Библиотека для родителей на сайте «Быть МАМОЙ» https://tobemum.ru
Заряна и Нина Некрасовы
Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти
Мы посвящаем эту книгу всем родителям, педагогам и воспитателям, кто не боится смотреть на мир чистым, веселым и бескомпромиссным детским взглядом. Кто готов расти и учиться вместе с Индиго.
И, конечно, мы посвящаем эту книгу детям и подросткам, у которых хватает мужества и терпения расти рядом с нами.
ВСТУПЛЕНИЕ
Дети - это такой очаровательный народ, от которого глаз не отвести; а если отвёл - пеняй на себя. Две минуты тишины в детской могут означать приступ вдохновения, из-за чего вы лишитесь и нового дивана, и новой помады. А могут быть следствием огромной любви ко всему миру - ну кто ещё додумается кормить шоколадками видеомагнитофон?!
В итоге слишком многие родители дают себе клятву «не расслабляться»: они всегда готовы к любым... кхм... сюрпризам и каждое сообщение от соседей «а ваш сынок...» встречают хорошо отработанной фразой «а сами-то вы...».
Жизнь таких родителей слишком быстро превращается в марафон нон-стоп, и трудно при таких условиях проявлять любовь к тому, кого пытаешься спасти (или от кого хочешь спастись). Это очень быстро приводит к душевному разладу, депрессиям, хронической усталости и т. д. А сам ребёнок, уставший жить «за стеклом», начинает либо бороться за свою самостоятельность и вырастает хулиганом и нарушителем спокойствия, либо покоряется окрикам и вырастает размазнёй, маменькиным сынком или кисейной барышней (что в современном мире очень опасно).
Некоторые родители смиряются, некоторые предпочитают «взять вожжи в руки». А некоторые начинают искать ответ у педагогов и психологов, но и тут их подстерегает большая опасность. Потому что профессионалы в один голос твердят о педагогических принципах, ответственности родителей и... тем самым «добивают» и так замученных ответственностью мам-пап.
Но у нас есть хорошая новость. Всё не так плохо! Наоборот, всё даже лучше, чем вы думаете. На самом деле можно быть хорошим родителем, воспитывая ребёнка между делом, так, чтобы и ребёнку вас хватило, и самому чувствовать себя человеком.
Тут важно усвоить всего один секрет: детям не нужно, чтобы вы «отдавали им лучшие годы жизни» и всю жизнь на них положили. Единственное, что им нужно, - это ваша безусловная любовь. Что это такое и почему она так важна, как её проявить и чем она отличается от простой любви—об этом мы расскажем в первой части книги.
Если ваша любовь к ребёнку безусловна, то есть не зависит от его оценок и поведения, мнения соседей, напряженности вашего графика и прочих мелочей, вы легко дадите детям то, в чём они больше всего нуждаются. А это всего три простые вещи:
уважение;
доверие;
безопасность.
Три слагаемых, которые сделают любимого человека счастливым. О них - первая часть книги.
Когда теряется безусловная любовь - тогда и начинаются проблемы и трудности с воспитанием. Но вот как заметить, что она уходит, и как сохранить её в себе и детях? Как найти эту грань - давать ребёнку то, что нужно, и не навязывать лишнего, - мы описали во второй части книги. Она посвящена тому, как родителям научиться расти вместе с ребёнком.
Ведь на самом деле хороший родитель набирается опыта вместе с малышом и тоже растет. А это и есть/были ваши первые уроки сложной, но прекрасной науки «быть родителем». Этот опыт остался с вами, когда младенческие весёлые (и не очень) безобразия закончились и перекочевали в семейные хроники. Из этого первого опыта вы, возможно, уже сделали три полезных вывода:
Любые трудности - явление временное.
С ребёнком можно договориться. ВСЕГДА!
Из любой ситуации можно найти выход. И даже не один.
И этот же опыт говорит вам: не усложняйте себе жизнь. Принимайте своих детей такими, какие они есть. Живите и радуйтесь вместе с ними. Воспитание детей - дело совсем не трудное и, даже наоборот, - весёлое и интересное.
Об этом третья часть: растите детей, как цветы. Ведь когда из земли появляется маленький росток, мы не торопим его и уж тем более не тащим за листики, чтоб он поскорее вырос. К солнцу он потянется сам, без нас, потому что это заложено в нём изначально. Мы о-бе-ре-га-ем его. Мы просто создаём благоприятные условия для его роста. Мы просто радуемся и ждём, когда он подрастёт, когда бутон наберёт силу и когда раскроются лепестки.
Любой садовник знает: дерево вырастет, цветы расцветут. Просто им не надо мешать.
Просто надо делать всё вовремя: и пфливать, и удобрять почву, и удалять сорняки, и ставить подпорки; и обязательно помнить, что надо именно этому цветку в этот момент, в этой стадии его развития.
Так и с детьми.
Дети растут сами. И всё случается в свой срок.
Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а поддерживать, помогать, оберегать.
Так что всё просто - и третья часть книги не сложнее, чем алгебра за 5 класс (которую вам, кстати, тоже ещё предстоит освоить). Надо просто изменить стратегию и тактику своего поведения: не воспитывать ребёнка, а играть с ним в то, что ему полезно и нужно. Игра - самый надёжный способ разрешать сложные проблемы, которые с завидным постоянством подкидывают нам наследники.
Ну а мешать вам осуществить эту замечательную программу будут три врага: чувство вины, химеры вашего собственного детства и ваш личный жизненный опыт (который, если честно, не всегда годится для наших детей). О ловушках для хороших родителей мы ТОЖЕ РАССКАЖЕМ В ЭТОЙ КНИГЕ. И дадим вам возможность посмотреть врагам в лицо и научиться с ними уживаться.
Ну а чтобы книга ни в коем случае не походила на научное пособие, мы наполнили её играми, практическими заданиями и тестами - весёлыми, легкими и очень-очень важными.
Вот, кстати, первый тест для родителей. Он подскажет, какой вы садовник для своих любимых чад, хорошо ли вы знаете потребности своего ребёнка и не путаете ли их со своими собственными представлениями о том, что хотелось бы иметь вашему сыну или дочке.
ТЕСТ
Какой вы садовник?
Помните детскую игру «Я садовником родился, не на шутку рассердился...». Там детки называют себя цветочками и выдают собственные предпочтения в цветах и друзьях.
Вы - садовник; но вы не рассержены. Вы просто решаете, что вам делать сейчас, когда ваш драгоценный ребёнок (в очередной раз) подкинул вам задачку.
Этот тест поможет вам узнать, насколько хорошо вы знаете потребности и нужды собственных детей; умеете ли вы увидеть ситуацию глазами собственного сына или дочери? Да попросту— всегда ли вы понимаете своего ребёнка.
Выбирайте вариант ответа и попытайтесь обосновать свою тактику. Подсказка: читая вопрос, обращайте особое внимание на-вшрастребёнка.
Если тот уже вырос - честно вспоминайте свои прошлые действия. Если ещё мал - фантазируйте о будущем. 2 месяца
Ваш малыш проснулся и заплакал. Что делаете вы:
A. Если знаю, что сухой и накормлен, подожду, может, это просто капризы, сам утихнет.
Б. Кто-то из домашних подойдёт; если некому, конечно, подбегу сама.
Мгновенно реагирую на плач - подбегаю, чтобы успоко ить, беру на руки.
8 месяцев
Вы разговариваете по телефону, а ваш малыш изо всех сил вам «помогает»: кричит, лезет на руки, требует повесить трубку.
А. Призываете к порядку; объясняете, что скоро закончите.
Б. Просите кого-то из домашних занять его или заканчиваете разговор.
B. Подсовываете кастрюлю и крышку, есть шанс, что пока погремит, вы успеете наговориться. 1 год
Собираетесь с ребёнком на прогулку, он не желает надевать ни курточку, ни ботики. Что вы подумаете и что сделаете?
A. Может, ботиночки стали малы? Пора покупать другие?
Б. Успокаиваю и рассказываю, почему надо одеваться.
B. Скажу, что ботиночки сами пошли гулять, и покажу, как они уходят «топ-топ».
1,5 года
Ваш ребёнок мирно играл. Вдруг какой-то ровесник-бутуз вцепился в его игрушку. Оба тянут её, каждый в свою сторону, и оба вопят при этом. Вы:
A. Вмешиваетесь и объясняете, что делать можно, а чего нельзя.
Б. Кидаетесь на помощь своему ребёнку и успокаиваете.
B. Даёте тому карапузу что-то другое, а игрушку возвращаете своему малышу.
2 года
Ваш ребёнок, играя с кошечкой, попытался открутить ей хвост, и та, оскорбившись, цапнула его. Вы принимаете необходимые санитарные меры и говорите:
A. Плохая кошка, мы ей зададим.
Б. Давай-ка выпустим её погулять.
B. Ты же сделал ей больно! 3 года
Ваш ребёнок показал язык взрослой тёте, которая пытается погладить его по головке. Вы:
A. Делаете ему замечание и позволяете тёте погладить его.
Б. Объясняете малышу, что это просто замечательная тётя и она его очень любит.
B. Громко говорите своему чаду: давай я свяжу тётю, а ты в это время погладишь её по голове. 4 года
Вы забрали сына из детского сада. По дороге выясняется, что он прихватил из садика маленькую матрёшку и хочет подарить её подружке - соседке, потому что влюбился в неё. Вы согласны, что это уважительная причина? Ваша реакция?
A. Да вы что? Какая любовь в этом возрасте?
Б. Очень забавно, но игрушку придётся всё-таки вернуть.
B. Быстренько придумываете, что он может подарить этой девочке, а пока возвращаетесь в садик и ставите матрёшку на место.
5 лет
Жарко. Ребёнок выпил уже два стакана воды, и вот прибежал и требует третий. Вы наливаете полкружки. Он рыдает и требует полную. Вы:
A. Оставляете как есть, захочет - выпьет.
Б. Наливаете эту кружку да краёв, придумывая на ходу, как отобрать и не дать выпить всю.
B. Прикинув, что кружка больше стакана, переливаете воду в стакан. 6 лет
Как ваш ребёнок закончит эту историю? «Дочка с мамой шли по дорожке, вдруг на девочку зашипел гусь... она испугалась, но тут мама...»
A. Мама сказала: «Нельзя шипеть на детей».
Б. Мама взяла девочку на руки и пожалела её.
B. Мама обняла дочку, а потом они угостили гуся хлебными крошками. 7 лет
Ваш ребёнок сообщил, что сегодня получил две пятёрки и одну тройку. Что вы скажете ему в первую очередь?
A.Я ж говорила тебе: надо учить все уроки.
Б. Спрошу, по какому предмету схватил трояк, даже посочувствую.
B.Похвалю за пятёрки.
8 лет
Ваш ребёнок уговаривает вас купить ему большую собаку, овчарку или питбуля. Вы не против, так как и сами хотели купить щенка. Что вы сделаете сначала?
A. Обсудим его обязанности.
Б. Поговорим и помечтаем, как будем её дрессировать.
B. Выясню, почему именно большую собаку (может, ему нужна защита). 9 лет
Вы договорились, что сегодня он вернется с улицы пораньше и вы вместе пойдёте в гости. Вы прождали его около часа - и вот наконец-то звонок. Он оптимистично сообщает, что сидит у друга и сейчас прибудет. Как и когда вы вы скажете ему своё недовольство?
A. Сразу же, как появится.
Б. Решаете, что у вас будет время обсудить этот поступок, например, после ужина.
B. Замечание вы сделаете, но, так как подобное уже было, при первой возможности поступите с ним так же. 10 лет
Вы купили ребёнку красивый свитер. Он в восторге, но вот надел пару раз, сходил в школу - и забросил, потом наотрез отказался надевать. Вы:
A. Уговариваете носить этот свитер, объясняете, как он ему идёт.
Б. Убираете, надеясь при случае подсунуть снова.
B. Решаетесь присмотреться, как и во что одеты его друзья. 11 лет
Ваш ребёнок повесил на дверь своей комнаты большой плакат, на котором - дуля (кукиш). Как вы думаете, почему он это сделал?
A. Вряд ли он способен сделать это, слишком некультурно.
Б. Так он высказал своё мнение о нас.
B. Думаю, это тактичное предупреждение, чтоб не мешали. 12 лет
Ваш сын пришёл домой с другом. Спрашивает, можно ли им вместе поиграть сейчас за компьютером. Вы отвечаете: «Конечно, зайчик», а чуть позже замечаете, что он обижен. Почему?
A. Какие-то неприятности? Надо расспросить.
Б. Как я могу что-то заметить, если они закрылись в комнате?
B. Зайчик уже вырос, ему неудобно перед другом. 13 лет
Ваш ребёнок часто придумывает варианты повести, которую собирается написать, и рассказывает вам их. Впрочем, повесть он пишет уже давно, но сюжет меняется, характер и поведение героя - тоже, и дальше завязки дело не движется. Что вы ему посоветуете?
A. Писать - любое дело надо учиться доводить до конца.
Б. Видимо, ему не хватает времени или усидчивости; помогу, если попросит, например, подкину идеи.
B. Ничего не стану советовать, буду просто с удовольствием слушать всё новые и новые варианты (подумаю, какие интересные параллели с его жизнью, с тем, о чём думает). 14 лет
Вы идёте по бульвару и вдруг замечаете, что на пьедестале, оставшемся от разбитой скульпту перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |