Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Александер-метод история развития


НазваниеАлександер-метод история развития
Анкор1152286 53DB1 kreyz r aleksander metod k zdorov.
Дата13.01.2017
Размер1.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1152286_53DB1_kreyz_r_aleksander_metod_k_zdorov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#5454
страница1 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Крейз Р.
Александер-метод
К здоровью через естественную осанку
Москва
Фаир-пресс
1999

АЛЕКСАНДЕР-МЕТОД — ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Ранние годы Александера
Фредерик Александер родился в 1869 году в Уиниарде, на острове Тасмания, в небогатой семье. Он был старшим из восьми детей и рос на уединенной ферме, в северо-западной части острова. Фредерик был слабым и болезненным ребенком, хронически страдавшим от приступов удушья. Сегодня ему бы поставили диагноз — астма. Часто, из-за болезни, он не посещал школу и оставался дома, где учился чему только мог. Проводя много времени дома, он, конечно же, был лишен компании сверстников, а поэтому с ранних лет в нем проявились такие черты, как индивидуализм и нестандартное мышление. Его считали не по возрасту развитым ребенком. Годам к девяти он немного окреп, хотя его по-прежнему держали дома. Мальчик начал учиться обращению с лошадьми, которых разводили на ферме, он объезжал их и ухаживал за ними.
Страсть к лошадям осталась у него на всю жизнь. Он также стал интересоваться театром, что было вполне объяснимо для такого уверенного в себе и смышленого ребенка. Не забудьте, это были 70-е годы прошлого века, когда еще не изобрели ни радио, ни телевизор, от фермы Александеров до ближайших соседей путь измерялся милями, а у мальчика было семь младших братишек и сестренок — попробуй их развлеки! Примерно в эти годы он открыл для себя Шекспира и стал заучивать наизусть известнейшие монологи из шекспировских пьес. Тогда же он решил, что непременно будет актером.
Однако в 1885 году, когда ему только исполнилось шестнадцать, экономическое положение семьи ухудшилось, и он был вынужден искать постоянную работу.
Юноша в Мельбурне
Фредерику Матиасу Александеру пришлось согласиться на любую работу, и он оказался в шахтерском городке Маунт-Бискофф — в качестве клерка на оловянных рудниках. Ему удалось не только прижиться там, но он даже умудрялся регулярно посылать семье деньги, а через три года, кое-что сэкономив, перебрался в Мельбурн. К этому времени дела семьи немного поправились, и Александер смог, благодаря сбережениям, снимать комнату с полным пансионом и брать уроки актерского мастерства. А еще он увлекся музыкой.
Ему было девятнадцать, и хотя прежде Александер никогда не жил в большом городе, он легко освоился в Мельбурне. Часто ходил в театр, водил дружбу с актерами, посещал художественные галереи, бывал на концертах и даже сумел организовать собственную любительскую драматическую студию.

Поденщина
Молодой актер упивался жизнью, а когда кончались деньги, брался за всякую работу, какая бы ни подвернулась. Он был счетоводом и клерком, продавцом в магазине и дегустатором чая. И никогда подолгу не задерживался на одном месте. По трем причинам: во-первых, он презирал то, что называл «ремеслом», во-вторых, был довольно вспыльчивым человеком, и, в-третьих, он не собирался связывать себя каким-то делом, ведь он знал, что будет актером, причем выдающимся актером.
Александеру только минуло двадцать, а он уже был известен как прекрасный молодой исполнитель с известной репутацией. Его заслугой стало создание театра одного актера:
Александер выступал с произведениями, драматическо-юмористическими по характеру, но главным его кумиром по-прежнему оставался Шекспир. Александер, несомненно, обладал даром оратора. И если бы не постоянные недомогания, объяснявшиеся его астмой, можно было бы считать, что ему уготован успех на актерском поприще.
Без голоса
Популярность Александера росла, его все чаще приглашали выступать с сольными концертами, а он... узнал поистине страшную для актера беду — он стал терять голос.
Когда это случилось с ним впервые, он смог позволить себе отдых в течение двух-трех дней, а вновь обретя голос, продолжил выступления. Но случаи повторялись, более того, состояние артиста ухудшалось. Он испробовал все средства, которые прописывал ему доктор, все снадобья, эффективные при заболеваниях горла, но ничего не помогало. Он не сдавался и выступал с декламациями, но проблема обострялась. Александер посещал специалистов по постановке голоса, обращался к врачам, и все советовали только одно — полный покой.
По рекомендации врача он однажды полмесяца провел в молчании. К концу этого срока его голос вошел в норму, и Александер в тот же вечер решил дать концерт. Но посередине выступления голос у него совершенно пропал, и актер был вынужден покинуть сцену. На этот раз врач посоветовал ему не пользоваться голосом в течение целого месяца. Совет не показался Александеру стоящим. «Если у меня с голосом было все в порядке в начале выступления, а в середине концерта голос пропал, то я, — возразил он врачу, — должен был чем-то повредить ему». Доктор признал, что пациент, возможно, и прав в своих рассуждениях, но какой-либо иной помощи оказать не смог.
Образ действий
Александер принялся наблюдать за собой, стоя перед зеркалом во время репетиций. Он хотел понять, что же он делает не так, вызывая тем самым потерю голоса. Ведь в обычных речевых ситуациях голос ему никогда не изменял! Только во время декламаций... И

Александер стал детально рассматривать себя в зеркале в то время, когда просто говорил, а также когда декламировал. Он отметил, что при обычной речи с ним ничего особенного не происходит, но вот непосредственно перед началом декламации он делает три вещи: напрягает мышцы шеи, так что голова его откидывается назад, напрягает мышцы горла и, наконец, начинает дышать быстро и глубоко. Во время декламации он, по его собственным наблюдениям, не только продолжает делать то же самое, но даже, отдаваясь вдохновению, еще больше усердствовал в этом. Однако именно таким телодвижениям он обучился, когда брал уроки дикции как профессиональный артист. Александер продолжал пристально наблюдать за собой и обнаружил, что и в обычных ситуациях, пользуясь речью, он делает те же три вещи, пусть не в столь выраженной форме. А ведь раньше он ничего этого за собой не замечал...
Ф. М. Александер выясняет, в чем коренится его проблема
Подобные наблюдения за образом своих действий, как он выражался, Александер вел, пользуясь даже несколькими зеркалами, которые позволяли ему видеть, что и как он делает, сразу со всех сторон.
Изучив свой образ действий, Александер справедливо заключил, что если он сможет больше не делать тех трех вещей, то у него не будет проблем с голосом. Артист также считал, что легко избавится от привычного образа действий. И вот тут он ошибся. Ему удалось заставить себя не напрягать мышцы шеи, но когда он попытался перед началом декламации контролировать напряжение мышц горла и дыхание, он обнаружил, что привычка сильнее его.

Не делая
Не имея возможности побороть привычку, Александер не мог справиться со своей проблемой. Но он сказал себе, что будет решать ее шаг за шагом — начиная с расслабления мышц шеи, что ему удавалось. И вот тогда он сделал открытие, приведшее к появлению Александер-метода. Оказалось, что если он перестанет напрягать мышцы шеи и одновременно откажется от попыток скорректировать два других момента в своем образе действий, то последние придут в норму сами по себе. Не делая — ему удалось сделать это!
Александер понял, что за этим его «не делать» скрывался сознательный выбор в пользу решения проблемы. Вот он — главный и основной принцип учения Александера: выбор определяет качественную сторону действий тела. Александер назвал эту способность к выбору «использованием» тела.
Александер продолжал следовать установке «не делать», и к нему вернулся голос. А значит, артист смог вновь работать. Он задался целью пойти в своем эксперименте дальше и начал подавать голову вперед, поскольку помнил, что напряжение мышц шеи и движение головы назад непосредственно связаны между собой. Александер полагал, что, если он будет подавать голову вперед, он еще успешнее решит проблему голоса. Ставя свой эксперимент, он, с помощью зеркал, заметил, что как только он подает голову вперед, то вновь напрягает мышцы горла, отчего происходит сужение гортани, кроме того, грудь его поднимается, спинной отдел позвоночника укорачивается, и рост его становится меньше.
Таким образом, всего лишь подавая голову вперед, он полностью менял свой физический облик и мышечный тонус.
Исходный контроль
Александер понял, что мышечное напряжение в теле сказывается на всех его функциях. И не надо пытаться вернуть голос, не надо видеть причину проблемы с голосом в том, как он,
Александер, стоит на сцене, не надо пробовать все исправить — в надежде, что он избавится от своей проблемы. А вот что необходимо, так это научиться умению не делать.
Он уже знал, что если его голова поднята и подвинута вперед, он будет владеть своим голосом на сцене в той мере, в какой захочет. Единственное необходимое условие для этого
— не напрягаться. Он вновь вооружился зеркалами — и сделал второе важное открытие: если он думал, что вот сейчас он поднимает голову и подает ее вперед, в действительности он совершал как раз обратное — он откидывал голову назад.
Да, он знал, что он должен сделать: воспрепятствовать движению головы назад и сделать ею движение вперед. Но чем больше он старался, тем хуже у него получалось. В теории легко — на практике недостижимо. Он уяснил для себя, что позиция головы определяет поведение всего тела, но он просто не мог добиться того, чтобы голова двигалась так, как ему хотелось. И вообще его представление о положении головы никогда не совпадало с ее реальной позицией, как Александер выяснил с помощью зеркал. Но все-таки он теперь
нисколько не сомневался в том, что голова... всему начало, что положение головы, шеи, с одной стороны, и положение, и функции тела — с другой, связаны напрямую. Александер обозначил эту связь между головой и телом как исходный контроль.
Психофизическое единство
Доверяя чувствам...
Александер был поражен этими открытиями и начал руководствоваться ими буквально на каждом шагу в своей жизни. Он наблюдал за тем, как он ходит, стоит, разговаривает, жестикулирует и так далее. Все движения, как он заметил, соотносились с положением его головы — если это положение было неустойчивым или неправильным, все тело оказывалось перенапряженным. Однако ему было трудно судить о том, правильное ли положение у его головы, на основании ощущений или предположений. Так, если в зеркале он видел, что положение неправильное, очень часто, если не всегда, он ощущал это положение как правильное. А когда, доверяя чувствам, он полагал, что держит голову неправильно, зеркало опровергало его.
Александер понял, что некоторые привычки, касающиеся положения головы, у него закрепились так давно, что он перестал их осознавать. И он считал эти привычки правильными как раз потому, что они были застарелыми. Правильное же, в действительности, положение головы воспринималось как неправильное потому, что было для него новым и непривычным. Александера осенило: он не может доверять своим чувствам, если речь идет о положении тела! Да, конечно же, он испытал шок. Разумеется, такой факт подрывает фундамент, на котором мы строим свою жизнь. Если мы не можем доверять собственному восприятию в отношении того, где мы находимся и что мы делаем, тогда во что нам верить? Александер, однако, решил, что восстановить доверие к себе вполне возможно. Если мы, делая что-то, делаем это неправильно, значит, надо постараться не делать этого.
Работа
Наряду со своим главным делом, сценой, и дополнительными занятиями по постановке голоса, Александер продолжал изучать, как человек двигается. Работа – так он определил свой новый интерес, который владел им более полувека.
Наблюдения позволили ему подняться на новый уровень осознания действительности; суть воззрений Александера теперь сводилась к тому, что так называемое «духовное» и так называемое «физическое» - нераздельные сущности, а потому заболевания и людские пороки нельзя подразделять на «духовные» и «физические», что подразумевает специфический подход к тем и другим; напротив, привитие любых навыков, любая тренировка должны базироваться на представлении о неделимости человеческого организма.

Работа
Обосновавшись в Лондоне, Александер вернулся к карьере артиста и одновременно открыл практику, а точнее, занялся обучением людей по своему методу. Через несколько лет его называли не иначе, как «покровитель Лондонского театра», а среди пациентов Александера были почти все знаменитые актеры того времени, включая сэра Генри Ирвинга. Вскоре
Александер уже консультировал архиепископа Кентерберийского, а также Олдоса Хаксли,
Льюиса Мамфорда, Джорджа Бернарда Шоу, Генри Джеймса и многих других выдающихся людей. Девятнадцать врачей подписали направленное в «Ланцет» письмо, в котором призывали коллег-медиков признать и оценить Александер-метод как доказавший необыкновенную эффективность в лечении множества их пациентов.
К 1910 году популярность метода настолько возросла, что появились не слишком щепетильные в нравственном отношении «первооткрыватели» метода, создавшие свою практику. Закрепляя за собой приоритет, Александер написал и выпустил свою первую книгу, посвященную разработанному им методу, — «Величайшее наследие человека». Эта книга не раз переиздавалась при его жизни.
В Америке
Когда разразилась Первая мировая война, Александер в 1914 году уехал в Америку, где открыл практику, и в течение следующего десятилетия проводил полгода в Америке, а полгода в Лондоне. Александер-метод получил признание у американцев, и вскоре его родоначальник основал весьма процветающий бизнес. Александер всегда охотно пропагандировал свою работу, ведь его актерская подготовка означала, что он умеет показать себя. Американцы даже обвинили его в том, что он создает себе «культ». Это было беспочвенное обвинение, но вполне объяснимое, поскольку Александер действительно оставался единственным учителем своего метода. Впрочем, в течение нескольких последующих лет Александер упрочил свое положение в Америке.
Первая школа
Первая школа предназначалась не для тех, кто, желая быть последователем Александера, стремился овладеть его методом, а для маленьких детей. В 1924 году в своей Лондонской студии Александер открыл школу для детей от трех до восьми лет. Он намеревался обучать их с раннего возраста правильному «использованию собственного "я"». Эта школа просуществовала до 1940 года, когда была переведена в Америку, где пользовалась не меньшей популярностью.

Первый учитель
Первая школа для обучающих Александер-методу была создана Александером в Лондоне в
1930 году и предполагала трехлетний курс обучения. Он был абсолютно непреклонен, когда кто-нибудь из обучающихся хотел приступить к обучению других, прежде чем сам полностью овладевал курсом. Альберт, младший брат Фредерика Матиаса Александера, был, пожалуй, первым из учеников. Упав с лошади, Альберт сломал позвоночник и, по приговору врачей, был обречен на неподвижность. Старший брат обучил Альберта торможению, исходному контролю и сознательному включению. Альберт тренировался на больничной койке, пока не смог встать и не начать немного передвигаться. Менее чем через два года после несчастного случая, приведшего к параличу, Альберт полностью оправился от болезни и стал ходячим примером эффективности Александер-метода. И конечно же, Альберт до конца жизни оставался последователем метода, учителем и живым «экспонатом».
Дело о клевете
Наставницей в первой школе Александера для детей была Айрин Таскер, руководившая школой в течение десяти лет, пока в 1934 году она не эмигрировала в Южную Африку, где занялась собственной практикой. Таскер рекомендовала себя как инструктора по
Александер-методу и с одобрения основоположника метода намеревалась приложить все силы для его широкого распространения. В ее планы входило добиться того, чтобы
Александер-метод был включен в курс физической подготовки повсеместно в школах
Южной Африки. Глава Южноафриканского национального комитета по физической культуре, доктор Эрнст Джокл, однако, не был приверженцем метода, более того, доктор Джокл позволил себе чрезвычайно оскорбительные выпады в адрес Александера, которому не оставалось ничего другого, как подать на обидчика в суд за клевету.
Судебное разбирательство тянулось долгие годы, и только в 1948 году Александер выиграл процесс. Хотя Александер и не присутствовал лично на заседаниях суда, он был измучен, ему вот-вот должно было исполниться восемьдесят, так что неудивительно, что с победителем случился удар. Это печальное событие послужило толчком к самой серьезной перепроверке своего метода, которая не шла в сравнение с восстановлением пропавшего голоса. Разумеется, Александер лечил себя сам и спустя несколько недель смог вернуться к работе и преподаванию. Он прожил еще семь лет и умер в 1955 году, в возрасте восьмидесяти шести лет. Неплохая продолжительность жизни, если учитывать, что
Фредерик Матиас Александер рос слабым и болезненным ребенком, причем даже не мог посещать школу.
Популярность
При жизни Александера эффективность его метода была ясно доказана. Многие выдающиеся представители медицины и ученые характеризовали Александер-метод как
чрезвычайно результативный. Знаменитые люди того времени обучались методу и сообщали об успехах, достигнутых благодаря применению этого надежного «средства».
Казалось бы, действительно необычный, новый подход в изучении человеческого организма должен был заинтересовать миллионы людей, во всяком случае, должен был иметь куда больше поклонников. Увы, этого не случилось. Почему? Частично виной тому была сама личность основоположника метода. Александер совсем не был врачом в том смысле, в каком мы понимаем профессию врача сегодня, — он не терпел глупцов и становился настоящим деспотом, когда речь шла об установленных им правилах применения метода.
Александер, к тому же, не был конформистом и мало обращал внимания на общественное мнение. Он даже поселил любовницу в том же доме, где жил с женой, а разразившийся в связи с этим скандал ничуть его не смутил. Он был заядлый игрок, а страсть к скачкам порой угрожала отодвинуть на второй план работу. Однажды он был объявлен банкротом, так как не смог заплатить долг. Он был сильной личностью, наслаждался всем тем, что покупают на деньги, — отменными кушаньями, редкими винами. В нем угадывался денди. Иногда его отвергали из-за дерзости и крикливости, но он в ответ никогда не сбавлял тон и не менял своих манер. Александер был закоренелый индивидуалист и, без всякого сомнения, многим за это не нравился. Впрочем, в наши времена ему бы жилось значительно легче, и в средствах массовой информации его метод оставался бы неизменной темой дня.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей