СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Автор-составитель Ю. В. Останкова
Волгоград
УДК 372.211 ББК 74.102 С40
Автор-составитель Ю. В. Останкова
Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 130 с. ISBN 5-7057-1001-1
В пособии представлена система коррекционно-развивающих занятий, направленных на обучение, воспитание и развитие у детей старшего дошкольного возраста комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.
Особую ценность представляет собой развернутый практический курс занятий, снабженный текстами и комментариями дидактических упражнений, заданий, игр по формированию познавательной активности и учебной мотивации, развитию психофизиологических процессов (запоминание, внимание, пространственная ориентировка, сенсомоторика и др.), навыков общения и речевой деятельности детей.
Предназначено широкому кругу педагогических кадров - воспитателям, методистам, психологам, логопедам детских садов, учителям начальных классов, дефектологам, социальным педагогам общеобразовательных учреждений; может быть полезно родителям, студентам педагогических учебных заведений.
УДК 372.211 ББК 74.102
ISBN 5-7057-1001-1
© Останкова Ю. В., автор-составитель © Издательство «Учитель»
Оформление. Издательство «Учитель»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Это и понятно. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя: Каждый психолог, изучая эту проблему, выделяет в ней несколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. И каждый по-своему прав: разные дети, разные условия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.
В предлагаемом курсе коррекционно-развивающих занятий сделана попытка объединить сразу несколько задач по подготовке детей к школе:
Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.
Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических уп-
ражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.
Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Еще 2,5 тысячи лет назад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что никакие знания не следует преподавать детям насильственно. «Преподавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на справедливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.
Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы Детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. О значении наглядности в обучении маленьких детей хорошо сказал К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
2 каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.
Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
Формы организации занятий.
Педагог организует работу детей в полном составе группы, если численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 - подгруппами по 10-12 человек. К концу учебного года можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможностей детей от 25 минут до 30-35 минут.
Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога - набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.
Структура развивающих занятий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.
Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
Ожидаемые результаты.
Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Курс занятий используется в качестве подготовки детей к школе в течение 2 лет. До этого занятия представляли собой цикл, состоящий из 4 блоков по 6 занятий в каждом, направленных на развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения. Результаты работы, констатируемые контрольными тестами, трудно спрогнозировать к концу учебного года, потому что они могут меняться волнообразно. Когда же кор-рекционно-развивающая работа проводилась по предлагаемому курсу, в результатах контрольных срезов стала наблюдаться устойчивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам готовности детей к школе (по методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, по методике «Определение мотивов учения старших дошкольников» М. Р. Гинзбург, по методике «Беседы о школе» Т. А. Нежновой, по методике раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 6-7 лет М. М. Безруких).
ЗАНЯТИЕ 1
1. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Детям зачитываются слова с установкой на запоминание:
одеяло, мёд, круг, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, ранец.
2. Игра «Какой фигуры не стало?» (на развитие зрительной памяти и внимания). Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают порядок их расставления. Затем одна фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало.
3. Дыхательное упражнение.
Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).
4. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники.
Педагог показывает на доске, как это делается, а затем дети приступают к самостоятельному выполнению задания.
левая правая левая правая левая правая
рука рука рука рука рука рука
5. Рисование графического узора под диктовку.
Задание направлено на развитие слухового и зрительного анализаторов, мелких мышц руки, пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу, организованности и самостоятельности.
На первом занятии это задание объясняется подробно.
Педагог. С сегодняшнего дня мы начинаем рисовать в тетради узоры под диктовку. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону провести прямую линию. Проводите только те линии, которые я вам буду диктовать. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая ручки от тетради.
Теперь поставьте карандаш на точку. Приготовились, внимание! Одна клеточка вверх, две клеточки вправо, одна клеточка вниз, две клеточки вправо. Дальше продолжите узор самостоятельно.
6. Пальчиковая гимнастика «Разминка».
Направлена на развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма. Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой, а в завершении - двумя руками вместе.
Ты, утенок не пищи! Сжимать в кулачки и разжимать
Лучше маму поищи. пальцы сразу двух рук.
Л. Савина
7. Упражнения для профилактики нарушений зрения.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево).
ЗАНЯТИЕ 2
1. Упражнение на развитие зрительной памяти.
Детям с интервалом 3-5 секунд предлагают для запоминания набор из 10 предметных картинок. Например: ножницы, утка, дом, лампа, машина, тапочки, груша, кот, ручка, щетка.
2. Упражнение на развитие слуховой памяти.
С установкой на запоминание детям зачитывают 10 слов: орех, гвоздь, клумба, забор, шашлык, щеток, муравей, рубашка, доска, яма.
3. Игра «Какой фигуры не стало?».
Выставляются карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Например: квадрат - красный, круг - зеленый, треугольник - желтый, ромб - оранжевый, овал - голубой, прямоугольник - синий, трапеция - фиолетовая. Дети запоминают порядок их расставления. Затем фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало и какого она цвета.
Дыхательное упражнение (см. занятие 1).
Упражнение на развитие координации движений и гра фических навыков.
левая рука правая рука
6. Рисование графического узора под диктовку.
Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два круга и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.
7. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».
Повстречал ежонка еж: Одновременно кончиками больших
«Здравствуй, братец! пальцев правой и левой рук поочередно
Как живешь?» касаться кончиков указательных, сред-» них, безымянных пальцев и мизинцев.
Л. Савина
8. Упражнения для профилактики нарушений зрения.
И. п. - сидя. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево). Повторить 4 раза.
И. п. - сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу - выдох. Повторить 5-6 раз.
ЗАНЯТИЕ 3
1. Упражнение на развитие зрительной памяти.
На карточке изображены предметы: елка, телевизор, рыбка, книга «Сказки», пароход. В течение 10 минут детям необходимо посмотреть на картинку, а затем назвать все предметы.
2. Упражнение на развитие слуховой памяти.
С установкой на запоминание детям зачитываются слова: тетрадь, книга, рюкзак, линейка, пенал, карандаш, ручка, альбом.
Задание 1. Воспроизвести слова.
Задание 2. Назвать слова одним словом.
3. Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи).
Детям предъявляются четыре картинки, три из которых имеют обобщающий признак, а четвертая не подходит под этот признак, и ребенку нужно ее исключить. Например: курица - гусь - утка -яйцо. Варианты предлагаемой серии картинок:
пирамидка - матрешка - портфель - кукла;
сосиски - печенье - тарелка - сыр;
чайник - кружка - колбаса - кастрюля; кепка - шапка - шляпа - тапочки; перчатки - ботинки - сапоги - туфли; муха - воробей - стрекоза — кузнечик; мандарины - бананы - помидоры - лимоны; машина - троллейбус - самолет - скакалка; синичка - индюк - гусь - петух; пенал - тетрадь - карандаш - юла; сом - щука - жук - окунь; куртка - полотенце - платье - костюм.
Дыхательное упражнение (см. занятия 1, 2).
Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.
левая рука правая рука
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |