени, конечно, не хватит.
4.
Боится ответственности, т.к. письменный ответ – это документ, а слово, наоборот, к делу не пришьешь.
5.
Профессиональная некомпетентность: не может сформировать свое собственное решение вопроса, а предпочитает очно выслушивать мнение коллег, а затем присоединяться к правильному на ее взгляд решению.
6.
Не умеет самостоятельно добывать знание, искать ответы (в документах, Интернете).
7.
Не умеет печатать на компьютере или печатает одним пальцем (тогда, конечно, опять никакого времени не хватит).
8.
Не умеет форматировать документ, поэтому боится показать свою компьютерную неграмотность.
9.
Не умеет пользоваться электронной почтой.

9
В конце концов, Азамат решил, что она просто не умеет включать компьютер.
Вопросы
1.
Какая из перечисленных версий, объясняющих поведение Курмановой, правильная на ваш взгляд?
2.
Или проблема в другом?
3.
Есть ли механизм управления, способный «мягко сломать» сложившуюся ситуацию?
СТОЛ

10
СТОЛОВАЯ
к.ф.н. О.Н. Байсеркеев
Азамат, привет!
Занялся новым проектом – столовая. Адрес: г. Алматы, ул. Жандосова 6, между ул. Манаса
(Чапаева) и Байзакова, у входа в Центральную (бывшую 12) больницу, рядом с Российским консульством, за входной аркой больницы.
Столовая работает с 31 августа 2009 г., в первый день нас посетило 20 человек, за все время ежедневный средний чек колебался с 272 тенге до 520 тенге.
По итогам декабря месяца: 218 клиентов в день, средний чек 382 тенге. Январь и половина февраля был «мертвый» сезон. Сейчас в будни 275 человек. При достижении 400 клиентов в день столовая выходит на точку безубыточности. При достижении 500 клиентов в день столовая будет генерировать около 3000 долларов чистой прибыли в месяц, если не увеличивать персонал.
По опыту работы, аналогичная столовая в районе Рыскулова – Белинского (МРЭО ГАИ) -
"Тамаша" выходила на 500 клиентов в течение 10-12 месяцев. Требуемые инвестиции около 100 000$ (с учетом резерва и ремонта и/или замены оборудования) в обмен на 50% участия в компании. Все деньги сразу не нужны. Достаточно финансировать по 5-7 тысяч долларов в месяц. Уже вложено учредителями 45 000$, осталось довложить 55 000$. Долгов у компании нет.
Желательно дополнительные инвестиции в компанию вкладывать не позже начала марта. Если интересно, позвони.
Жму руку, Максат.
Вопросы:
1.
Вкладывать ли деньги?
2.
Почему? Дайте обоснование.

11
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКОЙ
ФИРМЫ ТОО «SANITA TOURS INTERNATIONAL»
к.э.н. М.Т. Давлетова
I.
Общая характеристика деятельности туристской фирмы
Туристская компания ТОО «Sanita Tours International» является туроператором в
Республике Казахстан.
Основным приоритетом работы компании является индивидуальный подход к каждому клиенту, поэтому для туристов есть круглосуточная горячая линия, квалифицированные менеджеры, готовые оказать максимально возможный сервис.
Туристская компания ТОО «Sanita Tours International» предлагает широкий спектр услуг:

Бронирование авиабилетов в любую точку Казахстана и мира;

Индивидуальное обслуживание пассажиров в аэропортах;

Организация чартерных пассажирских VIP – перевозок;

Бронирование гостиниц в Алматы, Астане, городах Казахстана, странах СНГ и за рубе- жом;

Организация путешествий за рубеж;

Экскурсионные туры;

Круизы;

Медицинский туризм;

Прием иностранных гостей в Казахстане;

Организация деловых поездок по странам СНГ и дальнего зарубежья;

Организация конференций, семинаров, тренингов;

Визовые услуги;

Организация трансферов;

Организация корпоративных мероприятий, праздников, инсентив-туров;

Страхование граждан, выезжающих за рубеж.
Основные направления: Италия, Чехия, Таиланд, Турция, Россия, ОАЭ, Израиль, Франция,
Испания, Германия, Малайзия, Китай, Польша, Португалия, Австрия, Англия, Швейцария, страны Бенилюкс, Болгария, Мальдивы, Сейшелы, Египет, ЮАР, США, Индия, Мексика, Бали,
Сайпан.
ТОО «Sanita Tours International» является официальным представителем на территории
Республики Казахстан таких зарубежных туроператоров, как:

Larus Viaggi
(Италия);

Jason Travel
(Чехия);

Grand Orchid Travel
(Таиланд);

Premium Travel
(Турция).
Компания успела зарекомендовать себя как ответственный и надежный партнер, специализирующийся в следующих областях: туризм в сфере медицинского и курортного лечения, спортивный туризм, организация отдыха (детского и взрослого), обучение за рубежом, организация банкетов, свадеб, семинаров, конференций за рубежом, бронирование авиабилетов на внутренние и зарубежные рейсы. Постоянными партнерами являются как индивидуальные клиенты, так и корпоративные организации. Помимо организации отдыха за пределами
Казахстана, фирма предоставляет широкий спектр услуг по туризму в Республике, такие как: приглашения, визовая поддержка, бронирование и размещение в отелях.

12
Предметом деятельности Компании является предоставление туристских и сопутствующих услуг как в Республике Казахстан, так и за ее пределами, а именно:

Международный туризм
Компания может предложить весь спектр туристских услуг за рубежом, таких как размещение в отелях различных категорий, трансферы, экскурсии, организация конференций, семинаров, групповое и индивидуальное обслуживание.

Лечебный туризм
Sanita Tours International является ведущей компанией по организации лечебного и медицинского туризма взрослых и детей, а именно полное обследование, диагностика, консервативное и оперативное лечение, плановое оперативное вмешательство, лечение соматических заболеваний, онкологии, бесплодия и много другого в лучших клиниках у ведущих специалистов Израиля, Турции, Чехии, Швейцарии и Германии, включая предварительную консультацию у врача, формирование и отправку документов в клинику для предварительного определения диагноза и выбора соответствующей клиники, оформление выездных документов, русскоговорящее сопровождение или переводчик в стране пребывания.

Авиабилеты по всем направлениям, Недвижимость
Также сотрудники турфирмы оказывают помощь в приобретении и аренде недвижимости в следующих странах: Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Франция, Италия, Испания,
Черногория.

Внутренний туризм
Помимо организации отдыха за пределами Казахстана, компания предоставляет широкий спектр услуг по туризму в республике, такие как: приглашения, визовая поддержка, встреча и проводы в аэропорту, трансферы, VIP обслуживание, бронирование и размещение в отелях
Алматы и Астаны, организация индивидуальных экскурсионных туров в Алматы и Алматинской области [1].
Туристская компания ТОО «Sanita Tours International» постоянно расширяет рынки и успешно сотрудничает с компаниями, которые ценят индивидуальный подход, молниеносное решение проблем, быстроту и качество в ответах на запросы.
Штат фирмы состоит из пяти человек: директор, исполнительный директор, старший менеджер, менеджер и бухгалтер. Организационно-управленческая структура предприятия в соответствии с направлениями работы является линейно–функциональной (рисунок 1).
Обязанности среди работников фирмы распределены следующим образом. Директор заключает договоры, знакомится с новинками рынка, участвует в конференции, ведет переговоры по делам компании; является главным распорядителем финансовых средств; контролирует и координирует работу компании, контролирует все управленческие решения на всех уровнях компании, принимает решения о приеме на работу или увольнению сотрудников, разрабатывает программы совершенствования внутрипроизводственных отношений.
Должностные обязанности менеджеров по туризму заключаются в следующем:

подчиняться генеральному директору фирмы и нести ответственность за работу отдела туризма;

изучать предложения туроператоров и особенности турпродукта по всем направлениям.
Обязаны знать особенности оформления туров, правила и формальности, действующие в стра- нах пребывания туристов и так далее;

работать с клиентами, разъяснять условия туробслуживания, предоставлять полную ин- формацию о туре, давать информацию о необходимых формальностях и особенностях страны пребывания;

13

заключать с клиентом договор - заявку, по которому подыскиваются и предлагаются ту- ры клиентам, согласно их пожеланиям;

рассчитывать стоимость тура для клиента и выдавать счета на предоплату и так далее [2].
Примечание - Составлено автором по данным ТОО «Sanita Tours International»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов


связь с админом