Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Гласные после шипящих. Сочетание гласных с шипящими


НазваниеСочетание гласных с шипящими
АнкорАксенова А.К., Якубовская Э.В. Гласные после шипящих.doc
Дата05.05.2019
Размер94.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАксенова А.К., Якубовская Э.В. Гласные после шипящих.doc
ТипДокументы
#48295
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ С ШИПЯЩИМИ
Отрицай.

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями ча — ща.

Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика. В каждом столбике столько слов, сколько человек в одной группе.

Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик слов. Ученики по порядку выходят к доске и записывают очередное словосочетание со словом нет, например: плащ — нет плаща.

Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Выигрывает та из них, которая первой выполнила задание, не сделав при этом ошибок.

Примерный материал. Слова: плащ, грач, врач, мяч, ключ, борщ, лещ, меч, луч, обруч, силач, трубач, кирпич, товарищ, калач.
Один — много.

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями жи — ши.

Оборудование. Слова в единственном числе, записанные в два-три столбика, по количеству играющих групп.

Ход игры. Класс делится на несколько равных групп. Каждой из них предлагается столбик слов. Слов в столбике столько, сколько человек в группе. Ученики по порядку выходят к доске и изменяют очередное слово так, чтобы оно обозначало много предметов, т.е. записывают его во множественном числе. Например: еж — ежи. Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Записав все слова, группы проводят взаимопроверку и исправляют ошибки. При выявлении победителя учитывается быстрота и правильность выполнения задания, а также качество работы над ошиб­ками, обнаруженными другой командой.

Примерный материал. Слова: еж, уж, ухо, ерш, лужа, лыжа, мышь, нож, чиж, груша, крыша, этаж, калоша, камыш, малыш, стриж, шалаш, ландыш, гараж, карандаш, пляж.
Он —я.

Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями чу — щу.

Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика. Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик глаголов. По сигналу учителя от каждой группы выходят по порядку ученики и записывают по одному слову со значением «я делаю» соответственно данному, например: стучит—я стучу. Выигрывает та группа, члены которой первыми закончили работу, не сделав при этом ошибок.

Примерный материал. Слова: стучит, молчит, учит, ищет, летит, тащит, чистит, хочет, плачет, скачет, тратит, вы­ручит, выключит, угостит, встретит, простит, трещит, рычит.
Шипящие.

Цель. Активизация слов с изучаемыми орфограммами и закреп­ление их правописания (ча — ща, жи — ши, чу — щу).

Оборудование. 1. У каждого играющего семь слогов жи и набор других слогов, которые в сочетании с этим слогом образуют слова: но, лы, у, чи, лу, ли, раф.

2. У каждого играющего восемь слогов ши и набор следующих слогов: гру, ер, кры, мы, пы, на, у, пит.

3. У каждого играющего шесть слогов ча и слоги да, ку, ту, сы, ща, шка.

4. У каждого играющего четыре слога ща и набор слогов ро, пи, ча, вель.

5. У каждого играющего семь слогов чу и четыре слога щу, а также слоги дак, жой, гун, лок, лан, ка, кри, пла, та, чи, про.

Ход игры. Слоги с изучаемой орфограммой (один из вариан­тов) раскладываются столбиком. Затем к ним приставляются слева или справа другие слоги, так, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто первый сложит в слова все имеющиеся слоги.
Пруд.

Цель. Закрепление правописания шипящих в сочетании с гласными; умение объяснять орфограммы.

Оборудование. Фигурки рыбок, на обратной стороне которых написано слово с пропуском гласных после шипящих.

Ход игры. Рыбки прикрепляются к магнитной доске или к фланелеграфу. Учащиеся выступают в роли рыбаков. Рыбка считает­ся пойманной и остается у ученика, если он, взяв рыбку, вставил в слово нужную гласную и объяснил ее правописание. Если одно из условий не выполнено, рыбка возвращается в «пруд». Выигрывает ряд, у которого больше «пойманных» рыбок. Комментарий для учителя. При закреплении несколь­ких орфографических правил на обороте рыбки может быть написано несколько слов, каждое с пропущенной буквой в соответствии с требуемой орфограммой.
Лото.

Цель. Активизация слов с изучаемой орфограммой и закреп­ление их правописания.

Оборудование. Карточки лото с картинками: зайчата, кув­шин, чулки, чайка, лыжи, щука, чашка, снежинка, карандаш, чайник, перчатка, груши, свеча, мыши, ежи, моржи, роща, ландыши — по три картинки в различных сочетаниях; у ведущего отдельные маленькие карточки со словами; у каждого ученика по три фишки. (См. Приложение.)

Ход игры. Ведущий берет маленькую карточку и прочитывает слово. Ученики ищут соответствующую картинку у себя на карточках лото. Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий должен объяснить написание слова. Если объяснение правильное, он закрывает картин­ку со словом. Все остальные, у кого тоже есть такая картинка, кладут на нее фишку. Выигрывает тот, кто первым закроет всю карточку лото.
Лесенка.

Цель. Закрепление правописания слов с изучаемой орфограм­мой.

Оборудование. На доске помещены таблицы в количестве, равном числу команд.

Ход игры. Класс делится на несколько групп. От каждой группы к доске по порядку выходят ученики и заполняют одну пустую клетку в своей лесенке.

Побеждает та группа, которая первой «спустилась с лесенки», не сделав при этом ошибок.







Ж


Р
























Ч


Й






















Щ


К
А


Ч


С














Ш


Н
А


У
Ж

Н










Ч


Ш
К
А


Б
Е
Ж


Т







Ш


Ш
К
А


К
У
В
Ш


Н




Ч


Ч
Е
Л
О


В
Ы
Р
У
Ч


Й


Ч


Й
Н
И
К


В
С
Т
Р
Е
Ч


Й


И
Щ






















У
Ч






















Л
Ы
Ж




















М
Ы
Ш






Е
Ж










С
Т
У
Ч




Р
О
Щ







С
К
А
Ч




С
В
Е
Ч






М
А
Л
Ы
Ш


К
А
М
Ы
Ш



С
Т
Р
И
Ж


В
С
Т
Р
Е
Ч


(ужи, уши) (туча, ерши) (этажи, афиши) (задача, добыча) (ландыши, выключу)









Д
А
Ч








К
О
Ч


Н




Р
Ы
Ч


Т
Ь


М
И
Ч


Р
И
Н
Д
У
Ш


С
Т
Ы
Й

(ножи) (лежит) (начало) (овчарка) (пушистый)
Круги.

Цель. Накопление слов с изучаемой орфограммой.

Оборудование. Круги, сделанные из картона, со слогами.

Ход игры.Представители каждого ряда подбирают слоги, записанные в круге, так чтобы из них составились слова с сочета­ниями жиши, ча — ща, чу — щу.


Выигравшим считается ряд, который быстрее и без ошибок записал все слова на доске.
Начинай с буквы ч.

Цель. Активизация слов с изучаемой орфограммой и закреп­ление их правописания.

Оборудование. Геометрическая фигура, разделенная на квадраты.
ч
Ч
ч
ч
ч
ч
ч
ч


































































1. У Валюши день рожденья!

Всех, Валюта, угощай.

Вот ватрушки,

Вот варенье,

Вот горячий, крепкий ... .

2. Густой лес.

3. Белокрылая птица над морем летает.

Рыбу увидит — клювом хватает.

4. Посуда для питья.

5. Продолжи ряд: носки, гольфы, колготки, ... .

6. Слово, противоположное по смыслу слову редко.

7. Друг за другом по тарелке

День и ночь шагают стрелки.

8. Время: секунда, минута, ... .

(Чай, чаща, чайка, чашка, чулки, часто, часы, час.)

Ход игры. Учащиеся индивидуально заполняют квадраты в соответствии с заданием. Выигрывает тот, кто первым заполнил все вертикальные полосы.

Эту же игру можно проводить коллективно. В этом случае слова вписываются представителями рядов.
Эстафета.

Цель. Накопление слов с изучаемой орфограммой.

Оборудование. Один лист бумаги на каждую группу.

Ход игры. Класс делится на группы по рядам. По сигналу ученики каждого ряда, начиная с последней парты, записывают на листке бумаги по одному слову с изучаемой орфограммой и передают лист впереди сидящим. Выигрывает та группа, ученики которой первые по эстафете передадут учителю лист бумаги с правильно выполненным заданием.
Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки; закрепление право­писания слов-отгадок.

Они по снегу быстро мчатся

И провалиться не боятся. (Лыжи.)

Мухи белые летели,

На дворы, на крыши сели.

Не сочтете белых мух,

Что летают словно пух. (Снежинки.)

На плите стоит, пыхтит,

А из носа пар валит. (Чайник.)

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду. (Щука.)

На зеленой ножке. (Ландыши.)

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет — я посвечу. (Свеча.)

Серенькие шубки,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. (Мыши.)
Угадай последнее слово и запиши.

Цель. Активизация словаря; закрепление правописания слов на изучаемое правило.

Ход игры. Учитель читает стихотворение без последнего слова. Ученики по очереди из каждого ряда отгадывают его по рифме, за что получают очко. Затем слово записывается в тетрадь всеми учащимися.

Не поедет без бензина

Наша быстрая ... (машина).

Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в ... (кувшин).

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а ... (снежинки).

Захотели малыши

Поточить ... (карандаши).

Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся ...(мыши).

Рыболову, вот так штука,

На крючок попалась ... (щука).

Удивляется наш Сашка:

— Блюдце есть, а где же ... (чашка)?

Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая ... (туча).

Ты к обеду положи

Ложки, вилки и ... (ножи).

Собирают ребятишки

В парке желуди и ... (шишки).

За лесом в болотной глуши

От ветра шуршат ... (камыши).

Я от досады чуть не плачу —

Не решается ... (задача).

Я откликаться не хочу.

Меня зовут, а я ... (молчу).

Белокрылые хозяйки,

Над волной летают ... (чайки).

Я только нитки отыщу

И змея в небо ... (запущу).

Слоник хоботом, как душем,

Моет спину, моет ... (уши).
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей