Главная страница
qrcode

Зачем это нужно


НазваниеЗачем это нужно
Анкорmetodichka.pdf
Дата13.01.2017
Размер475 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#6385
Каталог

8
Часть 1.
Зачем это нужно
«Ген гениальности пока не найден, но зато путём многолетних экспериментов мы твёрдо определили, что важнейшим фактором в достижении интеллектуальных высот является правильная работа с ребёнком в первый год его жизни.
Р. М. Худоерков, д.м.н.,
зам. директора по науке НИИ мозга Российской Академии Медицинских Наук
Наследственность и среда
Что в большей степени влияет на развитие человека наследственность или среда?
Что в большей степени формирует нашу личность, наши способности, наш характер и наш интеллект Пока учёные продолжают спорить, каждая семья отвечает на этот вопрос конкретно либо с самого рождения ребёнка создают вокруг него развивающую и обучающую среду, либо откладывают любое обучение до школы, заботясь лишь о здоровье своего чада.
Любой селекционер знает, что если бросить в землю плохие и хорошие семена и одинаково бережно ухаживать за всходами, то урожай будет разным из плохих семян вырастет плохой урожай, из хороших – хороший.
Но если не ухаживать за хорошими семенами, тоника- кой урожай не вырастет вообще.
Трагедия педагогики и колоссальный резерве возможностей в том, что человечество многие тысячелетия не знало, как эффективно развивать интеллектуальные способности человека, и начинало обучение с того возраста, когда молодые всходы уже засыхали.
ГОВОРЯТ ФАКТЫ
Если ребёнок до семи лет не будет иметь возможности общаться с людьми посредством речи, он никогда в дальнейшем не сможет освоить язык

10
Дети-маугли
В 1920 году в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Волчицу пришлось пристрелить, волк скрылся в джунглях, а девочек поместили в специальный приют. Назвали девочек
Амала и Камала. Младшей было 2-3 года, старшей –
7-8 лет. Первое время девочки вели себя, как самые настоящие волчата бегали на четвереньках, днём забивались в самый тёмный угол, по ночам выли, срывали с себя всякую одежду, какую на них пытались надеть. Седой обращались также, как звери руками, как лапами, придерживали пищу, а зубами рвали мясо и, не пережёвывая, глотали, а любую жидкость лакали языком. Младшая девочка Амала через год, к несчастью, умерла (из неё ещё мог бы получиться человека старшая Камала прожила среди людей 10 лет тоже, к несчастью, умерла. Следует оговориться, что дети-маугли вообще не живут долго.
Показательна судьба Камалы, дожившей до 17-18 летно таки не ставшей человеком. Только годам кона научилась ходить, но, и научившись, до самой смерти ходила очень осторожно и неуверенно. А если нужно было передвигаться быстро, то она падала на четвереньки и быстро передвигалась таким способом.
Речь у неё также не пошла. С превеликим трудом освоила она около 45 слов. И всё! Врачи в таких случаях констатируют олигофрению в степени идиотии.
И подобных фактов науке известно несколько
В знаменитой книге Киплинга Маугли разговаривает. Но это сказка. Там и все звери разговаривают.
Действительность же сурова если впервые годы жизни мозг ребёнка не разовьётся, тов дальнейшем он не разовьётся никогда.
сотен. Результат всегда один если ребёнок до семи лет не слышал речи и не имел возможности общаться с людьми, то он никогда не сможет стать человеком.
Учёные установили, что мозг взрослого человека работает менее, чем на 1% от своих возможностей.
Если же предположить, что наш мозг смог заработать хотя бы на 15%, то человек без особого труда овладел бы примерно 40 иностранными языками, окончил столько же университетских факультетов, освоил столько же различных профессий и стал бы в тоже время неплохим спортсменом, художником, композитором, поэтом, шахматистом, математиком, изобретателем, бизнесменом и политиком. В чём же дело Почему, имея такой совершенный компьютер, мы можем пользоваться только одной его кнопкой из ста?
Ответ прост 99 кнопок нашего компьютера поломали мысами, когда ещё только учились им пользоваться.
Или ещё пример. Развитие мозга у ребёнка можно наглядно проиллюстрировать на примере изготовления бетона.
Итак, чтобы приготовить раствор, строители берут цемент, песок и воду. Тщательно перемешивают, доводят до кашеобразного состояния и заливают в опалубку. Как только раствор оказывается в состоянии покоя, он тут же начинает схватываться и через определённое время превращается в бетон. А бетон, как известно, ничего не боится ни огня, ни воды, ни высоких, ни низких
температур. Единственное, чего боится бетон, – это кувалда. Вот кувалдой можно на него воздействовать, но какие усилия нужно для этого приложить!
Так и мозг ребёнка: к трём годам он схватывается на
80%, а к семи годам процесс формирования мозга почти завершается.
Мы, взрослые, часто путаем два показателя относительно нашего интеллекта образованность и сообразительность. А ведь на самом деле это абсолютно разные понятия.
Образованность – это сумма знаний. Закончит ученик среднюю школу, получит аттестат, – и мы говорим, что у него среднее образование. Получит студент диплом – и мы говорим, что у него высшее образование.
Сообразительность – это иной показатель нашего интеллекта. Психологи называют его коэффициентом интеллекта. Так вот у взрослого человека существенно улучшить этот коэффициент невозможно даже при целенаправленных занятиях. Ау ребёнка – можно. Более того именно у ребёнка и происходит интенсивное формирование интеллектуальных способностей. Асам механизм формирования сообразительности прост чем больше фактов проникает в мозг малыша (а факты проникают в его мозг через два основных канала зрение и слух, тем больше у ребёнка возможностей для анализа этих фактов. Мозг вообще может развиваться только в процессе. Есть процесс – значит, мозг развивается. Нет процесса – не развивается. А мыслительный процессу малыша возможен только тогда, когда в его мозг проникают (в основном через зрение и слух) какие-либо факты.
И самый лучший способ сделать ребёнка гениальным научить его читать до трёх лет.
Наша наследственность – это только предрасположенность к формированию каких-либо способностей, а среда – это условие их формирования.
Наследственность может быть хорошей и не очень. Но это наша наследственность И каждая любящая мать, и каждый любящий отец с великой надеждой и любовью лелеют своё дитя. Успехов Вам в этом Возделайте свой цветник самым лучшим, самым прекрасным. Пусть Ваша любовь, Ваше терпение и забота сделают Вашего ребёнка талантливым, а Вас – счастливыми.
ГОВОРЯТ ФАКТЫ
Что сказал Масару Ибука?
«…Ни один ребёнок не рождается гением и ни один – дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ре- бёнка. Это годы с рождения до трёхлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно…»
«Уже впервые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трём годам – 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребёнка после трёх лет перестаёт развиваться. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трёх летно они используют базу, сформированную к этому возрасту.
Таким образом, если впервые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это всё равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере».
Из книги Масару Ибука После трёх уже поздно
Три пути…
(Три методики обучения чтению)
Только истинные дураки догадываются, что истина не там, где все ищут.
М. Норбеков
Существует три методики обучения детей самому универсальному учебному умению – умению читать. Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать, что даст каждая из них. Что она даст ребёнку? Что даст родителям Что – учителям. Традиционная методика Самая распространён- ная и самая древняя. Возраст этой методики – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике. Обучение основано на фонемном принципе.
Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы звуки речи. За определёнными звуками были закреплены определённые значки. Эти значки назвали буквами. Процесс обучения идёт в обратном порядке. Сначала ребёнка знакомят с буквами. Учат, как эти буквы озвучиваются.
Потом учат буквы и звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время детине понимают, как из отдельных букв получаются слова.
Причём даже годовалый ребёнок способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто Ночи- тать он научится только через несколько лет Долгое время ребёнок неспособен понять закономерности чтения. Буквы начнёт забывать, а секрет чтения таки не раскроет.
Только в возрасте 5–7 лет ребёнок научится осмысленному чтению. Носам процесс расшифровывания букв для него очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз ребёнок, тыча пальчик в каждую букву, озвучиваете. И только на третий, четвёртый, пятый раз догадывается, что за слово написано. Когда ребёнок в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же малыш осмыслит предложение целиком И захочет ли расшифровывать следующее?
В конце первого класса дети должны читать со скоростью слов в минуту. Этот норматив установлен государственным образовательным стандартом. Кубики Зайцева».
Ещё в х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику для обучения чтению детей с двух лет. В основе методики лежит складовый принцип. Обучение начинается нес буквы, а со склада (МУ – МО – МА – МЭ – МЫ МЮ – М – МЯ – МЕ – МИ.
Идея обучать читать по складовому принципу родилась ещё вначале века, начиная с Азбуки Ф. Кузьмичёва. Горячим сторонником складового принципа был Л.Н.Толстой, обучавший в своих школах детей читать именно поэтому принципу.
Окончательно в стройную методическую систему складовый принцип воплотился в Кубиках Зайцева». Борьба звуковиков и складовиков продолжается два столетия и не прекратилась посей день, несмотря на очевидность огромных преимуществ складового принципа перед звуковым.
Ещё в 1873 году Л.Н.Толстой писал, что по складо- вому способу способный ученик выучивается в 3,
4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный не более как в 10 уроков. (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения грамоте. –
ПСС, т. 17, М, Кубики Зайцева» хорошо приживаются в детских садах, поскольку рассчитаны на групповую форму обучения. Малышу играть в кубики в одиночку не очень интересно, а в компании и играть весело, и учебный материал усваивается быстро. Методика Домана. Обучать нес буквы, не со склада, а сразу с целого слова Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США. Перед медиками стояла задача найти методику лечения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под руководством Глена
Как малышне умея говорить, может научиться читать?
Как ни парадоксально звучит, но научить ребёнка читать очень легко. Это сделать легче, чем научить его говорить. Более того, чем младше ребёнок, тем проще процесс обучения даётся как ему, таки родителям. В год научить читать ребёнка легче, чем в два. А в два легче, чем в три и т.д.
Все дети уже к первому году жизни начинают произносить свои первые слова, а к двум-трём годам демонстрируют великолепные успехи в овладении родным языком.
Домана, основателя Института, искали возможность активизировать умственную деятельность больных детей через обучение. Но, как ни бились врачи, стремясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям, – ничего не получалось. Дети никак не понимали, как из букв получаются слова. К тому же английские правила чтения чрезвычайно сложны. Складовый принцип здесь тоже не подходит. Пригодным оказался лишь принцип обучения через слово. Запоминать целиком написанные слова и отождествлять их с соответствующими предметами для слаборазвитых детей оказалось самым простым. Больные дети через такое обучение быстро догоняли здоровых детей в развитии. И они не только стали здоровыми, они научились читать
Мы, взрослые, невидим в этом никакого чуда. Воспринимаем как естественное развитие ребёнка. Нона самом деле то, что дети за поразительно короткий срок осваивают речь, является самым настоящим чудом. Ведь язык – это достаточно сложная структура. И овладеть им не так-то просто. Это понимает каждый, кто изучал иностранный язык. Вспомните себя. Сколько лет мы потратили на изучение английского или немецкого Семь лет в школе (с го пой классы, еще 2-3 года в институте. 10 лет мы учили иностранный язык И что Знаем?
Почему мы, взрослые, не можем освоить залет то, что легко осваивает каждый ребёнок за год-полтора? Ответ прост дети способнее взрослых. Они гениальны Овладеть речью в раннем детстве легко и естественно. А к 7 годам мозг заканчивает своё формирование. После этого возраста коэффициент интеллекта (IQ) любого человека неспособен к значительным изменениям. Теперь успехи ребёнка в школе будут зависеть (в первую очередь) не от учителя, не от учебников или программ, не от помощи родителей (хотя всё это тоже немаловажно, а оттого, насколько интеллектуально насыщенной была его жизнь в раннем детстве.
Самый эффективный способ сделать ребёнка гением научить его читать до трёх лет. Именно обучение чтению в раннем детстве формирует колоссальный интеллектуальный потенциал, который в дальнейшем поможет ребёнку не только легко справиться со школьной программой, но и достичь любых высот, о которых Вы даже и не помышляете
Чем отличается устная речь от письменной?
Речь можно представить в двух формах устной и письменной. Человечество сначала научилось говорить. Письменность появилась позднее. Но процесс понимания как устной речи, таки письменной – это один и тот же процесс. Давайте рассмотрим его с физиологической точки зрения.
Когда ухо улавливает произнесённое слово или предложение, то звуки разлагаются им на целый ряд электрохимических импульсов, посылаемых в мозг. Там, в мозгу, эти импульсы воссоединяются, и мозг понимает то, что услышало ухо. Тоже самое происходит и тогда, когда глаз видит написанное слово. Глаз видит, ноне понимает, мозг не видит, но понимает. Оба окончания – зрительное и слуховое – проходят через мозг, который интерпретирует получаемую информацию. Итак, устная речь и письменная речь – это две стороны одной медали. Понимание речи происходит в мозгу. Но путь в мозг звуковых и световых колебаний лежит через разные каналы звуковые колебания проникают в мозг через органы слуха (слуховой канала световые колебания проникают в мозг через органы зрения (зрительный канал).
Маленькие дети могут без особых усилий научиться читать, также как без особых усилий они научаются понимать устную речь
Читать раньше, чем говорить,
или Чем отличается передатчик от приёмника По своей направленности речь можно разделить на два вида понимание речи и воспроизведение речи.
ПЕРЕДАЧА
УСТНАЯ
ПИСЬМЕННАЯ
ПРИЁМ
Говорить и писать, те. воспроизводить речь, – это значит превращать мысль в звуки и буквы.
Слушать говорящего или читать написанное, те. воспринимать речь, – это значит превращать звуки и буквы в образы и мысли. Воспроизведение речи связано с развитием двигательных навыков или, как говорят специалисты, с развитием моторики.
РЕЧЬ
говорить слышать и понимать видеть и понимать писать
При говорении работают многочисленные мышцы речевого аппарата.
При письме работают мышцы руки.
РЕЧЬ
МЫСЛЬ
МЫСЛЬ
ЗВУКИ речи
(фонемы)
говорить писать читать слышать и понимать БУКВЫ видеть и понимать Речевой аппарат человека имеет сложную структуру, и овладеть им в совершенстве удаётся не сразу и не всем учитывая, что идеальным произношением обладают лишь мастера сцены).
Согласованные движения пальчиков ребёнка тоже сформируются не сразу. Когда ещё он сможет самостоятельно завязать шнурки или пришить пуговицу Путь к совершенству мелкой моторики долог, как, впрочем, и к совершенству произношения.
Но восприятие речи (как устной, таки письменной) не зависит от развитости каких бы тони было двигательных навыков. Поэтому умение читать может быть сформировано у ребёнка задолго до того, как у него появится членораздельная речь
Как малышне зная букв, может научиться читать
Никому не приходит в голову учить малыша фонемам звукам речи, чтобы он научился нас понимать. Мы просто с ним разговариваем целыми словами и фразами. И раз за разом он всё лучше и лучше нас понимает.
Точно также нет никакого смысла знакомить кроху с буквами, чтобы научить его читать.
Последовательность вхождения в речь (как устной, таки письменной) для младенцев одна и та же. Сначала малыши учатся распознавать слова (сказанные или написанные) и отождествлять их с конкретными предметами или понятиями. Вычленять в словах отдельные фонемы (в устной речи) или буквы (в письменной речи) малыши начинают гораздо позже. Это хорошо видно на примере становления устной речи. Начиная говорить, многие дети произносят не всё слово целиком, а лишь отдельные его слоги. Например, вместо мама – «ма», вместо папа – па, вместо молоко – кои т.д. Для малыша слово представляется неким неделимым образом, иероглифом. Очень часто, научившись хорошо понимать речь взрослых, малыши ещё долгое время испытывают трудности в произношении. Многим детям ив, ив лет ещё требуются специальные занятия с логопедом, чтобы овладеть всеми фонемами и выйти в чистоговорение. Кстати, большинство взрослых таки не смогло выработать идеального произношения, хотя на понимании речи это никак не сказалось.
Так и малыши, овладевая письменной речью, напер- вых порах просто запоминают отдельные слова как
иероглифы. Они способны запомнить их в очень большом количестве. Процесс чтения на этом этапе – это нечто иное, как опознавание знакомых слов.
Но через какое-то время постоянных занятий с карточками (может быть, несколько недель, а может быть, и несколько месяцев) ребёнок начнёт находить соответствие отдельных букв определённым звукам. Поскольку на занятиях с карточками ребёнок в один и тот же момент слышит слово и видит его написанным, он имеет возможность многократно соотнести одни и те же буквы с соответствующими звуками. А если знакомое слово меняется, то ребёнок одномоментно видит и слышит происходящие изменения звуков и соответствующих им букв. День ото дня и раз за разом ребёнок всё увереннее налаживает мостики между буквами и звуками. Совсем скоро он научится озвучивать любые сочетания букв, даже если не будет понимать смысла в написанном.
Настанет время почемучек. Услышав незнакомое слово, он спросит маму А что такое бампер Точно также, прочитав вывеску, он поинтересуется у мамы А что такое нотариус?»
Преимущество обучения чтению про себя

Можно читать вслух, а можно про себя. Чтение вслух утомительное и медленное, про себя – комфортное и быстрое
По традиционной методике учить читать начинают вслух. Вслух учат буквы, вслух учат эти буквы сливать в слоги, а слоги в слова. Сам этот принцип послогово- го чтения вслух формирует у детей мощный тормоз, не позволяющий им перейти кл гкому беглому чтению. Более того, этот принцип не позволит в дальнейшем перейти к скорочтению, те. такому чтению, когда скорость чтения и усвоения текста происходит в несколько раз быстрее, чем при чтении вслух.
В чем причина Их две. Первая причина – обучение начинается с буквы.
Вторая причина – при обучении чтению активно задействован речевой аппарат ребёнка.
Очень утомительно наблюдать, как дети читают по слогам. Напряжённо и медленно ползёт пальчик ре- бёнка по строчке, его мозг расшифровывает букву за буквой, соединяя их в слоги, а слоги в слова. Мозг посылает команды речевому аппарату. Но если допущена ошибка и произнесённое звукосочетание никаких ассоциаций и догадок не вызывает, то процесс расшифровки приходится начинать заново. Сам пальчик, скользящий от буквы к букве, является тормозом он не позволяет ребёнку увидеть слово целиком. Где уж тут научиться видеть сразу всё предложение или строчку Взгляд ребёнка концентрируется строго на одной точке на букве.
Мало того, что такое обучение крайне неэффективно, оно ещё небезопасно с медицинской точки зрения. Пытаясь отчётливее рассмотреть каждую букву, ребёнок
начинает читать носом. У него искривляется позвоночник, сжимаются лёгкие, учащается сердцебиение и выступает пот. Через 15 минут наступают спазмы мышц хрусталика, провоцируя близорукость.
Кроме того, само чтение вслух наносит вред интеллектуальному развитию ребёнка.
У ребёнка закрепляется процесс понимания текста сего проговариванием. Иными словами, чтобы понять текст, его нужно проговорить, те. читать вслух. Ещё очень долго будет невозможно научиться читать про себя по-настоящему. Вовремя чтения будут шевелиться губы, язык во рту, будут напрягаться голосовые связки. Многие взрослые, читая про себя, на самом деле продолжают читать вслух. Проконтролируйте себя попробуйте вовремя чтения сосать леденец или засунуть в рот жевательную резинку. У многих при таких процедурах резко снижается скорость чтения и понимание прочитанного. Перейти на скорочтение очень сложно, когда начальное обучение чтению было голосовое. Трудно переучиться, когда уже сформирован стереотип. Также трудно, как изменить свой почерк или свою походку.
Совсем по-другому формируется мозг, когда малыш начинает читать раньше, чем говорить. В этом случае процесс понимания текста у него не привязан к говорению. Он учится понимать письменную речь сразу целыми словами, словосочетаниями и предложениями.
Ребёнок открыт к овладению настоящим скорочтением. Устная и письменная формы речи имеют одно существенное отличие мы не можем одномоментно сказать два слова сразу, мы можем произнести их только друг
за другом, но увидеть и понять их мы можем именно одномоментно. В этом и кроется секрет скорочтения, а скорочтение – это, прежде всего, скоромыслие.
Кто придумал грудничков учить читать
Очень часто выдающиеся открытия совершаются специалистами не данной области науки, а смежных областей.
Так получилось и с чтением. Передовую технологию обучения малышей читать целыми словами разработали не педагоги, а врачи. Перед врачами стояла задача не научить ребёнка читать, а активизировать его мозг, те. заставить больной мозг работать. Результат превзошёл все ожидания. Мозг больных детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причём, сразу беглое.
Когда же необычную методику обучения чтению попробовали на здоровых детях, увидели чудо дети демонстрировали взлёт интеллектуального развития.
А что же педагоги 5000 лет они обучали чтению, начиная с буквы. И ещё долго, наверное, продолжали бы учить именно так. Что дало новое открытие педагогам?
Новые проблемы. Вся программа начальной школы оказалась бессмысленной. Дети весь этот материал могут легко освоить задолго до школы
Что же дало открытие врачей родителям?
Возможность самим сделать своих детей и здоровыми, и умными, и счастливыми.
А что приобрели дети?
Возможность прожить иную жизнь, уже впервые годы своего пути поднявшись в рейтинге интеллектуального развития на несколько десятков ступеней выше по сравнению со своими ровесниками. Перед нами встают новые горизонты развития всего человечества. Глен Доман назвал нежной революцией то, что происходит в мире благодаря открытию врачей человечество без всяких катаклизмов поднимается на ступеньку выше в своей эволюции.
Помоги своему маленькому гению, или
Закон сохранения гениальности
Если всходы вовремя не полить – они засохнут. Если у ребёнка вовремя не развить речь – он никогда вдаль- нейшем не сможет стать полноценным человеком.
Очень важно с самого рождения погрузить ребёнка в среду активного речевого общения.
Дайте ребёнку факты – он сам сделает выводы Глен Доман
Мозг ребёнка способен развиваться только в процессе. Если в голову малыша проникают факты – его мозг сразу приходит в активное движение. Если в мозг ребёнка никакой информации не поступает, то мозг непросто спит, он катастрофически теряет свой потенциал гениальности. Два основных канала, через которые информация об окружающем мире проникает в мозг малыша, – это зрение и слух.
Если Вы, уважаемые родители (а кроме Вас – некому, сможете обеспечить своему ребёнку среду активного речевого общения – значит, Вы сможете реализовать у него значительную часть потенциала гениальности. Закон сохранения гениальности прост чем активнее работает мозг малыша, тем лучше реализуется его потенциал гениальности

перейти в каталог файлов


связь с админом