ЗАДАНИЯ
для выполнения лабораторных работ по
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ в 7-ом семестре
Студентам IV курса в седьмом семестре предлагается выполнить восемь лабораторных работ, относящихся к различным разделам криминалистической техники. Основная цель выполнения лабораторных работ – выработать практические навыки работы с материальными следами используя при этом современные средства и методы криминалистической техники.
Перед тем, как приступить к выполнению лабораторных работ, студенту необходимо внимательно изучить соответствующие главы учебника криминалистики и дополнительно рекомендуемую литературу, приобрести практические навыки в области общей и судебной фотографии.
Успешно выполненные работы должны свидетельствовать об усвоении теоретических положений о практическом овладении студентами специальных методов фотосъемки, умения работать со следами на месте происшествия, производить предварительное исследование этих объектов, процессуально оформлять полученные результаты со ссылками на нормы уголовно – процессуального закона.
Все работы выполняются на лабораторных занятиях по криминалистической технике в кабинете криминалистики, фотолаборатории университета и могут быть завершены дома. Для оформления лабораторных работ, рекомендуется использовать тетради для рисования либо скоросшиватели с плотными листами бумаги (можно использовать стандартные бланки протоколов осмотра места происшествия, предметов, схем).
Задания работ должны быть выполнены аккуратно. Текстовые материалы заданий следует писать рукописным текстом четко, разборчиво.
Фотонегативы /в случаях использования цифровых фотокамер, дискеты, диски с носителями информации/, следокопировальные пленки со следами, исследуемые документы и образцы помещают в конверты, которые наклеивают в окончании каждой работы.
Прежде, чем приступить к выполнению лабораторных работ, каждый студент должен определиться в выборе описываемого вида происшествия. При составлении протокола осмотра места происшествия предусмотреть обнаружение на месте происшествия следов: рук, ног, подошвенных частей обуви, орудий взлома, пули и гильзы, фрагментов бумаги (писчей, фрагменты бланков, пачки с сигаретами и т.п.) с рукописными записями, машинописным текстом, текстом выполненным с использованием копировально-множительной техники (либо часть из них), которые в дальнейшем подвергнуться подробному описанию при выполнении лабораторных работ.
Выполненная лабораторная работа подлежит проверке преподавателем лишь при наличии фотонегативов / носителей цифровой информации/, имеющихся в работе.
Все задания оформляются в виде одной общей работы, подлежат обязательной регистрации на кафедре.
Только при условии правильного выполнения всех заданий студент может быть допущен к экзамену по криминалистике за 7-ой семестр.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 1 (8 час.). 1. Изучите инструкцию к своей цифровой фотокамере.
2. Ознакомьтесь с рабочими характеристиками объектива.
3.Произведите фотографирование инсценированного места происшествия на открытой местности, применив при этом ориентирующую, обзорную, узловую и детальную фотосъемку. Ориентирующий снимок выполните методом круговой либо линейной панорамы, детальную съемку произведите с применением метода масштабной съемки.
4. Изготовьте фотоснимки размерами 9 X 12 см или 10Х15. наклейте их на листы плотной бумаги и оформите в виде фототаблицы к протоколу осмотра имитированного вами места происшествия.
5. Фототаблицу и носитель цифровой информации (CD диск, дискета) в соответствии с требованиями ст. 166 УПК РФ и криминалистическими рекомендациями оформите как приложение к протоколу осмотра места происшествия.
6. Составьте протокол осмотра места происшествия по произведенному фотографированию.
7. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы:
- Из каких узлов состоит цифровая фотокамера?
Каковы основные характеристики объективов?
Что такое глубина резкости измеряемого пространства? Режим экспозиции ?
Дать определение понятий: автофокус, матрица, баланс белого, стабилизация изображения, ЖК дисплей, вспышка, скоростная фотосъемка?
- Что понимается под ориентирующей, обзорной, узловой и детальной съемками и каково их назначение?
- Как производится масштабная фотосъемка и каково ее назначение?
- Какими способами можно выполнить панорамную фотосъемку?
- Каковы правила фотосъемки трупа на месте его обнаружения?
- Как оформляются (процессуально и технически) фотоснимки, полученные с использованием цифровой фотосъемки во время следствия?
8. Ответы на перечисленные выше контрольные вопросы должны быть четкими, лаконичными и в тоже время полностью отвечающими на поставленные вопросы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 2 (4 часа.). 1. Оставьте на взятом чистом предмете из прозрачного стекла (стакане, бутылке, лампочке и т.п.) потожировые следы пальцев Вашей левой руки.
2. Осмотрите этот предмет в проходящем и в отраженном свете под различными углами к источникам освещения, с целью обнаружения на нем бесцветных следов рук.
3. Подберите необходимый порошок и проявите данные следы.
4.Составьте описание предмета и обнаруженных на нем следов пальцев в виде фрагмента протокола осмотра (укажите место обнаружения предмета, способ его изъятия в качестве вещественного доказательства).
5. Откопируйте следы пальцев с описанного выше предмета на следокопировальную дактилоскопическую пленку и оформите ее в качестве вещественного доказательства для направления на дактилоскопическую экспертизу.
6. Выполните схематическую зарисовку папиллярного узора указательного пальца вашей левой руки / допускается использование сканера/. На рисунке /цифровом фотоснимке/ укажите общие и произведите разметку частных признаков строения папиллярного узора.
7. Сформулируйте вопросы, которые надлежит поставить эксперту в связи с обнаружением следов пальцев рук, при следующих условиях:
а) подозреваемый не установлен;
б) по делу привлечены два подозреваемых.
8. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы:
- Как классифицируются следы в трасологии?
- Назовите типы, виды и разновидности папиллярных узоров ногтевых фаланг пальцев рук.
- Назовите типы, виды дельт папиллярных узоров.
- Перечислите способы обнаружения невидимых /латентных/ латентных и слабо видимых следов рук.
- Перечислите способы фиксации и изъятия следов рук.
9.Оформите дактилокарту десятипальцевую+ ладонная поверхность.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 3 (4 часа.). 1. На сырой почве оставьте "дорожку" не менее четырех следов обутых ног в процессе передвижения по прямой.
2. Произведите необходимые измерения элементов "дорожки" следов и следа обуви.
3. Вычертите схему "дорожки" следов ног, укажите ее основные элементы и их величину.
4. Произведите фотографирование наиболее четко отобразившегося следа обуви по правилам масштабной фотосъемки и изготовьте с него гипсовый слепок.
5. Составьте фрагмент протокола осмотра обнаруженных "дорожки" следов и следа обуви.
6. Сформулируйте вопросы эксперту исходя из следующих обстоятельств:
а) с места происшествия изъят один гипсовый слепок изготовленный со следа обуви.
б) с места происшествия изъят один гипсовый слепок изготовленный со следа обуви, у подозреваемого в совершении преступления изъята обувь.
7. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы;
- Из каких элементов состоит "дорожка" следов ног?
- О каких признаках личности можно судить по следам ног?
- Назовите части следа босой ноги.
- Назовите части подошвы обуви.
- Опишите процесс изготовления гипсового слепка со следа обуви.
- Как оформляется (процессуально и технически) гипсовый слепок со следа обуви?
- В каких единицах и как производится определение размера обуви?
- Как производится определение роста человека по длине одиночного следа обуви?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 4 (4 часа.). 1. Подберите экземпляр слесарного, плотницкого или иного инструмента (стамеску, отвертку, гвоздодер и т.п.) и с его помощью на пластине образуйте след давления и след скольжения.
2. Осмотрите и измерьте их как следы, обнаруженные на двери или на окне дома (хранилища, автомобиля и т.п.) при осмотре места происшествия.
3-. Составьте описание этих следов в виде фрагмента протокола осмотра места происшествия, указав, где и как они были изъяты.
4. Сформулируйте вопросы, которые надлежит поставить эксперту в связи с обнаружением следов орудий взлома, при следующих условиях:
а) инструмент не обнаружен;
б) инструмент обнаружен.
5. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы:
- Перечислите виды следов орудий взлома и инструментов.
- Перечислите способы фиксации следов орудий взлома и инструментов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 5 (4 часа.). 1. Назовите части пистолета системы Макарова, револьверы системы Наган, охотничьего ружья и составные компоненты снаряжения патронов к пистолету системы Макарова и гладкоствольному охотничьему ружью (см. рисунки).
2. Проведете осмотр стреляной гильзы и выстрелянной пули, обнаруженных при осмотре места происшествия (пуля и гильза предложены преподавателем).
3. Составьте фрагмент протокола осмотра места происшествия с описанием обнаруженных гильзы и пули.
4. Перечислите, какие вопросы могут быть решены в ходе осмотра места происшествия на основании визуального исследования гильзы и пули, следов выстрела на них, их расположения и места расположения трупа.
5. Сформулируйте вопросы, которые могут быть поставлены эксперту при направлении на исследование пули и гильзы без оружия и с оружием.
6. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы:
- Какие объекты изучает судебная баллистика?
- Каковы основные правила осмотра судебно-баллистических объектов, обнаруженных на месте происшествия?
- Какие обстоятельства могут быть установлены при исследовании боеприпасов?
- Перечислите следы выстрела с близкого расстояния?
- Какие обстоятельства могут быть установлены при исследовании следов выстрела на преграде?
7. Назовите основные детали ножа, кастета (см. рисунки).
8. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы:
Понятие холодного оружия, его виды?
Криминалистическая классификация холодного оружия ?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 6 (4 часа.). 1. Изготовьте текст с использованием копировально-множительного устройства (текст из 5-10 строчек произвольно взятого текста) матричного, капельно-струйного, лазерного принтеров.
2. Укажите его общие признаки.
3. Получите образцы для сравнительного исследования текста и правильно их оформите.
4. Произведите предварительное сравнительное исследование текста и образцов.
5. Данные документы упакуйте как вещественные доказательства и приобщите к настоящей лабораторной работе.
6. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы:
- Каковы правила обращения с документами - вещественными доказательствами.
- Приведите понятие полной и частичной подделки документов.
- Перечислите признаки и способы распознавания подчистки.
- Перечислите признаки и способы распознавания химического травления.
- Перечислите признаки и способы распознавания дописки, допечатки, исправлений.
- Перечислите признаки переклейки фотокарточек.
- Перечислите признаки замены листов в документе.
- Перечислите признаки и способы распознавания технической подделки подписей.
- Перечислите признаки и способы распознавания подделки оттисков печатей и штампов.
- Назовите основные виды полиграфической печати и их распознавательные признаки.
- Каковы возможности и способы прочтения залитых текстов.
- Как осуществляется подготовка материалов для технико-криминалистической экспертизы документов.
- Копировально-множительные устройства. Их классификация.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 7 (4 часа.). 1. Изготовьте (получите от какого-либо лица) рукописный текст и сравнительные образцы почерка.
2. Проведите предварительное сравнительное исследование текста и образцов.
3. Укажите обнаруженные Вами совпадения и различия в признаках почерка, оформите их в виде таблицы.
4. Сформулируйте вопросы эксперту исходя из следующих условий:
а) на исследование представлено несколько рукописных текстов;
б) на исследование представлены рукописный текст и образцы двух лиц.
5. Ответьте в письменной форме на контрольные вопросы:
- Приведите понятия письма, письменной речи и почерка.
- Как классифицируются признаки письменной речи.
- Как классифицируются топографические признаки письма.
- Как классифицируются признаки почерка.
-Как осуществляется подбор образцов письменной речи и почерка для сравнительного исследования.
- Перечислите этапы (стадии) почерковедческой экспертизы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 8 (4 часа.). 1. Сфотографируйте правый профиль, фас и левый полупрофиль наблюдаемого человека по правилам опознавательной (сигналитической) съемки.
2. Отпечатайте фотографии размером 6x9 см и наклейте их на плотную бумагу, сделайте соответствующие надписи.
3. Составьте розыскную ориентировку на наблюдаемого и сфотографированного Вами человека, указав его общие, анатомические, функциональные и сопутствующие признаки, а также броские приметы.
4. Ответьте в письменной форме на следующие контрольные вопросы:
- Как классифицируются признаки внешности человека.
- - Поясните научные основы идентификации человека по анатомическим и функциональным признакам внешности.
- В каких целях используются методики: «словесного портрета», «субъективного портрета» в следственной и оперативно- розыскной деятельности.
- Что понимается под системой криминалистической регистрации, из каких подсистем она складывается.
- Что является юридическим основанием для регистрации отдельных лиц.
- Виды учетов криминалистической регистрации, в каких формах они ведутся, для каких целей они используются.
- Какие криминалистические учеты ведутся непосредственно в органах внутренних дел.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Криминалистика. Учебник. Под ред. проф. И.Ф.Пантелеева, проф. Н.А. Селиванова.М. "Юридическая литература", 1993.-
2. Криминалистика. Учебник. Под ред. проф. И.Ф.Герасимова, проф. Л.Я.Драпкина. М."Высшая школа", 1994.
3. Криминалистика. Учебник. Под ред. проф. А.Г.Филлипова, проф.А.Ф.Волынского. Спарк.М.1999.
4. Криминалистика. Вопросы и ответы. Е.Р.Россинская. Юнити.М.1999.
5. Криминалистическая техника. Справочная книга юриста. -Под ред. Б.И.Шевченко. Гос.издат. "Юридическая литература". М. 1959.
6. Судебная фотография. Учебное пособие. Под ред. проф. А.В. Дулова. Минск."Высшая школа", 1978.
7. Криминалистическое учение о следах. Монография. И.Ф.Крылов. Издательство Ленинградского университета. Л. 1976.
8. Основы трасологии (общая часть). Г.Л.Грановский. Москва-1965.
9. Основы трасологии (особенная часть). Г.Л.Грановский. Москва-1974.
10. Судебная баллистика. С.Д. Кустанович. Гос. издат. "Юридическая литература". Москва-1956.
11. Наставление по стрелковому делу. 9,0-мм пистолет Макарова. Военное издательство. МО СССР. Москва-1970.
12. Технико-криминалистическая экспертиза документов. Учебник. Под ред. проф. Р.С.Белкина, доц.А.Н.Самончика. МВД СССР. ВСШ. Волгоград-1978.
13. Судебно-почерковедческая экспертиза. Часть I. Пособие для экспертов-почерковедов и судебно-следственных работников. МЮ СССР. ВНИИСЭ Москва-1971.
14. Судебно- почерковедческая экспертиза. Часть2. Пособие для экспертов-почерковедов и судебно-следственных работников. МЮ СССР. ВНИИСЭ Москва-1971.
15. Криминалистическое описание внешности человека: Учебное пособие /Под общей редакцией профессора В.А.Снеткова - М.:ВНИИ МВД СССР, 1984.
16. Каткова Т.В., Кожевников Г К. Судебная экспертиза. Сб. вопросов / Ин-т внутренних дел, РИП "Оригинал", ИМП "Рубикон", 1984.
17. Справочник следователя. Выпуски 1,2,3. (Практическая криминалистика: подготовка и назначение судебных экспертиз) – Москва : Российское право, 1992.
18. Федеральный закон «Об оружии» - Москва 1996 г.
19. Холодное оружие. А.С.Подшибякин – Москва АО «Центр Юр ИнфоР», 2002.
20.Сборник методических и нормативных документов для производства криминалистических исследований и экспертиз холодного оружия, а так же проведения сертификационных испытаний холодного метательного оржия и изделий, сходных по внешнему строению с таким оружием, на соответствие криминалистическим требованиям. ЭКЦ ММВД России, Москва 2000.
21. Определение вида копировально-множительных устройств, используемых при подделке денежных билетов, ценных бумаг и документов. Методические рекомендации. ЭКЦ МВД РФ. М.2000. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |