Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так, логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО, СУ). Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук С. • Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками. Изучаемый звук необходимо связывать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, т.е. с обобщенным представлением о звуке. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, которая может служить дополнительной трудностью при формировании прежде всего слитного чтения слогов и слов.
Для формирования умения определять наличие звука в слове предлагаются следующие упражнения: 1. Поднять букву, соответствующую заданному звуку.
Назвать картинки; отобрать те, в названии которых имеется заданный звук (картинки на смешиваемые звуки исключаются). При дифференциации звуков С и Ш, например, на первом этапе включаются только слова со звуком С и без него. Исключаются слова со звуком Ш и другими фонетически сходными звуками (свистящими и шипящими). Примерные картинки: сова, рыба, сумка, парта, лопата, лес, собака.
Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук (картинки при этом не называются). Не предлагаются картинки, в названии которых встречаются сходные фонетически и смешиваемые детьми звуки.
Это задание является более сложным, чем предыдущее, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на представление о нем.
Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.
Разделить страницу на две части. Слева написать букву, справа сделать прочерк. Логопед произносит различные слова. Если ученик услышит слово с заданным звуком, он должен нарисовать кружок (или записать слово) под буквой, если слово не имеет в своем составе нужного звука, кружок ставится (или записывается слово) там, где сделан прочерк.
Определение места звука в слове: в начале, середине, конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
Выделение слова с данным звуком из предложения. Предлагается, например, выделить из предложения слова, включающие заданный звук.
По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа - различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.
В качестве примера предлагается последовательность логопедической работы по дифференциации звуков С и Ш.
а. Дифференциация изолированных звуков С и Ш
С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука С губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука Ш губы вытянуты вперед в виде трубочки или воронки. Кончик языка при звуке С прижимается к альвеолам нижних резцов, а при звуке Ш кончик языка поднимается к альвеолам верхних резцов (но не смыкается с ними). С помощью тактильных ощущений на тыльной стороне ладони определяется, что воздушная струя при произношении звука С узкая и холодная, а при произношении звука Ш - широкая и теплая. Оба звука произносятся без участия голоса (горло не дрожит). Слуховой образ звука сравнивается с неречевыми звучаниями.
В работе используются картинки, на которых изображены вода, текущая из крана, и змея. Звук С соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук Ш - с шипением змеи.
Для закрепления предлагаются следующие упражнения:
1. Определить звуки по беззвучной артикуляции.
2. Определить артикуляцию произнесенного логопедом звука. Чтобы исключить опору на зрительное восприятие, логопед закрывает нижнюю часть лица.
б. Дифференциация звуков С и Ш в слогах
Дифференциация этих звуков в слогах также проводится в плане слухового и произносительного сопоставления.
Упражнения для произносительной дифференциации:
1. Повторение слогов со звуками С и Ш, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными.
СА-ША
| СО-ШО
| СУ-ШУ
| СЫ-ШИ
| СЫ-ША
| ША-СА
| ШО-СО
| ШУ-СУ
| ШЫ-СЫ
| ШИ-СА
| СА-ШО
| СА-ШУ
| СА-ШИ
| СО-ША
|
| ША-СО
САШ-ШАС САШ-ШУС
| ША-СУ
СОШ-ШОС ШОС-СУШ
| ША-СЫ
СУШ-ШУС
ШИС-СОШ
| ШО-СА
СУ-ША
ШУ-СА
|
| 2. Чтение слогов, запись слогов под диктовку.
С целью слуховой дифференциации рекомендуются следующие упражнения:
1. Поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками С и Ш: СА, ША, СО, ШУ, ШИ, СЫ, ШИ, ШЕ.
Придумать слоги со звуками С и Ш.
Преобразовать слоги, заменяя звук С звуком Ш и наоборот.
Диктанты слогов со звуками С и Ш.
в. Дифференциация звуков С и Ш в словах
Дифференциация звуков в словах проводятся на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове.
Рекомендуются следующие задания:
1. Определить, какой звук - С или Ш - в словах. Логопед называет слова, в которых звуки С и Ш находятся в начале, затем - в середине слова и, наконец, в конце слова. Например: слон, сумка, шар, шуба, скатерть, мышка, крыса, колбаса, лошадь, насос, пылесос, карандаш, малыш.
Определить место звуков С и Ш в словах (начало, середина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове (С или Ш), затем определяется его место в нем. Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, санки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, крыша.
Подобрать слова со звуком С или Ш в начале слова.
Подобрать слова со звуком С или Ш в середине
слова.
Подобрать слова со звуком С или Ш в конце слова.
Разложить картинки со звуками С и Ш под соответствующими буквами.
Записать слова в два столбика: в первый - слова со звуком С, во второй - со звуком Ш.
Работа со словами-квазиомонимами. Предлагается определить значение слов крыша, крыса, а затем сравнить звучание этих слов и сказать, в чем их различие.
Игра "Часы". Детям предлагаются "часы" (с циферблатом) двух цветов, например, зеленого и синего. Логопед называет слова. Дети определяют, какой звук в слове, выбирая часы определенного цвета (зеленые – для звука С, синие - для звука Ш). Далее дети определяют место данного звука в слове (первый, второй, третий и т.д.) и ставят стрелку на определенную цифру.
10. Графический диктант. Логопед называет слова со звуком С или Ш. Дети записывают соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую на то, какой по счету этот звук в слове. Например: косынка - СЗ, вешалка - ШЗ, карандаш - Ш8, колбаса - С6, ромашка - Ш5, камыш - Ш5, посуда - СЗ и т.д.
Составить графические схемы слов. Отметить на схеме синим цветом кружок, соответствующий звуку Ш, зеленым - кружок, соответствующий звуку С. Примерные слова: сыр, шар, каша, косы, стол, штора, каска, каштан, костюм, крыса, крыша, кошка, ромашка, капуста.
Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками С и Ш. Игра может проводиться в двух вариантах:
а) Детям раздаются карточки и буквы С и Ш. Логопед называет слово. Дети должны найти на карточке соответствующую картинку, определить, какой звук слышится в названном слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.
б) Детям раздаются карточки лото и бумажные полоски, разделенные каждая на три части. На двух полосках буквы С и Ш написаны соответственно в первой части полосок, на двух других - в средней, на остальных - в конце. Логопед называет слово, ученики определяют, какой звук в слове (С или Ш), его место в нем (начало, середина, конец) и закрывают картинку соответствующей полоской.
Вставить пропущенные в словах буквы С и Ш.
Диктанты слов со звуками С и Ш.
Составление слов со звуками С и Ш из букв раз резной азбуки.
Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука С или Ш.
В небо дыра, в землю дыра,
А посредине - огонь да вода. (Самовар)
Новая посуда, а вся в дырах. (Дуршлаг)
Стоит Антошка на четырех ножках.
На Антошке - суп да ложки. (Стол)
Живу во дворе, пою на заре,
На голове гребешок, я - горластый ... (Петушок)
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки. (Мыши)
На лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Трещит, а не кузнечик; летит, а не птица; везет, а не лошадь. (Самолет)
Сижу верхом - не знаю на ком,
Знакомца встречу - соскочу, привечу. (Шапка)
С ногами, а не ходит; со спиной, а не лежит. (Стул)
Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)
г. Дифференциация звуков С и Ш в предложениях
Рекомендуются следующие упражнения:
1. По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова со звуком С или Ш. Назвать в предложении слова со звуками С и Ш; определить, какой это звук и его место в слове.
2. Повторить предложения со словами, включающими звуки С и Ш. Назвать слова со звуками С и Ш.,
В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Соня надела красную шаль. Б лесу растут душистые ландыши. Пастух пригнал большое стадо. Бабушка подарила Саше самолетик. Дедушка принес большого сома. Кошка уснула на стуле.
Придумать предложения по предметным картинкам на слова со звуками С и Ш. Примерные картинки: кошка, куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. Вначале предлагается определить, какой звук - С или Ш - в названии картинок.
Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно дополнить словами-квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.
Мама сварила вкусную ... (кашу). Деньги платят в ... (кассу).
Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску).
В сарае протекает ... (крыша). В подвале завелась ... (крыса).
Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голову ... (каску).
Можно использовать картинки на слова-квазиомонимы. Картинки предлагаются парами.
Придумать предложения на слова-квазиомонимы. Определить, в каких словах есть звук С или Ш, назвать место данного звука (перед каким звуком, после какого звука слышится данный звук в слове).
Вставить пропущенные буквы С и Ш.
В .кафу ви.ит ко.тюм. Под ногами .ур.ат .ухие ли.тья. В .аду по.пели яблоки и грум. На .о.не выроли м.ки. Гадом .тоят в углу. По.уда .тоит в .кафу. Мы купили .ыр, .ливки и лап.у.
1.Выборочный диктант. Выбрать из предложений и записать слова со звуками С и Ш в два столбика.
Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Дедушка спит на кушетке. Миша срывает груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в школу шишки.
д. Дифференциация звуков С и Ш в связной речи
Рекомендуются следующие задания:
1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки С и Ш.
Составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов, включающих звуки С и Ш.
Вставить в текст пропущенные буквы С и Ш.
В саду
В на.ем .аду кра.иво. По.пели кра.ные ви.ни. На ветках ви.ят боль.ие грум. Деду.ка хоро.о ухаживает за .адом.
4. Диктант текстов со словами, включающими звуки С и Ш. В нашей комнате
Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шкафу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло, В кресле сидит бабушка. Лиса и мышка
В норке была мышка. Мышка выиыа из норки. Лиса увидела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.
Дифференциация твердых и мягких согласных
Большую трудность для детей с фонематической дислексией представляет чтение слогов с мягкими согласными звуками. В связи с этим распространенными ошибками являются замены твердых и мягких звуков при чтении. Эти ошибки обусловлены целым рядом факторов: неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки, трудностью ориентировки на гласную в процессе чтения (при чтении прямого открытого слога именно гласная определяет, какой согласный - твердый или мягкий - надо произнести). Для преодоления указанных ошибок необходима следующая работа;
а) слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах;
б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки, так как одна и та же буква предполагает двоякое звучание, в зависимости от последней буквы;
в) усвоение мягкости согласных звуков перед Е, Ё, Ю, Я. И в процессе чтения;
г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно прямых открытых слогов;
д) обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь;
е) обозначение мягкости согласных на письме с помощью йотированных гласных Е, Ё, Ю, Я, а также И.
Логопедическая работа по дифференциации твердых и мягких согласных осуществляется по аналогичному плану: дифференциация изолированных звуков, дифференциация в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Рассмотрим содержание этой работы на примере дифференциации звуков В и ВЬ. а. Дифференциация изолированных звуков В и ВЬ
ТЕМА. Звуки В и ВЬ.
ЦЕЛЬ. Научить детей различать на слух и в произношении звуки В и ВЬ, выделять из слогов и слов твердые и мягкие звуки В и ВЬ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Рассматривание картинок: "В лесу воет волк", "На дереве грач свил гнездо".
Составление по картинкам двух предложений: 1) Зимой в лесу выл волк. 2) Весной на березе грач вил гнездо.
Выделение слов, различающихся одним звуком: ВЫЛ - ВИЛ. Сравнение этих слов по звучанию. Определение различия слов ВЫЛ - ВИЛ (первый звук в слове ВЫЛ - В, а первый звук в слове ВИЛ - ВЬ).
Сравнение изолированно произнесенных звуков В и ВЬ.
Дети вслед за логопедом произносят звуки В-ВЬ и отвечают на вопросы:
Одинаково ли произносятся звуки В и ВЬ? - Неодинаково.
При произношении какого звука губы больше растянуты? - При произношении ВЬ.
Какой звук произносится с большим напряжением?
Звук ВЬ.
Делается вывод: произношение звуков В и ВЬ неодинаково. Звук ВЬ произносится с большим напряжением губ, чем звук В. При звуке ВЬ губы растянуты в большей степени, чем при звуке В. Сравнивается слуховой образ, звучание звуков В и ВЬ.
Логопед произносит оба звука и задает вопрос: "Какая разница в звучании этих звуков?" Если дети затрудняются с ответом, следует поставить дополнительные вопросы:
Какой звук звучит более твердо, В или ВЬ? - Звук В.
Какой звук звучит более мягко, В или ВЬ? - ВЬ.
Значит, как звучит звук В? - Твердо.
А как звучит звук ВЬ? - Мягко.
Делается вывод: звук В звучит твердо, он твердый; звук ВЬ звучит мягко, он мягкий.
Какой буквой обозначаются звуки В и ВЬ? - Буквой В.
Одной буквой обозначается и твердый, и мягкий звук. Чтобы различать твердые и мягкие звуки, возьмем черную и синюю букву В. Черная буква будет обозначать твердый звук В, а синяя буква - мягкий звук ВЬ.
Логопед раздает детям схемы слов ВЫЛ и ВИЛ и такие же схемы устанавливает под картинками.
В слове ВЫЛ какой первый звук? - Звук В.
Это твердый звук или мягкий? - Твердый.
Какой буквой мы обозначим этот звук - черной или синей? - Черной.
В схеме под соответствующей картинкой ставится черная буква В.
В слове ВИЛ какой первый звук? - ВЬ.
Это твердый или мягкий звук? - Мягкий.
Какой буквой обозначим этот звук? - Синей.
В схеме под соответствующей картинкой ставится синяя буква В.
- В каком слове звук В твердый? - В слове ВЫЛ.
- В каком слове звук ВЬ мягкий? - В слове ВИЛ. Подобным же образом анализируется звуковой состав слов ВАЛ - ВЯЛ, ВОЛ - ВЁЛ, выделяются твердые и мягкие звуки В и ВЪ.
б. Дифференциация звуков В и ВЬ в слогах
Для закрепления дифференциации звуков В и ВЬ в слогах рекомендуются следующие задания:
1. Поднять черную букву В, если в слоге твердый звук В; поднять синюю букву В, если в слоге мягкий звук ВЬ. Примерные слоги: ВА, ВО, ВИ, ВУ, ВЕ, ВЮ, ВЫ, ВЯ, ВЕ.
Прочитать слоги со звуками В и ВЬ, подчеркнуть букву В карандашом черного или синего цвета, в зависимости от того, какой звук она обозначает (твердый или мягкий).
Диктант слогов с твердыми и мягкими звуками В и ВЬ. Подчеркнуть букву В черным или синим карандашом.
в. Дифференциация звуков В и ВЬ в словах
Рекомендуются следующие задания:
1. Поднять черную или синюю букву В, в зависимости от того, какой звук (твердый или мягкий) в слове.
а) Со звуками В-ВЬ в начале слова: ворона, Валя, весело, волк, варежки, вьюга, ветер, волосы, воробей, вторник, вечер, вилка, весна.
б) Со звуками В-ВЬ в середине слова: четверг, дверь, дворник, забавный, звери, медведь, буква, сова, одуванчик, диван, тыква, простокваша, экскаватор, дерево, трава.
Распределить картинки на две части. Если в названии картинки твердый звук В, то положить ее слева под черной буквой В. Если в названии картинки мягкий звук ВЬ - положить ее справа, под синей буквой В.
Подобрать слова на твердый звук В.
Подобрать слова, которые начинаются с мягкого звука ВЬ.
Заменить в предлагаемых на слух словах твердый согласный В на мягкий согласный ВЬ. Назвать слово, которое получится. Сравнить по значению и звучанию пары слов. Предлагаются слова: выл, вал, вол, завод, воз, живот, высок, завывать.
Добавить слог с твердым или мягким звуком В-ВЬ. Определить, какой звук в слове - твердый или мягкий.
..тер, ..ленки, дро.., ..чер, ..рота, де...ка, рука..ца.
7. Записать слова под диктовку, подчеркнуть букву В карандашом черного или синего цвета, в зависимости от того, какой звук в слове - твердый или мягкий.
Разделить страницу на две части. Слева записать букву В черным цветом, справа - синим. Логопед читает слова, дети ставят кружочки под черной буквой, если в слове твердый звук В, и под синей буквой, если в слове мягкий звук ВЬ. Далее можно предложить детям назвать слова с твердым звуком Вис мягким звуком ВЬ.
Отгадать загадки. Определить, твердый или мягкий звук В-ВЬ в отгадках.
Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой его в берлогу! (Медведь)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его (Скворец)
В этом доме жильцы
Все умелые пловцы.
Что за дом такой,
До краев налит водой? (Аквариум)
Два братца пошли в реку купаться. (Ведра)
Весной веселит, летом холодит,
осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
10. Игра в лото. На карточках предлагаются картинки, в названии которых имеется либо звук В, либо ВЬ. Логопед называет слова. Дети закрывают картинку черной буквой В, если в слове твердый звук В, и синей - если в слове мягкий звук ВЬ.
г. Дифференциация звуков В и ВЬ в предложениях
Рекомендуются следующие задания:
1. Придумать предложения со словами-квазиомонимами: вол - вёл, завод - зовет, вал - вял, живот - живёт, выть - вить, воз - вёз.
Придумать предложения со словами на звуки В и ВЬ (по картинкам). Определить, какой звук - В или ВЬ – в словах, место данного слова в предложении.
Назвать слова со звуками В и ВЬ в предложениях, прочитанных логопедом. Определить место этих слов в предложении.
На траве лежат дрова. Скворцы свили гнездо на высоком дереве. Воробьи весело чирикают на ветках. Вова взял свеклу из ведра. Вера надела красивые варежки. Расцвели первые весенние цветы.
4. Вставить пропущенные буквы карандашами разного цвета, в зависимости от того, какой звук в слове - твердый или мягкий.
На стене мсит краси.ый ко.ер. А.томобиль .ыехал за .орота. .есной во дворе .всело играет дет.ора. В лесу .оет .олк. .втер качает .етм дере.ьев. В .азе за.яли синие .асильки. Груза.ик .езет дро.а. В ак.ариуме пла.ают разноц.етные рыбки.
Диктант предложений, включающих слова со звуками В и ВЬ.
Чтение предложений со словами, включающими звуки В и ВЬ.
д. Дифференциация звуков В и ВЬ в текстах
С целью развития дифференциации звуков В-ВЬ в текстах используются аналогичные виды работ. Тексты должны включать слова со звуками В и ВЬ. Примерный текст:
Вот и наступила весна. Весело зачирикали воробьи. Прилетели грачи. В лесу на деревьях они стали вить гнезда. Грачи носили в гнезда травинки, веточки, конский волос.
После того как дети научатся различать твердые и мягкие звуки на слух, можно перейти к следующей теме -"Обозначение мягкости согласных на письме", т.е. к усвоению того, что буквы Е, Ё, Ю, Я, И, Ь обозначают мягкость предыдущего согласного звука.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |