Главная страница
qrcode

конс для воспит лог гр. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи


НазваниеСистематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи
Дата10.09.2019
Размер50 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаконс для воспит лог гр.doc
ТипДокументы
#63177
Каталог


Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи

(из опыта работы)

Консультация

для воспитателей логопедической группы

Тема: «Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи».

Одной из задач коррекционно – воспитательного воздействия является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Воспитатель присутствует с детьми в самой разнообразной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке, на участке и т.п., где имеет наглядную базу, так необходимую для формирования словаря у детей с нарушениями речи. Работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь. Однако, не вся словарная работа осуществляется воспитателем, он как правило, ограничивается лишь обиходно – бытовой лексикой.

Важно учитывать, что у детей с нарушением речи снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки называние предметов или их признаков может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе? Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать взрослого, задавая вопросы типа: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет?», «Кто больше заметит частей?» и т.п. В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. В уголке живой природы попросить детей ответить, что умеет делать попугайчик или как ведут себя рыбки в аквариуме. На улице, во время прогулки, можно спросить детей, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле.

Не следует стремиться для таких упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4-5 детей. Главное, чтобы они занимались добровольно и всегда с интересом.

Следующая задача – систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем важно, чтобы исправления делались доброжелательно, корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка. Манера исправления ошибок детей вне занятий несколько отличается от таковой во время занятий. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам какого-то ребенка. Например, во время игры один ребенок говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный вариант сочетания слов: «всех куклов» или «всех кукол», «без туфлев» или «без туфель». А затем спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу.

Теперь об исправлении ошибок на занятии. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения, как лучше сказать, - неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправлять его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, занятие в отличие от спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должно проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего с установкой на правильную, грамотную, четкую речь. В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий фиксируются моментальной реакцией воспитателя («Неверно», «Не так сказал»), другие дети привлекаются к исправлению грамматических неточностей. Сам же воспитатель исправляет ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли правильно сказать. Ошибки в произношении фиксируются и исправляются по ходу ответов, примерно так: «Повтори за мной и «нажми» на этот звук» (если ребенок неправильно произнес какой-то звук). Может случиться на занятии и так: ребенку очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник) он не произнесет и это вызовет смех детей, тогда можно предложить сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить ребенка за старание. Для того, чтобы дети говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель как бы задает тон своей четкой, громкой речью. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.

Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р.Е.Левина выделила нарушение внимания как одну из причин возникновения нарушения речи. Экспериментальные данные подтверждают эту связь: у детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов.

Остановимся на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память детей. Во время сборов на прогулку можно предложить детям посоветовать, например, что можно еще надеть Алеше, или проверить, все ли правильно в одежде других детей и своей собственной (как зашнурованы ботинки, повязан шарф, все ли пуговицы застегнуты). Собираясь на музыкальное занятие, можно спросить детей: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?», «Кого похвалил музыкальный руководитель?», «Кто лучше всех танцевал?». На прогулке можно поиграть с детьми в игру «Летает – не летает». Воспитатель называет предметы или объекты, которые могут летать. Услышав название такого предмета, дети, стоя, машут руками. На все другие слова можно предложить детям приседать. Дается примерно такой набор слов: ворона, ворота, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия: овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты, мебель. Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями. Еще одно упражнение, которое можно провести на прогулке. Воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, высокое, кирпичное и т.д.).

Во время игры детей в кукольном уголке воспитатель может подойти, отвлечь их внимание на какой-то объект (часы, рыбок) и незаметно взять и спрятать две-три игрушки, а по окончании спросить, чего не хватает в игровом шкафу, на скамеечке, на ковре. Помимо изложенных игр полезно проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: «Чего не хватает?», «Что изменилось?», «Съедобный – несъедобный», «Разложи как я скажу».

Следующая коррекционно-воспитательная задача – совершенствование словесно – логического мышления. Словесно – логическое мышление – один из видов мышления, который непосредственно связан с речью. Два других: наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются посредством действий и образов. А словесно- логическое характеризуется использованием суждений и умозаключений, и, таким образом, оно невозможно без речи. Словесно- логическое мышление является одной из функций речи. Иными словами – речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга.

С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмыслять события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, «Почему осенью люди теплее одеваются?», «Почему летом нельзя кататься на лыжах?», «Как, не выходя на улицу, узнать – дует ли ветер?». Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игр, прогулки, умывания. Важно приучать их задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов взрослых. Воспитателю не следует торопиться объяснять детям. Сначала нужно задать наводящий вопрос, дать толчок мысли; затем опросить других детей, выяснить, кто из отвечающих прав и только после этого самому объяснить. Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, «Чем отличается кукла и девочка?», «Что общего у дерева и цветка?». Неиссякаемую пищу для словесно- логических упражнений дают педагогу сказки. С радостью и интересом дети ответят на вопросы: «Почему волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому ее бабушки?», «Кто из поросят не боялся в своем доме волка? Почему?», «Можно сказать, что мышка вытянула репку? А кто вытянул?»и т.д. Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки типа: «Кто его раздевает, то слезы проливает» - не несут никакой умственной нагрузки. А другие заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого: «Два соболя хвостами друг к другу лежат» (брови), «Не на полу, не на потолке, а смотрит в дом и на улицу» (окно). Естественно, что такие загадки для детей с общим недоразвитием речи недоступны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его мысль обобщающим понятием, начальным звуком в отгадке, несколькими предметами, один из которых и есть отгадка – значит дать полезную работу мышлению. Кроме известных, можно предложить детям загадки, составленные воспитателем. Например: «Передние лапы короткие, а задние длинные» (заяц), «Четыре ноги, да не ходит» (стол, стул).

Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие артикуляционной моторики и моторики пальцев рук. Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем после аналогичной работы логопеда. Оно осуществляется в течение полутора- двух месяцев ежедневно. Опыт показывает, что достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным сном, перед обедом. Такая артикуляционная гимнастика улучшает произношение детей. Вне занятий воспитатель предлагает детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы, поиграть на детском пианино, собрать рассыпанные мелкие предметы. Полезно, чтобы в группе был оборудован уголок с перечисленными и другими предметами.

Следующим направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное направление. Оно включает в себя задачи, поставленные программой детского сада, так как большинство детей с общим недоразвитием речи выпускаются в общеобразовательные школы. Некоторые особенности воспитательного процесса можно отметить в осуществлении игровой деятельности детей. Если в других группах детского сада достаточно создать условия для игры, то детей с общим недоразвитием речи приходится учить играть. Игра у таких детей, как правило, примитивна, не отражает действительности в полной мере. Воспитателю логопедической группы необходимо подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, которые в наибольшей степени дети получают в ходе целевых прогулок. Такие прогулки можно проводить в магазин, поликлинику, аптеку, к строящемуся дому и т.п. Перед этим воспитателю обязательно следует определить понятие, с которыми он собирается познакомить детей, уточнить словарь. Важно помнить, что необходимо обращать внимание детей на все мелочи, которые они не в состоянии воспринять достаточно полно. Необходимо не только привлечь внимание детей к каким-то предметам, действиям, но и правильно назвать их.

Работа с родителями. Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически (на собраниях, при сборе анамнестических данных, при показе индивидуального занятия), поэтому воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями. Например, объяснение логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом, названия некоторых звуков. Все это надо объяснить родителям, особенно в самом начале обучения, когда родителям все в новинку: и тетради, и необходимость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и понятий. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления материала, который записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004.

2. Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

3. Козак О.Н. Простые словесные игры. СПб., 1998.

4. Рудакова Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи // Логопед. 2007. № 5.

5. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1981.

6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память. // Ребенок в детском саду. 2004. № 2 С. 59- 62.





перейти в каталог файлов


связь с админом