Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Русский язык. 9 класс. Методическое пособие. Т. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева


НазваниеТ. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева
АнкорРусский язык. 9 класс. Методическое пособие.pdf
Дата23.12.2017
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_9_klass_Metodicheskoe_posobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#33399
страница2 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
ВВОДНЫЙ УРОК О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Этот урок посвящается могучей силе слова, безграничным возможностям русского языка.
Вначале выразительно читается стихотворение И. А. Бунина (упр. Определяются эмоциональный настрой этого стихотворения, его основные мысли Номера упражнений даются по учебнику Русский язык. Практика. 9 класс (2016).
Обращается внимание учащихся на тов каком значении употребляются слова Письмена, речь, слово почему слово Письмена поэт написал с прописной буквы.
Отрывок из книги филолога В. Непомнящего продолжает тему могущества слова (упр. 2).
1. Как нужно относиться к слову Что такое слово для автора. Как вы понимаете универсальность слова (речи, языка Приведите примеры.
После беседы по этим вопросам проводится работа с эпиграфом (упр. Характеризуя русский язык, КГ. Паустовский отмечает его богатство, образность и точность.
Учащимся можно дать задание привести примеры, отражающие эти качества нашего языка.
Например: богатство выражается в синонимии на уровне лексики, морфологии и синтаксиса русского языка идти, шагать, ступать, шествовать за водой — поводу возьми — возьми-ка и др.
Образность языка иллюстрируется учащимися примерами из стихотворений. Указывается, какие образные средства использованы в приведенных от- рывках.
Для характеристики точности языка можно привести примеры на толкование лексического значения близких по значению слов (старый, старинный, древний, ветхий, дряхлый и др.).
Урок заканчивается чтением отрывков из любимых стихотворений учащихся и анализом языковых особенностей этих отрывков. Можно использовать материалы из раздела Комплексная работа стек- стом...».
Для самостоятельной работы можно использовать упр. Комплексная работа с текстом (упр. 5—8) дает возможность выбора при выполнении заданий. Кроме того, насесть материалы для подготовки к работе над исследовательскими проектами, для анализа высказываний, включенных в записные книжки, для осмысления информации, которую содержат памятки-советы.
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ. КАК РАБОТАТЬ С ЭТИМ МАТЕРИАЛОМ
Нетрудно заметить, листая обновленные учебники, что в них есть страницы, включающие материалы для записных книжек. Как работать с этими материалами Вот некоторые советы.
Цитаты, высказывания, включенные в записные книжки, полезно не только внимательно прочитать, осмыслить, но и выучить наизусть то, что особенно нравится. Надо научиться включать эти высказывания в предложения, используя разные способы цитирован и я.
Полезны задания:
Используя предложение с цитированием в качестве зачина, продолжите текст. Включите в свой текст комментарий к высказываниям, доказательства, а затем сделайте вывод для этого вернитесь к тому, с чего начинается текст.
Ответьте на вопрос Полезен ли для учебника материал из записных книжек. Обсудите этот вопрос. Напишите об этом.
Самостоятельный поиск. Перелистайте учебник, чтобы составить памятку Как найти в учебнике материалы из записных книжек. Отберите материалы для указателя предметного, именного. Отберите самостоятельно высказывания, которые можно включить в учебники как материал для записных книжек.
На уроках повторения изученного вначале или в конце учебного года полезно использовать материалы следующего упражнения.
Известно, что записные книжки А. Вампилова (как и других писателей) — это его творческая лаборатория. Здесь мы находим планы, сюжетные наброски будущих произведений, отдельные фразы и диалоги персонажей, их характеристики. Вампилов был замечательный рисовальщик нередко наброски и планы будущих пьес сопровождаются в записных книжках изображениями отдельных героев и сцен

29 1. Прочитайте некоторые записи А. Вампилова. Выберите то, что вам особенно интересно. Прокомментируйте смысл двух-трех записей.
2. Какими примерами можно проиллюстрировать особую роль изобразительно-выразительных средств в высказываниях, которые звучат как афоризмы. Выпишите высказывания, в которых есть антонимы. Какова роль антонимов. Расскажите о разных способах выражения сравнения, используя примеры А. Вампилова.
1. Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но, если у него есть хоть какая-нибудь... идея, цель, надежда, мираж — все, начиная от намерения собрать лучший альбом марок и кончая грезами о бессмертии, — он еще человек и его существование имеет смысл.
2. Что такое, собственно, счастье Для одних — душевное равновесие, для других — материальное благополучие. Для третьих то и другое неотделимо. Для молодого человека с фантазией и эмоциями — это жить в шумном городе, где есть такой дворики дом вечером нажал кнопку — выбегает любимая девушка. Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. Двадцатый век в искусстве только пародирует девятнадцатый. Человеческая жизнь начинается и кончается — слезами. Она Зато, чтобы сбывались все мечты.
Он: А я предлагаю тост за мечты, которые никогда не сбываются. Мечтают все, а сбывается у некоторых. Самые прекрасные мечты всегда несбыточны. В душе пусто. Все израсходовано глупо, раскидано, растеряно. Я слышу, как в груди, будто в печной трубе, воет ветер. Первая любовь — это не первая и не последняя. Это та любовь, в которую мы больше всего вложили самих себя, душу. Богатые и бедные — категория старая, но дураки и умные — категория бессмертная

30 10. От страданий (и болезней) интеллект проступает у людей на лице. Чем больше человек думает, тем он становится мягче. Время нужно только для того, чтобы разлюбить. Полюбить — времени не надо. Прекрасное только то, что мы видим издалека. Не приближайтесь к прекрасному. Счастливый человек всегда в чем-нибудь виноват. Перед многими людьми он виноват уже в том, что он счастлив.
Научить самостоятельно отбирать высказывания для записных книжек на определенные темы помогут, например, материалы из произведений В. Г. Рас- путина. Совесть заговаривает в тебе не сама по себе, а по твоему призыву. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни. Родина — это прежде всего духовная земля, в которой соединяется прошлое и будущее твоего народа, а уж потом территория. Для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей. Одно дело — беспорядок вокруг и совсем другое беспорядок внутри тебя. В находящемся в тебе хозяйстве взыскать больше нес кого. Спрашивать приходится только с себя
Повторим изученное в 8 классе
Задача этого раздела состоит в том, чтобы повторить с учащимися основные вопросы синтаксиса и пунктуации простого осложненного предложения.
На м уроке повторяются следующие вопросы синтаксиса опознавательные признаки предложения (является ли высказыванием, имеет ли грамматическую основу, характеризуется ли смысловой и интонационной законченностью, способы выражения главных членов, односоставные и двусоставные предложения, признаки однородных членов.
Параллельно ведется работа по пунктуации над следующими правилами тире между подлежащими сказуемым, запятая в сложном предложении перед союзом и, запятые между однородными членами.
В начале урока учитель (или кто-то из учащихся) читает вслух текст упр. Учащиеся озаглавливают текст (например, Русский лес в ранние осенние дни, выписывают из него грамматические основы и выясняют, чем выражены в них главные члены предложения, попутно объясняют выделенные орфограммы.
В конце этой работы нужно сделать обобщение
1. Какими частями речи могут быть выражены главные члены предложений. Назовите опознавательные признаки предложения.
После этого можно дать учащимся задание выписать из любого предложения три разных построению словосочетания и разобрать их. Входе работы ученики вспоминают строение словосочетаний и способы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание, а также наиболее простые случаи грамматического значения словосочетаний (задерживаться долго на разборе словосочетаний не следует).
Упр. 10—12 дают возможность повторить правила постановки тире между подлежащими сказуе- мым. Сначала вспоминается правило (см. упр. 10). Затем читается текст упр. 11 и объясняется постановка тире. При этом следует обратить внимание учащихся на то, что в тексте представлены различные случаи постановки тире между подлежащими сказуемым (обязательные и факультативные) и при пропуске сказуемого (третье предложение).
Перед выполнением упр. 13 можно попросить учащихся прочитать схему в рамке (части сложного предложения разделяются запятой, а также вспомнить сними, какие бывают грамматические основы двусоставные и односоставные. Затем учащиеся могут самостоятельно выполнить это упражнение (включая задания, данные после текста упражнения).
Синтаксический разбор предложения (как минимум го иго) производится школьниками самостоятельно, а затем результаты работы можно проверить коллективно учащиеся находят грамматические основы, называют, какими видами односоставных предложений являются части сложных предложений.
После этого можно вспомнить различные признаки односоставных предложений в определенно-лич- ных действующее лицо мыслится определенно, вне- определенно-личных — неопределенно, в безличных нет и не может быть подлежащего, назывные имеют только подлежащее.
Затем повторяется правило о знаках препинания между однородными членами (упр. Учащимся можно предложить начертить схемы, передающие основные случаи постановки запятых между однородными членами, и вспомнить основные группы сочинительных союзов

33 1. , 
2. , а анода но) и др. ни , ни то — тоне тоне тони ни, либо — либо, не только — но и, как — таки. и и, или, либо, да (= и)
После этого вспоминается правило о постановке запятых между однородными членами Запятые между однородными членами ставятся всегда, кроме одного случая, когда они соединяются одиночными союзами и, или, либо, да (=и)».
Упр. 12 можно сделать в классе и закончить дома.
На м уроке продолжается работа по повторению изученного в 8 классе совершенствуются навыки опознавания однородных членов, повторяются правило о знаках препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах, правила о выделении обращений и вводных слова также обособленных членов предложения.
При проверке домашнего задания (упр. 15) главное внимание нужно обратить на выполнение заданий к тексту.
Затем учитель может начертить на доске схему и попросить учащихся прочитать ее

,

, К этой схеме записывается предложение (упр. 17), оно преобразуется, каждый случай преобразования и расстановки знаков препинания иллюстрируется соответствующей схемой. По этим трем схемам вспоминается формулировка пунктуационного правила. Учащиеся могут придумать и записать свои примеры.
Затем проводится комплексная работа с упр. После этого по правилам в рамке нас учебника Русский язык. Теория повторяются правила выделения обращений и вводных слов Для краткости условимся называть компоненты учебного комплекта так Теория, Практика, Речь
При этом целесообразно вспомнить с учащимися, что называется обращением, по каким признакам его можно опознать (по смыслу — называет того, к кому обращаются с речью по звательной интонации — особенно когда обращение стоит вначале предложения по форме именительного падежа, привести два-три предложения с обращени- ями.
Повторяя правило о выделении вводных слов, также необходимо вспомнить их признаки. Главный из них — это значение вводных слов уверенность неуверенность, различные чувства, источник сообщения, порядок мыслей и др. Когда учащиеся находят вводные слова и производят их синонимичную замену, они должны указать назначения вводных слов.
После повторения правил учащиеся приступают к письменному выполнению упр. 18. Можно использовать текст этого упражнения для диктанта.
Затем повторяется пунктуация при обособленных определениях. По схемам в рамке нас Практики вспоминаются основные правила пунктуационного выделения обособленных определений и приложений (упр. 19). После этого выполняется упр. 20 оно может быть использовано для диктанта).
Для повторения пунктуации при обособленных приложениях можно составить и записать предложения со следующими обособленными приложениями великий русский поэт, первый космонавт

Земли.
Упр. 23 можно дать учащимся для самостоятельной работы, но обязательно проверить правильность его выполнения (расстановку знаков препинания, подчеркивание деепричастий и деепричастных оборотов целесообразно объяснить также выделенные орфограммы.
Затем проводится беседа с классом по вопросам, которые даны в упр. При выполнении упр. 24 повторяется пунктуация при уточняющих членах предложения. Составленное учениками первое предложение записывается на
доске. Затем составляется схема расстановки знаков препинания. Например:
В лесу, на самой опушке, туристы устроили короткий привал.
где? где именно?
Далее учащиеся работают самостоятельно. Для контроля зачитываются два-три предложения, объясняются в них знаки препинания.
Для самостоятельной работы можно также предложить упр. 25 или 26 и упр. 21, которое выполняется устно.
Ученикам предлагается проанализировать материалы упр. 9—46 (си ответить на вопросы. Чем полезны памятки-советы, материалы записных книжек. Какие тексты связаны с именем Пушкина. Что полезно выучить наизусть
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Задача урока — наметить основные направления предстоящей работы над сложным предложением.
Многое о сложном предложении учащиеся знают уже к началу его изучения в 9 классе структурный признак сложного предложения (наличие двух или более грамматических основ интонационный признак интонация конца предложения, характерная для конструкции в целом (а не для входящих в ее состав простых предложений виды сложных предложений в зависимости от средств связи (бессоюзные, союзные союзные сложносочиненные и сложноподчиненные основное правило пунктуации сложного предложения (входящие в его состав простые предложения разделяются запятой. Все это нужно в процессе практической работы повторить на уроке, систематизировать, ноне объяснять как новый теоретический материал
.
За счет чего предполагается продвижение девятиклассников вперед на данном уроке Во-первых, за счет усложнения дидактического материала во-вторых, за счет внимания к смысловым отношениям между частями сложного предложения (пока что без их дифференциации и введения терминов, называющих разновидности значений, к его назначению в речи, информационными выразительным возможностям в-третьих, за счет перспективного знакомства с системой знаков препинания, используемых в сложном предложении, и их функ- цией.
Логика работы над темой урока, заложенная в учебных материалах, будет воспринята более полно и точно, если будут учитываться следующие положения. Сложное предложение не есть механическая сумма простых предложений. Смысловые отношения, возникающие в сложном предложении между его частями, делают эту конструкцию более богатой по выражаемой информации. Ср., например Упражнение было трудное, и мы выполняли его с интересом и Упражнение было трудное, номы выполняли его с интересом
.
В первом случае, кроме информации, которую несет каждое из простых предложений, входящих в сложное, мы узнаем, что трудность — условие возникновения интереса к упражнениям, во втором что интерес возник в данном случае вопреки обычному отношению к трудным задачам. Дополнительная информация сложного предложения возникает из столкновения содержания его составляющих (см. упр. 47) и закрепляется, оттачивается благодаря средствам связи. Сложное предложение — лаконичное средство выражения сложных мыслей, позволяющее устранить однообразное повторение слови монотонное использование простых предложений (см. упр. 48). Однако было бы ошибкой внушать учащимся мысль, что сложное предложение всегда лучше, уместнее простых предложений. Все зависит от задачи, сферы, содержания высказывания. Полезно останавливаться на уместности и назначении сложного предложения в речи. Различение видов сложного предложения рассматривается обычно в школьной практике как самоцель. Правильнее относиться к освоению классификации сложного предложения как средству осмысления структуры и значения конструкций. Вот почему нужно обращать внимание учащихся не
только на средства связи, но и нате отношения, которые возникают между частями сложного предложения. В существующей практике школы пунктуационные правила изучаются разрозненно, порционно, применительно к каждому виду сложного предложения. В результате наряде уроков пунктуация вообще выпадает из поля зрения учителя и учащихся а для наиболее трудных и новых для девятиклассников правил пунктуационного оформления бессоюзных предложений времени остается совсем мало.
Целесообразно в самом начале изучения раздела Сложное предложение познакомить учащихся со всей системой знаков препинания, используемых в сложном предложении, стем чтобы исподволь, вводя соответствующий дидактический материал, показывать функции различных знаков, их связь не только со строением предложения, но и его грамматическим значением (которое определяется отношениями между частями сложного предложения. Работа над пунктуацией сложного предложения должна сопровождать любое задание, проводиться постоянно, на фоне повторения и закрепления других пунктограмм.
Учебный материал в Практике предполагает следующую логику работы на уроке.
Упр. 47 рассчитано на повторение основных признаков сложного предложения. Главным здесь является не определение, что называется сложным предложением, а процедура его опознания (нужно вдуматься в смысл предложения вслушаться вин- тонационный сигнал законченности предложения при восприятии его на слух или вычитать интонацию конца предложения, руководствуясь знаками препинания найти грамматические основы).
Для работы предлагается отрывок из романа Евгений Онегин», произведения, знакомого учащимся по урокам литературы. Учитель должен показать, каким емкими выразительным средством отображения широкой картины природы является данная конструкция
Чтобы яснее прозвучало интонационное отличие сложного предложения от сопоставимых с ним простых, можно провести лингвистический эксперимент прочитать вначале текст, составленный из простых предложений (Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало. И т. да затем сложное предложение с характерным повышением голоса к концу каждой части, сигнализирующим, что предложение имеет продолжение, оно не закончено (Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. И т. д. Эксперимент может быть использован и для выявления функции, назначения сложного предложения в речи простые предложения рисуют картину как бы отдельными мазками сложное предложение, сего плавностью, размеренностью частей, отражает широкую картину осени, где все детали взаимосвязаны, взаимо- обусловлены.
Первое послетекстовое задание к этому упражнению фиксирует внимание на пунктуации сложного предложения, открывая перспективу предстоящего знакомства с новым материалом.
Упр. 48 помогает показать учащимся, что сложное предложение — это не механическое соединение, сумма двух простых. Смысл, содержание сложного предложения богаче той информации, которую дают простые предложения, взятые изолированно друг от друга. Так, из сложного предложения Пошел дождь, и полеводы облегченно вздохнули мы узнаем не только о дожде и настроении полеводов, но и о том, что дождя, вероятно, давно не было в тупо- ру, когда он нужен для посевов. Из предложения Пошел дождь, и полеводы начали беспокоиться следует не обозначенная словами информация о том, что дождей, видимо, было слишком много и из-за этого создается опасность для полеводства.
Это задание может быть выполнено отдельными, наиболее подготовленными учащимися, которые на основе проделанной работы выступят перед классом с небольшим сообщением, что нового узнали о сложном предложении
Из заданий к упр. 49, позволяющих организовать комплексный анализ текста, выделим е послетек- стовое задание оно предупреждает ошибочное утверждение, что для сложного предложения, вот- личие от простого, характерно большее число слов см, например, весьма распространенное первое предложение, которое по существенному структурному признаку отнесем к простым. Это упражнение может быть предложено для самостоятельной работы, главный смысл которой — расширить поле поиска сложного предложения, потренировать учащихся в анализе пунктуации сложного предложения на фоне пунктуации текста.
Упр. 50 может быть выполнено по вариантам один ряд выбирает бессоюзные предложения, второй сложносочиненные, третий — сложноподчиненные. Каждый ряд (в лице его отдельных представителей) отчитывается перед классом, по каким признакам отбирались предложения, и подтверждает свой ответ примерами.
Предлагая это упражнение, учитель может предварить задание комментариями сложное предложение служит для выражения сложной мысли и поэтому довольно часто используется в научной речи (где важно установить различные отношения между высказываемыми положениями, мыслями, отражаемыми явлениями и т. д. При этом сложное предложение помогает избежать однообразного повторения одних и тех же слов, делает высказывание более точным, информативным, лаконичным.
Упр. 50—52 связаны с именем Пушкина. Внимание к языку произведений Пушкина — это исследовательская деятельность, успех которой зависит оттого, как девятиклассники умеют работать со Словарем языка Пушкина».
Комментируя домашнее задание (например, упр. 62), нужно напомнить, как составляются схемы для чего в классе можно составить схемы го иго предложений из этого упражнения
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей