Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

курсовик. Учет расчетов с покупателями и


Скачать 41.83 Kb.
НазваниеУчет расчетов с покупателями и
Анкоркурсовик.docx
Дата18.01.2017
Размер41.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkursovik.docx
ТипКурсовая
#6901
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Экономический факультет

Кафедра экономического анализа и бухгалтерского учета

Курсовая работа

По дисциплине

Бухгалтерский финансовый учет

на тему

«Учет расчетов с покупателями и заказчиками»
Выполнила

Студентка 3 курса 5группы

Дневной формы обучения

Специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Иремадзе. Т. З
Научный руководитель:

канд. экон. наук, доцент

Васильева. Т. А

Иваново 2014

Оглавление


Глава 1.Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками 4

1.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии 7

1.3 Сомнительная задолженность и ее списания. 11

1.4Создание резерва по сомнительным долгам. 14

Глава2. Организация расчетов с покупателями и заказчиками на примере предприятия « Форос» 17


Введение

Учет расчетов с покупателями и заказчиками имеет большое значение для любого предприятия, активно работающего в условиях рыночной экономики. Поскольку каждое предприятие, ведущее финансово-экономическую деятельность, в процессе своего существования осуществляет расчеты с покупателями и заказчиками – за приобретенную покупателями продукцию, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности.

Огромный оборот денежных и материальных ресурсов приводит к повышенному вниманию со стороны контролирующих органов к правильности постановки организации и ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. Существование различных методов учета, организация учета расчетов с множеством поставщиков и покупателей, постоянно изменяющаяся законодательная база делает работу бухгалтера предприятия, занимающегося производством и реализацией продукции, крайне сложной и ответственной. Такая актуальность вопроса обусловила выбор данной темы курсовой работы. 

Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

  • обозначить сущность, виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками;

  • рассмотреть синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками;

  • раскрыть информацию о расчетах с покупателями и заказчиками на предприятие.

Методической основой написания работы явились нормативные документы, содержания учебников ведущих ученых в области бухгалтерского учета, информационно – справочные системы и интернет ресурсы. 

Глава 1.Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками


    1. Сущность, виды и формы расчетов

Хозяйственные связи, возникающие у организации с поставщиками, покупателями, являются необходимым условием ее деятельности, так как они обеспечивают бесперебойную работу предприятия. От состояния расчетов с покупателями во многом зависит платежеспособность предприятия, ее финансовое состояние, а также дальнейшее налаживание партнерских связей.

Текущие обязательства предприятия представлены в виде дебиторской и кредиторской задолженности.

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и другие). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Кредиторской задолженностью называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам - кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и прочее). Кредиторами называются те юридические и физические лица, перед которыми данная организация несёт обязательства за уже полученные от них, но не оплаченные (не возвращённые) ценности, услуги, денежные средства.

Основными задачами учета расчетов с покупателями и заказчиками являются:

  • формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками;

  • контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;

  •   контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями;

  • своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Факт отношений с покупателем и заказчиком, предмет данных отношений, вид и форму расчетов, и другие условия регулирует договор, заключенный между участниками данных отношений.

В настоящее время предприятия сами выбирают форму расчетов при оплате за поставленные товары (работы, услуги). При расчетах может применяться наличная и безналичная форма расчетов.

Расчеты наличными деньгами производятся в переделах до 100000 рублей по одной операции, поэтому эта форма является не совсем удобной, так как ограничивает размер выплаты денежных средств по заключенным договорам.

Наиболее удобной является безналичная форма расчетов, так как она не имеет ограничений при оплате. В безналичном порядке расчеты должны производиться только через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие расчетные счета. Этот порядок предусматривает перечисление денежных средств с расчетного счета и отправку различных документов в другой банк для завершения хозяйственных связей, согласно договору. При расчетах банки не вмешиваются в договорные отношения между предприятиями. Применяются следующие формы безналичных расчетов:

  • платежными поручениями;

  • аккредитивами;

  • чеками;

  • по инкассо.


В соответствии с условиями заключенных договоров, оплата может производиться несколькими видами:

  • авансы, которые предусматривают оплату под поставку товара;

  • предварительная оплата, предусматривает полностью стопроцентную оплату товара до его поставки покупателю, согласно заключенному договору;

  • отсрочка платежа, оплата производится за товары спустя определенный срок, указанный в договоре;

  • по факту поставки товаров, оплата производится в момент их получения;

  • под реализацию, оплата товаров производится только после того, как они будут реализованы покупателям.


 

1.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии


В соответствии с Планом счетов, учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На счете 62 также отражаются авансы полученные.

Необходимо отметить, что в новом Плане счетов отсутствуют рекомендации по перечню субсчетов, открываемых к счету 62. При этом закреплено требование (перенесенное из прежней Инструкции по применению Плана счетов) об организации аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

  • покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

  • покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

  • авансам полученным;

  • векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

  • векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

  • векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Таким образом, очевидна необходимость открытия, как минимум, следующих субсчетов:

  • расчеты в порядке инкассо (возможность инкассовой формы расчетов установлена ГК РФ и, наконец, урегулирована Письмом Центробанка РФ от 8 сентября 2000 г. №120-П «Положение о безналичных расчетах»), причем с учетом последних изменений нормативной базы (Письмо №120-П) в аналитическом учете может возникнуть необходимость группировки инкассовых расчетов еще по двум признакам - с акцептом и без акцепта;

  • расчеты плановыми платежами;

  • авансы полученные;

  • векселя полученные.

На счете 62 должны отражаться следующие основные операции:

  1. при авансовой системе оплаты продукции (работ, услуг):

· на сумму полученного аванса под отгрузку продукции, выполнение работ или оказание услуг; Д 50, 51, 52 К 62.

· на сумму НДС по сумме полученного аванса; Д 62 К 68.

· на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; Д 90-2 К 20, 23, 26.

· на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги; Д 62 К 90-1.

· на сумму НДС по всей сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг; Д 90-3 К 68.

· (сторно) - на сумму восстановленного налога (ранее начисленного по сумме полученного аванса); Д 62 К 68.

· на сумму аванса, зачтенного в счет задолженности покупателя или заказчика; Д 62 К 62.

· на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) организации в окончательный расчет. Д 50, 51, 52 К 62

В том случае, когда организация использует кассовый метод определения выручки от реализации, налог на добавленную стоимость в части неоплаченной поставки до поступления средств на расчетный счет или в кассу покупателя - продавца указывается на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

  1. при последующей оплате поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг:

· на сумму фактической себестоимости отгруженной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; Д 90-2 К 20 (23, 26 и т.д.).

· на сумму задолженности покупателя или заказчика за проданные товары, работы или услуги; Д 62 К 90-1.

· на сумму НДС по сумме стоимости проданных товаров, работ или услуг; Д 90-3 68 (76 - для организаций, определяющих выручку от реализации по мере оплаты).

· на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет (в кассу, на валютный счет) в оплату поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг; Д 51 (50, 52) К 62.

Кроме того, на счете 62 могут быть оформлены проводки:

· на сумму стоимости отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, не относящиеся к продуктам по обычным видам деятельности, а также на сумму стоимости прочего имущества организации, проданного покупателям;

Д 62 К 91.

· на сумму дебиторской задолженности, списанной за счет резерва по сомнительных долгам (при наличии соответствующих условий и при соблюдении установленной процедуры); Д 63 К 62.

· на сумму номинала векселя, полученного в оплату продукции (работ, услуг). Окончательно сумма дебиторской задолженности списывается по поступлении денежных средств в оплату векселя или по передаче векселя третьей стороне; Д 62 К 62.

Кроме счета 62 при расчетах с покупателями и заказчиками может использоваться счет 76. Порядок использования счета 76 в Инструкции по применению нового Плана счетов более детализирован, а количество операций - существенно расширено.

К расчетам с покупателями и заказчиками непосредственное отношение имеет использование субсчета «Расчеты по претензиям». Наиболее широко этот субсчет используется при расчетах с поставщиками, подрядчиками, транспортными, кредитными организациям и т.п. С покупателями и заказчиками данный субсчет применяется только по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым за несоблюдение договорных обязательств. Важно, что обязательным условием для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете является их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).

В Инструкции по применению нового Плана счетов имеется, оговорка, что суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых они были приняты на учет по дебету счета 76. Однако указанное выше условие, при котором такие суммы принимаются к учету, практически исключает возникновение подобной ситуации.

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. Аналитический учет по каждому покупателю ведется в ведомости №38. В конце месяца данные по счету 62 переносятся в журнал-ордер №11, а из него - в Главную книгу. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

1.3 Сомнительная задолженность и ее списания.


К сожалению, учреждениям иногда приходится иметь дело с неаккуратными платежами контрагентов, а значит, с сомнительной задолженностью или даже безнадежной задолженностью.
Сомнительная дебиторская задолженность – это любая задолженность перед учреждением, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 Налогового кодекса РФ).
 Безнадежная дебиторская задолженность (задолженность, нереальная к взысканию) – это долги, по которым истек срок исковой давности или возврат которых невозможен (например, вследствие ликвидации организации-должника). Также безнадежной считается задолженность, невозможность взыскания которой подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (п. 2 ст. 266 Налогового кодекса РФ). Для списания безнадежной дебиторской задолженности в налоговом учете можно создавать резерв.
Для того чтобы списать задолженность, вне зависимости от ее вида, нужны основания. Основными критериями для списания дебиторской задолженности являются:

  •  истечение срока исковой давности (для целей налогового и бухгалтерского учета).

  •  невозможность исполнения обязательства (на основании акта государственного органа) или ликвидации организации (для целей налогового и бухгалтерского учета).

  •  нереальность взыскания (для целей бухгалтерского учета).



Итак, проведя очередную инвентаризацию дебиторской задолженности, мы выявили долги, по которым в соответствии с договором (или по иным основаниям) истек срок исковой давности (получен акт государственного органа или произошла ликвидация юридического лица).

Документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности и истечение исковой давности по ней:

  •  Договор или счет, документы подтверждающие факт оплаты.

  •  Накладные, акты об оказанных услугах, выполненных работах.

  •  Акты сверок, подтверждающие задолженность Письменные требования о погашении задолженности.

  •  Прочие документы, подтверждающие факт задолженности и начала течения срока исковой давности.

Документы, подтверждающие невозможность исполнения обязательств должником:

  •  Акт (постановление) судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

  •  Выписка из ЕГРЮЛ подтверждающая, что произошла ликвидация юридического лица – должника.


Документы собраны, инвентаризация проведена, «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» ИНВ-17 оформлен, приказ о списании дебиторской задолженности подписан руководителем. Составляем бухгалтерскую справку-расчет.

В бухгалтерском учете делаем следующие проводки:

  •  В случае, если создан оценочный резерв по сомнительной задолженности.

Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит счета учета расчетов (60, 62, 70, 71, 73, 76) – списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, либо не реальная к взысканию за счет ранее созданного резерва.

Дебет счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» - отражена дебиторская задолженность, списанная в связи с не реальностью ее взыскания.

  •  В случае, если оценочный резерв не создавался или его суммы недостаточно для покрытия списываемой задолженности.

Дебет счета 91.2 «Прочие расходы»  Кредит счета учета расчетов (60, 62, 70, 71, 73, 76) – списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности или не реальная к взысканию (в т.ч. не покрытая за счет резерва).

Дебет счета 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» - отражена дебиторская задолженность, списанная в связи с не реальностью ее взыскания.
В налоговом учете:

  •  В случае, если создавался резерв по сомнительным долгам в соответствии со ст.266 НК РФ, то именно он используется для покрытия убытков от безнадежных долгов. Если сумм резерва недостаточно, то сумма разницы (между суммой использованного резерва и суммой задолженности) включается в состав внереализационных расходов.

  •  В случае, если резерв по сомнительным долгам не создавался, задолженность списывается в состав внереализационных расходов.

 

1.4Создание резерва по сомнительным долгам.


  • Формирование резерва в бухгалтерском учете:

Основанием для создания резерва является инвентаризация, проведенная по расчетам с контрагентами. Организация может формировать резерв по сомнительным долгам не только по итогам отчетного года, но и по результатам работы за квартал или месяц. Периодичность формирования резерва следует прописать в учетной политике.

При формировании резерва по сомнительным долгам должны быть соблюдены следующие условия:

1) резерв создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. В резерв не включаются суммы перечисленных поставщикам авансов (Письмо Минфина РФ от 15.10.2003 N 16-00-14/316 «О сомнительном долге организации). Таким образом, резерв создается только под задолженность покупателей (заказчиков);

2) резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации;

3) величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

В зависимости от оценки вероятности погашения долга и финансового состояния должника, резерв может быть создан как в общей сумме долга, так и на часть задолженности (например, в размере 70%, 50 %, 10 % долга).

Решение о создании резерва оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации.

В бухгалтерском учете создание резерва отражается записью по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»

Списание долга за счет резерва отражается бухгалтерской записью по дебету счета «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счетов учета расчетов (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Списание долга не является аннулированием задолженности. Эта задолженность отражается за балансом на счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника [1].

Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» [4].

  • Формирование резерва в налоговом учете:

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам прописан в ст. 266 Налогового кодекса РФ и предусматривает следующие этапы:

1) поведение инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, в котором принято решение о создании резерва;

2) определение долгов, по которым может быть создан резерв;

3) расчет суммы отчислений в резерв;

4) использование резерва.

При расчете резерва принимаются при расчете только долги, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Не учитываются при определении резерва:

-задолженность по выплате штрафных санкций [9];

-задолженность по займам [10].

Дебиторская задолженность учитывается в размере, предъявленном продавцом покупателям, в том числе с учетом НДС (Письмо Минфина РФ от 09.07.2004 N 03-03-05/2/47 и Письмо МНС (ФНС) России от 05.09.2003 N ВГ-6-02/945@).

Размер резерва зависит от срока возникновения задолженности. При этом общая сумма отчислений в резерв, принимаемая для целей налогообложения, не может превышать 10 % выручки от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС) [11] за отчетный (налоговый) период.

Резерв по сомнительным долгам формируется ежеквартально или ежемесячно. Периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, установленного для исчисления и уплаты налога на прибыль: месяц или квартал.

Таблица. Размеры отчислений в резерв по сомнительным долгам в целях налогообложения

Срок возникновения сомнительной задолженности

Сумма, в которой задолженность включается в резерв

Более 90 дней

100 %

От 45 до 90 дней

50 %

Менее 45 дней

Не увеличивает сумму резерва





Глава2. Организация расчетов с покупателями и заказчиками на примере предприятия « Форос»


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей