Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Вопросы


Скачать 64.59 Kb.
НазваниеВопросы
Дата08.09.2019
Размер64.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаответы.docx
ТипЗакон
#63096
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

Вопросы
Принципы изучения психики ребенка.
Главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Педагог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное – разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.
  • Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологии.
  • Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.
  • Принцип единства сознания и деятельности (разработанный Сергеем Леонидовичем Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание.
  • Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.
  • Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.
    Базовые определения развития.
    Развитие – изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды (Г.Крайг).

    В отечественной психологии «развитие» – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Развитие – процесс изменения психических функций и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми при овладении ведущей деятельностью. Развитие на разных этапах становления этого понятия рассматривалось как рост, созревание, совершенствование, дифференциация, научение, запечатление, социализация.
      Формы и средства развития. Цели развития.

        Понятия факторов психического развития. Наследственная среда, активность. Принципы и закономерности психического развития.
        Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность . Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития , а действие фактора среды ( общества ) – в социальных свойствах личности , то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих .

        Существуют две точки зрения на процесс развития ребёнка в целом:

        1.Процесс развития непрерывен;

        2.Процесс развития дискретен.

        Наследственность является ведущим фактором в теориях преформизма, рекапитуляции, созревания. Преформизм – концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша (Ст.Холл – теория рекапитуляции и ее влияние на З.Фрейда, А.Гезелла, Ж.Пиаже, Э.Эриксона. Классический вариант теории созревания – теория трех ступеней К.Бюлера).

        Среда является ведущим фактором в теориях ассоцианизма, бихевиоризма. в теории экологических систем, теории конвергенции двух факторов.

        К закономерностям психического развития относятся неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность - конвергентность.

        Неравномерность — это неравномерное развитие различных психических функций, свойств и образований. Данный процесс характеризуется подъемом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер. Когда говорят о неравномерности психического развития, имеют в виду темп, направленность, длительность происходящих перемен. Было замечено, что наибольшая частота колебаний в развитии какой-либо функции приходится на период наивысших достижений этой функции. Е. Ф. Рыбалко говорил, что чем выше уровень продуктивности (достижений) в развитии, тем больше колебательный характер ее возрастной динамики.

        Гетерохронность означает несовпадение во времени развития отдельных органов и функций. Если причиной неравномерности является нелинейная природа системы развития, то гетерохронность связана с особенностями ее структуры и неоднородностью ее элементов.

        Неустойчивость развития, тесно связанная с неравномерностью и гетерохронностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, втом числе кризисные. Устойчивость возможна при выполнении двух условий: 1) при частых мелкоамплитудных колебаниях; 2) при несовпадении во времени развития разных психических процессов, функций и свойств. Отсюда следует, что устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

        Сензитивность развития означает выделение в онтогенезе особых сензитивных периодов — периодов повышенной чувствительности психики к определенному виду обучающего и воспитывающего воздействия, когда разумнее всего начинать формировать соответствующие психические и поведенческие свойства. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев понимал под сензитивностью временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения. Данные периоды ограничены во времени, и если в сензитивный период развитию определенного качества не уделялось должного внимания, то потом процесс его развития будет существенно затруднен.

        Кумулятивность состоит в том, что результаты развития предшествующего возрастного периода включаются в последующий. Например, в процессе развития мышления сначала развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление. Такой процесс свидетельствует о качественном преобразовании психического развития.

        Дивергентность и конвергентностъ — это две противоречивые, но взаимосвязанные тенденции. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность — в усилении избирательности.

        Под принципом понимается правило, которое определяет, в нашем случае, развитие психики. Выделяют три основных принципа психического развития.

        Первый принцип – принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития систем. Исходным моментом любого развития является спектр индивидуальных противоречий и действий. Второй принцип – принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как условие развития системы.

        Третий принцип – принцип дифференциации и интеграции, который выступает в качестве критерия развития структуры психики.
          Механизмы психического развития ребенка.
          Механизмы психического развития – это совокупность взаимосвязанных обстоятельств внутреннего и внешнего мира, способствующие становлению и функционированию психических образований.

          Среди таких механизмов психического развития выделяют социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, новообразование психического развития.

          Социальная ситуация развития представляет собой специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Данное понятие, как механизм психического развития, выявил Л.С. Выготский. По его мнению, социальная ситуация развития появляется в виде «аффективного отношения» ребенка к среде. Как механизм она действует через наличие деятельности (содеятельности, предметного взаимодействия) и переживаний от контакта ребенка с социальной средой.

          Ведущий вид деятельности рассматривается как деятельность, которая способствует формированию другой деятельности, психологических новообразований и на определенном возрастном этапе является преобладающим занятием. При переходе из одного возраста в другой ведущая деятельность меняется и ведет за собой изменения в психике и поведении. Каждый возрастной этап развития имеет определенную ведущую деятельность, смена которой еще является признаком перехода человека из одного возраста в другой. При этом сохраняются усвоенные виды деятельности. Именно ведущая деятельность создает условия для овладения нового опыта и отработки старого.

          Психологические новообразования определяются как качественные и количественные изменения в психике и поведении человека, появляющиеся в результате развития на определенном возрастном этапе (чаще в результате переживания возрастного кризиса). Данные образования являются показателями возрастного развития, дают основу для становления иных новых или преобразованных психических функций и свойств личности.

          Кризис развития также рассматривается как механизм психического развития. Л.С. Выготский под ним понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов, изменений и переломов в личности. Кризис он называл переломным пунктом в нормальном течении психического развития. Как механизм развития он действует через противоречия между возрастающими психофизическими возможностями и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающей средой, которые возникают у человека, когда тот завершил какой-то цикл и переходит к следующему этапу.

          Кроме указанных механизмов психического развития выделяют следующие. Интериоризация психического развития, как механизм, характеризуется постепенным формированием внутренней структуры психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения. Идентификация как механизм психического развития осуществляется через уподобление, отождествление с кем-либо или с чем-либо. При этом у человека возникает стремление приобрести такие же признаки и свойства отождествляемого объекта. Конформизм также выступает как механизм психического развития. Он определяется как процесс изменения мышления и поведения в сторону согласия с группой (малой или большой) в ответ на реальное или воображаемое ее давление.
            Значение кризисов в психическом развитии человека.
            Переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. В результате изменений в системе отношений между ребенком и взрослым (социальной си­туации развития) - возникает кризис развития.

            В каждом возрасте есть свой ведущий тип деятельности; из которого формируются психо­логические новообразования.

            Кризис развития вытекает из противоречия между новыми возможностями ребёнка с пси­хологическими новообразованиями и старой системой отношений. Сущность кризиса- внутренняя динамика развития в этот период.

            Кризис включает в себя:

            1. негативную фазу (разрушение);

            2. позитивную фазу (новую ситуацию развития).

            Содержание кризиса.Большие кризисы связаны с формированием новых мотивов и потребностей кри­зисы отношений. Малые кризисы - кризисы мировоззрения.

            Кризисы, разделяющие периоды:
            Кризис новорождённости;
          1. Кризис Зх лет;
          2. Кризис 11 -12 лет;
          3. Кризис 18 лет.
            Малые кризисы развития:
            1 года:
          4. 7 лет-,
          5. 15 лет.
            Методы исследования в возрастной психологии.
            В истории возрастной психологии выделяются три основные стратегии.

            Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

            Наблюдение должно отвечать ряду требований - это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка.

            Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. Эксперимент - исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка. Различают лабораторный (проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой) и естественный эксперимент (проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов).

            В психологии используют два метода срезов: метод по- перечного среза (в достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития), лонгитюдный метод, или «продольное исследование» (здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени).
              Теория социального научения.
              Самое значительное направление в исследовании детей в американской психологии. В конце 30-х годов ряд молодых ученых Йельского университета сделали попытку синтеза разных подходов в изучении социального развития.(Н.Миллер, Дж.Доллард, Р.Сирс и др.)

              Н.Миллер и Дж.Доллард в1941г. ввели в научный обиход термин «социальное научение». Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья форма научения. Надо отметить, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма.
                Культурно-историческая концепция (Л.С. Выгодский).
                Движущая сила развития психики - обучение. Развитие и обучение - разные процессы, именно обучение приводит в движение внутренние процессы развития, обучение стоит в основе развития. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития».

                В культурно-исторической концепции Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

                1. Закон формирования высших психических функций- высшие психические функции возникают сначала как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.

                2. Закон неравномерности детского развития, согласно которому каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

                Этот период - сензитивный период.3. Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания (структуры сознания).

                4 Закон гетерохронности развития утверждает, что психическое развитие не совпадает с хронологическим возрастом, т.е. имеет свой ритм, отличающийся от ритма биологического созревания.

                5. Закон среды определяет роль социальной среды как источника развития.

                6. Закон ведущей роли обучения для развития.

                7. Закон системного и смыслового строения сознания. 
                  Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина.
                  Одни виды деятельности имеют главную роль в развитии личности другие нет – поэтому нужно говорить не о зависимости развития личности от деятельности вообще, а от ведущей деятельности:
                  Младенческий возраст – эмоциональное общение со взрослым,
                1. Ранний детский возраст – предметно-орудийная деятельность,
                2. Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра,
                3. младший школьный возраст – учебная деятельность,
                4. подросток – интимно-личностное общение,
                5. старшие классы – профессионально-учебная деятельность.
                  Особенности развития новорожденного.

                  Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

                  Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

                  Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

                  Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

                  Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

                  Психическое развитие. Ощущения не дифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

                  Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

                  Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

                  Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

                  Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

                  Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

                  Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

                  Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

                  Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

                  Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

                  Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

                  Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.
                      1   2   3   4   5

                    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей