Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

УМК крим 1. Учебно-методический комплекс по дисциплине криминология Направление подготовки (cпециальность) 030900 Юриспруденция


Скачать 280.56 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине криминология Направление подготовки (cпециальность) 030900 Юриспруденция
АнкорУМК крим 1.docx
Дата28.09.2017
Размер280.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУМК крим 1.docx
ТипУчебно-методический комплекс
#21115
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА уголовного права И процесса

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КРИМИНОЛОГИЯ»


Издательство ТулГУ

Тула 2012

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА уголовного права И процесса
Петрухина О.А.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КРИМИНОЛОГИЯ»
Направление подготовки (cпециальность): 030900 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: (очная)

Издательство Тул ГУ

Тула 2012

УДК 343.9

Т 543
Составитель: Петрухина О.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса
Рецензент: Дубоносов Е.С., доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и процесса
Петрухина О.А. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Криминология» / О.А. Петрухина – Тула: Издательство ТулГУ, 2012. – с.

Издание представляет собой учебно-методическое пособие, предназначенное для студентов, изучающих курс «Криминология». Представленное пособие полностью соответствует государственным требованиям, предъявляемым к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Настоящий учебно-методический комплекс включает программу, учебно-методические материалы и отдельные методические рекомендации по изучаемому курсу.

Материалы учебно-методического комплекса могут представлять интерес для научных работников, профессорско-преподавательского состава, аспирантов, соискателей, студентов юридических высших учебных заведений, работников правоохранительных органов.

Петрухина О.А., 2012

ISBN Тульский государственный университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ
I. Тематический план курса………………………………………………………5

II. Программа курса……………………………………………………………….6

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплин……………………………14

IV. Методические рекомендации по написанию контрольно-курсовых работ………………………………………………………………………………34

V. Тематика контрольно-курсовых работ……………………………………..42

VI. Примерный перечень вопросов к зачету…………………………….…..43

VII. Тесты по курсу «Криминология»………………..…………….………....46

VIII. Список учебной литературы…………………………………….………56

I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


№ п/п


Наименование темы

Специальность

030900




5-ый семестр




1.

Тема 1. Понятие и предмет криминологии.

1 ч.

2.

Тема 2. Взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.).

1 ч.

3.

Тема 3. История развития криминологии в России.


1 ч.

4.

Тема 4. Методы криминологических исследований.


1 ч.

5.

Тема 5. Преступность, ее основные качественные и количественные характеристики.


1 ч.

6.

Тема 6. Причины преступности.


  1. ч.

7.

Тема 7. Причины индивидуального преступного поведения.


1 ч.

8.

Тема 8. Личность преступника.


1 ч.

9.

Тема 9. Предупреждение преступности.


1 ч.

10.

Тема 10. Основные концепции причин преступности и борьба с нею.

1 ч.

11.

Тема 11. Криминологическая характеристика преступности против собственности и ее предупреждение.


1 ч.

12.

Тема 12. Организованная преступность, ее криминологическая характеристика и предупреждение.

1 ч.

13.

Тема 13. Криминологическая характеристика профессиональной преступности.


1 ч.

14.

Тема 14. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение.

1 ч.

15.

Тема 15. Насильственная преступность и ее предупреждение.


1 ч.

16.

Тема 16. Преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение.


1 ч.

17.

Тема 17.Экономические преступления и их предупреждение.


1 ч.


II. ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Понятие и предмет криминологии.

Понятие криминологии. Криминология как отрасль знаний. Криминология как наука. Понятийный аппарат науки криминологии. Криминология как учебная дисциплина.

Предмет криминологии. Учение о преступности. Учение о личности преступника. Учение о причинах и условиях преступности. Учение о жертве преступления. Предупреждение преступности.

Методы науки криминологии и их классификация. Пределы использования в криминологии методов и методик, разработанных другими науками.

Цели, задачи и функции криминологии. Задачи криминологии. Аналитические задачи. Прогностические задачи. Практизация криминологии. Задачи по координации изучения преступности. Функции криминологии. Криминология и управление борьбой с преступностью.

Тема 2. Взаимосвязь криминологии с другими науками

(отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др. )

Место криминологии в системе других отраслей научного знания. Криминология и фундаментальные науки. Криминология и естественные науки. Криминология и общегуманитарные науки. Криминология и юридические науки. Значение достижений других наук для решения криминологических задач.

Тема 3. История развития криминологии в России.

Основные этапы развития криминологии. Первые элементы криминологической теории. Криминологические взгляды социалистов-утопистов.

Основные направления развития криминологии как науки. Влияние криминологических идей зарубежных ученых XVI-XIX вв. на развитие российской криминологии. Роль гуманитарных исследований русских ученых в XVIII -XIX вв. в становлении криминологии как самостоятельной отрасли знаний. Основоположники российской науки криминологии. Основные направления развития российской криминологии в первые десятилетия XX в. Активное развитие сети криминологических учреждений и последующее их закрытие в 30-х гг. Причины и негативные последствия прекращения криминологических исследований.

Возрождение криминологии как отрасли знаний в конце 50-х - начале
60-х гг. Факторы, обусловившие окончательное признание криминологии как науки. Международное признание достижений российской криминологической науки.

Новые задачи российской криминологической науки на современном этапе развития общества. Проблемы применения на практике результатов криминологических исследований. Возможности использования достижений зарубежной криминологии.

Научные криминологические учреждения и организации в России и их задачи. Деятельность Криминологической ассоциации. Роль частных исследовательских центров в изучении преступности. Ведущие российские криминологи и направления их исследований. Роль молодых ученых-криминологов в разработке актуальных криминологических проблем.

Становление криминологии как учебной дисциплины. Место криминологии в ряду других учебных дисциплин.

Криминология за рубежом как комплексная наука. Криминология и практика исполнения уголовных наказаний. Состояние и основные направления современных зарубежных криминологических исследований. Концепции и теории преступности и ее причин в зарубежной криминологии.

Тема 4. Методы криминологических исследований.

Понятие криминологического исследования и его виды. Правовые основы криминологических исследований. Объекты криминологических исследований. Основные направления современных криминологических исследований.

Основные направления использования результатов криминологических исследований.

Наблюдение в криминологических исследованиях. Виды наблюдения, их классификация. Методика и техника осуществления криминологического наблюдения.

Изучение документов. Виды документов, используемых в криминологических исследованиях, их классификация. Особенности изучения материалов уголовных расследований и пределы использования полученной информации. Контентный анализ и техника его проведения.

Опросы в криминологических исследованиях. Виды опросов и их классификация. Понятие интервьюирования. Техника составления программы интервьюирования. Понятие анкетирования. Техника составления и оформления анкеты. Социометрические опросы: назначение и техника проведения. Тесты в криминологических исследованиях. Особенности тестирования лиц, совершивших преступления.

Метод экспертных оценок в криминологических исследованиях.

Эксперимент как метод криминологического исследования. Виды экспериментов. Прогнозирование и научное предвидение. Прогнозирование как систематическая научно-практическая деятельность. Виды криминологического прогнозирования и основания их классификации.

Возможности прогнозирования индивидуального преступного поведения. Прогнозирование и планирование. Понятие планирования борьбы с преступностью.

Тема 5. Преступность, ее основные качественные и количественные характеристики.

Определение преступности. Преступность и преступление. Преступность как макроявление. Современные научные представления о преступности. Преступность как явление и как процесс.

Основные свойства преступности и проблема их измерения (теоретические основы и практическая значимость). Качественные и количественные параметры преступности. Виды показателей, характеризующих преступность, и их классификация. Уровень, динамика, структура и география преступности. Интенсивность преступности. Последствия преступности и их социально-правовая оценка.

Виды преступности: понятие и основания классификации. Соотношение уголовно-правовой и криминологической классификации преступлений. Типы преступности и их феноменальные особенности.

Понятие латентной преступности. Виды латентной преступности и их классификация. Причины латентности преступлений. Латентность и регистрация преступлений. Практическая значимость и методы выявления латентной преступности.

Преступность в дореволюционной России и в первые десятилетия XX века. Преступность в период Нэпа. Преступность в 40-50-е гг. Политические репрессии и преступность. Преступность в 1956-1991 гг.

Современная преступность в России. Новые тенденции в преступности. Особенности региональной преступности. Основные характеристики преступности в мегаполисах.

Тема 6. Причины преступности.

Понятие причин и условий совершения конкретного преступления. Совершение преступления как результат взаимодействия личности и криминогенной ситуации. Типичные причины и условия совершения преступлений.

Психологический механизм совершения конкретного преступления. Потребности, интересы, цели, установки личности. Мотивация преступного поведения и ее механизм. Виды мотивов преступного поведения и их классификация. Процесс конкретизации мотивов при совершении конкретного преступления.

Понятие и роль конкретной жизненной ситуации для совершения преступления. Виды криминогенных ситуаций и их классификация. Элементы криминогенной ситуации и их значение для предупреждения преступления.

Тема 7. Причины индивидуального преступного поведения.

Причины и условия совершения конкретного преступления: среда, мотивация, ситуации, психофизиологические и психологические особенности личности.

Понятие механизма индивидуального преступного поведения: мотивация преступления, планирование преступных действий, исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий. Влияние негативных условий социальной среды и негативных личностных особенностей человека.

Социально-психологический механизм поведения личности преступника: пять групп потребностей. Ситуация в совершении конкретного преступления. Классификации криминогенных ситуаций. Роль жертвы в механизме преступного поведения. Виды жертв. Криминальная виктимология.

Тема 8. Личность преступника.

Понятие личности преступника. Соотношение понятия личности преступника со сходными правовыми понятиями. Личность как система свойств и отношений. Единство социального и биологического в человеке и его проявление в личности. Особенности психологического состояния лиц, совершающих насильственные преступления.

Структура личности преступника: правовые признаки, социально-демографические свойства, нравственно-психологические особенности, социально-ролевые функции преступников. Антиобщественная установка и ее содержание. Проблема деформации личности осужденных. Особенности образа жизни преступников.

Основные сферы неблагоприятного формирования личности. Семья как особая микросреда формирования личности. Проблема психологического дискомфорта в социально-бытовой среде. Антиобщественное поведение и его роль в формировании личности преступника. Влияние криминальной среды. Понятие и содержание криминальной субкультуры.

Классификация личности преступника: понятие и основания. Особенности личности преступников, совершающих различные виды преступлений. Проблема типологии личности преступника. Практическое значение классификации и типологии личности преступника.

Уровни изучения личности преступника. Правовая основа и необходимость изучения личности преступника.


Тема 9. Предупреждение преступности.

Понятие предупреждения преступности. Правовое регулирование предупреждения преступлений. Роль уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в предупреждении преступности. Предупреждение преступности как функция государственных органов. Формы предупредительной деятельности.

Соотношение предупреждения и профилактики преступлений. Органы внутренних дел в системе субъектов профилактического воздействия. Уровни и виды профилактической деятельности. Объекты профилактической деятельности.

Планирование профилактической деятельности. Понятие тактики профилактики преступлений. Формы и методы профилактической деятельности различных служб.

Особенности организации профилактической деятельности в отдельных регионах, населенных пунктах, микрорайонах и на транспорте. Роль средств массовой информации в профилактике преступлений.

Методы и основные организационно-тактические формы индивидуального предупредительного воздействия на правонарушителей. Основные направления изучения личности правонарушителя, в отношении которого проводятся профилактические меры. Предупредительное значение мер правового принуждения, основные положения методики их применения.

Понятие и виды негативных социальных явлений, связанных с преступностью. Их социальная и правовая оценки. Возможности профилактического воздействия на явления, связанные с преступностью (наркомания, пьянство, проституция и др.). Содержание и особенности деятельности органов внутренних дел по профилактике негативных социальных явлений, связанных с преступностью.

Тема 10. Основные концепции причин преступности и борьба с нею.

Социологическая и биологическая концепции причин преступности. Указание Т.Мора на причинную обусловленность (детерминиованность) преступности определенными социальными явлениями.

Видение причин преступности в недостатках социальной системы А. Принсом. Социологическое объяснение природы преступности в теории аномии Э.Дюркгейма.

Исследование умственного развития преступников Г. Годдардом. Исследование гипотезы о генетической обусловленности преступного поведения Й. Ланге.

Теория причинности преступности М.В. Духовского.

Тема 11. Криминологическая характеристика преступности против собственности и ее предупреждение.

Понятие преступлений против собственности. Характерные черты данных преступлений на современном этапе: повышенный уровень преступного профессионализма, преобладание данных преступлений в общей структуре преступности, больший удельный вес несовершеннолетних и групповых преступлений. Виды преступлений против собственности и основные способы их совершения.

Особенности лиц, совершающих данные преступления. Общая социально-демографическая характеристика данных лиц. Отличие их нравственно-психологических характеристик в зависимости от вида преступного поведения.

Причины и условия совершения преступлений против собственности. Зависимость социальной ситуации в обществе и состояния преступлении против собственности.

Основные формы профилактики этих преступлений органами внутренних дел. Виктимологический аспект данной деятельности.

Тема 12. Организованная преступность, ее криминологическая характеристика и предупреждение.

Понятие и виды групповой и организованной преступности. Основные направления преступной деятельности преступных сообществ и сферы их влияния. Структура преступных сообществ. Криминологическая характеристика личности лидеров и членов преступных группировок. Особенности руководства и организации преступной деятельности преступных сообществ. Взаимосвязь профессиональной и организованной преступности. Преступные группировки в местах отбывания наказания. Связь преступных сообществ с зарубежными формированиями (организациями).

Причины и условия организованной преступности в России. Факторы, обусловившие рост групповой и организованной преступности в России. Реформы в политической, социальной, экономической сферах и их воздействие на организованную преступность. Основные направления предупреждения групповой и организованной преступности. Задачи органов внутренних дел в предупреждении организованной преступности. Основные организационно-правовые формы взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в профилактике организованной преступности.

Тема 13. Криминологическая характеристика профессиональной преступности.

Понятие рецидивной преступности и ее основные характеристики. Виды рецидивной преступности. Связь рецидивной и профессиональной преступности.

Причины и условия рецидивной преступности в современных условиях. Проблемы социальной реабилитации лиц, отбывших наказание.

Криминологическая характеристика личности рецидивистов. Особенности личности и образа жизни рецидивистов. Специфика поведения лиц, неоднократно совершавших преступления, на свободе и в процессе отбывания наказания. Типология и классификация рецидивистов и преступников-профессионалов.

Основные направления предупреждения рецидивной преступности. Роль правоохранительных органов в предупреждении рецидивной преступности. Обеспечение оптимального функционирования системы исполнения наказания, закрепление результатов уголовно-исполнительного воздействия на осужденных. Меры общей профилактики и индивидуальной профилактики в отношении рецидивистов. Формы профилактического воздействия на рецидивистов. Интенсивность рецидива преступлений и его учет в профилактической деятельности.

Тема 14. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение.

Понятие преступности несовершеннолетних и молодежи, ее социологическая и правовая оценки. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи.

Особенности личности несовершеннолетних преступников. Возрастные особенности данной категории преступников и их роль в механизме преступного поведения. Типология и классификация личности несовершеннолетних преступников.

Причины и условия преступности несовершеннолетних и молодежи в современных условиях. Неблагоприятные факторы семейного воспитания. Проблемы трудоустройства и досуга в современных условиях. Негативное влияние средств массовой информации и нездорового образа жизни на становление личности.

Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи. Формы и методы профилактики преступлений несовершеннолетних и молодежи органами внутренних дел. Профилактика вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Система государственных органов и общественных объединений, осуществляющих деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и молодежи.

Тема 15. Насильственная преступность и ее предупреждение.

Социально-правовая оценка преступлений против личности. Преступное насилие как ограничение естественных прав и свобод человека. Криминологическая характеристика основных форм преступного насилия: убийств, причинения вреда здоровью, сексуальных преступлений, ограничений личной свободы, преступлений против конституционных прав и свобод. Уровень, динамика, география и социальные последствия преступного насилия.

Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против личности, и их классификация. Особенности личности убийц, сексуальных преступников и лиц, совершающих преступления с особой жестокостью. Психические аномалии в преступном насилии. Типология преступного насилия.

Причины и условия преступного насилия. Негативная роль средств массовой информации в пропаганде жестокости и насилия. Насилие в структуре преступного поведения рецидивистов. Роль жертвы в механизме преступного насилия. Бытовое (семейное) насилие и его детерминанты. Причины насилия в преступной среде. Насилие как средство достижения власти и защиты экономических интересов.

Уровни предупреждения преступлений против личности. Роль индивидуальной профилактики. Основные формы и направления виктимологической профилактики преступного насилия. Деятельность общественных объединений по защите жертв насилия.

Наемное насилие как социально-правовое явление и причины его роста Связи наемного насилия с организованной и профессиональной преступностью. Особенности личности наемных преступников и мотивация их поведения. Поведение и личность жертв наемного насилия.

Тема 16. Преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение.

Понятие неосторожной преступности, ее общественная опасность и социальные последствия. Виды неосторожной преступности. Основные криминологические показатели неосторожной преступности. Дорожно-транспортные преступления как один из наиболее распространенных видов неосторожных преступлений. Криминологическая характеристика экологических преступлений.

Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления по неосторожности. Мотивация неосторожного преступного поведения. Типология и классификация лиц, совершивших неосторожные преступления. Особенности психологического механизма неосторожных преступлений. Роль внешней ситуации в совершении неосторожных преступлений.

Причины и условия совершения отдельных видов преступлений, совершаемых по неосторожности. Объективные факторы неосторожной преступности. Причины экологических преступлений. Факторы, обуславливающие совершение дорожно-транспортных преступлений и их классификация.

Предупреждение неосторожных преступлений.

Тема 17.Экономические преступления и их предупреждение.

Изменения в общественном устройстве России, проведение реформ и необходимость криминализации преступлений, совершенных в сфере экономической деятельности. Отличие направленности этих преступлений и преступлений против собственности. Состояние данных преступлений. Повышенная латентность как характерная черта данных преступлений. Виды преступных посягательств в сфере экономической деятельности и их классификация.

Характеристика лиц, совершающих данные преступления. Особенности их антиобщественной направленности и общественной опасности.

Причины и условия совершения данных преступлений. Влияние законодательного регулирования экономических отношений на динамику преступлений в данной сфере.

Основные направления их предупреждения. Экономические, управленческие, технические, воспитательные и организационные меры предупреждения этих преступлений. Профилактика органами внутренних дел легализации денежных средств, приобретенных незаконным путем.

III.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Методические рекомендации для преподавателя
Дисциплина «Криминология» относится к вариативной части профессионального цикла – 3В Профессиональный цикл.

Целями освоения дисциплиной «Криминология» являются получение студентами знаний, обобщенных данной дисциплиной в полном объеме.

Задачами освоения являются:

1. Повысить правовую культуру студентов.

2. Дать студентам возможность использовать приобретенные знания в своей дальнейшей работе.

3. Дать студентам возможность логически грамотно выражать и обосновывать в правовом отношении свою точку зрения, принимать правильные и обоснованные в правовом отношении решения по проблемам, возникающим по их специальности, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями, со знанием дела исполнять свои должностные и профессиональные обязанности.

Одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в изучении этой важной дисциплины.

При проведении лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.
Методические указания для студентов
Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Криминология» являются лекции и семинары.

Эффективность изучения учебной дисциплины студентами зависит от многих факторов, и, прежде всего, от работы на лекциях (вводных, установочных, обзорных, спецкурсах и т. д.). На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Восприятие лекции и ее запись - сложный процесс, который требует постоянного внимания и сосредоточения, направленных на понимание и усвоение рассуждений лектора, обдумывание полученных сведений, на их оценку и сжатое изложение на бумаге в удобной для восприятия форме. Работа студента на лекции проявляется в осмыслении новой информации и ее краткой рациональной и четкой записи.

Конспектирование лекции - сложный труд, требующий определенных навыков. Записанная лекция помогает глубже освоить материал, подготовиться к семинарам, практическим занятиям и экзаменам.

Некоторые студенты пытаются записывать все содержание излагаемого материала. Это приводит к тому, что они автоматически выключаются из числа активно мыслящих студентов, вся их энергия и внимание направлены на то, чтобы записать все услышанное, в результате чего на осмысление не остается времени. Для того чтобы выполнить сразу две серьезные работы - записывать и осмысленно слушать лектора, надо владеть навыком быстрого письма и в общих чертах знать содержание излагаемого материала. В этом случае студент все внимание уделяет содержанию лекции, выделяя те положения, на которые больше всего обращает внимание лектор интонацией голоса, повторением отдельных суждений. Вот почему важна предварительная подготовка к лекции: просмотр записи предыдущей лекции, знакомство с учебными пособиями по данной теме и т. д., это способствует усвоению материала и обеспечивает системность в его изучении.

Методика конспектирования лекции - дело индивидуальное, однако, существует комплекс наиболее употребляемых и целесообразных способов ведения записи.

  1. Конспект лекции ведется в виде кратких тезисов. В нем есть основное содержание и логика изложения, однако, последующее изучение темы требует проработки дополнительной литературы.

  2. Конспект лекции ведется так же, как и в первом случае, но в дополнение к тезисам основного содержания записываются примеры и доказательства, даты, цифры, имена с выделением их другим шрифтом, для того чтобы легко было выделить основное содержание лекции.

  3. Конспект лекции состоит не только в фиксации основных положений, их доказательств, иллюстраций к ним, но и в анализе собственных мыслей, суждений, оценок и вопросов, которые возникают в ходе прослушивания содержания лекции. Это метод наиболее эффективен, но для этого нужен высокий общеобразовательный уровень подготовки, устойчивое внимание, большой опыт ведения записи, способность мыслить быстро и предметно.

Такой конспект носит выраженный творческий характер и свидетельствует о высоком уровне самостоятельной работы студента.

В связи с тем, что процесс конспектирования идет довольно быстро, у студента не всегда есть возможность оформить его, записать свои мысли, поэтому целесообразно оставлять большие поля для последующих записей. В процессе совершенствования навыков конспектирования лекций важно выработать индивидуальную систему, научиться рационально сокращать слова и отдельные словосочетания. Например, рекомендуется следующим образом сокращать общеупотребительные слова: может быть - м. б., например - напр., таким образом - т. о. и т. д.

Хорошо записанные лекции оказывают существенную помощь в овладении материалом, однако, студенту для получения всесторонних и глубоких знаний обязательно требуется изучить дополнительную учебную и научную литературу.

Основная цель семинара - развитие мышления, самостоятельности в преодолении познавательных трудностей, в формировании глубоких и прочных знаний.

Участие студентов в семинаре расширяет его кругозор, дает навыки публичного выступления, культуры речи и общения.

Семинарские занятия проводятся с целью закрепления и углубления знаний студентов, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения законодательства, иных нормативных материалов и уголовно-правовой литературы. Семинарские занятия посвящаются, как правило, обсуждению наиболее актуальных и сложных проблем изучаемого курса.

Семинары проводятся по нижеизложенным планам с рассмотрением всех обозначенных в них вопросов. Методы проведения семинаров могут быть различными: дискуссии, диспуты по проблемным вопросам, докладная система, фиксированные сообщения.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с уяснения содержания вопросов, указанных в плане занятия. Далее целесообразно обратиться к конспектам лекций, изучить действующее законодательство, включая иные нормативные материалы, указанные в перечне к семинарскому занятию. Затем можно перейти к изучению соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях, и только после этого, когда уже имеется теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной литературы по проблемным вопросам темы, что обеспечит наиболее полную теоретическую и практическую профессиональную подготовку по изучаемому курсу. Рекомендуется провести самоконтроль через соответствующие вопросы или решения упражнений.

Соблюдение указанных основных требований по подготовке к занятиям позволит студенту довольно полно уяснить вопросы темы и более эффективно провести семинар, что в конечном итоге скажется на уровне знаний студента.

Активное участие студентов в обсуждении рассматриваемых проблем предполагает умение внимательно слушать выступления своих товарищей, анализировать содержательную и формальную стороны этих выступлении.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Криминология» является самостоятельная работа.

В системе самостоятельной работы студентов особая роль отводится умению работать с книгой, так как во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень определяются этими умениями.

Особенно продуктивно чтение книг различных авторов по одному и тому же вопросу. В процессе такого чтения студент сопоставляет разные точки зрения, проявляет самостоятельность в выборе оценки тех или иных положений. Он совершенствует свое умение подбирать достаточно веские, серьезные и научно обоснованные аргументы, правильно и логически мыслить. Умение правильно изучить книгу позволяет эффективно расходовать время, содействует глубокому, систематическому накоплению знаний.

Методика работы с книгой индивидуальна, однако, можно выделить общие приемы: чтение (предварительное знакомство с книгой, анализ текста) и ведение записи прочитанного (конспектирование, тезисы, выписки и т. д.).

Чтобы добиться глубокого, осмысленного понимания текста, необходимо:

1) сосредоточиться на том, что читаешь;

2) выделить сущность читаемого;

3) мыслить явно и отчетливо, не спешить, если нет понимания текста;

4) действовать последовательно, чтобы понять логику изложения.

Понимание книги и запоминание материала улучшается, если ее содержание соотносить с теми знаниями, которые уже есть у студента.

Ведение записи прочитанного является необходимым этапом самостоятельной работы с книгой и последующего использования материала в учебном процессе.

Существует несколько основных форм ведения записи: выписки, тезисы, конспект.

Подготовка к выступлению на семинарском занятии, к ответу на экзамене, к защите курсовой работы, к докладу на студенческой научной конференции имеет одну общую специфику, которая определяется умением в устной форме излагать суть вопроса.

Любое выступление или ответ требуют предварительной самостоятельной работы над вопросами и могут включать библиографический поиск, изучение литературы, написание текста. Студенту рекомендуется готовить полный текст выступления, так как во время выступления можно потерять логику изложения материала, забыть точную формулировку, определение и дату. Имея текст выступления, студент может в нужный момент к нему обратиться.

При подготовке текста выступления следует детально продумать его структуру, отобрать нужный материал, а во время написания - поработать над языком выступления. Следует иметь в виду, что написание текста не означает его прочтение, когда выступающий не отрывает взор от написанного. Такие выступления производят удручающее впечатление на слушающих и невысоко оцениваются преподавателем. Отсутствие опыта проявляется у отдельных студентов во время ответа на экзамене.

Надо иметь в виду, что устная речь отличается от письменной. Письменная речь, если она и переносится в устную форму, все же сохраняет несколько тяжеловесный, книжный характер. Такая речь плохо воспринимается на слух, она лишена особенностей, характерных для устной речи (интонация, жесты, мимика).

По мере накопления опыта выступлений можно дополнительно к тексту готовить развернутый план и краткие тезисы. А при большом опыте выступлений можно ограничиться только тезисами основных положений, изложенных в виде плана.

Студенту можно рекомендовать предварительно «проговаривать» текст выступления с тем, чтобы постепенно приучить себя не пользоваться текстом, говорить свободно и выразительно.

Из специфических навыков и умений, которые должны приобрести студенты, наиболее важны навык устной речи и навык распределения внимания.

У малоопытных студентов наблюдаются однотипные ошибки, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

а) неумение правильно распределять материал по времени, когда, например, вводная часть может быть гораздо больше, чем основная;

б) потеря главной сути вопроса или логики рассуждения, когда рассказывается о второстепенных вопросах и появляются затруднения с подведением итога сказанного;

в) повторы в изложении материала, при которых студент, рассказывая одно положение, переходит к другому, затем возвращается к первому и т. д.

Мастерство изложения материала в устной форме приобретается не сразу, требуется серьезная и систематическая работа, консультации с преподавателями.

В соответствии с учебным планом, самостоятельной работе студентов в процессе изучения курса «Криминология» уделяется большое внимание. Эта работа включает в себя:

1) самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов и практики их применения;

2) подготовка докладов и рефератов;

3) подготовка к промежуточному контролю;

4) подготовка к зачету.

Контроль за результатами самостоятельной работы студентами в данной области осуществляется на семинарских занятиях путем простого устного опроса и обсуждения, а также заслушивания докладов и обзоров периодических изданий отдельных студентов, подготовленных по предварительному согласованию с преподавателем.

В целях текущего и всеобщего контроля за уровнем усвоения студентами материалов по отдельным темам могут проводиться краткие контрольные работы или промежуточные и итоговые тестирования. Подготовка к выполнению студентами контрольных работ или тестов осуществляется студентами самостоятельно. Контрольная работа проводится на семинарском занятии и занимает не более 10-15 минут. Как правило, такая контрольная работа или тест завершает изучение отдельной темы, вызвавшей наибольшие затруднения при изучении. Студенты могут предупреждаться о предстоящей контрольной работе за неделю.

При подготовке к контрольной работе или тесту:

- студент самостоятельно должен оценить степень полученных знаний по теме, основываясь на результатах семинарских занятий и текущей аттестации;

- выявить пробелы в собственных знаниях по пройденной теме;

- самостоятельно попытаться ликвидировать выявленные пробелы, изучив рекомендованную по теме нормативную и иную литературу;

- в дни установленных расписанием консультаций преподавателя, обратиться к последнему для разъяснения невыясненных вопросов.

Подготовка к сдаче зачета осуществляется студентами самостоятельно и заключается в следующем:

- повторение лекционного курса;

- повторение освоенного учебного, научного и нормативного материала по курсу;

- получение консультаций преподавателя по вопросам, вызывающим затруднения.
Критерии оцени знаний на семинарских и практических занятиях


  1. Оценка «удовлетворительно» выставляется, когда студент в основном правильно дает ответы на поставленные и дополнительные вопросы. В содержании ответа имеются отдельные неточности. Не полно, но точно используется юридический терминологический аппарат (словарь). Нет стройности и последовательности в раскрытии темы.

  2. Оценка «хорошо» выставляется, когда студент правильно и последовательно освещает основные и дополнительные вопросы. Вопросы раскрываются методически правильно (от общего к частному). Хорошее знание и использование юридического терминологического аппарата и языка закона.

  3. Отличная оценка выставляется, когда студент, освещая вопросы, показывает плановость, системность построения ответа, хорошее знание и использование юридического терминологического аппарата, норм права. Ответ аргументирован, удачно и уместно иллюстрирован, свободно и понятно построена речь.


Тема 1. Понятие и предмет криминологии (1час)
План:

1.1.Предмет криминологии.

1.2.Общая характеристика составных частей предмета криминологии: преступности, причин и условий преступности, личности преступника, предупреждения преступности.

1.3.Развитие, изменение и уточнение предмета криминологии.
Литература:
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей