Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

введение. Актуальность темы исследования обусловлена постоянно растущим числом детей с различными психо-физическими нарушениями и необходимостью обретения этими людьми собственной социальной ниши


Скачать 22.25 Kb.
НазваниеАктуальность темы исследования обусловлена постоянно растущим числом детей с различными психо-физическими нарушениями и необходимостью обретения этими людьми собственной социальной ниши
Дата29.09.2019
Размер22.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавведение.docx
ТипДокументы
#63722
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Введение
Актуальность темы исследования обусловлена постоянно растущим числом детей с различными психо-физическими нарушениями и необходимостью обретения этими людьми собственной социальной ниши. В рамках данной работы мы исследуем нарушения интеллекта и описываем работу с детьми, у которых зафиксирована легкая степень умственной отсталости. Проблемы социально-коммуникативной адаптации у детей с УО являются главными во всем процессе их жизнедеятельности. Адаптация предполагает и обучение, и включение в коммуникативное пространство целого социума, и обретение бытовых навыков и умений. Тематика данной работы посвящена конкретной возрастной группе: 7-9 лет, младший школьный возраст. Следует отметить, что на этом возрастном этапе формирование личности только начинается, и легкая степень умственной отсталости заметным образом влияет не только на процессы социальной адаптации, но и на общее личностноеразвитие ребенка. Многие дети с легкой степенью УО трудно адаптируются к требованиям обычной школы и к своим одноклассникам, не имеющим проблем со здоровьем. На этом основании следует говорить о серьезной коммуникативной проблеме – развитие диалогической речи. Речь в младшем школьном возрасте является одним из самых важных психических процессов, поскольку отражает все остальные аспекты динамики личностного роста ребенка. У детей с УО формирование речи и умения выстраивать диалог идет с существенным опозданием и сопряжено с необходимостью преодолевать разные препятствия (понимание чужой речи, спонтанная собственная речь, инициирование диалога), которых нет у здоровых школьников.

Одним из вариантов коррекционной работы является организация сюжетно-ролевых игр, во время которых дети могут постепенно начать общение и между собой, и с людьми старшего возраста. Другими словами, сюжетно-ролевая игра нередко способствует и повышению общих коммуникативных умений, и развитию диалогический речи, что особенно ценно для детей с УО. Поэтому особую актуальность в рамках данной работы приобретаеткак исследование особенностей диалогической речи у младших школьников с легкой степенью УО, так и организация коррекционной работы с ними на основе сюжетно-ролевых игр.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен диалогической речи (и речи младших школьников) рассматривался в трудах Бенвениста Э., Винокур Т.Г., Гастевой H.H., Головиной О.П., Гузель Н.А., Дорожкиной О.А., Изаренкова Д.И., Леонтьева А. А., Назметдиновой И.С., Щербы Л. В.,Якубинского Л. П. Проблемы речи младших школьников с легкой степенью УО раскрыты в работах Ефименковой Л.Н., Липаковой В.И., Мозгового В.М., Мэша Э., Вольфа Д., Петровой В.Г. Сюжетно-ролевая игра является предметом исследований Берна Э., Бондаренко А.К. и Матусик А.И., Зверевой О., Каган М.С., Мудрик А.В., Шмакова С.А.,Эльконина Д.

Противоречие исследования заключается в наличии большого количества работ, посвященных понятиям, «легкая степень УО» и «диалогическая речь», «сюжетно-ролевая игра», но при этом отсутствуют четкие рекомендации по коррекции диалогической речи младших школьников путем организации игр.

Объект исследования – диалогическая речь.

Предмет исследования – особенности диалогической речи младших школьников с легкой степенью УО.

Цель исследования – провести коррекцию тревожности младших школьников с нарушениями слуха посредством реализации комплекса занятий в условиях инклюзивного образования.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что применение комплекса игр и упражнений позволит повысить уровень развития диалогической речи младших школьников с легкой степенью УО.

Задачи исследования:
Раскрыть теоретические аспекты развития диалогической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
  • Осуществить анализ результатов первичной психолого-педагогической диагностики испытуемых;
  • Разработать и реализовать комплекс игровых мероприятий по коррекции диалогической речи испытуемых;
  • Проверить эффективность разработанного комплекса занятий путем повторной диагностики.
    Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, метод психологической диагностики, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы, метод математической обработки результатов (вычисление процентных долей), качественный анализ полученных диагностических данных.

    Методики исследования:
    Ведение наблюдений по следующим критериям: развитость спонтанной речи, инициативность ведения диалога, свобода подбора слов, естественное выражение эмоций в диалоге, тематические особенности диалогов.
  • Проведение индивидуальной беседы с каждым ребенком (примерные вопросы: о самом ребенке, его друзьях и воспитателях, занятиях и играх, любимых делах и вещах, мечтах и желаниях).
  • Методика определения коммуникативных умений «Совместная сортировка».
  • Составление диалога ребенком по картинке (рисунок с изображением двух зайцев, которые встречаются, выполняют определенные действия и расходятся).
    База исследования. Исследование проводилось среди учащихся детского дома …указать базу. Общее количество испытуемых – 20 человек (дети с легкой степенью УО) в возрасте 7-9 лет.

    Научная новизна исследования. Теоретической ценностью данной работы является проведенный анализ особенностей понятий «умственная отсталость», «диалогическая речь», «сюжетно-ролевая игра»применительно к младшему школьному возрасту. В связи с этим в работе выявлены основные психологические и психические особенности младших школьников с легкой степенью УО и сделан акцент на необходимости проведения коррекционных мероприятий с целью повышения уровня развития диалогической речи. Поэтому в работе сделан важный исследовательский поворот к сфере сюжетно-ролевой игры, которая может служить основой коррекции диалогической речи детей. На этом основании в работе осуществлен практический эксперимент: после анализа данных первичной диагностики, реализации разработанной программы коррекционных занятий и проверки их эффективности (повторная диагностика) сделан вывод о повышении уровня развития диалогической речи младших школьников с УО.


    Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе …… в 2018-2019 учебном году. Экспериментальная выборка составила 20 человек из числа детей младшего школьного возраста с легкой степенью УО.
    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей