Урок по повести В. Тендрякова «Люди или нелюди» В нравственности наше будущее.В. Тендряков
Спасайте души.Б. Чичибабин
В наше непростое время, когда стираются понятия между добром и злом, нравственным и безнравственным, полезно обратиться к честному, совестливому писателю, которого всегда волновало нравственное здоровье народа.
Урок начинается с прослушивания стихотворения Бориса Чичибабина.
Живу на даче. Жизнь чудна.
Свое повидло.
А между тем еще одна
Душа погибла.
У мира прорва бедолаг.
О сей минуте
Кою-то держат в кандалах.
Как при Малюте.
Я только-только дотяну
Вот ту строчку.
А кровь людская не одну
Зальет сорочку.
Уже за мной стучатся в дверь,
Уже торопят,
И что ни враг - то лютый зверь,
Что друг - то робот.
Покойся в сердце, мой Толстой,
Не рвись, не буйствуй:
Мы все привычною стезей
Проходим путь свой.
Глядим с тоскою, заперты,
Вослед ушедшим.
Что льда у лета - доброты
Просить у женщин.
Какое пламя на плечах,
С ним нету сладу.
Принять бы яду натощак.
Принять бы яду.
И ты, любовь моя, и ты, -
Ладони ль, губы ль, -
От повседневной маеты
Идешь на убыль.
Как смертью веки сведены,
Как смертью веки, -
Так все живем на свете мы
В двадцатом веке.
Не зря грозой ревет Господь
В глухие уши:
- Бросайте все. Пусть гибнет плоть.
Спасайте души.
Мы начали урок стихотворением Чичибабина, хотя говорить сегодня будем о повести Тендрякова «Люди или нелюди». Выне находите здесь связь?..
Проблемы добра и зла, нравственных поисков человека, ценности человеческой жизни лежат в основе многих произведений русской литературы. Не остался в стороне от их решения и писатель Владимир Тендряков, о произведении которого мы и поведем речь.
Слово о писателе.Владимир Федорович Тендряков () родился на Вологодчине. Первый его рассказ «Дела моего взвода» был опубликован в 1947 году. Студент Литературного института уже прошел к этому времени по фронтам Великой Отечественной войны. Все произведения писателя: «Свидание с Нефертити», «Весенние перевертыши», «Ночь перед выпуском», «Хлеб для собаки», «Донна Анна», «Охота» - вызывали и вызывают интерес читателя, острые споры.
— О чем говорит нам название повести «Люди или нелюди»?
— Тендряков пытается понять, где истоки озлобленности, жестокости.
— Он заставляет задуматься: кто мы, живущие на земле, люди или нелюди?
- Почему Тендряков обращается к прошлому, времени своей юности?
— Тогда, 19-летним солдатом, он пережил «редкостно прекрасное чувство любви» к людям за то, что они добры друг к другу.
— Давайте и мы мысленно представим один из моментов этого прошлого... 1943 год. Наш герой в поисках штаба идет по степи. Какую картину видит он под черным ночным небом?
— «Чуть ли не на каждом шагу торчит или вывернутый локоть, или каменное плечо, обтянутое шинельным сукном, или гладкая, ледяно-прокаленная каска, скрывающая глазницы, запорошенные снегом» - таким видит герой поле боя.
— Вызывают ли убитые жалость у него? Чувствует ли он смятение, ужас?
— Нет, он привык к трупам, они стали для него частью военного быта.
- Что же случилось с появлением раненой лошади?
— Герой почувствовал жалость. Ее выгнали на смерть, а она продолжала жить с понурым упрямством.
— Почему герой «боится» «опасного»чувства?
— С жалостью может войти в душустрах за собственную жизнь, жалость к себе.
— Он приказывает себе: «Не смей жалеть и не смей лишка думать - война! Огрубей и очерствей, стань деревом!»
-Почему спасительная мысль об окончании войны пугает его? Почему он боится быть добрым и сострадательным?
— Он не знает, как жить потом, в мирное время, если разучился жалеть, страдать, если равнодушен «до древесности».Вдруг это навсегда вошло в душу?
— Но «вселенская тоска», которую онтолько недавно испытывал, все-таки проходит. Почему?
— Он понял, что война не убила в человеке душевности, жалости. Два недавних врага, молодой немец Вилли и русский солдат Якушин, в землянке едят кашу из одного котелка. «Голова к голове, ложка за ложкой и - хлеб пополам».
— На него нахлынула любовь к Якушину, Вилли, дяде Паше, к храпящим в землянке солдатам. Появилась надежда: если посчастливится увидеть конец войны, то его «окружат люди, уставшие от крови и ненависти, истосковавшиеся по любви».
- Но наступил новый день, началось наступление. Сталинград уже близко. К полудню войска вошли в хутор. Писатель показывает его глазами солдат. Каким они его увидели?
— Остался только след от хутора. Всюду пепелище, по земле тянется дымок, пахнущий мясом и паленой шерстью.
— Но самое страшное они увидели у колодца: два ледяных бугра. А внутри - пропавшие разведчики.
- Реакция солдат на увиденное?
— Всех охватила злоба. Уже не «узнать было Якушина с выбеленным взглядом, дядю Пашу с багровой физиономией, с раздутыми белыми ноздрями, зубами в оскале». Все хотели мщения.
— Для расправы привели Вилли и вытолкнули к колодцу. Он разогнулся, зеленый, как лед, с раскрытым ртом, стал дико оглядываться. А когда стали срывать одежду, закричал «не по-человечески – сипло каркающе, с захлебом».
- Какие чувства вызывает у героя эта сцена?— Еще до расправы с Вилли он ощутил «некую отрезвляющую неуютность». А она сменилась ужасом, когда он понял, как решили отомстить за своих товарищей. Люди в этот момент перестали быть людьми. Они вызывали страх.
— Долгие годы писателя мучил один и тот же вопрос: почему дядя Паша. Якушин дошли до такой жестокости, ведь они не были злодеями?
— Трудно ответить на этот вопрос. Да, они не были злодеями. Они искренне были добры к Вилли в землянке. Но как в них сочетаются доброта и лютая жестокость?.. «Душевный человек Вилли...» и «Братцы! Воду! Живьем его!» И неслучайно писатель размышляет: «Я горжусь своим народом, он дал миру Герцена и Льва Толстого, Достоевского и Чехова - великих человеколюбцев. И вот теперь впору задать вопрос: мой народ, частицей которого я являюсь, -люди или нелюди?!»
— Наверное, в жестокое военное время человек способен на жестокие поступки.
- Война способствует тому, что человек превращается в зверя? А в наше мирное время такого произойти не может?
-Может, Тендряков приводит такие примеры. 14 лет спустя в Пекине в Педагогическом университете китайские студенты восторженно встречали русских гостей. Их лица излучали любовь, тепло. И сердце писателя вновь наполнилось любовью ко всем людям на свете. А через несколько лет там же друг писателя наблюдал такую сцену. Люди в бумажных колпаках, в руках щиты с перечнем «преступлений» стояли на помосте и ждали своей участи. К импровизированному эшафоту вели человека, жестоко избивая. Разъяренная толпа «самозабвенно» хлестала упавших, с холодным ожесточением избивала беззащитного человека. Лица искажены жестокой злобой, все требуют смерти предателя.
- И опять мы спрашиваем: «Кто жемы, люди или нелюди? Почему происходит превращение человека в садиста? Как жеписатель отвечает нам?»
— Человек у Тендрякова не зол или добр, а добр и зол одновременно. И доброе или злое побеждает в нем, смотря по обстоятельствам.
— «Когда-то, - писал Тендряков, - ...я делил весь мир на хороших людей и плохих. Хорошие-де стараются сделать жизнь лучше, плохие ее портят, и казалось, что стоит только хорошим не жалеючи навалиться на плохих, как на земле наступит царство свободы и справедливости...» Но со временем ему открылось, что это слишком наивная концепция, чтобы объяснить все зло мира: «Как часто люди, достойнейшие по натуре, попадая в крутые обстоятельства, вынуждены поступать дурно, порой даже преступно».
— Благодатной почвой, на которой созревают преступления, по мнению Тендрякова, является толпа, охваченная злобой. Об этом и стихотворение Роберта Рождественского:
Толпа на людей не похожа. Колышется, хрипло сопя Зевак и случайных прохожих Неслышно вбирая в себя. Затягивает, как трясина, - Подробностей не разглядеть... И вот пробуждается сила, Которую некуда деть. Толпа, как больная природа, Дрожит от неясных забот. По виду - частица народа. По сути - ее антипод.
— Неужели человек не способен противостоять толпе, оставаться личностью? Ведь не стал же участвовать в расправе над Вилли рассказчик.
— А что же происходит с человеком, когда он действует самостоятельно, вне толпы? Какие примеры приводит писатель из собственной жизни?
— Долгие годы его «обжигал стыдом за себя» случай, когда украл у товарищей хлеб. Как он считал, ему представился случай научиться жить, извлекая из ситуации выгоду для себя.
- Раскаяние наступило почти сразу. Шагая за старшиной, рассказчик отчетливо осознал чудовищность своего поступка.
Военная находчивость обернулась воровством у своих же товарищей, которые так же, как и он, пятеро суток не ели.
— И это был единственный случай, когда герой поступал не по совести?
— Он вспоминает, как врал учителям; не сдерживал данное слово, как украл из перемета рыбу. Но всякий раз находил для себя оправдания.
- Только теперь, украв полбуханки, он не мог себя оправдать. Почему?
— Стыд не позволяет. Совесть мучает,
— Он себя презирает, чувствует, что теперь не достоин шутить, смеяться.
— Как же быть, как вернуть уважение к себе?
— Он лег первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелее, Делился всегда лишним котелком каши с товарищами.
- Значит ли это, что он извлек из произошедшего жизненный урок?..
— Этого поступка хватило на всю жизнь. Он узнал, что значит презрение к самому себе, «самосуд без оправдания, самоубийственное чувство - ты хуже любого встречного, навоз среди людей! Можно ли при этом испытывать радость бытия?».
— Казалось бы, можно было поставить точку. Но автор рассказывает историю жизни своего одноклассника, Шурки Шабурова, с которым 30 лет назад сидел за одной партой. Зачем он это делает?
— Шурка стал вором, прошел по всем лагерям, через восемь лет освободился, женился, у него двое детей. Приехал в Москву и обратился к писателю за помощью. Тот помогает деньгами, пытается через знакомых уладить дела бывшего одноклассника. Но через два дня узнает, что Шурка задержан милицией.
— Пересказ твой не дал ответ на мой вопрос. Что в этой истории беспокоит писателя? Почему Шабуров пошел воровать? От безвыходности?
— Нет, какие-то деньги у него были, голодным не был, знал, что ему помогут.
— Он не извлек для себя урок, когда попался на воровстве первый раз, «не проникся к себе самоубийственным презрением - проходило мимо, ничуть не задевало».
— Вот она, болевая мысль писателя: да, каждый человек имеет право на ошибку, но каждый должен ее осознать, прочувствовать, только тогда наступит раскаяние, а значит, обновление. Давайте еще раз вслушаемся и вдумаемся в слова Тендрякова: «Всех нас жизнь учит через малое осознавать большое: через упавшее яблоко - закон всемирного тяготения, через детское "пожалуйста" - нормы человеческого общения». «Всех учит, но, право же, не все одинаково способны учиться». Способны ли мы, каждый пусть ответит себе сам... перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |