Введение Актуальность темы исследования обусловлена постоянно растущим числом детей с различными психо-физическими нарушениями и необходимостью обретения этими людьми собственной социальной ниши. В рамках данной работы мы исследуем нарушения интеллекта и описываем работу с детьми, у которых зафиксирована легкая степень умственной отсталости. Проблемы социально-коммуникативной адаптации у детей с УО являются главными во всем процессе их жизнедеятельности. Адаптация предполагает и обучение, и включение в коммуникативное пространство целого социума, и обретение бытовых навыков и умений. Тематика данной работы посвящена конкретной возрастной группе: 7-9 лет, младший школьный возраст. Следует отметить, что на этом возрастном этапе формирование личности только начинается, и легкая степень умственной отсталости заметным образом влияет не только на процессы социальной адаптации, но и на общее личностноеразвитие ребенка. Многие дети с легкой степенью УО трудно адаптируются к требованиям обычной школы и к своим одноклассникам, не имеющим проблем со здоровьем. На этом основании следует говорить о серьезной коммуникативной проблеме – развитие диалогической речи. Речь в младшем школьном возрасте является одним из самых важных психических процессов, поскольку отражает все остальные аспекты динамики личностного роста ребенка. У детей с УО формирование речи и умения выстраивать диалог идет с существенным опозданием и сопряжено с необходимостью преодолевать разные препятствия (понимание чужой речи, спонтанная собственная речь, инициирование диалога), которых нет у здоровых школьников.
Одним из вариантов коррекционной работы является организация сюжетно-ролевых игр, во время которых дети могут постепенно начать общение и между собой, и с людьми старшего возраста. Другими словами, сюжетно-ролевая игра нередко способствует и повышению общих коммуникативных умений, и развитию диалогический речи, что особенно ценно для детей с УО. Поэтому особую актуальность в рамках данной работы приобретаеткак исследование особенностей диалогической речи у младших школьников с легкой степенью УО, так и организация коррекционной работы с ними на основе сюжетно-ролевых игр.
Степень научной разработанности проблемы. Феномен диалогической речи (и речи младших школьников) рассматривался в трудах Бенвениста Э., Винокур Т.Г., Гастевой H.H., Головиной О.П., Гузель Н.А., Дорожкиной О.А., Изаренкова Д.И., Леонтьева А. А., Назметдиновой И.С., Щербы Л. В.,Якубинского Л. П. Проблемы речи младших школьников с легкой степенью УО раскрыты в работах Ефименковой Л.Н., Липаковой В.И., Мозгового В.М., Мэша Э., Вольфа Д., Петровой В.Г. Сюжетно-ролевая игра является предметом исследований Берна Э., Бондаренко А.К. и Матусик А.И., Зверевой О., Каган М.С., Мудрик А.В., Шмакова С.А.,Эльконина Д.
Противоречие исследования заключается в наличии большого количества работ, посвященных понятиям, «легкая степень УО» и «диалогическая речь», «сюжетно-ролевая игра», но при этом отсутствуют четкие рекомендации по коррекции диалогической речи младших школьников путем организации игр.
Объект исследования – диалогическая речь.
Предмет исследования – особенности диалогической речи младших школьников с легкой степенью УО.
Цель исследования – провести коррекцию тревожности младших школьников с нарушениями слуха посредством реализации комплекса занятий в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что применение комплекса игр и упражнений позволит повысить уровень развития диалогической речи младших школьников с легкой степенью УО.
Задачи исследования: Раскрыть теоретические аспекты развития диалогической речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости; Осуществить анализ результатов первичной психолого-педагогической диагностики испытуемых; Разработать и реализовать комплекс игровых мероприятий по коррекции диалогической речи испытуемых; Проверить эффективность разработанного комплекса занятий путем повторной диагностики. Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, метод психологической диагностики, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы, метод математической обработки результатов (вычисление процентных долей), качественный анализ полученных диагностических данных.
Методики исследования: Ведение наблюдений по следующим критериям: развитость спонтанной речи, инициативность ведения диалога, свобода подбора слов, естественное выражение эмоций в диалоге, тематические особенности диалогов. Проведение индивидуальной беседы с каждым ребенком (примерные вопросы: о самом ребенке, его друзьях и воспитателях, занятиях и играх, любимых делах и вещах, мечтах и желаниях). Методика определения коммуникативных умений «Совместная сортировка». Составление диалога ребенком по картинке (рисунок с изображением двух зайцев, которые встречаются, выполняют определенные действия и расходятся). База исследования. Исследование проводилось среди учащихся детского дома …указать базу. Общее количество испытуемых – 20 человек (дети с легкой степенью УО) в возрасте 7-9 лет.
Научная новизна исследования. Теоретической ценностью данной работы является проведенный анализ особенностей понятий «умственная отсталость», «диалогическая речь», «сюжетно-ролевая игра»применительно к младшему школьному возрасту. В связи с этим в работе выявлены основные психологические и психические особенности младших школьников с легкой степенью УО и сделан акцент на необходимости проведения коррекционных мероприятий с целью повышения уровня развития диалогической речи. Поэтому в работе сделан важный исследовательский поворот к сфере сюжетно-ролевой игры, которая может служить основой коррекции диалогической речи детей. На этом основании в работе осуществлен практический эксперимент: после анализа данных первичной диагностики, реализации разработанной программы коррекционных занятий и проверки их эффективности (повторная диагностика) сделан вывод о повышении уровня развития диалогической речи младших школьников с УО.
Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе …… в 2018-2019 учебном году. Экспериментальная выборка составила 20 человек из числа детей младшего школьного возраста с легкой степенью УО. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |