Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Лалаева Нарушения чтения. Учебное пособие Лениздат Санкт-Петербург издательство Союз 2002 ббк 74. 102 Л20 Лалаева Р. И


Скачать 21.93 Mb.
НазваниеУчебное пособие Лениздат Санкт-Петербург издательство Союз 2002 ббк 74. 102 Л20 Лалаева Р. И
АнкорЛалаева Нарушения чтения.doc
Дата25.12.2017
Размер21.93 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛалаева Нарушения чтения.doc
ТипУчебное пособие
#33456
страница12 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Выделение звука на фоне слога. Для этого необхо­димо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так, логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО, СУ). Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук С.

Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со сходными аку­стически и смешиваемыми в произношении звуками. Изу­чаемый звук необходимо связывать с соответствующей бук­вой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква свя­зывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, т.е. с обобщенным представлением о зву­ке. Таким образом, исключается механическая связь бук­вы и изолированно произнесенного звука, которая может служить дополнительной трудностью при формировании прежде всего слитного чтения слогов и слов.

Для формирования умения определять наличие звука в слове предлагаются следующие упражнения: 1. Поднять букву, соответствующую заданному зву­ку.

  1. Назвать картинки; отобрать те, в названии кото­рых имеется заданный звук (картинки на смешиваемые зву­ки исключаются). При дифференциации звуков С и Ш, например, на первом этапе включаются только слова со звуком С и без него. Исключаются слова со звуком Ш и другими фонетически сходными звуками (свистящими и шипящими). Примерные картинки: сова, рыба, сумка, парта, лопата, лес, собака.

  2. Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук (картинки при этом не называются). Не предлагаются картинки, в названии которых встречаются сходные фонетически и смешиваемые детьми звуки.

Это задание является более сложным, чем предыду­щее, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на пред­ставление о нем.

  1. Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.

  2. Разделить страницу на две части. Слева написать букву, справа сделать прочерк. Логопед произносит различные слова. Если ученик услышит слово с заданным зву­ком, он должен нарисовать кружок (или записать слово) под буквой, если слово не имеет в своем составе нужного звука, кружок ставится (или записывается слово) там, где сделан прочерк.

  • Определение места звука в слове: в начале, середи­не, конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

  • Выделение слова с данным звуком из предложения. Предлагается, например, выделить из предложения слова, включающие заданный звук.

По указанному плану отрабатывается каждый из сме­шиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конк­ретных смешиваемых звуков в произносительном и слухо­вом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слухо­вой и произносительной характеристики каждого звука. Од­нако основная цель этого этапа - различение звуков, по­этому речевой материал должен включать слова со смеши­ваемыми звуками.

В качестве примера предлагается последовательность логопедической работы по дифференциации звуков С и Ш.

а. Дифференциация изолированных звуков С и Ш

С опорой на произнесение звуков, на зрительное вос­приятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука С губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука Ш губы вытя­нуты вперед в виде трубочки или воронки. Кончик языка при звуке С прижимается к альвеолам нижних резцов, а при звуке Ш кончик языка поднимается к альвеолам верх­них резцов (но не смыкается с ними). С помощью тактиль­ных ощущений на тыльной стороне ладони определяется, что воздушная струя при произношении звука С узкая и холодная, а при произношении звука Ш - широкая и теп­лая. Оба звука произносятся без участия голоса (горло не дрожит). Слуховой образ звука сравнивается с неречевыми звучаниями.

В работе используются картинки, на которых изоб­ражены вода, текущая из крана, и змея. Звук С соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук Ш - с шипением змеи.

Для закрепления предлагаются следующие упражне­ния:

1. Определить звуки по беззвучной артикуляции.

2. Определить артикуляцию произнесенного логопе­дом звука. Чтобы исключить опору на зрительное восприя­тие, логопед закрывает нижнюю часть лица.

б. Дифференциация звуков С и Ш в слогах

Дифференциация этих звуков в слогах также прово­дится в плане слухового и произносительного сопоставле­ния.

Упражнения для произносительной дифференциации:

1. Повторение слогов со звуками С и Ш, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными.

СА-ША

СО-ШО

СУ-ШУ

СЫ-ШИ

СЫ-ША

ША-СА

ШО-СО

ШУ-СУ

ШЫ-СЫ

ШИ-СА

СА-ШО

СА-ШУ

СА-ШИ

СО-ША



ША-СО

САШ-ШАС САШ-ШУС

ША-СУ

СОШ-ШОС ШОС-СУШ

ША-СЫ

СУШ-ШУС

ШИС-СОШ

ШО-СА

СУ-ША

ШУ-СА



2. Чтение слогов, запись слогов под диктовку.

С целью слуховой дифференциации рекомендуются следующие упражнения:

1. Поднять соответствующую букву после произнесе­ния слогов со звуками С и Ш: СА, ША, СО, ШУ, ШИ, СЫ, ШИ, ШЕ.

  1. Придумать слоги со звуками С и Ш.

  2. Преобразовать слоги, заменяя звук С звуком Ш и наоборот.

  3. Диктанты слогов со звуками С и Ш.

в. Дифференциация звуков С и Ш в словах

Дифференциация звуков в словах проводятся на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются раз­личные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение пос­ледовательности, количества и места звука в слове.

Рекомендуются следующие задания:

1. Определить, какой звук - С или Ш - в словах. Логопед называет слова, в которых звуки С и Ш находятся в начале, затем - в середине слова и, наконец, в конце слова. Например: слон, сумка, шар, шуба, скатерть, мыш­ка, крыса, колбаса, лошадь, насос, пылесос, карандаш, малыш.

  1. Определить место звуков С и Ш в словах (начало, середина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове (С или Ш), затем определяется его место в нем. Пример­ные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, санки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, крыша.

  2. Подобрать слова со звуком С или Ш в начале сло­ва.

  1. Подобрать слова со звуком С или Ш в середине

слова.

  1. Подобрать слова со звуком С или Ш в конце слова.

  1. Разложить картинки со звуками С и Ш под соответствующими буквами.

  2. Записать слова в два столбика: в первый - слова со звуком С, во второй - со звуком Ш.




  1. Работа со словами-квазиомонимами. Предлагается определить значение слов крыша, крыса, а затем срав­нить звучание этих слов и сказать, в чем их различие.

  2. Игра "Часы". Детям предлагаются "часы" (с циферблатом) двух цветов, например, зеленого и синего. Логопед называет слова. Дети определяют, какой звук в слове, выбирая часы определенного цвета (зеленые – для звука С, синие - для звука Ш). Далее дети определяют
    место данного звука в слове (первый, второй, третий и т.д.) и ставят стрелку на определенную цифру.

10. Графический диктант. Логопед называет слова со звуком С или Ш. Дети записывают соответствующую букву или Ш), а также цифру, указывающую на то, какой по счету этот звук в слове. Например: косынка - СЗ, вешалка - ШЗ, карандаш - Ш8, колбаса - С6, ромашка - Ш5, камыш - Ш5, посуда - СЗ и т.д.

  1. Составить графические схемы слов. Отметить на схеме синим цветом кружок, соответствующий звуку Ш, зеленым - кружок, соответствующий звуку С. Примерные слова: сыр, шар, каша, косы, стол, штора, каска, каш­тан, костюм, крыса, крыша, кошка, ромашка, капуста.

  2. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинка­ми на слова со звуками С и Ш. Игра может проводиться в двух вариантах:

а) Детям раздаются карточки и буквы С и Ш. Лого­пед называет слово. Дети должны найти на карточке соот­ветствующую картинку, определить, какой звук слышится в названном слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.

б) Детям раздаются карточки лото и бумажные полоски, разделенные каждая на три части. На двух полосках буквы С и Ш написаны соответственно в первой части по­лосок, на двух других - в средней, на остальных - в конце. Логопед называет слово, ученики определяют, какой звук в слове (С или Ш), его место в нем (начало, середина, конец) и закрывают картинку соответствующей полоской.

  1. Вставить пропущенные в словах буквы С и Ш.

  2. Диктанты слов со звуками С и Ш.

  3. Составление слов со звуками С и Ш из букв раз­
    резной азбуки.

  4. Отгадать загадки. Определить в отгадках место
    звука С или Ш.

В небо дыра, в землю дыра,

А посредине - огонь да вода. (Самовар)

Новая посуда, а вся в дырах. (Дуршлаг)

Стоит Антошка на четырех ножках.

На Антошке - суп да ложки. (Стол)

Живу во дворе, пою на заре,

На голове гребешок, я - горластый ... (Петушок)

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки. (Мыши)

На лугах сестрички - золотой глазок, белые реснич­ки. (Ромашки)

Трещит, а не кузнечик; летит, а не птица; везет, а не лошадь. (Самолет)

Сижу верхом - не знаю на ком,

Знакомца встречу - соскочу, привечу. (Шапка)

С ногами, а не ходит; со спиной, а не лежит. (Стул)

Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Соба­ка)

г. Дифференциация звуков С и Ш в предложениях

Рекомендуются следующие упражнения:

1. По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова со звуком С или Ш. Назвать в предло­жении слова со звуками С и Ш; определить, какой это звук и его место в слове.

2. Повторить предложения со словами, включающи­ми звуки С и Ш. Назвать слова со звуками С и Ш.,

В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные гру­ши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Соня надела красную шаль. Б лесу растут душистые ландыши. Па­стух пригнал большое стадо. Бабушка подарила Саше самоле­тик. Дедушка принес большого сома. Кошка уснула на стуле.

  1. Придумать предложения по предметным картин­кам на слова со звуками С и Ш. Примерные картинки: кошка, куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. Вначале предлагается определить, какой звук - С или Ш - в назва­нии картинок.

  2. Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно дополнить словами-квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.

Мама сварила вкусную ... (кашу). Деньги платят в ... (кассу).

Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску).

В сарае протекает ... (крыша). В подвале завелась ... (крыса).

Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голо­ву ... (каску).

Можно использовать картинки на слова-квазиомони­мы. Картинки предлагаются парами.

  1. Придумать предложения на слова-квазиомонимы. Определить, в каких словах есть звук С или Ш, назвать ме­сто данного звука (перед каким звуком, после какого звука слышится данный звук в слове).

  2. Вставить пропущенные буквы С и Ш.

В .кафу ви.ит ко.тюм. Под ногами .ур.ат .ухие ли.тья. В .аду по.пели яблоки и грум. На .о.не выроли м.ки. Гадом .тоят в углу. По.уда .тоит в .кафу. Мы купили .ыр, .ливки и лап.у.

1.Выборочный диктант. Выбрать из предложений и записать слова со звуками С и Ш в два столбика.

Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Де­душка спит на кушетке. Миша срывает груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в школу шишки.

д. Дифференциация звуков С и Ш в связной речи

Рекомендуются следующие задания:

1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки С и Ш.

  1. Составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов, включающих звуки С и Ш.

  1. Вставить в текст пропущенные буквы С и Ш.

В саду

В на.ем .аду кра.иво. По.пели кра.ные ви.ни. На ветках ви.ят боль.ие грум. Деду.ка хоро.о ухаживает за .адом.

4. Диктант текстов со словами, включающими зву­ки С и Ш.
В нашей комнате

Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шка­фу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло, В кресле сидит бабушка.
Лиса и мышка

В норке была мышка. Мышка выиыа из норки. Лиса уви­дела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.

Аналогичным образом проводится работа по диффе­ренциации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Дифференциация твердых и мягких согласных

Большую трудность для детей с фонематической дис­лексией представляет чтение слогов с мягкими согласными звуками. В связи с этим распространенными ошибками являются замены твердых и мягких звуков при чтении. Эти ошибки обусловлены целым рядом факторов: неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки, труд­ностью ориентировки на гласную в процессе чтения (при чтении прямого открытого слога именно гласная определя­ет, какой согласный - твердый или мягкий - надо произне­сти). Для преодоления указанных ошибок необходима сле­дующая работа;

а) слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах;

б) уточнение двузначности многих букв, обозначаю­щих согласные звуки, так как одна и та же буква предпола­гает двоякое звучание, в зависимости от последней буквы;

в) усвоение мягкости согласных звуков перед Е, Ё, Ю, Я. И в процессе чтения;

г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно прямых открытых слогов;

д) обозначение мягкости согласных на письме с по­мощью Ь;

е) обозначение мягкости согласных на письме с по­мощью йотированных гласных Е, Ё, Ю, Я, а также И.

Логопедическая работа по дифференциации твердых и мягких согласных осуществляется по аналогичному пла­ну: дифференциация изолированных звуков, дифференци­ация в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Рассмотрим содержание этой работы на примере диф­ференциации звуков В и ВЬ.
а. Дифференциация изолированных звуков В и ВЬ

ТЕМА. Звуки В и ВЬ.

ЦЕЛЬ. Научить детей различать на слух и в произно­шении звуки В и ВЬ, выделять из слогов и слов твердые и мягкие звуки В и ВЬ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Рассматривание картинок: "В лесу воет волк", "На дереве грач свил гнездо".

  2. Составление по картинкам двух предложений: 1) Зимой в лесу выл волк. 2) Весной на березе грач вил гнездо.

  3. Выделение слов, различающихся одним звуком: ВЫЛ - ВИЛ. Сравнение этих слов по звучанию. Определе­ние различия слов ВЫЛ - ВИЛ (первый звук в слове ВЫЛ - В, а первый звук в слове ВИЛ - ВЬ).

  4. Сравнение изолированно произнесенных звуков В и ВЬ.

Дети вслед за логопедом произносят звуки В-ВЬ и от­вечают на вопросы:

  • Одинаково ли произносятся звуки В и ВЬ? - Неодинаково.

  • При произношении какого звука губы больше рас­тянуты? - При произношении ВЬ.

  • Какой звук произносится с большим напряжением?

  • Звук ВЬ.

Делается вывод: произношение звуков В и ВЬ неоди­наково. Звук ВЬ произносится с большим напряжением губ, чем звук В. При звуке ВЬ губы растянуты в большей степе­ни, чем при звуке В. Сравнивается слуховой образ, звуча­ние звуков В и ВЬ.

Логопед произносит оба звука и задает вопрос: "Какая разница в звучании этих звуков?" Если дети затрудняются с ответом, следует поставить дополнительные вопросы:

  • Какой звук звучит более твердо, В или ВЬ? - Звук В.

  • Какой звук звучит более мягко, В или ВЬ? - ВЬ.

  • Значит, как звучит звук В? - Твердо.

  • А как звучит звук ВЬ? - Мягко.

Делается вывод: звук В звучит твердо, он твердый; звук ВЬ звучит мягко, он мягкий.

Какой буквой обозначаются звуки В и ВЬ? - Бук­вой В.

  • Одной буквой обозначается и твердый, и мягкий звук. Чтобы различать твердые и мягкие звуки, возьмем черную и синюю букву В. Черная буква будет обозначать твердый звук В, а синяя буква - мягкий звук ВЬ.

Логопед раздает детям схемы слов ВЫЛ и ВИЛ и та­кие же схемы устанавливает под картинками.

  • В слове ВЫЛ какой первый звук? - Звук В.

  • Это твердый звук или мягкий? - Твердый.

  • Какой буквой мы обозначим этот звук - черной или синей? - Черной.

В схеме под соответствующей картинкой ставится чер­ная буква В.

  • В слове ВИЛ какой первый звук? - ВЬ.

  • Это твердый или мягкий звук? - Мягкий.

  • Какой буквой обозначим этот звук? - Синей.

В схеме под соответствующей картинкой ставится си­няя буква В.

- В каком слове звук В твердый? - В слове ВЫЛ.

- В каком слове звук ВЬ мягкий? - В слове ВИЛ. Подобным же образом анализируется звуковой состав слов ВАЛ - ВЯЛ, ВОЛ - ВЁЛ, выделяются твердые и мяг­кие звуки В и ВЪ.

б. Дифференциация звуков В и ВЬ в слогах

Для закрепления дифференциации звуков В и ВЬ в слогах рекомендуются следующие задания:

1. Поднять черную букву В, если в слоге твердый звук В; поднять синюю букву В, если в слоге мягкий звук ВЬ. Примерные слоги: ВА, ВО, ВИ, ВУ, ВЕ, ВЮ, ВЫ, ВЯ, ВЕ.

  1. Прочитать слоги со звуками В и ВЬ, подчеркнуть букву В карандашом черного или синего цвета, в зависи­мости от того, какой звук она обозначает (твердый или
    мягкий).

  2. Диктант слогов с твердыми и мягкими звуками В и ВЬ. Подчеркнуть букву В черным или синим каранда­шом.


в. Дифференциация звуков В и ВЬ в словах

Рекомендуются следующие задания:

1. Поднять черную или синюю букву В, в зависимо­сти от того, какой звук (твердый или мягкий) в слове.

а) Со звуками В-ВЬ в начале слова: ворона, Валя, весело, волк, варежки, вьюга, ветер, волосы, воробей, втор­ник, вечер, вилка, весна.

б) Со звуками В-ВЬ в середине слова: четверг, дверь, дворник, забавный, звери, медведь, буква, сова, одуванчик, диван, тыква, простокваша, экскаватор, дерево, трава.

  1. Распределить картинки на две части. Если в названии картинки твердый звук В, то положить ее слева под черной буквой В. Если в названии картинки мягкий звук ВЬ - положить ее справа, под синей буквой В.

  1. Подобрать слова на твердый звук В.

  1. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука ВЬ.

  2. Заменить в предлагаемых на слух словах твердый согласный В на мягкий согласный ВЬ. Назвать слово, ко­торое получится. Сравнить по значению и звучанию пары слов. Предлагаются слова: выл, вал, вол, завод, воз, жи­вот, высок, завывать.

  3. Добавить слог с твердым или мягким звуком В-ВЬ. Определить, какой звук в слове - твердый или мягкий.

..тер, ..ленки, дро.., ..чер, ..рота, де...ка, рука..ца.

7. Записать слова под диктовку, подчеркнуть букву В карандашом черного или синего цвета, в зависимости от того, какой звук в слове - твердый или мягкий.

  1. Разделить страницу на две части. Слева записать букву В черным цветом, справа - синим. Логопед читает слова, дети ставят кружочки под черной буквой, если в слове твердый звук В, и под синей буквой, если в слове мягкий звук ВЬ. Далее можно предложить детям назвать слова с твердым звуком Вис мягким звуком ВЬ.

  2. Отгадать загадки. Определить, твердый или мягкий звук В-ВЬ в отгадках.

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой его в берлогу! (Медведь)

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его (Скворец)

В этом доме жильцы

Все умелые пловцы.

Что за дом такой,

До краев налит водой? (Аквариум)

Два братца пошли в реку купаться. (Ведра)

Весной веселит, летом холодит,

осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

10. Игра в лото. На карточках предлагаются картин­ки, в названии которых имеется либо звук В, либо ВЬ. Логопед называет слова. Дети закрывают картинку черной буквой В, если в слове твердый звук В, и синей - если в слове мягкий звук ВЬ.

г. Дифференциация звуков В и ВЬ в предложениях

Рекомендуются следующие задания:

1. Придумать предложения со словами-квазиомони­мами: вол - вёл, завод - зовет, вал - вял, живот - живёт, выть - вить, воз - вёз.

  1. Придумать предложения со словами на звуки В и ВЬ (по картинкам). Определить, какой звук - В или ВЬ – в словах, место данного слова в предложении.

  2. Назвать слова со звуками В и ВЬ в предложениях, прочитанных логопедом. Определить место этих слов в пред­ложении.

На траве лежат дрова. Скворцы свили гнездо на высо­ком дереве. Воробьи весело чирикают на ветках. Вова взял свеклу из ведра. Вера надела красивые варежки. Расцвели пер­вые весенние цветы.

4. Вставить пропущенные буквы карандашами раз­ного цвета, в зависимости от того, какой звук в слове - твердый или мягкий.

На стене мсит краси.ый ко.ер. А.томобиль .ыехал за .орота. .есной во дворе .всело играет дет.ора. В лесу .оет .олк. .втер качает .етм дере.ьев. В .азе за.яли синие .асильки. Гру­за.ик .езет дро.а. В ак.ариуме пла.ают разноц.етные рыбки.

  1. Диктант предложений, включающих слова со зву­ками В и ВЬ.

  2. Чтение предложений со словами, включающими звуки В и ВЬ.

д. Дифференциация звуков В и ВЬ в текстах

С целью развития дифференциации звуков В-ВЬ в тек­стах используются аналогичные виды работ. Тексты долж­ны включать слова со звуками В и ВЬ. Примерный текст:

Вот и наступила весна. Весело зачирикали воробьи. При­летели грачи. В лесу на деревьях они стали вить гнезда. Грачи носили в гнезда травинки, веточки, конский волос.

После того как дети научатся различать твердые и мягкие звуки на слух, можно перейти к следующей теме -"Обозначение мягкости согласных на письме", т.е. к усво­ению того, что буквы Е, Ё, Ю, Я, И, Ь обозначают мяг­кость предыдущего согласного звука.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей