Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Анатомия животных, методичка. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и выполнения контрольных работ студентов заочного отделения


НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы и выполнения контрольных работ студентов заочного отделения
АнкорАнатомия животных, методичка.pdf
Дата25.05.2017
Размер0.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAnatomia_zhivotnykh_metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#21229
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра «Анатомия, хирургия и внутренние незаразные болезни»
АНАТОМИЯ ЖИВОТНЫХ
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
и выполнения контрольных работ студентов заочного отделения
факультета ветеринарной медицины, обучающихся по специальности
36.03.01 «Ветеринарно-санитарная экспертиза»
Нижний Новгород, 2015

2
УДК: 636:611
Составители: к.б.н., доцент А.В. Малушко к.в.н., доцент Г.Д. Тушина д.б.н., профессор В.И. Великанов
Анатомия животных: Учебно-методическое пособие / Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия.- Нижний Новгород, 2015.
Приведены основные положения программы обучения по анатомии домашних животных по специальности 36.03.01 «Ветеринарно-санитарная экспертиза» для студентов первого и второго курса заочного отделения факультета ветеринарной медицины. Изложены основные требования, предъявляемые к студентам, сдающим экзамены по дисциплине, а так же задания для контрольных работ.
Рецензенты:
Кафедра «Анатомия, хирургия и внутренние незаразные болезни»
ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия»; доцент кафедры «Анатомия, хирургия и внутренние незаразные болезни» ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат ветеринарных наук, доцент Седов С.П.
Под общей редакции д.б.н., профессора В.И. Великанова.
© Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, 2015

3
Оглавление
Предисловие
4 1.
Общие методические указания по изучению дисциплины
5 2.
Методические указания по изучению отдельных разделов дисциплины
10 2.1
Аппарат движения
10 2.2
Органы кожного покрова и его производные
17 2.3
Спланхнология
19 2.4
Ангиология
24 2.5
Мочевыделительная система
28 2.6
Аппарат размножения
29 2.7
Нервная система
30 2.8
Анализаторы
33 2.9
Органы внутренней секреции
35 2.10 Особенности строения птиц
36
Вопросы к контрольной работе №1 37
Вопросы к контрольной работе №2 44
Библиографический список
48

4
Предисловие
В учебно-методическом пособии, подготовленном для студентов первого и второго курса ветеринарного факультета, обучающихся по специальности
36.03.01
«Ветеринарно-санитарная экспертиза», заочного отделения
Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, приведены основные положения программы обучения по анатомии животных. Изложены основные требования, предъявляемые к студентам, сдающим экзамены по дисциплине. После каждого раздела даны вопросы для самоанализа, при помощи которых студент может оценить свои знания по всем разделам анатомии.
Методические указания заканчиваются вопросами для двух контрольных работ. Первая контрольная работа – предназначена для студентов первого курса, вторая – для второго курса. Номер контрольной работы соответствует предпоследней и последней цифрам зачетной книжки студента.
Все приведенные в пособие анатомические русские и латинские термины соответствуют 5-ой редакции Международной ветеринарной анатомической номенклатуре.

5
1.
Общие методические указания по изучению дисциплин
Изучение курса состоит из двух этапов.
Самостоятельная работа студента над литературой. Для этого
рекомендуем
ознакомиться
с
программой
курса,
настоящими
методическими указаниями, рекомендуемой литературой
Помимо этого студент должен использовать препараты органов, которые он собирается изучать.
В изучении анатомии нужно всегда строго придерживаться правила: идти от общего к частному. Это означает, что не надо начинать изучение мелких деталей органа, не усвоив тип строения органа, не уяснив себе его основных частей, на которых располагаются уже мелкие детали.
Для того чтобы лучше понять строение изучаемого органа его значение в организме, необходимо обязательно связывать строение с функцией, выясняя, каким образом функция органа отразилось на его форме.
Необходимо выяснить пути эволюционного и эмбрионального формирования органа. Это дает возможность понять возникновения на нём тех или иных анатомических особенностей и приучает рассматривать явления в их развитии.
Изучая анатомию внутренних органов, старайтесь найти и рассмотреть их при вскрытии трупов. Это намного сократит время изучения материалов и очень хорошо утвердит Ваши знания.
Изучая отдельные органы на трупном материале, нужно перенести свои знания на живое животное, уточнив их топографию и взаимосвязь с другими органами.
При изучении некоторых разделов анатомии животного необходимо составление схем строения отдельных органов или систем. Для этого можно воспользоваться методическими указаниями, выпущенными на кафедре
«Анатомия, хирургия и внутренние незаразные болезни» ФГБОУ ВО НГСХА.

6
Вопросы для самопроверки отнюдь не охватывают весь раздел, который должен знать студент, а преследуют цель обратить внимание на главное, а также на те положения раздела, которые обычно ускользают и остаются не замеченными при самостоятельном изучении.
До вызова на лабораторно-экзаменационную сессию студенты обязаны выполнить две контрольные работы, которые отправляются для рецензирования не позже, чем за месяц до начала сессии. Номер контрольной работы соответствует предпоследней и последней цифрам зачетной книжки.
Все ответы на вопросы контрольной работы должны сопровождаться рисунками или схемами с соответствующими обозначениями на них.
Контрольные работы должны быть написаны грамотно, аккуратно, чисто, разборчиво. В конце работы необходимо указать литературу, по которой изучался материал (автор, наименование пособия и год издания). Должна быть поставлена дата окончания работы и подпись. Проверенная контрольная работа с замечаниями преподавателя возвращаются для доработки допущенных ошибок.
Студенты, получившие зачет по контрольной работе, допускаются к лабораторно-экзаменационной сессии. Самостоятельной работе по дисциплине отводиться 366 часов.
Во время лабораторно-экзаменационной сессии по учебному плану
предусматривается 16 часов лекционных и 26 часов лабораторно-
практических занятий
Курс лекций рассчитан на рассматривание основных наиболее важных тем и разделов анатомии животных.
Лабораторно-практические занятия помогут студентам ориентироваться на теле животного в расположении органов, определить по особенностям строения видовую и возрастную принадлежность органов.
Студенты, проработавшие соответствующий теоретический учебный материал, выполнившие успешно контрольную работу и отработавшие

7 лабораторно-практические занятия, допускаются к сдаче экзамена на первом и втором курсах.
Внимание!
Для работы в аудитории нужно иметь белый халат и шапочку.
Введение
Изучая строение животного организма необходимо уяснить всю важность приобретения этих знаний для ветеринарного врача и уметь не только описать, но и объяснить те особенности строения и топографии органа, которые составляют организм в целом. Без этого нельзя объяснить причины возникновения отклонений от нормального анатомического строения, встречающихся при болезнях. Поэтому нужно знать не только строение тела домашнего животного, но и представить пути развития органа у плода от момента зачатия до полного формирования взрослого организма.
При изучении анатомии надо представлять организм как единое целое, части которого – клетка, ткани и органы – связаны между собой, и находятся друг с другом в причинно-следственных отношениях. Изучая филогенез животного организма, главное хорошо понять, как изменяющиеся условия окружающей среды влияют на функцию и форму различных органов.
Вопросы для самопроверки
1.
Основные сведения из истории анатомии.
2.
Что такое фило- и онтогенез?
3.
Основные принципы филогенеза.
4.
Основные закономерности развития организма.
5.
Виды тканей и их особенности.
6.
Дайте понятие органа, системы органов.
7.
Методы анатомического исследования органов.
8.
Роль анатомии в системе ветеринарного образования.
9.
Основные закономерности строения организмов.

8
Примерное распределение учебного времени

Наименование разделов
Лекции
ЛПЗ
С.Р.
1
Введение
2
-
10 2
Аппарат движения
-остеология
- синдесмология
-миология
2
-
-
2
-
2 2
2
-
34 18 28 3
Общий (кожный) покров
-
2 6
4
Спланхнология (внутренние органы)
- аппарат пищеварения
- аппарат дыхания
2 2
2
-
3 3
-
39 10 5
Ангиология
-
2 43 6
Мочеполовая система
1 2
16 7
Нервная система
2 4
39 8
Анализаторы
1 1
8 9
Органы внутренней секреции
-
2 6
10
Особенности строения птиц
-
1 9
Итого
16 26 366
Рекомендуемая литература для освоения
дисциплины «Анатомия животных»
Основная литература
1.
Акаевский, А.И. Анатомия домашних животных / А.И. Акаевский и др. - М.: Аквариум, 2009, - 638 с.
2.
Хрусталева, И. В. Анатомия домашних животных: учебник для высш. учеб. завед. по спец. «Ветеринария» / И.В. Хрусталева. – М.: Колос, 2000,
2004. – 704 с.

9 3.
Практикум по анатомии с основами гистологии и эмбриологии с.-х. животных. Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Свиридовой, 2-е изд., перераб. и дополн. М.: КолосС, 2003.
Дополнительная литература
1.
Климов, А.Ф. Анатомия домашних животных: Учеб. для высш. учеб. завед. по спец. «Ветеринария» / А.Ф. Климов, А.И. Акаевский. – М.:
«Лань», 2003.-1040 с.
2.
Осипов И.П. Атлас анатомии домашних животных / И.П. Осипов,
М.: Аквариум-Принт, 2009.
3.
Попеско
П.
Атлас топографической анатомии сельскохозяйственных животных. Т. I - III / П. Попеско, Словацкое сельхозиздательство, 1961-62.
4.
Общая анатомия домашних животных В.Н. Жеденов, М.: Высшая школа, 1961.
5.
Лебедев, М.И. Практикум по анатомии сельскохозяйственных животных / М.И. Лебедев, А.В. Зеленевский. - СПб.: Агропромиздат. 1995 6.
Воккен Г.Г. Анатомия домашних животных / Г.Г. Воккен, П.А.
Глаголев, С.Н. Боголюбский М.: Высшая школа. 1961.
7.
Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М.: Наука, 1982.
Методические разработки кафедры «Анатомия, хирургия и
внутренние незаразные болезни»
1.
Методические указания по анатомии сельскохозяйственных животных (аппарат движения) А.Д. Ярушин
2.
Анатомия с.х. животных (аппарат дыхания). Методические указания для самостоятельной работы студентов / Тушина Г.Д., Елизарова Е.А.,
Ярушин А.Д., Великанов В.И. // НГСХА, Н. Новгород, 2001 г.

10 3.
Анатомия с.х. животных (Синдесмология). Методические указания для студентов ветеринарного факультета / Тушина Г.Д., Великанов В.И.,
Елизарова Е.А., Ярушин А.Д. // НГСХА, Н. Новгород, 2002 г.
4.
Анатомия сельскохозяйственных животных (Спланхнология).
Методические указания для студентов ветеринарного факультета / Тушина Г.Д.
Ярушин А.Д., Елизарова Е.А., Великанов В.И. // НГСХА, Н. Новгород, 2002 г.
5.
Анатомия домашних животных: Учебно-методическое пособие /
НГСХА, Н.Новгород, 2013 г.
6.
Анатомия домашних животных: Учебно-методическое пособие /
НГСХА, Н.Новгород, 2010 г.
7.
Анатомия домашних животных: Учебно-методическое пособие к учебной практике / НГСХА, Н.Новгород, 2007 г.
8.
Анатомия домашней птицы: Учебно-методическое пособие /
НГСХА, Н.Новгород, 2008 г.
9.
Анатомия с.-х. животных
(череп домашних животных):
Методические указания для студентов очного и заочного обучения. –
Н.Новгород, 2003 г.
10.
Анатомия лимфатической системы с.-х. животных: Учебно- методическое пособие / НГСХА, Н. Новгород, 2012 г.
11.
Анатомия с.-х. животных (скелет туловища) Методические указания / НГСХА, Н.Новгород, 2011 г.
12.
Анатомия собаки : Учебно-методическое пособие для студентов ветеринарного и зооинженерного факультетов / НГСХА, Н.Новгород, 2010 г.
2.
Методические указания по изучению отдельных разделов
дисциплины
2.1
Аппарат движения -apparatus locomotorius
Который состоит из пассивной части (скелет) и активной части (мышцы), выполняет функцию перемещения тела в окружающей среде, защиту тела и выполнение всех жизненных процессов.

11
Остеология (наука о костях)- Osteologia
При изучении остеологии необходимо рассмотреть все пять составных частей кости – компактное, губчатое вещество, надкостницу, суставные хрящи и костный мозг.
Скелет тела разделяется на осевой и периферический (скелет конечностей).
Осевой скелет подразделяется на скелет туловища с хвостом
(позвоночный отдел) и на скелет головы (череп).
Изучая различные отделы осевого скелета животного, надо дать типичные черты для каждого отдела, а также характерные особенности, свойственные каждому виду животного. Начать изучение позвоночного столба следует с грудных позвонков, как наиболее типичных по форме и строению в связи с наличием рёбер и грудной кости.
Знакомясь с черепом, обратите внимание на фило- и онтогенез и уточните происхождение каждой из его костей.
Уясните пути и причины формирования мозгового и лицевого отдела в черепе. Приступая к изучению костей мозгового отдела черепа, в первую очередь выучите не только название костей, формирующих этот отдел, но и усвойте точное расположение их, т.е. какая кость формирует дно мозговой полости, какая – боковые стенки, крышу и т.д. Изучая лицевой отдел черепа, посмотрите, какие кости формируют вход в носовую полость, а какие – края хоан, выясните, какие кости располагаются внутри этих полостей.
Изучая скелет конечностей, необходимо уяснить, что он состоит из скелета поясов и скелета свободных конечностей.
Вначале изучения надо твердо усвоить, из каких звеньев составляются пояса и свободные отделы конечностей, знать характерные особенности их строения у каждого вида домашних животных. Уясните филогенез этих звеньев и причины, вызывающие изменения их в процессе филогенеза. Надо обратить внимание на отличия в строении поясов грудной и тазовой конечностей и различия в их соединении с осевым скелетом. Особое внимание следует

12 обратить на кости кисти и стопы. Эти вопросы вызывают наибольшие затруднения. При этом в период врачебной деятельности они доставляют наибольшее число хирургической и другой патологии.
Вопросы для самопроверки.
1.
Строение трубчатой и плоской костей. Как расположено в костях компактное и губчатое костное вещество?
2.
Кость как орган.
3.
Типы костей и их функции.
4.
Деление скелета на отделы.
5.
Состав осевого скелета.
6.
Состав периферического скелета.
7.
Части позвоночного столба. Чем отличается позвонок грудного отдела от позвонков других отделов?
8.
Какие характерные черты в строении шейных позвонков? Видовые особенности.
9.
Видовые особенности эпистрофея и атланта.
10.
Типичные и видовые особенности строения поясничных позвонков и крестцовой кости.
11.
Грудные кости домашних животных и их особенности.
12.
Особенности строения скелета кисти и стопы домашних животных.
13.
Кости голени и предплечья домашних животных.
14.
Строение костей мозгового отдела.
15.
Строение костей лицевого отдела.
При изучении этого раздела использовать методические указания кафедры.
Артрология - Arthrologia
Скелет животного представляет систему рычагов опоры и движения, следовательно отдельные его кости соединяются друг с другом подвижно.

13
Кроме того, скелет служит опорой и защитой для мягких частей тела
(мозг, органы грудной и брюшной полостей), поэтому отдельные его элементы соединены неподвижно.
Итак, различают два типа соединения костей – непрерывное соединение и прерывное. При изучении непрерывного типа соединения, необходимо уяснить, что между соседними костями в качестве их связи может быть мышечная, плотная соединительная, эластическая, хрящевая или костная ткань.
Прерывное соединение – это наиболее совершенный способ соединения между собой двух или нескольких костей. При этом способе сочленения значительно увеличивается размер и разнообразность движения, особенно в конечностях.
Необходимо ознакомиться с общим планом строения сустава, дать понятие простого, сложного и комплексного сустава, усвоить какие движения осуществляются в суставах.
Вопросы для самопроверки.
1.
Типы соединения костей и их классификация. Найдите на скелете все виды соединения костей.
2.
Как построена капсула сустава.
3.
Назовите одноосные суставы, как они построены.
4.
Какие двуосные и многоосные суставы Вы знаете и как они построены?
5.
Какие суставы, мы называем сложными? Перечислите все имеющиеся на скелете сложные суставы.
6.
Опишите строение и связочный аппарат суставов пальцев жвачных и роль отдельных связок в работе суставов во время опоры конечности о землю.
7.
Опишите строение коленного сустава (бедробольшеберцового и бедрочашечного сустава).
8.
Какова степень развития выйной связки у различных животных и причины её обуславливающие?

14 9.
Как построен височно-нижнечелюстной сустав.
10.
Опишите связочный аппарат внутри полного сегмента осевого скелета.
Миология - Myologia
При изучении каждой мышцы необходимо знать её расположение, точки прикрепления и функции.
Изучение мускулатуры животного необходимо проводить на муляжах и обязательно препарировать на трупах животных.
Обратите внимание, что вся мускулатура плечевого пояса делиться на две группы мышц по своим исходным точкам закрепления: дорсальную, идущую к лопатке и плечу со стороны надостистой и выйной связки, и вентральную, идущую туда же от грудной кости и ребер. Остановите Ваше внимание на том, какие именно мышцы закрепляются на лопатке, а какие на плече.
Наиболее сложной покажется мускулатура позвоночного столба. Здесь необходимо, прежде всего, разобрать и понять схему расположения мышц позвоночного столба, построенную с учетом расположения и направления мышечных волокон.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей