ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 1.
2.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.
Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека. Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка 1. Характеристики, отражающие социальные функции человека 1. Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка) 2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции 4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 6. Средство опосредствования высших психических функций человека 7. Средство развития познавательного интереса 8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач 3. «Личностные» характеристики языка 9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 10 Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции Наряду с общими элементами общественно-исторического опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей. 3.
В формировании детской речи довольно точно повторяются этапы развития речи в истории человечества: жестикуляция, затем жестикуляция в соединении с возгласами, появление отдельных слов и, наконец, словесная речь с очень незначительными остатками жестикуляции.
Работа с обоими полушариями коры головного мозга ребенка позволяет ребенку не только овладеть свойством членораздельной речи, но и овладеть наглядно-образным представлением тех объектов, о которых ребенок ведет речь.
Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Необходимо также обучать ребенка различению образов с помощью рисунков. Поначалу ребенок не будет различать изображений и будет стремиться смять бумагу, засунуть ее себе в рот. На 2-3 годах жизни ребенок начинает понимать чужие рисунки, старается запоминать их. Когда он уже научился читать чужие рисунки, необходимо обучать его рисованию своих собственных рисунков, давая им названия и проговаривая их несколько раз в слух в различных интерпретациях, чтобы ребенок развивал наглядно-зрительное мышление и речь. Когда у ребенка уже достаточно развита назывательная функция слова: он выделяет отдельные предметы и усваивает их названия. Чуть позже дети начинают различать множественность и единичность объектов. На основании изучения характера детских рисунков можно утверждать, что мальчики в массе стоят ближе к мыслительному типу нервной деятельности, а девочки — к художественному. 4. ВЫЫЫЫЫЫЫЫПИИИИИИИИСКИИИИИИИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2 ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ РОДНОГО ЯЗЫКА
В ТРУДАХ К.Д. УШИНСКОГО и Е.И. ТИХЕЕВОЙ 1.
В своей статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) Ушинский дал ценные методические указания. Это преподавание, по его мнению, имеет три задачи: 1) развить речь ребенка, 2) ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и 3) усвоить логику языка (его грамматику). Все три задачи выполняются одновременно, совместно.
Для развития речи Ушинский рекомендует систематические упражнения -- сначала устные, затем письменные, которые должны постепенно усложняться. Большое значение придается правильной речи учителя. Вторая задача достигается посредством изучения народной поэзии и лучших образцов художественной литературы.
Ушинский уделяет большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность.
Большое значение Ушинский придавал ознакомлению детей со сказками, былинами, народными песнями, пословицами, загадками. Из произведений русских писателей он рекомендовал доступные для детей избранные сочинения Пушкина, Крылова, Лермонтова, Кольцова и других.
Придавая большое значение грамматике как логике языка, Ушинский предостерегает от двух крайностей: от сухого грамматизма -- чрезмерного увлечения грамматикой, с одной стороны, и от пренебрежения грамматикой, недооценки ее -- с другой. Каждое грамматическое правило должно быть выводом из употребления форм языка, уже известных детям. К пониманию грамматических правил детей следует подводить постепенными упражнениями.
Ушинскому принадлежит большая заслуга введения и широкого распространения в России звукового метода обучения чтению. Из различных разновидностей этого метода Ушинский рекомендовал аналитико-синтетический звуковой метод письма--чтения и построил по этому методу первые уроки своего «Родного слова».
Учебные книги К. Д. Ушинского. Ушинский составил две учебные книги для начального обучения: «Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни; «Детский мир» -- для учащихся несколько более старших, в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии.
Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России. На этих книгах воспитывались многие поколения русских учащихся. Книги послужили примером, по которому составлялись учебные книги для детей других народов России; например, учебные книги на грузинском языке -- известным грузинским педагогом Я. С. Гогебашвили и другими, а также в ряде славянских стран.
Кроме тщательно подобранного художественного материала и небольших рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т. п., которые отличаются замечательной простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения.
Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2--3 строки на какую-либо нравственную тему, например: «Хромой и слепой. Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи -- и оба перешли благополучно».
Широко использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать.
Простота, образность и эмоциональность изложения, разнообразие и богатство материала, прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, разнообразие и богатство упражнений -- таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и других русских писателей.
Ушинский считал учебник «фундаментом хорошего преподавания». Оценивая существовавшие в то время в России и Западной Европе учебники, Ушинский указывал два основных недостатка их: бедность фактического материала при наличии больших обобщений и, наоборот, эмпирический характер: обилие фактов, переобременяющих память, при бедности обобщений и идей. 1862 год ... Константин Дмитриевич Ушинский уехал за границу. Оттуда он обращается к учительству с семью письмами, напечатанными в журнале министерства народного просвещения, основная тема которых - как должно быть правильно организовано дело народного образования в России. 150 лет спустя мы также побывали в Швейцарии [Мы - сотрудники ИФ "Сентябрь" по программам стажировки.] и убедились, что через полтора века его обращение можно считать столь же актуальным.
В малолетней школе Фрелиха в Берне учительница начинает свои занятия с детьми на их свое - образном бернско - немецком наречии, Ушинский пишет: "Это, без сомнения, не только весьма разумно, но не менее гуманно". Сейчас мультиязыковые школы Швейцарии также не испытывают особых затруднений в обучении детей разных культур, говорящих на разных языках.
Говоря о получасовых уроках в той же малолетней школе Фрелиха, Ушинский опять делает выводы для русского читателя: "Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Заставьте ребенка сидеть - он очень скоро устанет... и менее всего сможет думать: но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту. Наш урок весь состоит из толкования учителя, не призывающего детей к участию. Попробуйте, господа наставники, прослушать кого-нибудь целый час и потом передать, что вы слышали. Но если наставника не слушают, то зачем же он говорит?"
В современной школе Швейцарии место "объяснения учителя" занимает групповая работа и настоящая, а не формальная проектная деятельность.
Ушинский рассказывает об учебном плане начальной школы в Берне и о способе его выполнения: "Главных, основных идей в курсе немного; к ним беспрестанно возвращаются и с ними связывают вновь усвоенные, причем дитя приучается само к плодотворному развитию главной идеи. При таком преподавании голова учащегося не набивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо переваренными; но те и другие как бы вырастают органически из немногих зерен, глубоко посаженных в душу.
Правда, этот органический рост души идет сначала очень медленно: но чем далее, тем быстрее, и чем прочнее заложен фундамент знаний и идей в душе ученика, тем большее и прочнейшее здание можно потом возвести на этом фундаменте.
Но если такое учение можно сравнить с ростом сильного дерева, которое, с каждым годом приобретая новые ветви, вместе с тем утолщает и укрепляет свой корень, то ученье, которое прошли мы в наших гимназиях, можно уподобить пьяному вознице с дурно увязанной кладью: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую дорогу". Keine Kommentare, как говорится... [Без комментариев (нем.).]
В особое восхищение привело Ушинского педагогическое мастерство учительницы первого класса в Бернской начальной школе. "Этот класс весь так и ходит по мановению длинных пальцев высокой, сухой особы пожилых лет. Это великая мастерица своего дела: она играет на своем классе своими длинными, истинно педагогическими перстами как на послушном, хорошо настроенном инструменте.
Я не знаю, любят ли, или боятся ее больше дети: притопнет она ногою - класс притихнет; но стоит только ей позабыть где-нибудь на скамье свою костлявую руку, как дети поймают эту руку и жмут ее крепко и долго. Величайшее достоинство этой наставницы состоит именно в том, что она позволяет своему классу свободно бурлить и волноваться; но удерживает его всякий раз именно в тех пределах, которые нужны для успеха учения.
Найти средину между распущенностью класса и его мертвой неподвижностью очень нелегко; но для того, чтобы удерживать постоянно класс в этой спасительной середине, нужен врожденный педагогический талант и много навыка". Специальная подготовка и повышение квалификации учителей и сегодня основной вопрос системы образования Швейцарии. 2.
- обучение языку должно идти через непосредственное ознакомление с окружающей жизнью;
- необходимы целенаправленное руководство взрослым и совместная деятельность взрослого и ребенка;
- наглядность обучения (использование натуры, картин, моделей).
Большую роль в развитии речи он отводил художественной литературе: определил круг детского чтения, сформулировал требования к детской литературе. К.Д. Ушинский полагал, что литературное произведение «должно только удовлетворять уже развивающемуся чувству в детях», потому выбор его для ребенка достаточно затруднителен. Он предложил следующие принципы отбора пословиц, поговорок, загадок и др. жанров: внешняя живописность, нравственный смысл, доступность детскому пониманию.
Правильность произношения и употребления слов. Изучение предметов, их представление (визуализация). Сравнение предметов друг с другом. Поиск упоминания данных предметов в произведениях фольклора и русской литературы.
По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. Исходя из того, что родной язык «есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их», К.Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. «Эта работа постепенного сознавания родного языка должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания». Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты». Ушинский много работал, над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Высказывания Ушинского о народной школе, обучающей детей на родном языке, имели огромное значение для строительства русской народной школы и школьного дела нерусских народов, за развитие национальной культуры. Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка». Поэтому вся воспитательно-познавательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном, материнском языке. 3.
- обучение языку через ознакомление с представителями окружающего мира - птицами;
- использование картинок, описаний изучаемых видов птиц.
Показать ребенку, как богат животный мир. Сформировать у него первичное представление о птицах, методом ознакомления ребенка со сказками, загадками, пословицами и поговорками о птицах.
Правильность произношения и употребления наименований птиц (ударение, написание, произношение по слогам). Изучение отдельных видов птиц, их представление с помощью воображения. Сравнение птиц друг с другом. 4. ВЫЫЫЫЫЫЫЫЫПИИИИИИИСКИИИИИИИ 5.
Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943) стала заниматься проблемами дошкольного воспитания с 1907 г. В 1913-1917 гг. она руководила детским садом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию и его школьной комиссией. Е.И. Тихеева была последователем и пропагандистом идей К.Д. Ушинского и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.
До революции Е.И. Тихеева, как и многие представители либерально-буржуазной педагогики, надеялась, что удастся убедить правительство в необходимости реформ в области народного образования, и это обусловило ограниченный характер ее общественно-педагогических взглядов. В своих трудах («Родная речь и пути к ее развитию», «Современный детский сад, его значение и оборудование», «Дома ребенка в Риме, их теория и практика» и др.) она развивала свою теорию дошкольного воспитания, подвергнув при этом обоснованной критике систему М. Монтессори. Е.И. Тихеева считала, что в отличие от домов ребенка атмосфера в детском саду должна быть радостной и это возможно при широком использовании игры, живой речи и коллективных форм работы.
В противовес сторонникам теории свободного воспитания она утверждала, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит занятиям, организованным в соответствии с планом; предусматривала необходимость использования программы, которая бы давала направление воспитательно-образовательной работе.
Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже в первые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. ВЫЫЫЫЫПИИИИСКААААА
2.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей, например, образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность или игра.
В своей работе я буду использовать такую форму, как проектная деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка. В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а также поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
Сущность проектной деятельности состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники развивают интегративные качества, приобретают, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и где и как я могу эти знания применить» - основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования необходимо формировать умение детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи. Актуальность решения этой проблемы очевидна. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Исходя из актуальности проблемы, мною были поставлены следующие задачи:
- расширить представления об изготовлении книг и профессиях людей;
- сформировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;
- воспитать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой;
- поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
- развивать память, внимание, коммуникативные навыки;
- расширить и активизировать словарный запас по данной лексической теме;
- широко использовать словаря в активной речи, в процессе бесед, рассказов, упражнений по данной лексической теме;
- привлечь родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе; Планируются предполагаемые результаты:
1. Повышение интереса детей к книгам, чтению и художественной литературе.
2. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
3. Повышение уровня развития речи детей.
4. Активное участие родителей в жизни детского сада.
5. Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.
6. Возрождение кругу семьи чтение книг, изготовление разнообразных поделок и другие виды деятельности (совместная деятельность, ребенок – равный участник). Вся работа должна осуществляться поэтапно. Будет использоваться модель трех вопросов: 1. Что я знаю о книгах?
Книги бывают разные: рассказы, сказки, научные книги, словари и др. 2. Что хочу узнать?
Как появляются книги, откуда берутся.
Кто их изготавливает, люди, каких профессии.
Где и как изготавливают книги, что для этого нужно.
Зачем нам нужны книги и где хранятся. 3. Как могу узнать?
Спросить у взрослых (родителей и педагогов).
Сходить со взрослыми в библиотеку.
Найти информацию в интернете.
Узнать из книг, журналов, фотографий. Реализация проекта осуществляется через:
1. Непосредственно образовательную деятельность
2. Совместную деятельность педагогов и детей
3. Работу педагогов с родителями
4. Создание предметно-развивающей среды
5. Совместную свободную деятельность детей и родителей
Реализация проекта должна происходить через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную и т. д., которые бы способствовали формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учатся использовать полученные сведения для создания нового продукта. После завершения работы детям предоставляется возможность предъявить результат окружающим.
После проекта дети должны получить знания:
- о разнообразии книг, жанрах произведений;
- об истории происхождения и изготовления книг;
- о профессиях библиотекаря, писателя, художника-иллюстратора;
- о правилах общения с книгой;
Кроме того, предполагается обогащение их словарного запаса по данной теме, а также их отношение к книгам станет более бережливым. Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому включила в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка, конструирование. Достижение эффективности в воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работе стало возможным, благодаря взаимодействию всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач с использованием метода проектов. |