Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Ласкова М.К. Композиция и архитектоника формы в дизайне. Учебно-. Учебно-методическое пособие для студентов направления 54. 03. 01 Дизайн профиль Дизайн интерьера


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов направления 54. 03. 01 Дизайн профиль Дизайн интерьера
Дата31.05.2020
Размер4.99 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛаскова М.К. Композиция и архитектоника формы в дизайне. Учебно-
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#69662
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7

Ласкова М. К.
КОМПОЗИЦИЯ И АРХИТЕКТОНИКА ФОРМЫ В
ДИЗАЙНЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Армавир, 2019
2
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФГБОУ ВО АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Ласкова М. К.
КОМПОЗИЦИЯ И АРХИТЕКТОНИКА ФОРМЫ В
ДИЗАЙНЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов направления
54.03.01
Дизайн профиль «Дизайн интерьера»
Армавир
АГПУ
2019
3
Печатается по решению методического совета факультета технологии, экономики и дизайна
Армавирского государственного педагогического университета
Рецензенты –
Профессор, доктор педагогических наук, декан АГПУ Р.А. Галустов
Профессор, доктор педагогических наук кафедры КГУКИ, член творческого союза художников декоративно-прикладного искусства РФ
Е.Г. Вакуленко
Ласкова М.К. Композиция и архитектоника формы в дизайне. Учебно-методическое пособие / Ласкова М.К. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2019. – 123с.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн интерьера и поможет в освоении основ композиции и художественного вида деятельности, знание которого необходимо для реализации дизайн-проектов интерьера, для проектирования элементов предметно- пространственной среды.
Учебно-методическое пособие является методическим руководством к освоению дисциплин Пропедевтика, Формообразование, Дизайн-проектирование предметнопространственной среды, Композиция и макетирование, в нем содержится теоретические основы законов композиции и средств выразительности в дизайне. Данное учебно- методическое пособие будет полезно для формирования и визуализации основной дизайнерской идеи проекта. Изучение основ композиции выстроено в системе от плоскостных формальных композиций до формальных проектов в объеме. Теоретический материал учебно-методического пособия сопровождается иллюстрациями. Выпускники направления 54.03.01 Дизайн профиль Дизайн интерьера должны обладать компетенциями, согласно основным видам деятельности: художественной, проектной, научно-аналитической и педагогической, что предполагает овладение теоретическими знаниями композиции, и методикой освоения композицией, с тем чтобы квалифицированно работать по профессии и осуществлять педагогическую деятельность в дизайн-образовании, изобразительном искусстве в учреждениях дополнительного, среднего и профессионального образования.
Основные задачи, которые решает учебно-методическое пособие «Композиция и архитектоника формы в дизайне», следующие:
- освоение студентами профессиональных компетенций по профессии дизайнер;
- развитие художественных навыков и дизайнерского мышления, в процессе художественной и проектной деятельности;
- развитие визуальной культуры студентов для грамотной подачи проекта:
- формирование и развитие чувства композиции.
Основной целью учебно-методического пособия является овладение студентами композиционными приемами деятельности по создания формального проекта – образа, выполнения клаузуры, формального проекта в виде объемно-пространственной композиции, несущей основную дизайнерскую идею.
Печатается в авторской редакции
4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..……
6
Глава 1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ КОМПОЗИЦИИ И
АРХИТЕКТОНИКИ ФОРМЫ В ДИЗАЙНЕ……………………………………
8 1.1
Цели и задачи учебно-методического пособия...................................... 8 1.2
Компетенции, осваиваемые студентами в процессе выполнения композиции…………………………..……………………………………......
10 1.3
Основные понятия, входящие в круг проблем учебно-методического пособия
13
Глава 2 ЗАКОНЫ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ……………………………. 17 2.1
Законы визуального восприятия изображений……………………………..
17
2.1.2
Закон завершения………………………………………………………………… 17
2.1.3
закон направления движения (продолжаемости)……………………….… 21
2.1.4
Закон подобия (похожести)………….………………………………..…….. 21
2.1.5
Закон соседства (близкого расположений)..………..…………………….. 25
2.1.6
Закон выравнивания………………………………………………………………. 28 2.2
Принципы создания композиции на основе визуального восприятия……. 32
2.2.1
Принцип ограничения (отбора)……………………………………….…….
32
2.2.2
Принцип контраста………………………………………………………….... 34
2.2.3
Принцип акцента……………………………………………………………………… 37
2.2.4
Принцип доминант (принцип композиционного центра)………………….. 39
2.2.5
Принцип баланса в композиции……………………………………………….. 47
2.2.6
Принцип ритма в композиции………………………………………………..... 58
2.2.7
Принцип гармонии в композиции……………………………………………… 61
2.2.8
Принцип общего единства в композиции……………………...…………….. 63
Контрольные вопросы и задания ко второй главе…………………………..… 65
Глава 3 ЗАКОНЫ И ПРИЗНАКИ КОМПОЗИЦИИ В ДИЗАЙНЕ….................... 67 3.1
Структура и взаимосвязь основ композиции и проектирования…............. 67 3.2
Основные признаки моно- и полицентрические композиции…………….. 69 3.3 Законы композиции………………………………………………………… 71
5
3.3.
1 Закон доминанты……………………………………………………………..….. 71
3.3.2
Закон целостности……………………………………………………………….. 72
3.3.3.
Закон контрастов………………………………………………………………... 73
3.3.4
Статика, динамика……………………………………………………………. 74
3.3.5
Тождество..…………………………………………………………………..……….. 75
3
.3.6 Закон типизации………………………………………………………………….. 76 3.4
Виды композиции в дизайне………………………………………………... 78
3.4.
1 Метрические композиции ……………………………………..………….. 78
3.4.2
Глубинные композиции……………………………………………………………. 81
3.4.3.
Объемно-пространственные композиции………………………………….... 82
Контрольные вопросы и задания к третьей главе…….………………………. 83
Глава 4 СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ВО ФРОНТАЛЬНЫХ
КОМПОЗИЦИЯХ…………………………………………………………..….
83 4.1
Средства выразительности в композициях……………………………... 83
4.1.1
Точка…………………………………………………………………......................... 83
4.1.
2 Линия…………………………………………………………………………………... 84
4.1.3
Форма……………………………………………………………………………….…. 87
4.1.4
Размер, масштаб, пропорции, модуль…………………………………….…. 89
4.1.5
Фактура и текстура………………………………………………………..….. 91
Контрольные вопросы и задания к четвертой главе………………………….. 94
Глава 5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОЦЕССУ
ВЫПОЛНЕНИЯ ФОРМАЛЬНОГО ПРОЕКТА………………………………..
96 5.1
Основные понятия формального проектирования……………………….... 96 5.2
Принципы работы с творческим источником………..…………............… 101 5.3 Состав и содержание формального проекта…………………………………….. 104 5.4
Написание эссе к формальному проекту……………………………………. 109 5.5
Эскизная часть формального проекта……………………………….……… 109 5.5
Защита формального проекта………………………………….……………. 110 5.6
Примерные темы для формального проектирования……………………..….. 112
Глоссарий………………………………………………………………………….. 113
Список литературы и Интернет-ресурсов…………………………………......... 119
Приложение А Примеры работы с творческим источником…………………… 121
6
ВВЕДЕНИЕ
Характерная черта нашего времени – нарастающий темп перемен, особенно в видах деятельности, связанных с компьютерными инновационными технологиями. Научно-технический прогресс стремительно меняет экономику отдельных стран и общество в целом. Появляются новые инновационные технологии, рождаются принципиально новые продукты, изменяются потребности населения, эти факторы требуют развития дизайнерского и проектного мышления, которое распространяется на все большие области человеческой деятельности.
Продукт или технология, которые сегодня кажутся новыми, вскоре могут быть вытеснены с рынка более эффективными заменителями, о которых мы не подозреваем. Это означает, что необходимо в ограниченный период времени перестраивать проектную деятельность в сторону большей креативности, выполнять дизайн-проекты предметно-пространственной среды человека способные и завтра быть успешными. Результатом такой работы становится появление инноваций, уникальных и принципиально новых идей, продуктов или услуг.
В изобразительном искусстве и дизайне основная идея обладает определенной степенью завершенности и часто приводит к появлению чего- либо нового в культуре, технике, технологии и производстве. Алгоритм формирования основной дизайнерской идеи и законы ее визуализации студенты будут осваивать в рамках изучения художественно-проектных дисциплин, таких как: пропедевтика, формообразование, дизайнпроектирование, композиция и макетирование, проверяя концепцию на эстетичность, социальное обоснование и образность.
Понятие «формальная композиция» будем рассматривать как учебное упражнение по созданию композиций, а «формальный проект» - как объемно-пространственный образ будущего объекта дизайна, как объемную модель.
7
Уникальность, неповторимость результата проекта означает, что в порядке необходимых работ есть нечто новое, то что невозможно получить путем простого копирования, а требуется применение творческого подхода в условиях процесса проектирования. Требуются новые методические подходы в дизайн-проектировании, и особенно в разработке основной дизайнерской идеи проектируемого объекта. Знание композиционных закономерностей и приемы работы с творческим источником рационализирует профессиональную деятельность. Применение методов проектирования должны повысить результативность творческих усилий будущих дизайнеров.
При этом, можно заметить, что проектно-дизайнерская деятельность осуществляется в условиях высокой степени неопределенности и ограничений. Специалисты с развитым дизайнерским мышлением, способны оценивать не параметризируемую информацию и на ее основе создавать новые идеи, эти способности востребованы не только в искусстве, дизайне, но и в экономике и промышленности и др. отраслях производства.
В содержании учебно-методического пособия «Композиция и архитектоника формы в дизайне» собран теоретический материал, контрольные вопросы и приведены практические задания с примерами, способствующие овладению студентами композицией в дизайне.
Тематика практических работ по перечисленным дисциплинам соответствует искусствоведческой направленности профессии дизайнера, и является методическим руководством к освоению средств выразительности при создании композиции. Учебно-методическое пособие соответствует современному состоянию и перспективам развития теории и методики дизайн-образования, художественно-образной составляющей проекта.
Качество выполнения практических работ студентов демонстрирует сформированность профессиональных компетенций, и может быть отслежено отслежено на различных этапах проектной деятельности.
8
Глава 1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КОМПОЗИЦИИ И
АРХИТЕКТОНИКИ ФОРМЫ В ДИЗАЙНЕ
1.1
Цели и задачи учебно-методического пособия
Согласно ФГОС ВО направления 54.03.01 Дизайн профиль «Дизайн интерьера», студенты овладевают общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Важной составляющей профессии дизайнера является развитие алгоритма профессионального дизайнерского мышления студентов для реализации художественной составляющей профессии и одного из важнейших этапов проектной деятельности – формирования концепции. Без реализации этих важных задач профессии дизайнера студенты не освоят, следовательно, не смогут качественно выполнять виды деятельности, предусмотренные ФГОС направления 54.03.01 Дизайн.
Учебно-методическое пособие по композиции и архитектонике формы должно решать следующие задачи:
- способствовать освоению профессиональных компетенций будущих дизайнеров;
- развивать профессиональное дизайнерское мышление студентов дизайнеров и профессионально важные качества личности;
- осваивать композиционные законы и их использовать в профессиональной деятельности;
- при подготовке студентов к профессии необходимо создание развивающих условий, применение инноваций, способствующих формированию креативных способностей в проектной деятельности.
Освоение студентами теории и методов формообразования, законов композиции должно происходить в процессе практической творческой деятельности.
Самый творческий этап проектирования это – формирование
9 основной дизайнерской идеи проекта, целью которого является создание целостного эмоционально окрашенного образа, что требует от студентов свободного владения композиционными законами и навыками создания различных композиций, от фронтальных до объемных и объемно- пространственных. Но не менее важны для студентов умения визуализировать концепцию, обладание определенной художественнографической культурой ее подачи, и самого дизайн-проекта в виде листов со следующим содержанием: предпроектная ситуация, формирование основной дизайнерской идеи, дизайн-проект.
В процессе изучения композиции студенты овладевают навыками мыслить формами, фактурами, цветом, создавая фронтальные, объемные и объемно-пространственные композиции по мотивам работы с творческим источником. Творческим источником для будущего проекта могут стать: объекты природы, растения, животные, произведения искусства, эстетичность и композиция которых проверена самой природой, временем и культурой.
Теоретический материал учебно-методического пособия представлен в логической последовательности от простого к сложному, и будет способствовать более качественному освоению профессии. В процессе выполнения формальных проектов студенты могут получить опыт, который приведет к развитию профессиональных компетенций, обеспечивающих квалифицированное выполнение самого творческого этапов дизайн-проектирования
- формирования оригинальной дизайнерской концепции, ее визуализации в виде графических листов или макета.
В процессе практической деятельности студенты осваивают категории композиции (тектоника и объемно-пространственная структура), законы и признаки композиции, приемы работы с творческими источниками
(стилизацию, трансформацию, реминисценцию, парафраз и др.), приводящим к формированию дизайнерской идеи проекта в виде макета-
10 образа.
К характерным особенностям учебно-методического пособия можно отнести:
- структуру пособия, ориентированную на законы визуального восприятия;
- композиционные упражнения;
- систематизацию законов в виде схем;
- освоение методических приемов работы с творческим источником с целью создания эмоционально-окрашенного образа проекта;
- макетирование объемно-пространственных композиций - образов.
Формальный проект, являясь объемно-пространственной концепцией проекта, несет в себе эмоционально-окрашенное содержание и представление о формах будущего проекта. Любой проект должен обладать культурой художественно-графической подачи и характеризовать степень сформированности профессиональных компетенций дизайнера.
Процесс выполнения формального проекта, как поискового дизайнерского исследования должен показать:
- определенный уровень общетеоретической художественной и проектной подготовки студентов;
- способность и умение применять научно-теоретические и практикометодические навыки при решении конкретных задач дизайн- проектирования;
- умение осуществлять анализ научно-методической литературы и аналогов, с сопоставлением информации, с умением делать выводы по проблеме проектного исследования;
- эстетичность и жизнеспособность оригинальной авторской идеи;
- квалифицированную подачу проекта.
11
1.1
Компетенции, осваиваемые студентами в процессе
выполнения композиций
Согласно
Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования направления 54.03.01 Дизайн, профиль
Дизайн интерьера вариативная (профильная) часть базового цикла дисциплин устанавливается вузом и ориентирована на рабочую профессию, что дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков студентов в их научно-исследовательской, художественной и проектной деятельности.
В процессе освоения дисциплин и выполнения практических работ, связанных с освоением композиции в рамках дисциплин: пропедевтика предметно-пространственной среды, формообразование, дизайнпроектирование предметно-пространственной среды, композиция и макетирование студенты должны освоить следующие общепрофессиональные и профессиональные компетенций:
- способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного произведения ОПК-1;
- владением основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями ОПК-2;
- способность обладать начальными профессиональными навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании ОПК-3;
- способностью анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта ПК-4;
- способностью выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале ПК-7;
12
- способностью применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений ПК-12;
Качество и оригинальность композиций, выполняемых студентами, характеризуют сформированность профессиональных компетенций.
Учебно-методическое пособие, его теоретическая часть, содержит знания основ психологии восприятия изображений и систематизированную теорию композиции (законы, признаки, категории). Теория композиции представлена в схемах, которые очень удачно скомпонованы Лоншаковой
М. М. Формальные упражнения, в процессе выполнения которых происходит освоение законов композиции, иллюстрируются примерами.
Основная дизайнерская идея любого проекта формируется благодаря качественно проведенному предпроектному исследованию, осуществлению информационного поиска и может демонстрировать:
- уровень овладения студентами теоретическими знаниями и практическими навыками при решении конкретных композиционных задач;
- уровень сформированности профессионального дизайнерского мышления;
- навыки творческого поиска, исследования аналогов и работы с творческими источниками.
Обычно графическая часть проекта содержит листы с предпроектной ситуацией, поиском основной дизайнерской идеей, сам дизайн-проект с процессом поиска и развития объемно-пространственного образа.
В учебно-методическом пособии «Композиция и архитектоника формы в дизайне» особое внимание уделяется тематике практических работ, т.к. в процессе творческо-практической деятельности студентами осваивается алгоритм композиционной организации предметно- пространственной среды.
Выполнение студентами упражнений на тему формального проектирования будет способствовать развитию профессионального мышления и овладению
13 самым творческим этапом проектной деятельности – формированием основной дизайнерской идеи проекта.
Учебно-методическое пособие «Композиция и архитектоника формы в дизайне» будет полезно студентам в будущей профессиональной педагогической деятельности в учреждениях среднего, дополнительного и профессионального образования.
Изучение законов психологии восприятия изображений позволят студентам квалифицированно выполнять визуализацию проекта в материале, создавать дидактические учебные пособия.
Содержание учебно-методического пособия «Композиции и архитектонике формы в дизайне» соответствует современной теории и методике формообразования в дизайне. Кроме этого, примеры выполнения формальных проектов могут стимулировать творческое воображение студентов, и обладают определенными методическими приемами, демонстрирующими композиционное построение проекта. Учебнометодическое пособие позволит студентам не только приобрести опыт художественного формообразования, необходимого для освоения рабочей профессии - дизайнера интерьера, и более квалифицированно выполнить проекты, и осуществлять педагогическую деятельность.
1.2
Основные понятия, входящие в круг проблем учебно-методического
пособия
Архитектоника - важнейшее свойство композиционной структуры.
Архитектоника проявляет себя, прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения (или строения): как внешних, так и конструктивных. Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта (что не теряет своё значение даже в случае объектов живой природы, также имеющих свою видимую архитектонику). Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную
14 композиционную идею (или, иначе говоря, составляет образ объекта). Именно этим архитектоника отличается от тектоники, представляющей собой только эстетическое воплощение несущей формы конструкции и материала.
Тектоника - это зримое отражение в форме изделий существа его конструкции и организации в нем материала. Тектоника дает представление о характере работы конструкции и материала, определенным образом выраженных в конкретной форме. Тектоника - это специфическое средство художественной выразительности, органически связанное с конструктивной объемно-пространственной структурой изделий.
Именно в тектонике выражается связь формы и содержания изделия.
Взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в конкретном материале, - это наиболее существенное качество, предопределяющее композицию всякого изделия и работу над ней, начиная от композиционного приема и кончая использованием средств выразительности композиции вплоть до выявления характера формы и ее нюансов.
Закономерности тектоники распространяются на все предметы промышленного проектирования и изделия культурно-бытового назначения и др. Тектоника промышленных изделий - результат пластически-образного выражения в их объемно-пространственной структуры, физико-механических свойств материалов и конструкций: прочности, устойчивости, распределения и погашения усилий и т. д.
Закономерности тектоники отражают логику работы конструкций и материалов и опираются на законы механики, сопротивления материалов, теории упругости и др. Именно в силу значимости тектоники она выступает как основная, важнейшая категория композиции. Одно важное условие для достижения подлинной тектоничности всякого дизайнерского объекта: материалы должны быть использованы оптимально с точки зрения работы материала не используются, или работает не естественным для него образом, то нарушений тектоники не избежать.
Тектонические закономерности проявляются в форме предметов всегда
15 конкретно в зависимости от функциональных, конструктивных и эстетических требований. В связи с разнообразием форм, проявления тектоники всякий раз необходимо находить композиционные приемы, отвечающие сущности конструкции, характеру материалов, выражению работы сил.
У проектировщика немало композиционных возможностей придать форме конкретного изделия тектоничный характер. Особенно своеобразно проявляется он в конструкциях, где непосредственно выражены отношения между несомым и несущим. Подлинная тектоничность свойственна лишь тому изделию, форма которого точно выражает работу данного элемента конструкции, отношение несомого и несущего.
Правильная тектоническая основа важна для любых средовых объектов.
Конечно, в тяжелых конструкциях с большими нагрузками работа сил проявляется особенно зримо и мощно, так как здесь вступают в действие и собственный вес, и динамические нагрузки, возникающие в процессе работы.
Но тектоничность должна быть заложена в сам образ формы, которая не будет композиционно целостна, если не выявлена тектоника, или нарушены связи конструкция - материал - форма. Сборная ли это конструкция или монолитная, легкая и тонкостенная или тяжелая и массивная, несущий ли это элемент или ненагруженный, возникают ли в данном месте напряжения в материале или не возникают, - на все эти вопросы облеченная в материал форма должна ответить ясно и недвусмысленно. Образно говоря, тектоника - это функциональность формы в отношении конструкции и материала [23].
Важной категорией композиции является объёмно-пространственная структура изделия. Любая форма так или иначе взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно и неопределенно. Значит, как бы ни была построена форма, двумя основными компонентами ее структуры служат объем и пространство. По признаку объемно- пространственного строения промышленные изделия, являющиеся элементами предметнопространственной среды можно условно подразделить на три большие группы:
16
- относительно просто организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;
- открытые технические структуры действующих механизмов или несущих конструкций;
- объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.
Нас окружает огромное разнообразие промышленных форм по их объемно-пространственным признакам - от самых тонких, ажурных конструкций до предельно плотных, словно «сбитых» форм - таково разнообразие отношений объема и пространства как в природе, так и во всем что создано руками человека.
Понятие композиции. В искусстве под композицией понимается совокупность всех изобразительных средств, направленных на художественнообразное решение определенной темы. Композиция - это единство и целостность формы художественного произведения, вытекающая из его содержания и формы, в которой это содержание реализуется. Общность различных свойств в художественном произведении обеспечивает единая структура связей и акцентов, выделяющих главное и второстепенное. Через иерархию элементов устанавливаются композиционные взаимосвязи, которые увязываются с закономерностями зрительного восприятия
17
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей