Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Тема 3 Методы психолого-педагогической диагностики Понятие о методах психолого-педагогической диагностики


Скачать 28.32 Kb.
НазваниеТема 3 Методы психолого-педагогической диагностики Понятие о методах психолого-педагогической диагностики
Дата18.04.2020
Размер28.32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМетоды психолого-педагогической диагностики.docx
ТипДокументы
#68544
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Тема№3 Методы психолого-педагогической диагностики
1.Понятие о методах психолого-педагогической диагностики
В настоящее время разработаны и практически используются разнообразные методы психодиагностики, позволяющие оценивать развитие психических процессов, свойств, состояний человека. Среди них есть исследовательские (научные) и собственно психодиагностические (практические) методы. Если собственно психодиагностические методы используются в оценочных целях, т.е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств, то исследовательские не преследуют данную цель и обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых получение достоверных знаний [1, 2, 5].

Методы психодиагностики применяются в самых разных областях психологии и в самых различных сферах человеческой деятельности. В научной психологии они обычно используются в процессе организации и проведения исследовательских экспериментов, а в практической психологии – в психологическом консультировании, психокоррекции, а также в других областях деятельности профессионального психолога, например, в профессиональном отборе и подготовке.

В психолого-педагогическом эксперименте почти всегда необходимо точно оценить уровни развития у испытуемых тех или иных психологических свойств до и после эксперимента, чтобы установить, повлиял ли проведенный эксперимент на изменение этих свойств. Сказанное касается также психологического консультирования и психологической коррекции. Например, проводя консультирование, практический психолог должен оценить степень развитости у клиента тех или иных психологических особенностей. Примерно то же самое приходится делать психологу, если он выступает в роли диагноста и, поставив свой психологический диагноз, занимается консультированием или коррекцией.

Ряд профессий предъявляет особые требования к психологии и поведению человека. Здесь также необходима точная диагностика разнообразных психологических и поведенческих качеств, определяющих профессиональную пригодность человека.

Применение психодиагностических методов в данном случае связано с профессиональным отбором и профессиональной подготовкой людей.

В современной психодиагностике используются следующие группы методов:

1. Методы психодиагностики на основе наблюдения.

2. Опросные психодиагностические методы.

3. Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

4. Экспериментальные методы психодиагностики [2,3].

Первая группа методов предполагает ведение наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов. Наблюдение как метод, используемый в психодиагностике, характеризуется рядом признаков:

1. Наличием цели и предмета наблюдения. Например, сформулировать для себя перечень психических свойств, которые являются предметом наблюдения. Цель в этом случае может быть представлена так: в какой степени выражены указанные психические свойства у наблюдаемых объектов.

2. Наличием процедурной схемы наблюдения, одинаковой для всех объектов наблюдения, которая определяет, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать, делать на их основе выводы.

3. Наличием признаков наблюдения. Это критический пункт плана наблюдения, по которому различаются поисковое и стандартизированное наблюдение. В поисковом наблюдении задача заключается в том, чтобы как раз обнаружить, выделить и однозначно описать признаки наблюдения. Речь идет о любых симптомах, поведенческих проявлениях и других внешних признаках, по которым можно сделать вывод о наличии определенной выраженности искомого психического свойства. Выделение системы признаков – главный продукт поискового этапа, после которого наблюдение становится собственно аналитическим, т.е. производится анализ признаков. Если же набор признаков уже задан в инструкции, подготовленной для наблюдателя автором данной методики, то это уже стандартизированное наблюдение. Для стандартизированного наблюдения инструкция должна включать максимально развернутые описания модифицированных признаков (лучше с обоснованием их связи с диагностическими категориями).

Методы диагностики через процедуру опроса основаны на том, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных специально подобранных вопросов.

Есть несколько разновидностей этой группы методов: анкета, опросник, интервью. Анкетой называется такой метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает некоторые социально-демографические данные о себе, например: возраст, профессию, уровень образования и т.п. Опросником называют метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов. Такие вопросы обычно бывают нескольких типов: закрытые, открытые и полузакрытые. Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых используемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Открытыми называют такие вопросы, которые предполагают ответ, даваемый в относительно свободной форме, избираемой самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Полузакрытые вопросы включают и стандартные варианты ответов и свободный ответ предложенный самим испытуемым.

Кроме того, вопросы психодиагностического опросника могут быть прямыми и косвенными. Прямыми называются такие вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного психологического качества. Косвенными - именуются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по которым косвенно можно судить об уровне его психологического развития.

Кроме письменных опросов, о которых шла речь, есть устные опросы. Один из них называется интервью. Психолог сам задает испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы заранее определены и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе [2, 3, 4].

Одним из методов психодиагностики через анализ результатов деятельности является контент-анализ, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить психологические характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает, в частности, в продуктах его письменного творчества. Процедура обработки состоит в том, что подсчитывается частота появления определенных элементов в материале (продуктах деятельности испытуемого), а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Сейчас контент-анализ широко применяется и в анализе аудио-видеозаписей.

Особенность эксперимента как метода психодиагностики заключается в том, что для оценки какого-либо свойства испытуемого ставится и проводится специальный психодиагностический эксперимент. Процедура такого эксперимента включает в себя создание некоторой искусственной ситуации, стимулирующей проявление исследуемого качества у испытуемого, а также стандартную методику фиксирования и оценки степени развитости данного качества. В результате организации и проведения психодиагностического эксперимента исследователь получает интересующие его оценки через специальным образом организованное наблюдение за поведением испытуемого в экспериментальной ситуации.

Наибольшей популярностью в психодиагностике пользуется метод тестов, о котором мы поговорим в отдельной главе.

Завершая общую характеристику методов психодиагностики, необходимо отметить соотношение понятий: метод и методика. Метод – это способ организации деятельности, путь исследования, вытекающей из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта. Методика – это конкретное воплощение метода, выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. То есть, если частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, то метод определяется общим родством технологических приемов и процедур в проведении всех методик данного типа [3, 4, 5].

2. Основные подходы к классификации психодиагностических методов.


“операциональной”прагматическая классификация
  • опросныеутверждающиепродуктивныедейственныефизиологические
    сознательныебессознательные
    бланковыетехнические сенсорныеобъективные и субъективныемономерные многомерные


    Классификация методов по Й. Шванцаре.

  • Классификация методов по А.А. Бодалеву, В.В. Столину












  • 3. Требования к психодиагностическим методам

    Научно обоснованные методы психодиагностики, отвечают следующим правилам: валидность, надежность, однозначность и точность. Рассмотрим каждое из этих требований.

    Термин “валидность” - евроязычного происхождения. Буквально он означает “пригодный”, “соответствующий”. Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначалась по замыслу.

    Характеристика валидности методики включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет, но также информацию об условиях, о сфере ее применения.

    Есть несколько разновидностей валидности, каждую из которых следует рассматривать и оценивать отдельно, когда стоит вопрос о выяснении валидности психодиагностической методики.

    Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или измеряемого психологического свойства).

    Результаты психологического тестирования зависят от множества трудно контролируемых факторов: качества измерительного инструмента постоянства релевантных характеристик ситуаций психологического тестирования; правильности понимания инструкции испытуемым, поведения экспериментатора, актуального психологического состояния испытуемого. Изменение любого из этих факторов в ходе психодиагностического обследования обычно ведет к снижению степени надежности измерений. Из всех этих факторов наиболее важным является надежность самой методики, так как все остальные вносят гораздо меньший вклад в постоянство получаемых результатов.

    Точность методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Точность психологической методики в определенном смысле можно сравнить с точностью технических измерительных инструментов. Чем точнее психодиагностическая методика, тем точнее с ее помощью можно оценить градации и выявить оттенки измеряемого качества.

    Хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок. Ее необходимая практическая мера определяется задачей дифференциации испытуемых на группы. Если, например, выборку испытуемых нужно разделить всего лишь на две подгруппы, то и точность применяемой методики должна соответствовать именно этому делению, не больше.

    Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно того свойства, для оценивания которого данная методика применяется. Если наряду с этим свойством в получаемых показателях отражаются и другие, никак не связанные с данной методикой, выходящие за пределы ее валидности, то считается, что методика не соответствует критерию однозначности, хотя при этом частично может оставаться валидной. Например, критерию однозначности может не вполне удовлетворять способ оценки знаний учащихся только по успеваемости, так как оценки успеваемости выставляются не всегда объективно. В них, кроме самих знаний учащегося, отражается отношение к нему учителя и поведение учащегося.

    Таким образом, прежде чем использовать в практической психодиагностике те или иные методики, исследователь должен убедиться в том, что они отвечают требованиям валидности, надежности, точности и однозначности. При этом, самыми важными из названных четырех критериев являются два: валидность и надежность, и если измерительный инструмент им не соответствует, то его вообще нельзя использовать как средство психодиагностики. Если же методика не вполне точна и не полностью однозначна, то ее тем не менее можно применять с определенными оговорками. Но при этом необходимо помнить о том, что неточная методика может не позволить установить сравнительно небольшие изменения, которые происходят в результате проведенного эксперимента, и, следовательно, может указать на отсутствие изменений там, где они на самом деле есть. Недостаточно однозначная методика не всегда позволяет соотносить величину получаемых показателей со степенью изменения именно оцениваемого качества, а не какого-либо другого.
    Библиографический список
    Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст].: учебник/ А.А.Бодалев, В.В.Столин. - СПб.: Речь.- 2002.- 440с.
  • Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник/ Р.С.Немов.- М.: Просвещение, 1995г.- т.3.- 512с.
  • Введение в психодиагностику [Текст]: учебное пособие / К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой.; под ред. К.М.Гуревича.- М.: ACADEMA, 2000.- 365с.
  • Психологическая диагностика [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2006. - 651 с.
  • Романова, Е. С. Психодиагностика [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. С. Романова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.

    Вопросы для самопроверки
    Какие группы методик используют в современной психодиагностике?
  • Укажите особенности метода наблюдения?
  • Чем отличается поисковое наблюдение от аналитического?
  • Чем характеризуется и в каких целях используется метод контент-анализа?
  • Отметьте, что включает в себя понятие “метод”? Чем характеризуется понятие “методика” и как соотносятся метод и методика?
  • Что является главным основанием для методической классификации психодиагностических методик?
  • Укажите и охарактеризуйте общие критерии, по которым методы психодиагностики разделяются на частные группы?
  • По каким основаниям объединяет психодиагностические методы в группы чешской психолог Й. Щванцаре.
  • Какие методы психодиагностики относятся к объективным, согласно классификации Бодалева А.А., Столина В.В.
  • Каким требованиям должны удовлетворять психодиагностические методики?
  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей