Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Впервые я оказался в Дедовичах осенью 1999 года, до того успев несколько лет пожить в монастыре и изрядно пошатавшись по приходам псковской епархии


НазваниеВпервые я оказался в Дедовичах осенью 1999 года, до того успев несколько лет пожить в монастыре и изрядно пошатавшись по приходам псковской епархии
АнкорВпервые я оказался в Дедовичах осенью 1999 года.
Дата05.10.2017
Размер31.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВпервые я оказался в Дедовичах осенью 1999 года...doc
ТипДокументы
#26342
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Впервые я оказался в Дедовичах осенью 1999 года, до того успев несколько лет пожить в монастыре и изрядно пошатавшись по приходам псковской епархии. Приехал я сюда по двум причинам: во-первых, там находилась ближайшая от последнего моего пристанища железнодорожная станция; во-вторых же, как я выяснил, настоятелем в здешнем храме служил благочинный аж пяти округов, и я рассчитывал через него выцыганить место псаломщика в каком-нибудь сельском храме. К тому времени у меня вполне вызрел сочинительский зуд, и я даже успел, служа на приходе, опубликовать в журнале «Русская провинция» свой первый опус с несколько банальным названием – «Перекресток». И уже твердо знал, что нет более благоприятной обстановки для творчества, чем зимние вечера в деревне; более даже благоприятной, чем пресловутые кочегарки.

Храм я нашел, где и должно – на центральной улице поселка, и несмотря на три маковки и небольшую колоколенку, заметно было, что здание не было храмом изначально; как я узнал впоследствии под церковь отдали здание кинотеатра, потерявшего свою актуальность уже на заре Перестройки, с появлением видеосалонов.

Внутреннее убранство храма впечатляло обилием сусальной позолоты, доморощенной росписи и роскошной древностью большинства икон.

Шла служба. День был воскресный, и храм был заполнен людьми. Пение не очень впечатляло, хотя подбор голосов мне показался очень приличным. Чувствовалось отсутствие регента, и слишком выделялось резкое и сильное, явно старушечье сопрано. Вел службу тучный священник лет шестидесяти, в роскошном облачении и поистине архиерейской величавости. К тому же он обладал густющим баритоном, которым управлял естественно и виртуозно, как искусный плотник владеет топором, и это импонировало больше всего, потому что большинство священнослужителей с врожденным сильным голосом не могут удержаться от искушения покрасоваться, часто при этом достигая совершенно обратного эффекта.

После безобразно спетого народом «Отче наш» батюшка вышел на проповедь перед исповедью… Я всегда считал, что дар проповедника, это дар совершенно исключительный, дар редчайший и уж конечно никак не связанный с фактом рукоположения. И если бы меня Господь привел стоять у Престола, я бы ни за что не дерзнул вещать с амвона своими словами, по наитию, а всегда читал бы по книге. И это было бы честнее, да и полезнее.

Но слово, услышанное мною в то воскресное утро, было эталоном проповеди о покаянии, и уже через две минуты я испытал страстное желание исповедать свои прегрешения, после чего (в сто пятый раз) начать жизнь с чистого листа. Это было совершенным соединением простоты, искренности и глубины слова, и слово это порождало в слушателях такое отвращение к греху и такую веру в возможность быстрого освобождения от собственных страстей, что казалось, будто новая, светлая страница их жизни откроется уже сегодня, после Святого Причастия, сразу за порогом храма. И какой любовью, какой искренней благодарностью за подаренную надежду светились их лица!

Забегая вперед, скажу, что не раз был свидетелем того, как после надгробного слова игумена Павла в голос рыдали смурные, задубелые от тяжкого деревенского труда и непреходящего похмелья мужики, до того с ухмылкой наблюдавшие за ходом отпевания, которое считали изначально бессмысленным, но обязательным ритуалом; таким же, как занавешивание зеркал в доме усопшего.

Что еще запомнилось мне в тот, самый первый день? Наверное, непривычное для меня количество причастников-детей, и то, как трогательно старшие пропускали к Чаше вперед младших, бдительно при этом следя, чтобы ручонки у тех на груди были сложены «по-правильному».

Еще меня поразило обилие монашествующих, большей частью – ветхих старух. И, конечно, напрочь был я сражен сценой, что разыгралась в очереди на целование креста. Одна из монашек, маленькая и шустрая, невзирая на согбенность фигуры, ловко оттерла от праздничной иконы мальчишку лет десяти, посчитав, видимо, что тому лезть вперед не по чину, смачно приложилась к образу и потянулась к кресту, когда отец Павел воздел крест на недосягаемую высоту и прогремел во всю силу своего голоса:

- Куда лезешь, ряженая? Или забыла, что первые будут последними? Мальчонка посмел наперед ее к образу приложиться! Да чтоб ты знала, ведьма: настоящая монахиня ноги об себя вытереть даст, а уж наперед ребенка не полезет. Пошла вон из храма, головешка ряженая!

Я окаменел, ожидая, что сейчас произойдет что-то чудовищное. Однако не произошло ничего ровным счетом. То есть поруганная носительница первоангельского чина шустро засеменила к дверям, а весь прочий православный люд, как облаченный в Христовы одежды, так и свитский, лишь проводил ее взглядами, в которых явственно читалось осуждение. Отец же Павел, немного посопев, отошел от приступа гнева окончательно и уже через минуту весело покрикивал на замешкавшуюся возле иконы старуху:

- Шевели, бабка, калошами, на обед не поспеем!

Когда прошел первый шок от увиденного, я невольно подумал: как же должен быть велик авторитет этого пожилого, тучного священника, если он, публично унизив инокиню, встречает молчаливое одобрение мирян, которые в большинстве своем привыкли видеть в каждой монахине святую! ( Совершенно кстати, безосновательно. Вообще надо сказать, что монахини и несвященствующие монахи, спасающиеся в миру, это совершенно особенная категория монашествующих. По большей части это люди крайне своевольные, которые искренне считают, что самим фактом пострига сделали великое одолжение Богу, и которые не могут существовать в тесных рамках монастырского послушания.)

После службы, молебна и панихиды я сунулся к отцу Павлу под благословение, вручил загодя припасенную справку о собственном благочестии и полез за паспортом. Отец павел справку читать не стал, от паспорта отмахнулся и на мгновение прожег меня тяжелым, пронизывающим взглядом, проницательность которого была хорошо известна всем насельникам приходской общины. Я промямлил что-то о желании получить место псаломщика в какой-нибудь деревушке и едва не ляпнул о тайных желаниях соития с музами в означенной веси.

- Так ты певчий? Ну и нечего тебе в деревне сидеть. Пока поживешь с нами, а там решим. Давай обедать, потом определим с жильем.

Так я остался в Дедовичах, Кажется, до конца дней своих.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей