Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.. А. В. Мудрик удк 37. 013. 42(075. 8)


НазваниеА. В. Мудрик удк 37. 013. 42(075. 8)
Дата17.10.2019
Размер4.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаШакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#64329
страница1 из 28
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Северо
-Восточный
Федеральный
Университет им
. М
.К.
Ам мосова
1
ÌÅÒÎÄÈÊÀ È ÒÅÕÍÎËÎÃÈß
ÐÀÁÎÒÛ ÑÎÖÈÀËÜÍÎÃÎ
ÏÅÄÀÃÎÃÀ
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ì. Â. ØÀÊÓÐÎÂÀ
5е издание, исправленное и дополненное
Рекомендовано
Учебнометодическим объединением
по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по специальности «Социальная педагогика»
Северо
-Восточный
Федеральный
Университет им
. М
.К.
Ам мосова
2
УДК 37.013.42(075.8)
ББК 74.00я73
Ш17
© Шакурова М. В., 2008
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2008
© Оформление. Издательский центр «Академия», 2008
ISBN 978-5-7695-5429-2
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается.
Р е ц е н з е н т ы:
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики, заведующий кафедрой социальной педагогики
Московского гуманитарного педагогического института А. В. Иванов;
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
профессор Московского педагогического государственного университета А. В. Мудрик
УДК 37.013.42(075.8)
ББК 74.00я73
Шакурова М. В.
Методика и технология работы социального педагога : учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. —
5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.
ISBN 978-5-7695-5429-2
В учебном пособии рассматривается содержание деятельности социального педагога, освещаются методика и технология работы с детьми и их родителями, с молодежными организациями, раскрываются основные направления защиты прав ребенка, представлены достижения как отечественного, так и зарубежного опыта в области социально-педагогической деятельности.
Для студентов высших учебных заведений. Будет полезно для социальных педагогов, учителей, для всех, кто имеет отношение к воспитанию подрастающего поколения.
Ш17
Северо
-Восточный
Федеральный
Университет им
. М
.К.
Ам мосова
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Профессиональная социально-педагогическая работа — один из способов реагирования общества на изменяющуюся социальную ситуацию. Обществом востребована профессия социального педагога — профессионала в области социокультурной деятельности, посредника между личностью и средой, семьей и социумом.
Эта профессия появилась в нашей стране в 1991 г., однако она имеет глубокие исторические и научные корни. В ее основе —
взаимосвязь социализации и воспитания, воспитания и обучения как факторов стабильности общества. Социальная педагогика базируется на идеях гуманизма, свободы и защиты человека.
Современный социальный педагог — это глубоко и разносторонне образованный человек, обладающий знаниями в области философии, социологии, теории социальной работы, юриспруденции, медицины, психологии, педагогики, политологии и т. п.
Он владеет основами организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности.
Умеет работать с социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами и отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите.
Процесс становления новой профессии продолжается, совершенствуются содержание деятельности социального педагога и его операционально-технологическое оснащение. Изучаются богатейшие отечественные традиции, интересный и во многом поучительный зарубежный опыт в области социальной педагогики. В то же время знания, в том числе и психологические, пока еще слабо интегрируются в педагогическую практику, имеются трудности с кадровым обеспечением образовательных учреждений и профессиональной подготовкой специалистов.
Решению этих проблем способствуют научные разработки и рекомендации, обобщение и распространение опыта социальнопедагогической деятельности, расширение инновационного поиска. Все это позволяет создавать учебники и учебные пособия по социальной педагогике, методике и технологии работы социального педагога.
Изучение методики и технологии работы социального педагога — одно из требований стандарта высшего профессионального образования как для специальности «Социальная педагогика», так и для соответствующего профессионально-образовательного профиля в направлении «Педагогика». Основное назначение пред-
Северо
-Восточный
Федеральный
Университет им
. М
.К.
Ам мосова
4
ставленного в данном пособии учебного курса — освоение будущими социальными педагогами операционально-организационных основ социально-педагогической деятельности, формирование их профессиональной позиции с помощью теоретических и практико-ориентированных технологических знаний. Социальнопедагогическая деятельность анализируется как процесс, освещается система работы специалиста в различных условиях (представлены специализации, приоритетные направления, объекты и др.), раскрывается инструментарий социально-педагогической деятельности (средства и формы, методы и методики, общие и частные технологии).
Таким образом, в учебном пособии обобщаются и систематизируются научно-методические и технологические достижения отечественных и зарубежных специалистов в области профессиональной практической социально-педагогической деятельности.
Автор с благодарностью учтет все замечания и предложения,
высказанные в адрес книги.
Северо
-Восточный
Федеральный
Университет им
. М
.К.
Ам мосова
5
Г л а в а I
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА
Объекты и субъекты социально-педагогической
деятельности
Социально-педагогической называют такую деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.
Социальное воспитание —воспитание, осуществляемое обществом и государством в создаваемых для этого организациях (А. В. Мудрик).
Для понимания сущности и особенностей любого вида деятельности необходимо выявить его концептуальные и процессуальные составляющие, прежде всего объект и субъект.
К объектам принято относить те элементы действительности,
на которые направлено действие. Специалисты называют в качестве объектов социально-педагогической деятельности социальные взаимодействия человека в сфере его ближайшего окружения
(В. Г. Бочарова), взаимодействие человека и социума (И. А. Липский), социальное образование (А. И. Арнольдов), воспитательный процесс как часть социализации (А. В. Мудрик), систему педагогического влияния на социальное развитие личности (Л. Е. Никитина), человека (ребенка) как члена социума (В. И. Загвязинский,
Г. Н. Филонов), проблемы ребенка (С. А. Расчетина, М. А. Галагузова).
По мнению В. А. Сластенина, очевидно, что объектами социальной педагогики выступают, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой — элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности
1
Объект социально-педагогической деятельности двойствен.
В широком смысле он включает в себя связи, взаимодействия,
способы и средства регуляции процессов социализации, социального воспитания, поведения социальных групп и личностей в об1
Сластенин В. А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Сластенин В. А. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: в 2 т. — М.; Тула, 1993. — Т. 2.
Северо
-Восточный
Федеральный
Университет им
. М
.К.
Ам мосова
6
ществе, взаимосвязи личности и общества. В узком смысле это ситуации риска, проблемы нарушения социализации, социальное воспитание тех, кто нуждается в помощи (социально незащищенные, маргинальные, имеющие различного рода отклонения в поведении люди, группы людей).
Социально-педагогическая защита — система условий и средств,
обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность отдельного субъекта (воспитанника), отстаивание его интересов и прав, создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил.
Маргинальный — находящийся на краю, близкий к пределу.
В основе такого подхода к определению сущности объекта социально-педагогической деятельности лежит дискуссия, возникшая на рубеже XIX — XX вв.
С точки зрения П. Наторпа и других ученых, объектом социальной педагогики выступает социальное воспитание подрастающего поколения. Задача социальных педагогов — интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа, создания социально-педагогического и социально-психологического «поля» для полноценного становления каждого человека на всем протяжении его жизненного пути.
Развивая педагогические идеи Р. Оуэна, Г. Ноль, Г. Боймер определяли социально-педагогическую деятельность как социальную помощь обездоленным детям, опеку и профилактику правонарушений несовершеннолетних, внешкольную работу по месту жительства, воспитательную работу в домах ребенка, детских домах,
школах-интернатах прежде всего с детьми, отличающимися делинквентным поведением.
Делинквент —правонарушитель, преступник, лицо, совершившее незаконное действие, проступок.
Современная социально-педагогическая теория и практика продолжают развиваться по этим направлениям. Сторонники первого направления преобладают среди теоретиков социальной педагогики, тогда как практические работники больше склоняются ко второму, адаптивному (проблемному) подходу.
На определение объекта социально-педагогической деятельности влияет позиция ученых и практиков относительно взаимосвязи социальной педагогики и социальной работы. Адаптивный подход основывается на признании того факта, что произошла интеграция задач, решаемых социальной педагогикой и социаль-
Северо
-Восточный
Федеральный
Университет им
. М
.К.
Ам мосова
7
ной работой. Деление единой сферы деятельности на социальную работу и социальную педагогику возводит искусственные границы, затрудняет совместную работу, препятствует развитию общего поля действия. Сторонники этого подхода рассматривают социальную работу и социальную педагогику как одну научную дисциплину.
Согласно другой точке зрения, и социальная работа, и социальная педагогика имеют свою специфику. Социальная работа как преемница первоначальных форм благотворительности и опеки —
более широкое понятие, оно включает в себя также педагогическое воздействие и деятельность по защите человека и оказанию ему помощи. Социальная педагогика ограничивается лишь деятельностью с педагогическими целями, которая распространяется и на взрослых людей, так как воспитание и образование сопровождают человека всю его жизнь. Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем,
на помощь незащищенным или малозащищенным группам населения, а социальная педагогика предполагает, скорее, профилактику и внешкольное образование (И.Нойфельд).
Эти и другие точки зрения дают возможность использовать разработанные в теории социальной работы рисковые, ресурсные и проблемные подходы, для того чтобы конкретизировать объекты социально-педагогической деятельности.
Социальная работапрофессиональная деятельность, способствующая реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Социальная работа востребована тогда, когда люди взаимодействуют с окружающей средой.
Риск — ситуативная характеристика деятельности, означающая неопределенность результата, предполагает альтернативные варианты ошибки или успеха. Социально-педагогический риск — учет и регулирование нежелательных, социально и(или) педагогически неприемлемых, угрожающих жизни, здоровью, полноценной социализации личности факторов и последствий.
Факторы адаптации к ситуациям риска у различных групп населения, в том числе у несовершеннолетних, различны. Те группы несовершеннолетних, которые в силу сочетания объективных и субъективных причин максимально подвержены социальным и социально-педагогическим рискам, называют группами или катего-
риями риска. Типичные группы риска состоят из дезадаптантов,
девиантов, делинквентов.
Количество групп риска в настоящее время значительно увеличилось. К ним относят детей из семей безработных, мигрантов
(репатриантов, беженцев, вынужденных переселенцев), малоиму-
Северо
-Восточный
Федеральный
Университет им
. М
.К.
Ам мосова
8
щих, сирот, безнадзорных детей и др., а также одаренных детей и детей из семей «новых русских». Слои и категории населения, у которых закрепилось объективно и субъективно заданное состояние потенциального риска, принято называть социально уязвимыми группами населения. К ним традиционно в мировой практике относят детей и молодежь.
Девиантное поведение — отклоняющееся от нормы, нестандартное поведение.
Дезадаптация —нарушение процессов адаптации человека в социальной среде.
Ресурсы — арсенал средств или возможностей, к которым можно обращаться по мере необходимости для выполнения какойлибо задачи или совершенствования тех или иных действий, в особенности когда они носят чрезвычайный характер или осуществляются в критической ситуации.
Ресурсы в социально-педагогической работе рассматриваются с точки зрения их природы, источников и полезности применения.
Они могут быть:
– внутренними или внешними по отношению к лицу, коллективу, группе;
– официальными (формальными) или неофициальными (неформальными);
– реально существующими или потенциальными (скрытыми);
– в разной степени управляемыми с точки зрения их использования.
Как и социальная работа, социально-педагогическая деятельность должна способствовать наиболее полному, эффективному и скоординированному выявлению и применению внутренних,
материальных и социальных ресурсов. Она предполагает создание и реализацию программ деятельности, направленных на активизацию внутренних ресурсов и обеспечение внешними ресурсами.
Человек рассматривается как комплекс ресурсов, способностей,
возможностей, используемых для жизненных свершений и достижения поставленных целей. Его жизненный потенциал состоит из внутренних ресурсов, которые реализуются в благоприятных условиях или в кризисной ситуации. Способность влиять на других, определять ход событий, возможность добиться тех или иных успехов зависят от наличия необходимых ресурсов.
Базовым ресурсом социально-педагогической деятельности является профессиональный и личностный ресурс социального педагога, что позволяет отнести социально-педагогическую деятельность к группе профессий с высоким уровнем профессиональных рисков.
Северо
-Восточный
Федеральный
Университет им
. М
.К.
Ам мосова
9
Нормальное или ненормальное социальное функционирование человека (социализация) — это реакция на гармонию или дисгармонию между его внутренними ресурсами и свойствами, с одной стороны, и внешними ресурсами и особенностями жизненной ситуации, с другой.
Истощение социальных ресурсов, а также отсутствие у человека возможности реализовать себя приводят к различного рода социальным проблемам.
Социальные проблемы — это социальное противоречие, осознаваемое человеком (группой) как значимое для него (нее) несоответствие между целью и результатом; оно возникает из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели и приводит к неудовлетворению социальных потребностей.
Проблемные ситуации в социальной жизни существуют у любого ребенка как растущего организма. На каждом этапе развития ребенок и его окружение обнаруживают противоречия между новым уровнем социальных задач и собственными потенциальными возможностями, а также между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися требованиями, предъявляемыми к человеку. Если своевременно не изменяются нормы, оценки, не создаются соответствующие условия, то возникают различного рода проблемы на пути самостоятельного решения жизненно важных задач.
По мнению А. В. Мудрика, в основе проблем, переживаемых человеком, лежат различные нарушения в решении естественно-
культурных (достижение определенного уровня физического и сексуального развития), социально-культурных (познавательные,
морально-нравственные, ценностно-смысловые) и социально-пси-
хологических (становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение) задач.
Практикующие социальные педагоги к основным в жизни ребенка относят следующие проблемы
1
:
1) сохранение психического здоровья детей, развитие личности,
самоопределение детей и подростков — это профессиональное самоопределение подростков с учетом возможностей социальной среды; психологическая дезадаптивность, тревожность, страхи;
саморазвитие ребенка и реализация его способностей в социальной среде; личностное самоопределение, развитие рефлексии;
2) нарушение прав ребенка, агрессия и насилие в семье — это психологическое неблагополучие семьи «социального риска», алкоголизм и(или) наркомания, тяжелое материальное положение родителей, беспризорность детей; соблюдение, охрана и защита
1
Нагавкина Л. С. Социальный педагог: введение в должность: сб. материалов /
Л. С. Нагавкина, О. К. Крокинская, С.А.Косабуцкая. — СПб., 2000.
Северо
-Восточный
Федеральный
Университет им
. М
.К.
Ам мосова
10
прав детей и подростков, нуждающихся в правовой, социальной и педагогической помощи; опека, попечительство, сиротство;
3) неадекватное и девиантное поведение, дезадаптация детей и
подростков в социальной среде — трудные дети (неуправляемые,
педагогически запущенные, агрессивные); дурная компания, криминальный контакт, причастность к криминальным обстоятельствам, учет в милиции; употребление детьми алкоголя, наркотиков; адаптация к новой среде (в новом классе, школе, детском коллективе); дезадаптация к нормам социальной жизни в коллективе и, как следствие, одиночество, дефицит общения;
4) конфликты и нездоровый морально-психологический климат в
школе, микросреде — агрессивное поведение взрослых, прежде всего учителей (придираются, кричат); конфликты между взрослыми и детьми, учителями и учениками, отказ учителей работать с учениками; угнетенность из-за непонимания учебного материала, низкая успеваемость, уклонение от обучения, отсутствие интереса к школьной жизни, расширению сферы общения; конфликты в среде сверстников; многосторонние конфликтные ситуации; неумение выстраивать отношения, решать конфликтные ситуации; отсутствие четких ориентиров выбора.
Таким образом, очевидно, что сложность современной социально-педагогической деятельности определяется, с одной стороны, неоднозначностью ее объекта, с другой — отсутствием единых методологических и теоретических позиций, определяющих процессуальную сторону данного вида деятельности.
Столь же многомерен и
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей