Военная психология:
методология, теория, практика Учебно-методическое пособие
Москва
Военный университет
Военный университет Кафедра психологии
Военная психология
методология, теория, практика Учебно-методическое пособие
Москва
1996 год
Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и будущее военной психологии по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и собственно прикладному.
Издание рекомендовано Главным Управлением Кадров Министерства обороны Российской Федерации как учебно-методическое пособие.
Учебное пособие предназначено для адъюнктов и слушателей Военного университета РФ, военных психологов-исследователей и преподавателей военной психологии.
Военный университет
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Абдурахманов Р.А.
| - кандидат психологических наук, подполковник (§2.13)
| Анцупов А.Я.
| - доктор психологических наук, профессор, полковник (§2.23)
| Бархаев Б.П.
| - доцент, кандидат педагогических наук, полковник (§1.6)
| Бекаревич О.Л.
| - майор (§2.3)
| Боенко А.В.
| - кандидат психологических наук, подполковник (§2.22)
| Гнездилов Г.В.
| - заместитель руководителя авторского коллектива,доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §2.5, §2.8, §2.9, литература)
| Гончаров А.И.
| - кандидат психологических наук, подполковник (§2.18, §2.24)
| Дьяченко М.Н.
| - доктор психологических наук, профессор (§2.2)
| Захарик С.В.
| - кандидат психологических наук, полковник (§2.14)
| Караяни А.Г.
| - кандидат психологических наук, полковник (§2.7, §2.10, §2.12)
| Каширин В.П.
| - доцент, кандидат психологических наук (§ 2.17)
| Королюк Н.И.
| - кандидат психологических наук, подполковник (§1.5)
| Корчемный П.А.
| - руководитель авторского коллектива, академик Международ- ной Академии акмеологических наук, доктор психологических наук, профессор, генерал-майор (§2.4, §2.15)
| Крук В.Н.
| - доцент, кандидат психологических наук, полковник (§1.7)
| Кузнецов Л.Н.
| - заместитель руководителя авторского колектива, доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §1.1, §2.16, литература, заключение)
| Лахманский Е.С.
| - майор (литература)
| Макаров В.А.
| - кандидат психологических наук, полковник (§2.20)
| Николин В.С.
| - кандидат психологических наук, капитан 2-го ранга (§1.3)
| Останкович А.Е.
| - кандидат психологических наук, подполковник (§2.3)
| Полянский М.С.
| - кандидат психологических наук, полковник (§2.21)
| Помогайбин В.Н.
| - кандидат философских наук, подполковник (§1.2)
| Раздуев В.А.
| - кандидат психологических наук, подполковник (§2.1)
| Сулимов Ю.Г.
| - доцент, кандидат психологических наук (§2.19)
| Ткаченко Ю.В.
| - кандидат психологических наук, подполковник (§2.11)
| Утлик Э.П.
| - доктор психологических наук, профессор (§2.6)
| Федотов В.В.
| - доцент, кандидат психологических наук, полковник (§1.4)
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел 1. Методологические проблемы военной психологии ...
1.1. Методологические основы военной психологии ......
1.2. Зачем военному психологу знания истории психо-логии ............................................................................................
1.3. Методология военно-психологического исследо-вания ............................................................................................
1.4. Социально-психологические проблемы военной психологии ...................................................................................
1.5. Возрастная психология, как составляющая мето-дологических основ военной психологии ...................................
1.6. Педагогическая психология и военная психология ..
1.7. Военная психология и психотерапия ........................
Литература ............................................................................
Раздел 2. Военная психология, как отрасль психологической
науки
2.1. Развитие военной психологии в России до 1917г. ....
2.2. Основные направления военно-психологических исследований в России после 1917г. ............................................
2.3. Основные направления развития зарубежной военной психологии ....................................................................
2.4. Психологическая подготовка военнослужащих и ведение активных боевых действий ............................................
2.5. Психология боевой подготовки военнослужащих ...
2.6. Психология воинской дисциплины ...........................
2.7. Современный бой и его влияние на психику воина ..
2.8. Психология боевой деятельности военнослужащих .
2.9. Психология риска в управленческой деятельности командира в бою .........................................................................
2.10. Психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах боя и в условиях приме-нения ОМП ..................................................................................
2.11. Пути и способы поддержания психологической устойчивочти и боевой активности личного состава в ходе боевых действий ..........................................................................
2.12. Противодействие психологическим операциям противника, как задача психологического обеспечения сов-ременного боя ..............................................................................
2.13. Боевой стресс и его психологические последствия .
2.14. Посттравматические стрессовые растройства, пути и средства купирования ...............................................................
2.15. Психологическое обеспечение боевой деятельно-сти .................................................................................................
2.16. Психологическое обеспечение боевой готовности боевого дежурства .......................................................................
2.17. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения (части) ....................................................
2.18. Социально-психологические факторы эффек-тивности совместной деятельности воинского коллектива .......
2.19. Сплоченность боевых расчетов ...............................
2.20. Профилактика неуставных взаимоотношений в воинских коллективах .................................................................
2.21. Отрицательное лидерство в первичных воинских коллективах ..................................................................................
2.22. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика ......................
2.23. Особенности конфликтов во взаимоотношениях офицеров ......................................................................................
2.24. Основные направления психологического иссле-дования воинского коллектива ...................................................
Литература ..........................................................................
Заключение ..................................................................................
Приложения № 1 ..........................................................................
№ 2 ...........................................................................
№ 3 ...........................................................................
|
|
|
|
| Введение Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению. Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил. Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.
С другой стороны, психологический анализ войны, боя позволяет правильно обосновать пути совершенствования боевой, общественно-государственной, психологической подготовки, несения боевого дежурства, вахтенной и караульная службы и т.д. так как необходимым участником, субъектом любых событий здесь является человек. Военная наука обречена на сотрудничество с военной психологией. Таким образом, заказ на военную психологию продиктован:
необходимостью совершенствования военно-профессионального развития военнослужащих и обоснования эффективных путей военной реформы. Военная психология опирается на образ человека-деятеля, субъекта воинской деятельности в мирное и военное время;
потребностью человека в армии постоянно разрешать личные проблемы, осуществлять себя, искать и находить смысл своего бытия, строить свою семью, воспитывать детей. В решении этих проблем военная психология опирается на образ «человека-нуждающегося».
Стратегический путь развития сегодня военной психологии в обеспечении конструктивного разрешения объективного противоречия между «человеком-деятелем» и «человеком-нуждающимся", «человеком-ценностью» и «человеком-средством» в интересах Человеческой Личности - защитника своей Родины.
Для того, чтобы соответствовать уровню поставленных задач военная психология сама «должна измениться", пересмотреть свою методологию, мировоззренческие позиции, теоретическую концепцию, используемые методы и технологии.
Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и будущее военной психологии.
Логика учебного пособия построена таким образом, чтобы представить взгляды профессорско-преподавательского состава кафедры по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и собственно прикладному.
В разделе I «Методологические проблемы военной психологии» тематика глав подобрана таким образом, чтобы отразить накопленный опыт подготовки военных психологов в Военном университете, в основе которого лежит понимание того, что все психологические дисциплины по отношению к военной психологии несут свою методологическую функцию, наряду с общеметодологическими концепциями, представленными в первой главе.
В разделе II «Военная психология как отрасль психологической науки» раскрывается практическая роль данной науки в обеспечении жизни и деятельности войск, эффективности управления частями (кораблями), подразделениями и отдельными военнослужащими современных Вооруженных Сил РФ, обосновываются психологические закономерности совершенствования боевой, в том числе и психологической подготовки воинов к бою. В ней впервые в прямой постановке нашли отражение вопросы психологического обеспечения подготовки, ведения боевых действий личного состава и его жизнедеятельности после их завершения. Это представляется вполне актуальным в связи с включением в боевые уставы видов Вооруженных Сил специального раздела, касающегося совершенствования, в том числе, и проблем психологического обеспечения боя. В содержании глав данного раздела нашли отражение вопросы, связанные с пока еще небольшим, но уже накопленным опытом деятельности военных психологов в войсках.
Тематика глав II-го раздела отражает основное содержание всех тематических планов по предмету «Военная психология", преподаваемых в Военном университете слушателям, обучающимся на различных факультетах. В этой связи главы раздела посвящены проблемам психологического обеспечения деятельности войск, руководителей воинских коллективов как в военное, так и в мирное время. Авторы стремились не только теоретически описать существующие сегодня психологические проблемы, но и дать практические рекомендации для их разрешения.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |