60-е гг. XX в. система образования выполняет политический заказ КПСС. История была средством воспитания марксистко-ленинской идеологии.
Соверш. соц. общ. определяло задачи для дальнейшего воспитания и образования подрастающего поколения. В условиях НТР необходимо было учить самым приор. знаниям, самостоятельной ориентации в потоке информации. Необходимо было уметь отстаивать основы социализма в капиталистическом окружении.
Сокращение изучения Древнего мира, увеличение современной, Союзных республик. Факультативные курсы марксизма-ленинизма.
Переход ко всеобщему среднему образованию: 5 класс – 2 ч. истории; 6 – история древнего мира (2 ч.); 7 – история средних веков (2 ч.); 8 – история Отечества до XVIII в. (2 ч.); 9 – новая история (2 ч.), история Отечества XIX в. (3 ч.); 10 – новая история (2 ч.), история Отечества до 30-х гг. XX в.; 11 – история Отечества по н/вр.
Учебники для Союзных республик
Цель – самостоятельное получение знаний и ориентирование в нарастающем потоке информации.
Усиление самостоятельной активности школьников, повышение воспитательной роли обучения, интенсификация урока, введение проблематики.
1999 г. – Закон РФ «Об образовании».
Образование должно обеспечивать целостное, систематизированное знание о человеке и обществе. Обязательное основное 9-летнее образование.
Ученик получает большую свободу действий в процессе образования, учитывая его индивидуальные возможности, способности, запросы и интересы. 1 м. – выбор школы, учителей, форм обучения. Разные уровни.
Применение психологии.
ВОВ – патриотическая цель, усиление патриотического и национального единства.
Руководство образованием КПСС XXIV съезд – развивающее образование, формирование ЗУМ (Задания Умения Навыки).
XXII съезд – строительство коммунизма; моральный кодекс строителей коммунизма.
Патриотизм; интернациональное воспитание; атеистическое воспитание; трудовое воспитание + эстетическое воспитание → воспитательные задачи.
Образование – передача знаний.
Развитие – развитие мышления, формирование умений и навыков (составление плана, конспекта; выделение главного; показ по карте).
Цель формирования коммуникативного мировоззрения – действенной отношение к миру.
Решение через совокупность образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Тенденция: знания и умения → единое целое.
реализация
Воспитание неразрывно связано со знаниями и умениями.
Главный постулат пер. – единство образовательных и воспитательных задач.
Основой решения воспитательных задач являются знания. Путь решения всей совокупности задач – через передачу знаний.
3 задачи:
1.Знать факты→2. представления (образ), метод – предметный, условно-графическая наглядность.
Цель обучения истории – формирование всестороннего развитой, социально активной личности, приобщенной к общечеловеческим ценностям, достижениям мировой культуры, воспринимающей идеалы гуманизма и демократии, активно участвующей в преобразовании самой себя, общества, своей страны, с чувством глубокой ответственности за судьбы Родины и мира.
НИИ СИМО (содержание и методы образования). Принципы научного объективизма и историзма.
Активная гражданская позиция. Критический подход к прошлому, творческое мышление.
Субъективность и беспристрастность.
Социализация.
Активный гражданин. Цель – развитие личности.
Воспитание и развитие неделимы.
В данном случае знание – основа.
Принцип: воспитание историей. Знания – средство для воспитания и развития. Стандарты образования.
Стандарты образования. Отсутствует стратегическая цель, нет концепции (целостной).
Приоритет – знания.
Зат. Задача – развитие и воспитание.
Единство 3 этих задач (образование, воспитание, развитие).
Ком. меняет роль исторического знания в средней школе (стержень гуманитарных наук).
Объект изучения истории – объект изучения науки. Цель не формулируется на современном этапе. Нет долгосрочной концепции школы, нет цели.
Цели подменяются задачами.
Восстанавливается традиционное определение трех основных ценностей исторического образования: знание, развитие, воспитание. Равноценность, отчетливых приоритетов нет.
История малой Родины – история края (региональная история).
История – ведущая самостоятельная дисциплина среди гуманитарных курсов («вертикаль»).
Сочетание традиционных ценностей и введение демократических ценностей гражданского общества и их разумное соотношение:
патриотизм и взаимопонимание … народа;
гуманизм, уважение прав человека и демократических ценностей.
Европейский стандарт: формирование личности с гражданской позицией, т. е. хорошо информированную личность.
Взаимосвязанное развитие личности информации.
Единство воспитательных и образовательных задач. Формирование системного мышления.
Акцент – развитие, развитие + воспитание.
Знание – основа для развития и воспитания.
Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общий идеал и учитывающей возможностей реальной личности и системы образования по достижении этого идеала.
Стандартизация осуществляется посредством разработки учебных планов и программ.
Объект стандартизации образования – его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся.
Стандарт задает состав знаний и уровень их представления и усвоения школьниками.
Программы по истории для средней школы. Отечественная история – региональный компонент (15%).
Отечественная и Всеобщая история – 2 курса.
Вводные и повторно-обобщающие уроки.
Программа по всеобщей истории 5 – 9 класс. Колпаков, Пономарев, Рогожкин, Тырин.
Пояснительная записка.
Программа по всеобщей истории предназначена для 5 – 11 классов основной школы. Они составляются на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с объемом времени, отведенного на изучение данного предмета по базисным учебным планам. На основе – цивилизационного подхода. Вопросы развития Древнего Востока, античной цивилизации, Средневековой христианской цивилизации, Цивилизации доколумбовой Америки, ар... – мус цивилизации, Традиционной цивилизации средневекового Востока, Индийской, Западной и становления мировой современной цивилизации. Главное внимание – особенности ведения хозяйства, формы повседневной жизни, обычаи, право, поведение, религиозные верования, взгляды на окружающий мир. Исследование цивилизаций в их взаимосвязях с древними цивилизациями. Отказ от хронологии.
История Древнего мира (с древнейших времен до конца V в. н. э.) – 5 класс.
История Средних веков (с конца V в. до XV/XVI вв.) – 6 класс. Структурно-функциональный анализ учебного материала.Структура- осн. содержание
Устанав. для выделения глав. обьектов
Структур.анализ определяет структурные компоненты
Цель: 1)науч. Отделен. Главного от второстепенного
2) определить на каком уровне это главное будет усваиваться.
Соотношение теоретического и эмпирического познания
Объект определяет глубокое содержание, прогнозирует результаты, определяет приемы изучения.
Функциональный анализ прогнозирует результат обучения Структурно-функциональный анализ – разработка основного содержания урока и прогнозирование результатов его изучения. Главные факты: воспитательные возможности
- на их основе формируется представление
-на их базе формируется пространство и время
-на их базе делаются выводы и обобщения
-придают содержанию конкретность, образность, эмоциональность
-основа для формирования умения и навыков Метод Горы: 2 урока. 1-изучение. 2- практически самостоят. И дополнительное
Метод Вагина: логическая последовательность
Метод Лебенгруба: логическая последовательность
Карцев: представление единых общих понятий, живое содержание- абстрактное мышление, в основе- ступени познания человека (ленинские)
Проблема: механич. Перенесение зак. Познаний в уч.процессе
Навыки- репродуктивные, иллюстратив.метод- преобразующий, анализ – исследовательский
Определение метода зависит от определенного уровня сложности и доступности источника.
Уровень познания определяется уровнем сложности и уровнем возможностей класса БеседаВиды, функции,требования Выделяется один вопрос для беседы. Определяется 4-5 узлов вопроса. (логика развития) письменная, аналитическая, эвристическая. Вагин А.А. – Методика преподавания истории в сред.школе Беседа на уроках истории
В отлич. От изложенного материала сам учитель т.е в форме монолога, беседа является формой диалога между учителем и учеником.
Беседа может осуществляться сообщением учащегося и усвоением ими новой программы. В преподавании истории беседа не может служить методом сообщения нового исторического материала: факты, ход событий не могут быть найдены и конструированы логическим путем.
Беседа- метод обсуждения, мыслительная обработка с учащимися изложенного исторического материала. Беседа углубляет и расширяет исторические знания путем разработки и обобщения исторического материала. Беседа- это метод активного извлечения знаний в ходе рассмотрения или разработки наглядного им докум. Материала
Беседа также является методом проверки понимания и усвоения исторических знаний. Беседа вовлекает учащихся в коллективную умственную работу. Беседа- прием мобилизации знаний. Учитель организует применение учащимися ранее полученных знаний для анализа нового материала.
Вводная беседа в начале урока, подвести учащихся к изучению нового материала путем: Мобил. знания предшествующего. Систематизация и обобщение этих знаний. Мобилизация и систематизация знаний, полученных в результате самостоятельного чтения. Мобилизация необходима для успешного усвоения материала урока
Контрольная беседа: Цель – проверка степени понимания изложенного материала, проверка знаний, результат выполнения самостоятельной работы.
Метод проверки определяется по материалу пред.урока
Заключительная часть урока – беседа в форме постановления диагностических вопросов, цель – выяснить степень понимания учащихся
2)один из методов осмысления материала, изложенного на уроке вслед за изложенным материалом
3) основной метод проведения урока. Повторение.
Важное условие – продуманная формулировка вопросов: доступность; точность и определенность; как существ. сторона изучаемого явления; дидактическая простота, логическая однородность; не должен быть альтернативным; не должен быть подсказкой; не должен быть каверзным. Важно продумать связь между вопросом, придав обсуждению идейное целеустремление
Беседа возбуждает творческую мысль, побуждает задуматься над вопросом
Стимулировать активность учащихся – у них тоже возникнут вопросы
Соотношение общих и частных вопросов – путем индукции (через частный вопрос к общей проблеме)
Руководство беседы должно быть твердым, но направляющим, а не подавляющим, последовательным и гибким.
5)активизация мышления учеников, возбуждение их активности.
Новые знания могут быть сообщены ученику при анализе исторических документов, при раскрытии содержания, при сопоставлении исторических событий, и установлении различий между ними, при формулировке нового вывода. Эти знания приобретаются при активном внимании ученика
Закрепляющее изложение материала:
Ученик воспроизводит важные факты, даты, до конца понимает и запоминает материал, накопленный на уроке.
Аналитическая беседа – операции мышления (прием мыслительной деятельности), метод формальной логики
Результат обработанного материала ученик создает сам
Выводы сделанные самими учениками
Процесс поиска и результат работы с материалом осуществляется самим учащимся.
Сократова ирония- учитель,подчеркивая свое мнимое незнание в противовес самоуверенности ученика.
Наводящие вопросы не подсказывают а наводят на поисковую мыслью
Эвристическая беседа не связана с этапом урока.
Анализ – новое обобщение
Эвристика – новая формулировка
Как направить беседу? Терпение, Аргументация, учитель показывает логику работы с материалом, Последовательность
Вопрос должен подразумевать дифференцированную работу
Ответ на вопрос должен быть мотивирован, ясно и точно сформулирован, аргументирован.
Работа с исторической картой Причинно-следственные связи.
Условно-графические средства наглядности – преимущественно для теоретического материала
Закономерности исторического процесса.
Во теоретические выводы.
Наглядность, поэтому прочность
1) отработка навыков показа
2) иллюстр.
3) карта – источник выявления причинно-следственных связей.
Разработка картографических заданий
1) с учетом уровня познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, частично-поисковый, поисковый)
2) на выработку умений и навыков ввод данных (конкретные, все ли параметры определены) выбор карты Работа с картой: содержание исторического материала Насколько реализов. Задачи
Какие приемы работы с картой использовались, насколько целесообразно
Правила работы с картой
Стимулирует интерес к опросу
Пространственное представление
Средство самоконтроля
Наглядно-эвристический метод Совпадение с историческим фактом – н-иллюстр. ист.
Конкретизирует исторический материал, обеспечивает его восприятие в образной форме. Изображения на доске Текст, графическое изображение особенности детской природы процесс обучения особенности деятельности учащихся на уроке Способность к рисованию у детей приводит к повышенному вниманию к доске.
Учитель должен пробовать задействовать как можно больше чувств: зрение, голос, слух, чувство руки (повторение движений учениками), осязание. Одновременность действий только доска.
Доска обеспечивает первичное знание
1) факты, 2) понятия, причинно-следственные связи (теория), 3) представления.
Доска – все позиции. Позволяет усваивать факты, понятия, зрительное отображение причинно- следственных связей.
Прочность
Развитие мышления (образная логичность), слуховая и зрительная память.
Достоверность (зрение).
Логичность: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Локализация во времени и пространстве.
Таблица – умение располагать в логичной последовательности факты, явления, события исторического прошлого. Механическая группировка (навык).
Речевые навыки, сопоставить устные и письменные слова.
Дисциплинируется мысль. Учитель демонстрирует, как работать с историческим материалом.
Развивается аналитическо-синтетическое мышление (логика).
Воспитывается прилежание, аккуратность, трудолюбие.
Ведущая область – развитие.
Активизация слова.
Организация внимания, организация работы в тетради, переключение внимания.
Эффект соучастия.
Тема
Даты (названия событий)
Имена собственные, географические наименования
Понятия, новые слова
Домашнее задание
План
Таблицы
Логическая последовательность, система (сверху в низ)
Орфографический режим, чистота, аккуратность, грамотность.
Желателен цвет (несет информацию)
Графические записи Рисунки, аппликации.
Соответств. теме, законченный. Пояснительные надписи. Рисунок должен создаваться на глазах учащихся. Чистота и аккуратность.
Два подхода к определению мелового изображения на доске все виды графического изображения называются рисунок. Выделяют типы рисунков: эскизы, картографические, схематические. Не охватывает всего многообразия изображения. Гора. Связь видов изображения с характером содержания исторического материала. Рисунок – идеограмматическое или эскизное графическое изображение мелом на доске людей, исторических действ, отдельных предметов.
Чертеж – схематическое изображение устройства (структуры) архитектурных и технических сооружений, машин и их деталей. Цель – понять принцип действия.
Схемы – графические изображения исторических объектов, где отдельные части и предметы изображаются условно знаками, а отношения и связи обозначены взаимным расположением частей, [конец страницы]
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |