Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Реферат Инна. Тенденции мирового развития в начале XX века. Глава


Скачать 48.49 Kb.
НазваниеТенденции мирового развития в начале XX века. Глава
Дата27.01.2020
Размер48.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат Инна.docx
ТипДокументы
#66567
страница1 из 2
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2

Оглавление.

Введение. Тенденции мирового развития в начале XX века.

Глава 1. Международные отношения в начале ХХ века.

Глава 2. Завершение раздела мира и борьба за колонии.

Заключение.

Введение. Тенденции мирового развития в начале XX века.

Определяющей чертой мирового исторического процесса в начале ХХ века являлось вступление капитализма вследствие бурной индустриализации и роста крупного капитала в новую стадию - стадию монополистического капитализма.

Экономический, технический и интеллектуальный прогресс был определяющей тенденцией мирового развития в начале ХХ века.

Стремительный прогресс науки и техники значительно повлиял на развитие общества. В это время были сделаны выдающиеся открытия, изменившие представления об окружающем мире (открыт электрон, явление радиоактивности, теория относительности, планетарная модель атома). Открытия стали основой новых научных дисциплин: физической химии, электрохимии, биохимии, генетики.

Достижения науки способствовали быстрому развитию техники и технологий, В металлургии были разработаны новые способы выплавки стали, алюминия и меди. Внедряется крекинг – процесс – разложение сырой нефти. Развиваются социальные движения (включая наиболее радикальную их форму – революцию). Растет число общественных организаций, профсоюзов, партий, повышается их роль в жизни общества. В период и после окончания Первой мировой войны в отдельных странах Европы происходят социальные революции (Россия, Финляндия, Австрия, Германия).

Важнейшей тенденцией начала ХХ века становится неравномерность экономического развития стран мира. Противоречия между передовым Западом и отсталым в индустриальном плане Востоком стали в первой половине ХХ века одной из самых болезненных проблем человечества. Восточные страны, где сохранялись феодальные пережитки, включались в систему мирового хозяйства. В самых развитых из них начали формироваться рыночные отношения. Колонизаторы были заинтересованы в развитии в этих странах отдельных отраслей экономики, выгодных им. Передовые социальные группы в странах Востока поднимались на борьбу против иноземной эксплуатации, а также против феодальных пережитков. Эта борьба принимала разные формы – национально-освободительная война, национально-освободительная революция, ненасильственные методы сопротивления. То есть еще одной тенденцией развития являлось усиление национально – освободительной борьбы.

И, конечно, нельзя не отметить рост напряженности в международных отношениях, что приводит к конфликтам, международным кризисам, локальным и мировым войнам.


Глава 1. Международные отношения в начале ХХ века.

Внешняя политика европейских государств в конце XIX – в начале ХХ вв. определялась их борьбой за сферы вложения капиталов, рынки сбыта, источники дешевого сырья. Неравномерность экономического и политического развития этих стран еще больше обостряла противоречия, которые можно было разрешить только путем военного передела мира.

Особенно острые противоречия возникли в этот период между Великой Британией и Германией. Великобритания была самой крупной колониальной империей, занимала первое место в мире по объему внешней торговли и вывозу капитала. При разделе мира Германии досталось значительно меньше колоний, чем другим державам, и она считала себя обделенной. Но на конец XIX в. Германия опередила Великобританию по темпам индустриализации и по уровню промышленного производства. И уже в начале ХХ в. её доля в мировом промышленном производстве превосходила британскую. Кроме того, между ними возникло острое военно – морское соперничество. Немецкий флот по всем показателям стал вторым в мире после британского и разница между ними постоянно уменьшалась. Правящие круги Германии стали на путь коренного передела мира, но Великая Британия противостояла этому. В частности, она была очень обеспокоена проникновением Германии в Турцию. Чтобы отрезать немцам выход к Персидскому заливу, англичане еще в 1901 г. захватили порт Кувейт. В этих условиях большое значение имела внешняя политика ведущих стран, поиск союзников, создание блоков.

Германия, заключив в 1879 г. союз с Австро-Венгрией, в целях изоляции Франции, энергично искала нового союзника в лице Италии. Можно сказать, что германская дипломатия не только нашла этого союзника, но отчасти и сама создала его, так как для этого ей пришлось преодолеть франкофильские тенденции тогдашнего итальянского правительства, старую ненависть итальянцев к их прежнему угнетателю - австрийцам и стремление итальянских националистов отнять у Австро-Венгрии не только Трентино, но и Триест.

Первоочередной задачей внешней политики Италии стал поиск союзника, на которого можно было бы опереться. А возможности для выбора союзников у нее были ограниченные. Англия придерживалась изоляционистского курса, а рассчитывать на Францию по целому ряду причин становилось все труднее. Прежде всего, из-за тяжелого положения, в котором оказалась сама Франция. Кроме того, на франко-итальянские отношения серьезно сказалась позиция Парижа в «римском вопросе», вопросе о светской власти пап.

В 70-е гг. XIX в. этот вопрос стал одним их главных в итальянской внешней политике. Он серьезно отразился как на внутриполитической жизни Италии, так и на ее международном положении. Любая из европейских держав могла выступить в защиту папских притязаний, либо воспользоваться итало-ватиканскими разногласиями в дипломатической борьбе с Италией. Это осложняло международные позиции страны. В таких условиях итальянское правительство, стремясь устранить угрозу дипломатической изоляции, пыталось наладить отношения с Германией. К ориентации на Германию Италия побуждали и сходство образования единого государства, и то, что Германия, едва вступив на международную арену, уверено заняла место ведущей державы.

В Берлине также благосклонно относились к идее союза с Италией, поскольку О. Бисмарк стремился привлечь на свою сторону возможных друзей Франции. Но канцлер не спешил с заключением только двустороннего, итало-германского союза. Он дал понять итальянскому правительству, что путь из Рима в Берлин пролегает через Вену, то есть, Германия пойдет на союз с Италией только вместе со своей союзницей Австро-Венгрией. Такое предложение Германии было нелегко принять Италии из-за ненависти к бывшему угнетателю. Но ненависть к захватчику Туниса республиканской Франции оказалась сильнее ненависти к Австро-Венгрии. Наряду с задачей включения Италии в среду европейских держав, внимание ее правительства приковывал и колониальный вопрос. В ходе дипломатической борьбы вокруг Туниса резко обострились итало-французские отношения. В 1881 г. Франция предприняла вооруженное вторжение в Тунис. Как и следовало ожидать, захват Туниса подтолкнул Италию к сближению с Германией.

В 1881 г. начались итало-австрийские переговоры. Несмотря на успешное начало, они не получили дальнейшего развития. Австро-венгерская сторона утратила интерес к переговорам с Италией после заключения 18 июня 1881 г. австро-германско-русского договора. Для Италии захват Туниса Францией явился серьезным дипломатическим поражением: потеряв надежду на его приобретение, она не получила никакой компенсации.

Главной же задачей на ближайшее время, Италия видела в заключение союза с Германией и Австро-Венгрией и союза или, по крайней мере, дружественных отношений с Англией в деле обеспечения равновесия на Средиземном море. В принципе канцлер неизменно выражал готовность к заключению союза Италии с центральными державами. К тому же, добившись своей цели помешать возможному союзу Италии и Франции, он был теперь, после захвата Туниса, не прочь сблизиться с оказавшейся в полной изоляции Италией. В Риме склонились к союзу с Германией и Австро-Венгрией. В Австро-Венгрии пошли на союз с Италией, так как он обеспечивал тыл Австро-Венгрии на случай ее войны с Россией.

В результате переговоров 20 мая 1882 г. в Вене был заключен союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией, получивший название Тройственного союза. Договор был заключен на пять лет, через каждые пять лет, он возобновлялся и просуществовал до 1915 г.

Таким образом, Германия первой начала создавать военные союзы. В 1879 г. канцлер Бисмарк подписал союзный договор с Австро-Венгрией, направленный против России. В 1882 г. к этому союзу присоединилась Италия, у которой осложнились отношения с Францией. Так возник Тройственный союз, имевший большое значение в подготовке первой мировой войны.

К началу 1887 г. в военном и политическом руководстве Германии победило мнение, что не следует далее оттягивать неизбежную войну с Францией и, используя благоприятную обстановку, спровоцировать и начать немедленно войну. На протяжении всей военной тревоги начала 1887 г. французское правительство и его дипломатия придерживались пассивной, оборонительной тактики. Ни в военном, ни в дипломатическом, ни в политическом отношении французское правительство никак ни отвечало не германскую агрессию. И вдруг военная тревога стала стихать. Дипломатическое наступление Германии на Францию неожиданно прекратилось. Что же заставило Германию, начавшую наступление на Францию, остановить его и вернуться к исходным позициям, не достигнув никакого успеха? Ключ от решения германской политики лежал в Петербурге. В течение 1886-1887 гг. О. Бисмарк вел переговоры с Россией, в ходе которых он убедился, что Россия не предоставит ему свободы действия на Западе. Это и заставило его отступить в январе-феврале 1887 г. Россия отказала Германии в своем нейтралитете, а идти на риск войны на два фронта он не решился. Позиция России в тот момент не позволила Германии начать войну против Франции. Итак, Франция оказалась вновь спасена, даже независимо от ее действий.

Англо-французские противоречия в колониальных вопросах и стремление Англии воспрепятствовать укреплению позиций России на Ближнем Востоке привели к сближению Англии с державами Тройственного Союза. В 1886 г. начались переговоры между Англией, с одной стороны, и Австро-Венгрией и Италией, с другой. Правительство Великобританией, придерживавшееся политики «блестящей изоляции», не желало связывать себя формальным союзом и избегало давать какие-либо определенные обязательства. Германское правительство в лице Бисмарка, заинтересованное в обострении англо-русских противоречий на Ближнем Востоке, оказало давление на позицию Англии, предупредив, что лишит ее поддержки в египетском вопросе. Сделав ряд оговорок, английское правительство пошло на уступки. Соглашение 1887 г. между Англией и Италией обязывало обе стороны поддерживать в Средиземном, Адриатическом, Эгейском и Черных морях статус-кво. В случае невозможности его сохранения предусматривалось заключение между ними особого соглашения. Несколько позже было заключено англо-австрийское соглашение, которое уточнило позицию трех держав в отношении Турции. Державы обязались сохранять статус-кво на Востоке, не допускать в Турции преобладания влияния России.

В июне 1887 г. ввиду истечения срока действия договора трех императоров, Россия снимала с себя всякие обязательства в отношении ее позиции в случае возникновения франко-германского конфликта. В это время как раз отношения между Германией и Францией становились все более напряженными, обострились и австро-русские отношения в связи с болгарским кризисом 1885-1887 гг. Поэтому О. Бисмарк, опираясь на союз с Австро-Венгрией и Италией, решил «перестраховаться» путем заключения соглашения с Россией и тем самым предотвратить ее сближение с Францией. По замыслу германского канцлера «Перестраховочный договор» должен был устранить опасность войны Германии на два фронта.

Успехи России в Средней Азии и Иране, с одной стороны, усиление влияния Австро-Венгрии в Болгарском княжестве и Сербии и английского влияния в Османской империи с другой стороны, обострили напряженность отношений Россией с Великобританией и Австро-Венгрией. То есть, России «Перестраховочный договор» был необходим ввиду обострения ее отношений с Великобританией.

Таким образом, не полагаясь на Союз трех императоров, правительства России и Германии, несмотря на усиление российско-германской конкуренции, подписали в 1887 г. договор, получивший название «Перестраховочный договор». По этому договору стороны обязались сохранять благожелательный нейтралитет в случае войны одной из них с третьей державой. Это обязательство не относилось к войне против Австро-Венгрии или Франции. Германия признала «исторически приобретенные» права России на Балканском полуострове. Обе стороны обязались не допускать в этом районе территориальных изменений без предварительной договоренности между собой и противодействовать любой попытке нарушить там статус-кво.

Франкфуртский мир, породивший эльзас-лотарингский вопрос как фактор войны, заставил французских политиков и дипломатов вплотную заняться проблемой союзов. Франции было необходимо выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после войны 1870-1871 гг., было необходимо найти союзников, или хотя бы поддержку среди великих держав Европы. Руководители французской внешней политики уже на другой день после Франкфуртского мира поняли, что главные усилия французской дипломатии должны быть направлены на политику завоевания доверия и расположения России и приобретения ее поддержки. В основе сближения Франции и России лежали различные и многие интересы. Отсутствие серьезных противоречий между Францией и Россией облегчало это сближение. Противоречия между ними были и не могли не быть, например, на Ближнем Востоке в Турции, где русский и французский капиталы, русское и французское влияния соперничали между собой. Но эти противоречия в рассматриваемое время были незначительны.

Французская буржуазия связывала перспективу сотрудничества с Россией с надеждой воздействовать на Англию, колониальная политика которой вступила в противоречие с интересами колониальной политики, как Франции, так и России. Наконец и правящая французская буржуазия, и русский царизм могли рассчитывать, что установление контакта и сотрудничества между двумя государствами усилит их возможности в захватнической колониальной политике и, может быть, в другое время, при иных обстоятельствах позволит им самим перейти в наступление против их европейских противников.

Из политических факторов самым главным была, конечно, германская опасность. Заключение австро-германского союза в 1879 г., рано или поздно, делало неизбежным сближение России и Франции и, в конечном счете, ускорило заключение русско-французского союза. Однако ухудшение русско-австрийских и русско-германских отношений в конце 80-х гг. побудило Россию пойти навстречу французским стремлениям к сотрудничеству и сближению.

Канцлер Бисмарк, как известно, на протяжении всей своей долголетней дипломатической карьеры, главной своей целью ставил предотвращение франко-русского союза. Вся его дипломатия после 1871 г. была, в сущности, подчинена этой основной задаче. Даже не вступая в соглашение с Францией, Россия уже самим фактом своего бдительного наблюдения за германской политикой на Западе связывала руки Германии.

В конце 80-х гг. обострились русско-германские экономические противоречия. Усиление германской экспансии на Востоке сближало ее с Австро-Венгрией, но одновременно вело к столкновению с Россией, о чем свидетельствовали почти непрерывная таможенная война между ними и отказ в кредитах, в которых нуждалась Россия.

Возраставшее давление со стороны Германии, соперничество в колониальной экспансии с Великобританией в конце 80-х – начале 90-х годов стали общими для России и Франции. Вместе с тем усилилось кредитно-финансовое сотрудничество России и Франции, которое способствовало их сближению. Начиная с 1888 г. французские банки совершили ряд сделок по предоставлению кредитов русскому правительству. Вслед за этим начинается серьезный поворот в отношениях между обоими государствами. Общность существенных интересов заставила правящие круги России преодолеть свои монархические предубеждения против республиканского строя Франции – перспективного партнера в международных отношениях. Наметившееся сотрудничества России с Францией в 1887-1889 гг. было дипломатическим поражением О. Бисмарка.

Новый этап французско-русского сотрудничества начался в 1891 г. Заключению франко-русского союза предшествовали визиты в июле 1891 г. флотов: французского – в Кронштадт, русского – в Тулон. Одновременно был подписан франко-русский консультативный пакт.

По существу ускорить франко-русское сближение помогло германское правительство, совершив новые враждебные акты по отношению к России. В 1893 г. разразилась очередная таможенная война между Германией и Россией. Это привело к тому, что министр иностранных дел России Н. Гирс 27 декабря 1893 г. был вынужден сообщить французскому правительству об одобрении Александром III проекта франко-русской военной конвенции.

Согласно этой конвенции Россия обязывалась в случае нападения на Францию Германии или Италии, поддержанной Германией, употребить всю наличную армию для нападения на Германию, Франция же обязана предоставить армию в случае нападения на Россию Германии или Австро-Венгрии, поддержанной Германией.

Германия попыталась исправить положение, но устранить франко-русский союз они уже не могла. Заключение франко-русского союза было важным событием в международной политике. Впоследствии оно повлекло за собой подписание англо-французского и англо-русского соглашений. Казалось, он создавал противовес Тройственному союзу и тем самым укреплял мир в Европе. Однако возникновение этого союза только усилило соперничество двух блоков и гонку вооружений.

Обострение колониальных противоречий в конце XIX – начале ХХ вв. сопровождалось вооруженными конфликтами и войнами. В то же время ни одно крупное государство не желало брать на себя ответственность за развязывание захватнической войны, что привело к их стремлению решать спорные вопросы путем компромиссов.

В конце XIX в. дипломатам удалось избежать ряда вооруженных столкновений, но напряженность отношений между державами усиливалась. Военные расходы европейских государств возросли почти в два раза, а численность армий на 25%. С целью предотвращения международных конференций были созваны конференции мира. Так в 1899 г. по инициативе России в Гааге была проведена первая конференция мира. Согласно принятым ею конвенциям рекомендовалось мирное разрешение международных споров, запрещалось применение разрывных пуль и отравляющих веществ, обязывалось гуманно обращаться с ранеными и пленными. Конференция также рекомендовала сокращать военные расходы и вооруженные силы. Таким образом, все ее решения носили рекомендательный характер.

Как ни велико было значение союза Франции с Россией, он все же не был достаточной гарантией ее безопасности. Это побуждало ее добиваться привлечения на свою сторону новых союзников, или хотя бы их нейтрализации. Путем предоставления кредитов и попустительством в Северной Африке Франции удалось подготовить и в 1902 г. заключить соглашение с Италией о взаимном нейтралитете в случае нападения на них других держав. Это несколько обесценивало для Германии участие Италии в Тройственном союзе.

Еще большее значение имело сближение Франции с Великобританией. Фашодский инцидент 1899 г. показал бесперспективность для Франции проведения колониальной политики враждебной Англии. Между тем на повестке дня Франции стоял захват Марокко. В августе 1902 г. французское правительство сообщило Великобритании, что Франция не является ее конкурентом на мировом рынке. Англии и Франции необходимо только договориться по вопросам о Марокко и Сиаме.

В тот период британская дипломатия приступала к поиску союзников против Германии. После того как в 1902 г. Англия заключила союз с Японией и обеспечила, таким образом, свои дальневосточные интересы, после того, как в том же 1902 г. она избавилась, наконец, от забот в Южной Африке; английская дипломатия взялась за подготовку к борьбе со своим главным конкурентом. Больше всего Англию беспокоило создание мощного германского флота. Между Англией и Германией шла борьба за коренной передел мира. Эта борьба толкала Англию на сближение с Францией, хотя она и была ее давней соперницей. Но в новых условиях для Англии противником более опасным, чем все ее старые соперники вместе взятые становиться Германия. Англия не желала уступать ей свои колониальные владения. Она намеревалась бороться за каждую пядь ранее захваченной земли, за свое колониальное и морское первенство. В первую очередь английская дипломатия стала заботиться о том, чтобы посредством соглашения с Францией, а затем и Россией, лишить Германию возможности играть на англо-русских и англо-французских противоречиях и вымогать у Англии те или иные уступки.

После взаимных визитов короля Эдуарда VII и президента Лубэ начались дипломатические переговоры об устранении колониальных разногласий, разделяющих Англию и Францию. 8 апреля 1904 г. было подписано англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Его прозвали «Сердечным согласием» (Entente cordiale).

Договор Антанты содержал две части: одна - предназначавшаяся для опубликования, другая - секретная. В открытой декларации «О Египте и Марокко» английское правительство заявило, что оно не имеет намерения изменять статус Египта. По I статье Франция отказывалась от противодействия Англии в Египте, в обмен на что Англия предоставляла Франции возможность захватить большую часть Марокко. Статья 2 публичной декларации гласила: «Правительство Французской республики объявляет, что оно не имеет намерения изменять политический статус Марокко». Со своей стороны, правительство его британского величества признает, что Франции надлежит следить за спокойствием в этой стране и оказывать ей помощь во всех потребных ей административных, экономических, финансовых и военных реформах. Оно объявляет, что не будет препятствовать действиям Франции в этом смысле.

В статье секретного соглашения предусматривалась возможность изменения «политического статуса» как Марокко, так и Египта. Здесь речь шла уже о таком случае, когда одно из обоих правительств увидело бы себя вынужденным в силу обстоятельств изменить свою политику в отношении Египта или Марокко. На этот случай другой договаривающейся стороне обеспечивалась поддержка. Отдельная декларация устанавливала раздел Сиама между Англией и Францией на сферы влияния по реке Менам. Западная часть страны, граничащая с Бирмой, составила сферу Англии, восточная, смежная с Индокитаем - Франции.

Таким образом, по соглашению 1904 г. Англия и Франция делили едва ли не последние «свободные» колониальные территории. Антанта была призвана устранить давнее англо-французское соперничество в Египте, а также в Марокко и других районах. Устраняя взаимные колониальные распри, Англия и Франция создавали для себя возможность совместно действовать против Германии. Германское правительство было уязвлено англо-французским соглашением и глубоко им встревожено. Оно не могло примириться с тем, что упускает Марокко. Еще больше беспокоил германское правительство сам факт англо-французского сотрудничества. Создание Антанты означала весьма опасный для Германии общий сдвиг в расстановке сил на международной арене. Фактически это соглашение было первым шагом к созданию военно-политического союза Великобритании, России и Франции.

Одним из наиболее важных моментов в процессе перегруппировки сил в мировой системе государств являлся окончательный отказ Англии от ее политики «блестящей изоляции» и переход к системе союзов.

Германия, со своей стороны, рассчитывала воспользоваться ослаблением царской России в ходе русско-японской войны, чтобы добиться, по меньшей мере, трех целей: во-первых, навязать России невыгодный для нее торговый договор, который в интересах прусских юнкеров затруднил бы экспорт сельскохозяйственных продуктов из России на германский рынок; во-вторых, подорвать франко-русский союз и тем самым изолировать Францию на ее европейском континенте; в третьих, создать наиболее благоприятные условия для подчинения Ближнего Востока при помощи концессии на постройку Багдадской железной дороги, окончательно оформленной в 1903 г.

Обеспокоенное растущей изоляцией, правительство Германии решило использовал недовольство России позицией, занятой Англией в русско-японской войне, и вынудить русское правительство к заключению союза. В июле 1905 г. в Бьёрке при встрече Николая II и Вильгельма II был подписан договор, который содержал обязательства России и Германии о взаимной помощи в Европе в случае нападения на одну из договаривающихся сторон какой-либо европейской державой. После этого Россия должна была привлечь Францию к этому договору.

Этот договор вызвал большое недовольство в России, так как не соответствовал ее интересам. Несколько позже Николай II был вынужден сообщить германской стороне, что заключенный между ними договор может вступить в силу только при условии согласия на него Франции. Это было равносильно его расторжению. Итак, борьба между европейскими державами за привлечение на свою сторону царской России продолжалась; исход ее в полной мере определился несколько позднее в связи с новым международным кризисом, возникшим в ходе соперничества в Марокко.

В конце 1904 г. французские финансисты и промышленники, создав «комитет по делам Марокко» и опираясь на поддержку ряда влиятельных политиков, стали навязывать марокканскому султану крупный заем. Задача заключалась в том, чтобы поскорее реализовать возможность, предоставленную Франции условиями ее недавнего соглашения с Англией. Осуществление этих требований вело непосредственно к уничтожению независимости Марокко. Движимое интересами некоторых финансовых кругов, имевших собственные виды на Марокко, германское правительство решило вмешаться, чтобы не допустить реализации планов своих французских соперников. Другой его целью было нанести удар по англо-французскому соглашению и доказать Франции, что в острый момент Англия не окажет ей поддержку. Учитывая, что Россия занята войной с Японией, начальник генерального штаба Шлиффен, а также руководящие деятели германской дипломатии считали, что обстановка складывается благоприятно для войны против Франции.

31 марта 1905 г. Вильгельм II, прибыв в марокканский порт Танжер, публично заявил, что Германия не потерпит господства какой-нибудь державы в Марокко и окажет этому всяческое сопротивление. Затем германское правительство объявило, что оно отказывается вести переговоры с французским министром иностранных дел Делькассе, считая его политику враждебной Германии.

Маневры Германии вызвали немедленную реакцию в Англии. Английские военные круги обещали Франции в случае германского нападения высадить на континенте 100-115-тысячную английскую армию. Опираясь на не вполне официальные заверения английского правительства, Франция отклонила германские претензии. В июне 1905 г. Франция согласилась рассмотреть вопрос о Марокко на международной конференции. Германское правительство, которое еще недавно провоцировало войну с Францией, теперь, столкнувшись с твердой позицией Англии, было вынуждено уступить и согласиться на участие в конференции. Решение берлинского правительства было также вызвано отчасти нажимом президента США. Т. Рузвельта.

В начале 1906 г. в г. Альхесирасе (Испания) открылась конференция по вопросу о Марокко. На ней определилась новая расстановка сил, сложившаяся на международной арене. Англия продолжала занимать позицию безусловной поддержки Франции, оставив в то же время открытым вопрос об улучшении отношений с Германией. Твердая позиция Англии на конференции, в конечном счете, определила поражение Германии, ей не удалось добиться никаких существенных результатов и, главное, не была достигнута цель, ради которой Германия подняла марокканский вопрос - разрушить или существенно ослабить Антанту.

Альхесирасская конференция продемонстрировала прочность англо-французского «Сердечного согласия» и положила начало быстрому сближению Англии и России, начавшегося вскоре после окончания русско-японской войны, что воспринималось в Германии, как угроза ее международному положению, как изоляция на международной арене.

Конференция формально признала равенство всех «великих держав» в Марокко, однако поддерживание «внутреннего порядка» в стране, контроль над марокканской полицией передавалась Франции. Это был крупный успех французской дипломатии, облегчивший ей в дальнейшем захват Марокко. Англо-французская Антанта не только укрепилась, но и проявила явную тенденцию к расширению за счет сближения с другими державами.

Англо-германское морское соперничество.

Образование Антанты свидетельствовало о том, что для Англии англо-германские противоречия, в конечном счете, оказались глубже и опаснее англо-русских и англо-французских. Англия должна была признать Германию главным своим врагом и перед лицом немецкой опасности договариваться с франко-русской группировкой.

Англо-германские противоречия и конфликты не ограничивались колониальной и торговой сферой. Не исчерпывались они и борьбой Англии против германских притязаний на гегемонию в Западной Европе, помощью Франции против Германии. Более всего беспокоило англичан развитие германского военного флота.

Германия, стремившаяся к переделу колониальных территорий и к мировой гегемонии, считала, что осуществление этих широких агрессивных планов нельзя достигнуть без вооруженной борьбы со своим главным соперником - Англией. Отсюда экономическое, политическое и колониальное соперничество между Англией и Германией осложнилось гонкой морских вооружений, в нарастании которой в обеих странах были заинтересованы весьма влиятельные круги тяжелой промышленности и связанные с ними могущественные финансовые круги.

С этой целью, в конце XIX в. и начале ХХ столетия, Германия вступила на путь усиленных вооружений, причем главное ее внимание было обращено на создание мощного военно-морского флота. Стремительное экономическое развитие Германии и создание ею военно-морского флота наносило тяжелый удар двухсотлетним устоям английской внешней политики. Опасность британскому господству на морях все более возрастала. Германский флот стал представлять собой серьезную угрозу. При помощи сильного военно-морского флота Англия долгое время удерживала господствующее положение в мире и могла в любой момент нанести сокрушительный удар молодой германской империи.

После военно-морской тревоги осенью 1904 г. и марокканского кризиса 1905-1906 гг. Англия и Германия еще более усилили гонку морских вооружений. В 1905 г. в Англии был заложен броненосец нового типа, названный «дредноут», который превосходил старые корабли размерами и скоростью хода. Британское адмиралтейство, усиливая морское превосходство Англии, рассчитывали, что немецкие верфи не смогут начать постройку дредноутов в течение ряда лет. Германия быстро учла это и перешла к строению и сооружению судов этого нового типа. Наряду с этим, Германии через год обратилась к Англии с предложением уменьшить темпы своего военно-морского строительства. Однако и на сей раз попытка Германии не дала желаемых результатов. Английская дипломатия отлично понимала, что за всеми этими предложениями скрывается стремление разрушить Антанту, затормозить строительство английского флота и добиться политической изоляции Англии. Гонка морских вооружений между Англией и Германией усилилась. Усилилось строительство морских вооружений и в других крупных странах. Угроза войны возросла. Внешнеполитические кризисы следовали один за другим.

В 1908 г. в соперничестве морских вооружений был сделан новый важный план шаг. Адмирал Тирпиц внес в рейхстаг проект четвертого закона об усилении флота. Этот закон утверждал дальнейшее увеличение строительства морских вооружений и согласно закону, на флот требовалось около миллиарда марок сверх того, что было запланировано по прежним морским программам. Успешное осуществление этой германской программы военно-морского строительства, разработанной адмиралом Тирпицем, вызвало в правящих кругах Англии серьезную тревогу за свое морское первенство. Ненависть к Германии сочеталась со страхом перед ней. Английское правительство пыталось договориться с Германией об ограничении морских вооружений при условии признания ее фактического превосходства на морях. Такие попытки были сделаны на созванной в 1907 г. в Гааге международной конференции мира.

Вторая Гаагская конференция была созвана по инициативе США в 1907 г. Она выработала нормы урегулирования международных споров, ограничила случаи правомерного применения вооруженной силы, конкретизировала нормы войны на суше и на море, определила права и обязанности нейтральных государств. Впервые были сформулированы нормы международного права, касающиеся войны. Однако влияние гаагских конвенций на развитие международных отношений было все же недостаточно эффективным. Германское правительство на Гаагской конференции 1907 г. крайне резко и грубо выступило против какого-либо ограничения вооружений. Впрочем, английское правительство интересовала преимущественно возможность показать себя поборником мира и экономии.

Затем в 1908 г. в ходе переговоров между Эдуардом VII и Вильгельмом II. Обсуждался вопрос об ограничении морских вооружений. В обоих случаях германское правительство решительно отвергло английские предложения, демонстрируя свою непримиримость в вопросе морских вооружений. Но позже германская дипломатия начала понимать, в какое невыгодное положение ставит Германию столь грубый отказ. Тогда статс-секретарь иностранных дел Германии Б. фон Бюлов и немецкий посол в Лондоне Меттерних прибегли к маневру, который должен был замаскировать нежелание ограничить гонку вооружений и в то же время заранее обрекал на неудачу всякие попытки к соглашению. За ограничение морских вооружений они запросили у англичан непомерную цену: они требовали разрыва с Францией и Россией в качестве предпосылки для некоторого сокращения военно-морского строительства в Германии. Так, в апреле 1909 г. английское правительство получило из Берлина предложение о заключении морской конвенции при условии подписания взаимного обязательства не объявлять друг другу войну и соблюдать благожелательный нейтралитет в случае войны одной из сторон с третьим государством или группой государств. В договоре о взаимном нейтралитете, предложенном германской дипломатией, таились расчеты на изоляцию Англии. После неудачи попыток договориться с Германией английское правительство публично заявило о решении строить по два корабля на каждый германский.

Образованию Антанты предшествовала длительная полоса конфликтов и столкновений между составившими этот блок державами. Эти конфликты происходили главным образом между Англией и Францией с одной стороны, Англией и Россией - с другой. Внешняя политика Англии, утратившей былую промышленную и колониальную монополию, характеризовалась стремлением удержать за собой главенствующее место в мире. Крах политики «блестящей изоляции», ослабление позиции Англии на Дальнем Востоке, столкновения с Францией в Африке, с Россией - в Иране, Афганистане и т.д. побуждали ее к формированию военных блоков.

Уже с конца 90-х гг. XIX в. Англия приступила к поискам союзников, рассчитывая в первую очередь использовать Германию против Франции, а Японию против России. Заключение англо-японского союза в 1902 г., обострение русско-японских противоречий на Дальнем Востоке благоприятствовало английским планам подрыва позиций России в Китае и Тихом океане.

Россия, опасаясь новых осложнений с Японией и рассчитывая на то, что обострявшиеся англо-германские противоречия позволят ей в сотрудничестве с Англией приостановить германскую и австро-венгерскую экспансию на Балканах и добиться выгодного для нее решения вопроса о черноморских проливах, стал также искать соглашения с Англией. В свою очередь, Англия, добившись крушения дальневосточной политики русского правительства, была заинтересована в том, чтобы в своих отношениях с Германией опираться на неисчерпаемые ресурсы России. Англия была, кроме того, заинтересована в сотрудничестве с царизмом в борьбе против национально-освободительных движений в странах Востока. Все эти перемены в международных отношениях породили параллельные и глубоко связанные между собой интенсивные русско-английские, русско-японские и франко-японские переговоры, закончившиеся заключением ряда соглашений.

Эта задача была более сложной. Англо-русские противоречия были глубже англо-французских. Продолжавшееся обострение англо-германских противоречий, рост морского соперничества с Германией подталкивали Великобританию к сближению с Россией, к расширению Антанты, к созданию антигерманского фронта. Вторая причина сближения с Россией и создания англо-франко-русского союза против Германии - способ ослабления огромного финансового напряжения в стране. Подготовка к борьбе в Европе, а возможно, и на Ближнем Востоке с Германией при сохранении напряженных отношений с Россией предъявляла повышенные требования к британскому бюджету.

После поражения в войне с Японией и ослабления царизма в результате революции 1905 г. в правящих кругах России также усилились тенденции к соглашению с Великобританией. Следует иметь в виду еще одно важнейшее обстоятельство: развитие событий на Среднем Востоке властно подталкивало обе стороны к соглашению. Нарастание революционного подъема в Иране волновало хозяев Индии и правителей Кавказа.

Наконец, 31 августа 1907 г. при посредничестве Франции было подписано англо-русское соглашение. Соглашение касалось Афганистана, Тибета и Ирана. Иран разделили на три зоны: северную - русскую, южную - английскую и среднюю - нейтральную. Каждая сторона обязывалась не искать концессий политического и коммерческого характера в «чужой» зоне и не препятствовать получению их партнером. В нейтральной зоне каждая сторона сохраняла право добиваться концессий, не мешая таким же действиям другого участника договора.

Афганистан царская Россия признавала находящимся «вне сферы русского влияния» и обязывалась пользоваться для своих политических сношений с Афганистаном посредничеством британского правительства. И Россия, и Англия давали обязательство не вмешиваться во внутренние дела Тибета, не нарушать его территориальной ценности - и сноситься с ним исключительно через сюзеренное китайское правительство.

Англо-русское соглашение 1907 г. создавало почву для совместных действий этих держав против все более усилившейся Германии. При наличии русско-французского союза и англо-французской Антанты заключение англо-русского соглашения приводило к созданию тройственного англо-франко-русского блока, так называемого Тройственного согласия, или Антанты в составе Англии, Франции и России, противостоящую Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии. Таким образом, Германия в результате своей агрессивной политики оказывалась изолированной со своей слабой союзницей Австро-Венгрией. Также соглашение всех членов с Японией обеспечивали их позиции на Дальнем Востоке.

  1   2

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей