Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

лабораторные -ФВНД. Тема Методы изучения восприятия времени у человека. Восприятие зависит от индивидуальных особенностей человека, от культурологических и социальных факторов, в зависимости от времени угасания ориентировочной реакции. Методы


НазваниеТема Методы изучения восприятия времени у человека. Восприятие зависит от индивидуальных особенностей человека, от культурологических и социальных факторов, в зависимости от времени угасания ориентировочной реакции. Методы
Дата09.09.2019
Размер398 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлалабораторные -ФВНД.DOC
ТипИсследование
#63110
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Тема 1. Методы изучения восприятия времени у человека.

Восприятие зависит от индивидуальных особенностей человека, от культурологических и социальных факторов, в зависимости от времени угасания ориентировочной реакции.

Методы: исследование восприятия ритма (например, с помощью метронома), - подаются световые, кожные стимулы, а затем испытуемый их воспроизводит. Воспроизведение длительности временных интервалов. Оценивание длительности временных интервалов Вербальная оценка в физических единицах. Отмеривание длительности. Наиболее точным методом является Воспроизведение длительности сигналов.

Цель работы: освоить методы изучения восприятия времени, оценить их точность, оценить влияние функциональной асимметрии мозга, индивидуальные особенности.

Приборы и материалы: ЭВМ «Искра», программа «Hronos».

Опыт 1. Воспроизведение ритма. Задается один или несколько ритмов, частота звука- 2000 Гц, длительность сигнала 200 миллисекунд, количество сигналов в эталонном ритме 10,в воспроизводимом ритме 10.Период 2 секунды.

Испытуемая Г.: средняя величина воспроизведенного – 1884 мсек, относительная ошибка 5,8%, стандартное отклонение 229 мсек2

Опыт 2. Воспроизведение длительности (для правой и левой рук).

Частота звука 1000Гц, длительность пауз 1 секунда, длительность сигналов 200,300,400 мсек. Число предъявлений –10.
Для длительности сигнала в 200 мсек:

Заданный интервал – 200

Воспроизведенный – 184-219

Относительная ошибка – 8,05-9,8 %

Стандартное отклонение – 32,52-103,3 мсек

Для длительности сигнала в 300 мсек:

Заданный интервал – 300

Воспроизведенный – 277-248

Относительная ошибка – 7,5-17,2 %

Стандартное отклонение – 17,2-48,7 мсек

Для длительности сигнала в 400 мсек:

Заданный интервал – 400

Воспроизведенный – 316-292

Относительная ошибка – 20,5-28 %

Стандартное отклонение – 38-43 мсек

Выводы: Следует принять во внимание то, что опыты не были «чистыми», т.е. велико влияние внешней среды – шумов и т.д. Влияние асимметрии головного мозга выражено слабо. Возможно испытуемая – амбидекстра. С увеличением заданного интервала воспроизводимый интервал снижается, повышается значение относительной ошибки и стандартного отклонения. Эта тенденция верна как для левой, так и для правой рук.
Опыт 3. Вербальная оценка длительности.

Частота 2000Гц, длительность сигналов 250, 350, 450 мсек. Число предъявлений 10.
Заданный интервал
Оценка
Относит.ошибка
Станд. отклонение
250
920
-26,8%
103,28
350
1250
-257%
306,4
450
1880
-318%
209,7

Выводы: Важно то, как испытуемый оценит первый сигнал, который ему предъявили. Увеличение последующих оценок пропорционально увеличению заданных интервалов.

Опыт 4. Режим отмеривания.

Частота 2000Гц, Длительность 250, 350, 450 мсек. Число предъявлений – по 5 раз.
Заданный интервал
Оценка
Относит.ошибка
Станд. Отклонение
250
164
34%
17
350
191
45%
32
450
198
55%
36

Выводы: Поставленные опыты показали, что на точность рассмотренных методов влияют факторы внешней среды, эмоциональный настрой, состояние испытуемого. На восприятие времени влияет функциональная асимметрия мозга и индивидуальные особенности.
Тема 2. Методы исследования слухового анализатора человека.

Приборы и материалы: прибор КТД-8.

Цель работы: определить величину слухового порога левого и правого уха, определить ведущее ухо, зависимость СП от частоты звука, определить латентный период простой слухомоторной реакции, все это при различных способах предъявления сигналов и при различных способах реагирования, изучить зависимость времени реакции от интенсивности слухового стимула, определить силу нервной системы по времени реакции на звуковые стимулы, изучить зависимость времени реакции от функциональной асимметрии мозга.

Слуховой порог – это минимальная величина звука, который способно воспринять ухо. Минимальное звуковое давление = 2х10-5 н/м2.
Испытуемая Т.
Частота звука (Гц)
250
500
1000
8000
Порог правого уха (dB)
5
15
5
5
Порог левого уха (dB)
5
10
15
20

Испытуемый А.: СП прав.=10dВ, лев.=15dВ.

При частоте звука 1000Гц, интенсивностью 40 dВ время реагирования на подачу звука равно:
Лев.
137
245
199
147
180
164
190
229
148
Прав.
175
214
244
274
312
259
24
316
228

Для определения силы НС используется следующий коэффициент: ЛП­n1-ЛПn2/n1-n2.

При В >4,3 – сильная НС, при В< 2,2 – слабая НС, остальное – средняя НС.
Выводы: Величина слухового порога позволяет установить ведущее ухо у человека. СП зависит от частоты звука,, от способа предъявления сигнала, способов выражения реагирования и т.д. Латентный период простой слухомоторной реакции индивидуален и зависит от человек и его эмоционального состояния, время реакции так же зависит от интенсивности слухового стимула и функциональной асимметрии мозга. Существует реальная возможность определять силу НС по времени реакции на звуковые стимулы.
Тема 3. Электроэнцефалографический метод в ВНД.

Приборы и материалы: полинейрограф, электроды, спирт, вата, программа «Мезазавр», АЦПУ.

Цель работы: освоить методы регистрации и анализа ЭЭГ, изучить особенности ЭЭГ при открытых и закрытых глазах, определить доминирующие ритмы, вычислить величину -ритма, определить психологический тип личности: Р- логический, М- образный. N- промежуточный. Освоить функц. ЭЭГ пробу на закрывание - открывание глаз, определить коэффициент активации.

Ход работы: -индекс=tn/n*100%, где n-время действия -ритма.

Коэффициент активации = (латентный период закрытых глаз)/(латентный период открытых глаз)

Этот коэффициент говорит о степени активации мозга. ЭЭГ- запись биотоков мозга.

Основные биотоки мозга:

1. сигма-ритм – 0,5-3,5 Гц, амплитуда 300мкВ, наблюдается во время сна.

2. тетта-ритм – 4-7 Гц, амплитуда 100 мкВ, наблюдается во время засыпания или стресса

3. альфа-ритм – 8-13 Гц, амплитуда 50 мкВ, наблюдается при закрытых глазах (бодрствование)..

4. бетта-ритм – 14-35 Гц, амплитуда 25 мкВ, наблюдается при открытых глазах и деятельности..

5. гамма-ритм –35-100 Гц, амплитуда 10 мкВ, наблюдается при открытых глазах.
Методы обработки и анализа ЭЭГ: визуальный анализ (увеличение амплитуды перед эпилептическим припадком), признаки недугов – заостренность пиков, появление тетта- и сигма-ритмов в бодрствующем состоянии; ручные методы обработки; автоматические методы обработки – корреляционно-спектральный анализ, кросс-корреляционный анализ, когерентный анализ.
Испытуемая Е.

При открытых глазах встречаются пачки альфа-ритмов, время существования 183 мсек, альфа-индекс =183/1000*100%=18,3% При закрытых глазах альфа-индекс =100%. По типологии Уолтера это промежуточный тип личности. Скрытый период на закрывание глаз –65мс, на открывание – 51 мс. Коэффициент активации = 65/51 = 1,27., это умеренно высокий уровень активации коры головного мозга.

Основные выводы: основные цели работы достигнуты - вычислены альфа-индекс и коэффициент активации, определен тип личности по методике Уолтера, получено общее представление об анализе ЭЭГ.

Тема 4. Методы исследования ориентировочной реакции у человека.
Приборы и материалы. полиграф, ЭВМ «Искра», электроды для фиксации ЭЭГ.

Цель: освоить методы исследования ОР, изучить зависимость ОР от интенсивности стимула.

Изучить сердечный, энцефалографический и кожно-гальванический методы изучения ориентировочной реакции. Определить скорость угасания ориентировочной реакции.
Ход работы: Во время действия ориентировочной реакции наблюдается десинхронизация альфа-ритма, урежение пульса, усиление работы потовых желез (что приводит к изменению сопротивления на поверхности кожи), сужение сосудов конечностей и расширение сосудов головного мозга.

При многократном применении (предъявлении) стимула происходит привыкание – это и есть угасание ориентировочной реакции. Критерий фиксации угасания – отсутствие кожно-гальванической реакции во время трех предъявлений раздражителя подряд.
Испытуемый А.

Записана реакция на звук интенсивностью 60 и 80 dВ при частоте 2000 Гц. В соответствии с теорией наблюдается урежение пульса и изменение кожно-гальванической реакции. Угасание ориентировочной реакции наблюдается после шести-семи предъявлений раздражителя.
Вывод: освоен метод фиксации и изучения ориентировочной реакции человека, проверен на конкретном испытуемом: ориентировочная реакция в пределах нормы.

Тема 5. Методы исследования эмоциональных реакций человека.
Эмоция – отражение мозгом некоторой актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе врожденного и приобретенного опыта.
Приборы и материалы: полиграф, полинейрограф, набор электродов, АЦПУ, компьютер.

Цель работы: Освоить методы исследования эмоциональных реакций человека. Сопоставить реакции человека на нейтральные и эмоциональные стимулы.

Ход работы:
Исследовать реакции человека на нейтральные звуковые стимулы. Доброволец, фоновая запись. По опытам Русаковой должна быть следующая реакция: депрессия альфа-ритма (11 секунд), генерация КГР на начало и прекращение звука, урежение частоты сердечных сокращений, (в среднем 70 ударов в мминуту).
  • Исследовать реакции человека на эмоционально-нейтральную ситуацию мысленного представления физической нагрузки. Реакция – учащение пульса, депрессия альфа-ритма и генерация КГР отсутствует. Пульс 76 ударов в минуту.
  • Исследование реакции на ранее пережитую эмоциональную ситуацию. Реакция- повышение пульса, генерация КГР, пульс 100 ударов в минуту.
  • Исследование реакции на ожидание удара электрическим током. Реакция- повышение пульса, длительность депрессии альфа-ритма до 15 секунд. Пульс 80-144 ударов в минуту.

    Частота 2000 Гц, длительность пауз 1000 мсек. Длительность сигнала 20 000 мсек. Количество предъявлений –2. Депрессия альфа-ритма не выражена.
    Фоновый пульс 76,5 ударов, пульс после сигнала 80 ударов – это ориентировочная реакция.
  • Фоновый пульс 84,5 ударов, во время мысленного пересечения мысленной нагрузки – пульс 111 ударов в минуту.
  • Фоновый пульс 75 ударов, во время мысленного представления ранее пережитого эмоционального переживания 100 ударов в минуту.
  • Фоновый пульс 79 ударов, во время ожидания удара электрическим током пульс 90 ударов в минуту, КГР нет, депрессия сильно не выражена, но есть. (Удар током отсутствовал).
    Выводы: В процессе работы были освоены методы исследования эмоциональных реакций человека. Выяснилось, что реакции человека на эмоциональные и нейтральные воздействия различны в соответствии с предыдущими опытами российских ученых.

    Тема 6. Методы количественного измерения интенсивности ощущения. Эксперементальная проверка закона Вебера – Фехнера.

    Цель: освоить методы количественного измерения интенсивности ощущения.

    Оборудование и материалы: Прибор КТД-8, калькулятор.

    Ощущения каждого человека субъективны, возникает вопрос –«как их измерить?»

    Сначала предъявляется слабый сигнал, который соответствует условной единице, затем предъявляется сильный сигнал, который соответствует условной четверке. Затем испытуемый оценивает интенсивность ряда сигналов по пятибалльной шкале. Закон Вебера – Фехнера: связь между интенсивностью сигнала и ощущения носит логарифмический характер: S=A* log I + B. Где А и В константы, I – интенсивность.


  • Интенсивность звука, dВ
    Ранги субъективных ощущений
    Средний ранг
    1
    Нет звука




    2
    0
    111
    1
    3
    10
    1111
    1
    4
    20
    211
    1,3
    5
    30
    222
    2
    6
    40
    3323
    2,7
    7
    50
    323
    2,8
    8
    60
    4434
    3,8
    9
    70
    444
    4
    10
    80
    554
    4,7

    В как видно из итогового графика, связь действительно носит логарифмический характер (S-образная кривая)

    Тема 7. Метод вызванных потенциалов в физиологии ВНД.

    Вызванный потенциал – колебания электрического потенциала, возникающего в нервной системе в ответ на раздражение рецепторов периферических нервов сенсорных путей и других структур. Отдельная группа ВП связана с событиями потенциалов мозга. Они возникают в ответ на психологические, двигательные или сенсорные процессы. Решающую роль относят постсинаптическим процессам. Регистрация процессов аналогична снятию ЭЭГ. Амплитуда ВП =25кВ, Для их выделения используют метод усреднения: например, подаются световые вспышки частотой 10Гц, при этом параллельно записывается энцефалограмма. Одновременно производится запись движения глаз, т.к. глаза представляют собой диполь, который при движении глаз вызывает изменение потенциала. Чтобы убрать помехи, выбираются участки записи ЭЭГ, где нет движения глаз. Соотношение «сигнал-шум» возрастает прямо пропорционально силе ответа.

    Цель: Освоить методы изучения вызванных потенциалов.

    Ход работы: запись фона при открытых и закрытых глазах в различных режимах отмеривания ВП. Сравнивается ЭЭГ, ЭОГ, КГР и звук.
    Испытуемый А.

    КГР практически отсутствует. Взято 75 отчетов до звука и 150 после. Периодов движения глаз пропускаются. Для качественного анализа необходимо около 30 отрезков ЭЭГ. Отрезок ЭЭГ для удобства фильтруется на низкие и высокие частоты.
    Латентный период позитивной компоненты =650 мсек,
  • Латентный период негативной компоненты =400 мсек,
  • Амплитуда экстремумов (разница между негативной и позитивной компонентами) =14мкВ для левого отведения и 12мкВ для правого.

    Выводы работы: В ходе работы были рассмотрены методы вызванных потенциалов в физиологии ВНД. Были просчитаны латентные периоды для негативной и позитивной компонент, амплитуда для левого и правого отведений различна. В связи с тем, что эксперимент не был «чистым» с технической точки зрения, реальная амплитуда оказалась несколько меньше ожидаемой (12-14 мкВ вместо 25 мкВ).
    Тема 8. Методы исследования внутри- и межполушарных взаимодействий.

    Цель: ознакомиться с этими методами: изучить зависимость межполушарных взаимодействий от вида выполняемой работы, выяснить как изменяется общий уровень связи при смене вида деятельности.

    Оборудование: ЭВМ, программа «Мезазавр», оцифрованные ЭЭГ данные.

    Ход работы: Существуют инвизивные («драконовские») методы изучения функциональной асимметрии мозга: например, рассечение мозолистого тела, электрошок, введение в одну из сонных артерий снотворного и т.д.

    Метод анализа корреляционных связей между биэлектрической активностью различных зон и полушарий мозга. ЭЭГ – временной ряд, для которого вычисляется кросс-корреляционная функция.
    Испытуемый А.

    Протокол №1 анализа корреляционной связи: спокойное бодрствование с открытыми глазами.
  • F3 F4

    C3 C4

    P3 P4
    O1 O2

    Связи
    F3-F4

    F3-C3

    F3-C4

    F3-P3

    F3-P4

    F3-O1

    F3-02

    F4-C3

    F4-C4

    F4-P3

    F4-P4

    F4-O1

    F4-02


    0,69

    0,77

    0,66

    0,58

    0,52

    0,62

    0,40

    0,54

    0,67

    0,52

    0,50

    0,42

    0,44
    C3-C4

    C3-P3

    C3-P4

    C3-O1

    C3-O2

    C4-P3

    C4-P4

    C4-O1

    C4-O2

    P3-P4


    P3-O1

    P3-O2

    P4-O1

    P4-O2

    O1-O2

    0,77

    0,79

    0,67

    0,74

    0,55

    0,65

    0,79

    0,67

    0,54

    0,74

    0,84

    0,80

    0,80

    0,80

    0,82

    Имеются межполушарные и выраженные правополушарные связи,

    Коэфф. Корреляции общий = 0,65

    Коэфф. Корреляции межполушарный =0,64

    Коэфф. Корреляции левого полушария =0,72

    Коэфф. Корреляции правого полушария =0,76
    Протокол №2 анализа корреляционной связи: отмеривание длины звуковых сигналов.
    F3 F4

    C3 C4

    P3 P4
    O1 O2

    Связи
    F3-F4

    F3-C3

    F3-C4

    F3-P3

    F3-P4

    F3-O1

    F3-02

    F4-C3

    F4-C4

    F4-P3

    F4-P4

    F4-O1

    F4-02


    0,80

    0,70

    0,60

    0,60

    0,49

    0,75

    0,51

    0,70

    0,78

    0,62

    0,62

    0,60

    0,58
    C3-C4

    C3-P3

    C3-P4

    C3-O1

    C3-O2

    C4-P3

    C4-P4

    C4-O1

    C4-O2

    P3-P4


    P3-O1

    P3-O2

    P4-O1

    P4-O2

    O1-O2

    0,81

    0,89

    0,72

    0,81

    0,78

    0,78

    ,083

    0,77

    0,76

    0,78

    0,88

    0,85

    0,81

    0,79

    0,94
    Имеются межполушарные и выраженные правополушарные связи,

    Коэфф. Корреляции общий =0,73

    Коэфф. Корреляции межполушарный =0,72

    Коэфф. Корреляции левого полушария =0,76

    Коэфф. Корреляции правого полушария =0,72
    Выводы: В результате работы мы ознакомились с методом изучения межполушарной асимметрии мозга на основе анализа кросс-корреляционных связей. Эксперимент показал, что при смене деятельности уровень связей меняется. Для испытуемого А. Во втором режиме работы общий и межполушарный коэффициенты корреляции возрастают до 113 % от первоначальных, для левого полушария рост составляет 106 %, и лишь для правого он опускается на уровень 95% от исходного. Все это свидетельствует о выраженной функциональной асимметрии мозга и доминировании левого полушария.
    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
    перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей