Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности - Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо? II. Речевая разминка.
Коляда́— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
- Прочитайте стихотворение.
Коляда, коляда, Приходи из далёка, Один раз в годок, Полюбуемся часок. С морозом трескучим, Со стужей колючей, Со снегами белыми, С вьюгой, с метелями. Самокаты — сани Покатили сами - От села до села, Коляда весела. - Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением.
- Прочитаем все вместе плавно и певуче.
- Прочитаем с ускорением.
III Изучение нового материала. 1. Актуализация опорных знаний. - Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?
- Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?
- Кто придумал эту песню?
- Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке? На доске записана тема: «Устное народное творчество».
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
Словарная работа.
Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор
безымянен.
Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы. Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.
- С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души. - С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
- Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
- К какому жанру можно отнести колядки? Почему? - Теперь сорвем первый лепесток нашего цветка. На первом лепестке песенки.
3. Работа над русскими народными песнями.
1) Беседа о русских народных песнях.
– Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)
- Прочитайте в учебнике о русских народных песнях на стр. 14.
- Колыбельные песни;
- Песни-потешки;
- Заклички;
- Шуточные песни;
- Плясовые песни.
- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество.
4. Песенки.
Чтение стр.14-15.
- Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни? - По исполнению, какие это песни?
- Когда исполнялись эти песни-заклички?
- К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста. - Прочитаем следующую песню. Чтение на стр. 15-16.
- Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.
- Кто подразумевался под образом лебёдушки?
- Когда молодая девушка покидает свой дом?
- Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?
IV. Фикультминутка.
V. Продолжение изучения темы.
1. Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»
- Прочитайте песенку на стр. 17.
- Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
2. Повторное чтение.
3. Чтение-инсценирование.
4. Слушание русских народных песенок.
- Выскажите своё мнение о песенках. Какие понравились и почему.
VI. Итог урока. - С чем мы знакомились на уроке?
- Какие бывают русские народные песни? - С какими песнями познакомились?
- Как называется фольклорный народный ансамбль нашего села?
- Как вы думаете, нужно ли сохранять народные песни? Почему? Рефлексия.
- Мы знакомились с жанром устного народного творчества – песнями. Нужны и полезны ли вам эти знания? Подумайте и выберите кружок со цветовым обозначением, прикрепите его на плакате. Да – зелёный. Не знаю – жёлтый. Нет – синий.
- Объясните свой выбор.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |