Две подружки.В одном преогромном государстве в пригороде города Словообразование жили-были две прелестные подружки, две приставки ПРЕ и ПРИ.
ПРИ всегда обозначала присоединение, приближение, неполноту действия или близость. А ПРЕ дружила со словом ОЧЕНЬ, а еще у нее была сестра-приставка превредная ПЕРЕ. Вот она всегда и пыталась разлучить подруг, и как-то раз у нее это получилось…
Когда ПРЕ гуляла в буквенном саду и любовалась природой, ПЕРЕ сказала ей:
- Твоя подруга уезжает из нашего прекрасного государства. Она даже не хочет с тобой попрощаться.
ПРЕ очень расстроилась и хотела пойти попрощаться с ПРИ, но сестра ее отговорила, ссылаясь на то, что уже претемный вечер.
ПРИ же ничего не подозревала, она преспокойно легла спать. Ночью ПЕРЕ прибыла к ПРИ и заплакала:
-
Твоя предобрая подруга уехала из города, Тебе нужно найти ПРЕ!
ПРИ присела на кровати, всплакнула и отправилась за подругой. Вот с тех пор две подруги ищут друг друга.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуйте, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- А я тоже корень, - отвечает другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живёшь?
- А я живу в словах, - ответил второй.
- Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! – Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня «лет»
- Подумаешь! – не унимается первый. – Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать–то нельзя! – не сдаётся второй.
Услышали их спор люди и говорят:
- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.
СКАЗКА ПРО ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.Жил-был много тысяч лет назад старик-корень
лес. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Всё было хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.
И вот однажды проходил мимо суффикс
ок. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про своё житьё-бытьё. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денёк-другой. Привёл его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс
ок к корню
лесв гости ходил, чай пил. Так и жили
лесда
ок,
лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.
А тем временем мимо проходила приставка
под. Идёт, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно её стало, решила она заглянуть на огонёк. А
лес да
ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку и заботу, и сама рада остаться. Так и зажили они втроём: приставка
под, корень
лес и суффикс
ок – подлесок. Хорошо им втроём живётся. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.
Но в одно солнечное утро появился у границ страны суффикс
ник. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чём дело, страшно рассердился: «Что это? Почему в моём доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда я – ближний родственник старику-корню?»
Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал:
лес ник. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. «Как же тебе не стыдно, - сказал он суффиксу
ник.-Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень
лес один, а поэтому вы – слова
лесок, подлесок, лесник- родственники. И называетесь одним словом – однокоренные. Помирились приставки и суффиксы и стали жить дружно. А потом к ним ещё много других приставок и суффиксов в гости заходило.
ВОСКЛИЦАНИЕ.Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.
- У меня большие неприятности, - сказал Ноль. – Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль и без палочки.
- Ах! – воскликнул Восклицательный знак. – Это ужасно!
- Мне очень трудно, - продолжал Ноль. – У меня такая умственная работа…При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
- Ох! – воскликнул Восклицательный знак. – Это чудесно!
- Мы с вами прекрасно сработаемся, - продолжал Ноль. – У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?
Эх! – ещё больше обрадовался Восклицательный знак. – Это действительно чудесно.
И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнет: О! А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.
АЛФАВИТ.Давным-давно в древние времена жили племена букв. Мир усовершенствовался, а буквы так и жили родовыми общинами. Уже в стране появилась королева Лингвистика, а буквы так и жили родовыми общинами.
Позвала их королева к себе. Сначала она их посчитала, оказалось 33 буквы. Лингвистика и говорит им: «Я хочу улучшить жизнь ваших племен. А они ей в ответ: «Уу-уа-мм...!». Говорить то они не умеют. Отправила их королева домой, а сама стала думать, что делать. И придумала.
На следующий день опять позвала буквы к себе: «Теперь вы будете жить отдельно, вам построили 33 дома, и вы в них будете жить по порядку. И ходить строем. Вскоре мы выучим ваши имена. А для того, чтобы вы быстрее научились говорить, мы наймем вам репетитора»
И с того момента в стране Лингвистика появилась улица Алфавит, которая так нам необходима.
МЯГКИЙ ЗНАК.Живёт в стране Грамматика известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово «ел» превращается в «ель», а консервная банка стала тёплой банькой.
Расхвастался Мягкий знак: «Я, дескать, самый волшебный». Но некоторые жители из страны Грамматика (гласные второго ряда) стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был «лук» стал «люк», был «мал», стал «мял». Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратиться.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть
Кон, конь, шум, шить.
Ты скажи, в каких словах
Не напишешь мягкий знак.
СКАЗКА О ВОЛШЕБНИКЕ УДАРЕНИИ.Собрались однажды в волшебной стране слова, стали веселиться и танцевать. На свой праздник они пригласили знаки препинания, буквы, звуки, но позабыли про старого волшебника Ударение. Узнал тот о празднике и очень обиделся. Решил волшебник Ударение отомстить словам. Вот появился он в самый разгар праздника посреди площади, где собрались гости, и заявил, что он самый важный и значимый. Как могли позабыть про него? Замолчали все присутствующие и задумались. А потом сказали, чтоб он не зазнавался, что совсем не понятно словам, почему ударение так важничает?
- Кто вы такие? Как я не важен? Если меня не будет в словах, вас и прочитать-то не смогут правильно! Если я захочу, то смогу изменить вас до неузнаваемости! Тогда вместо одного слова появится совсем другое.
Поутихли слова, стоят и немного боятся. Уж больно страшен вид старого волшебника Ударения. Может, он сказал правду?
Но тут на середину зала вышел замок.
- Я не боюсь тебя, волшебник! Как ты можешь на меня повлиять? Если я вишу на двери, никто не проникнет в дом. Я подчиняюсь только ключу.
Рассмеялся волшебник и ударил по замку волшебной палочкой, да так сильно, что перескочило ударение с гласной О на гласную А – замок превратился в древний замок. Ахнули слова.
Вдруг из толпы вышли гвоздики.
- Мы острые гвоздики. Острые, сильные и железные. Мы держим огромные брёвна. Можем скреплять мосты, стены домов и части мебели. Мы не боимся тебя. Нас много – ты один!
Волшебник Ударение усмехнулся и передвинул ударение с гласной О на гласную И – гвоздики исчезли и появились нежные красные гвоздики.
«Хватит, хватит, довольно! - закричали испуганные слова. – Мы верим, верим тебе, волшебник Ударение, и приносим свои извинения!»
Но волшебник не унимался. И вот
вместо атласа появился атлас, исчезли стрелки часов, а на их месте появились отважные стрелки. Видят слова – плохо дело! Отвели волшебника на почётное место среди гостей, обещали никогда о нём не забывать.
ПОЧЕМУ Ё ВСЕГДА УДАРНАЯ.Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, и закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под елью. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали с еловой ветки две огромные шишки. Они больно ударили букву по лбу, да так, что у неё на голове вскочили две шишки. И от этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему буква Ё всегда ударная и почему она ходит с шишками на голове.
Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
Соединительные О и Е в сложных словах.На окраине страны «Словообразование» расположился город Сложных слов. Со всей страны брели туда сложные слова, чтобы знать, как же правильно они пишутся.
Пришли слова зверь и ловить и сказали, что не хотят стоять рядом.
- Какую же буквы вы хотите для соединения? – спросила королева.
- Ваше Высочество, пусть это будет Ваш выбор, - ответили слова.
У королевы было две любимых буквы, О и Е. Она решила: «Пусть это будет Е».
Не понравилось это букве О:
- Е выполняет двойную работу,- сказала она.- Когда Е стоит после твердой, она ее смягчает, а теперь еще будет и соединять основы. А я нет! Я тоже хочу мирить корни. Я хочу приносить пользу, пусть у нас с Е будет равный труд!.
Королева подумала и издала новую орфограмму: О пишется после твердых, Е после мягких, а также после букв Ц, Щ. На это О согласилась.
Вот так и появилась известная нам орфограмма: соединительные О и Е в сложных словах.
Почему отрицательная частица Не поссорилась с именами существительными?В некотором царстве, в некотором государстве, в некотором городке жило много существительных и только одна частичка НЕ.
Они вместе гуляли, играли, учили алфавит. Но однажды они поругались. Это произошло так… НЕ позвала своих друзей поиграть в мячик, но не все существительные согласились. Отказались те, которые являются отрицательными. Тогда НЕ предложила сыграть в прятки, но они опять отказались.
- Почему вы всегда говорите, НЕТ? - возмущались остальные существительные.
- Просто нам не нравятся ваши глупые игры, мы серьезные люди!- пренебрежительно отвечали отрицательные существительные.
- Тогда я с вами больше не дружу!- гордо воскликнула НЕ. После этой ссоры отрицательные существительные не встречались с НЕ и ее друзьями, которые умели дружить несмотря ни на что.
Царство имен Существительных.
а) В одном волшебном царстве,
которое называется Русский Язык, жили одушевлённые и неодушевлённые существительные. Как-то они стали спорить: кто главнее? Одушевлённые так раскричались, что не заметили, как неодушевлённые существительные ушли из царства. Обрадовались одушевлённые существительные и решили, что они теперь главные. Но не долго длилась их радость. Захотели они поесть, поспать, поиграть, но неодушевлённых существительных не оказалось. Тут-то они поняли, что каждый из них является важным. Пошли они к неодушевлённым прощения просить. С тех пор живут они дружно.
б) В одной стране жили слова Кто? и Что? Однажды все слова разбежались и стали веселиться. Они поиграли и потеряли свои названия. Стали спорить пушок с Пушком, шарик с Шариком. Долго они спорили. Потом вспомнили, что имена существительные можно разделить по группам: одушевлённые и неодушевлённые. Разделились существительные по группам и помирились.
в) В одном королевстве жили одушевлённые и неодушевлённые слова. Они дружили и никогда не ссорились. А в этом королевстве жила ведьма. Её никто не видел, так как она жила в глухом лесу. Она не любила тех, кто дружил. И она решила поссорить слова: послала им проклятие. Слова поссорились и неодушевлённые покинули это королевство. Одушевлённые решили их вернуть. Они долго искали своих друзей, и, наконец, нашли их в старом заброшенном доме, привязанных к столбам. Колдунья готовила зелье. Но напоить слова она не успела. Началось сражение. Колдунья была наказана за проклятье. Ей понравилось, что слова так дружно живут и она стала проситься жить вместе с ними и никогда больше не обижать никого. Слова приняли её в своё королевство.
В стране звуков.Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я [йа], Ё [йо], Ю [йу], Е [йе].
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: БВГДЖЗИКЛМНПРСТФХЦ Ч Ш Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.
Попробуйте!
Как звуки научились превращаться в буквы.Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
Кто важнее?Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.
Конечно, мы важнее! — закричали гласные. — Без нас никто и рта не раскроет!
Ну, это мы еще посмотрим, — дружно возразили согласные. — Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
А вот и получится! Например, М.
Разве только одно М, больше ничего!
И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!
...О...Е...И...А, — пропели гласные и смущенно умолкли.
Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это ФОНЕТИКА.
— Ну допустим. Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот по
пробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА, ЕСЛИ.
Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.
А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?Всегда вместеОднажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить —, и никак...
Кашлянули:
Кх! Чихнули:
Пчх! Хмыкнули:
Хм...
Зачем-то позвали кошку:
Кс, кс, кс! И заскучали... Вдруг:
Тсс!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались.
А-а-а! О-о-о! — кричали гласные. Они плакали, как малые дети:
Уа! Уа! Аукали:
Ау!Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:
— БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
— У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
— БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все
I равно мирятся.
( по А. Шибаеву)Спор букв.Недавно буквы опять поспорили. А началось все из-за
Я.
Я самая главная, — сказала буква Я.— Потому что Я— это я.
И ничего ты не главная, — закричала буква А. — Ты стоишь
в конце алфавита. А я в самом начале. И еще я пою: ааа... я самая главная!
И мы тоже поем, — выскочили буквы У,О,И,Ы.
Какие же вы главные, если из вас можно построить всего одно слово — АУ, — сказала буква М.— А вот вместе со мной можно построить слова МАМА, МИМО, МУ-МУ.
А вот вышел твердый знак:
Я знаю, что я не самая главная буква: никакого отдельного звука не обозначаю. Но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки, не даю им сливаться. Все мы делаем одну общую работу: составляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу. А что вы умеете делать, певцы? — спросил Ъ.
Мы, — хором ответили буквы А, О,У,Э,И,Ы,— обозначаем гласные звуки.
А что вы еще делаете? — спросил строго Ъ.
Еще мы показываем, что перед нами стоят твердые согласные звуки.
А я, — пропищала И,— показываю мягкие!
Ясно! Все вы делаете две работы. Молодцы! А ты, хвастунишка, что умеешь делать? — спросил Ъу буквы Я.
Я показываю, что Я— это я, — ответила буква Я.
А какую работу ты умеешь делать?
— Я... работу?.. Н-н-н-е знаю, — ответила буква
Я. Тогда выскочили, держась за руки, три буквы —
Ю,Е,Ё.
Это наша сестра, но она еще ничего не понимает, — сказала буква Юи взяла за руку букву Я.
А что же вы умеете делать? — переспросил Ъ.
Мы умеем делать три работы, — сказала буква Ю.
Какие же?
Первая работа — мы обозначаем гласные звуки [а ], [о ], [у ], [э ], — сказала буква Ю.
Вторая работа, — сказала буква Е,— мы обозначаем, что перед нами мягкий согласный звук.
А третья работа, — перебила буква Ё,— мы можем обозначать сразу два звука: [йа], [йэ], [йо].
— Ну вы совсем молодцы: три работы делаете! — похвалил их Ъ. Не успел
Ъэто сказать, как начали выскакивать все остальные
буквы: М, Н, Л, Р, Б, П, В, Ф... Они становились в ряд и громко кричали:
— А что мы умеем делать?
— Давайте разберемся, — сказал
Ъ. — Начнем с тебя, — обратился он к букве
М.— Что ты умеешь делать?
Буква
Мзадумалась:
Я могу обозначать два звука, но только если у меня есть соседка.
А без соседки? — спросил Ъ.
Без соседки не могу. Соседки мне помогают.
А как? — спросил Ъ.
Если после меня стоят буквы О, А, У,Ы,то я обозначаю твердый согласный звук. А если после меня стоят буквы Я,Е, Ё, Ю, Яили Ь,то я обозначаю мягкий согласный звук.
И мы все так, — хором закричали буквы, обозначающие согласные звуки.
Все ясно, — сказал Ъ.
Совсем и не все так, — заявили буквы Ж,Ш,Ч,Щ,Ц,Й.
Мы всегда обозначаем только твердые согласные, — сказали Ж,Ц,Ш.
А мы всегда обозначаем только мягкие согласные, — сказали буквы Й,Ч,Щ.
Ну вот мы и разобрались, кто из нас что умеет делать, —- сказал Ъ. — Только все мы дружно можем составлять слова. Все буквы главные на своей работе.
Парадбукв.Буквы всякие важны, Буквы всякие нужны.Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата
Ъи
Ь,жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки волшебные надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.
Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля — АЛФАВИТ или королевы — АЗБУКА.
Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.
Обольшихималеньких.Как-то море во время шторма выбросило на берег человека. Человек этот долго лежал на песке, прежде чем его нашли буквы. Да, да, те самые буквы, которые жили в прекрасной волшебной стране. Они отогрели человека и тем самым спасли ему жизнь. Человек тот оказался великим ученым из соседней загадочной страны. Он захотел познакомиться поближе со своими спасителями — буквами, но
не смог и разглядеть их, так они были малы. Тогда ученый достал пакет с таблетками. Это были удивительные таблетки. Съешь синюю, тут же станешь высоким, рослым. А если надо снова стать маленьким, то в ход идет белая. Много таблеток оставил им в благодарность ученый, и буквы охотно ими пользуются до сего времени. Но только если в этом есть необходимость.
А какая может быть в этом необходимость, как вы думаете, ребята?А вот какую песенку придумали большие буквы. Она им так нравится, что они частенько ее распевают:
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело —
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая — совсем не пустяк: В букве большой уважения знак!
(Е.Измайлов)Но были среди букв осторожные братья — Мягкий и Твердый знаки. Они наотрез отказались есть волшебные таблетки, а потому никогда не становились большими. А вот буква
Й — иногда, от случая к случаю. Они и держались как-то обособленно. Однажды букве
И пришлось даже утешать свою сестру:
Сказала Й сестре родной:
Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я ужасно редко.
Ну, редко — это не беда. Иные буквы никогда!
И много их?
Да целых три: Сестра и с ней два брата. Зовут их так...
Не говори... Скажите вы, ребята!
(Правильно, Ъ,ЪиЫ.)
Вот какие интересные истории происходят в волшебной стране Азбуковедения.
Веселые рифмы.Гласные — согласныеМы — не буквы, мы — звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы — не буквы, мы — звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке боюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные... согласные
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс... — змеиный слышен свист.
Шшш... — шуршит опавший лист
. Жжж... — шмели в саду жужжат.
Ррр... — моторы тарахтят.
(В.Берестов)