Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Арт-терапия новые горизонты под редакцией аи. Копытина Когито-центр Москва 2006


Скачать 2.34 Mb.
НазваниеАрт-терапия новые горизонты под редакцией аи. Копытина Когито-центр Москва 2006
АнкорKopytin_A_I__Art-terapia_-_novye_gorizonty.pdf
Дата17.05.2018
Размер2.34 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKopytin_A_I_Art-terapia_-_novye_gorizonty.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40451
страница1 из 23
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Арт-терапия - новые горизонты ПОД РЕДАКЦИЕЙ АИ. Копытина
Когито-центр Москва
2006
\

УДК 615.851 Б Б КА Все права защищены. Любое использование материалов данной книги полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается. А 86 Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. АИ. Копытина. - М
Когито-Центр, 2006. - 336 с.
УДК 615.851
ББК 88 Книга отражает широкий спектр форм и моделей современной арт-те­
рапии, используемых в различных областях лечебной и реабилитационной практики. Особое место отводится работе с пациентами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью, терапии детей и подростков, а также работе с лицами, переживающими посттравматическое стрессовое расстройство, и с психически больными. Представлены новые подходы к научным исследованиям в арт-терапии. Книга будет полезна для практических психологов и врачей-психо­
терапевтов, педагогов и социальных работников.
© «Когито-Центр», 2006
ISBN 5-89353-162-0
Содержание НОВЫЕ МЕТОДЫ И ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
АРТ-ТЕРАПИИ (ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ) 7 Раздел 1
Мультикультуральные направления в арт-терапии: вопросы аккультуризации Н. ХЕУШ
КОНТРПЕРЕНОС АРТ-ТЕРАПЕВТА: РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ — ЖЕРТВАМИ ОРГАНИЗОВАННОГО НАСИЛИЯ 21 Н. Мэтьюз ОБРЕТЕНИЕ СЕБЯ В АМЕРИКЕ. ОПЫТ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
АРТ-ТЕРАПЕВТА ИНДИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 41 М. ЧЕБАРО
КРОСС-КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ПСИХОТЕРАПИИ 54 Б. СТОУН ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ « Я » И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО ОБРЕТЕНИЕ СИЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ДИАЛОГА С ВИЗУАЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ 66
Раздел 2
Арт-терапия в работе с детьми и подростками Л. ПРОЛКС ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ и их РОДИТЕЛЯМИ 87 Р СИЛЬВЕР,
Д. Эллисон САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА ОБРАЗА Я В РИСУНКАХ
ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 105 М. РОЗАЛЬ, Л. ТУРНЕР-ШИКЛЕР, Д. ЮРТ
АРТ-ТЕРАПИЯ С ПОДРОСТКАМИ, СТРАДАЮЩИМИ ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ РАСОВЫЕ, КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 1 2 5 О. ПОСТАЛЬЧУК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РОЛЬ МАНИПУЛЯЦИЙ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ 142 Д. МЭРФИ, Д. ПЕЙСЛИ, Л. ПАРДОУ
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА ДЛЯ ИМПУЛЬСИВНЫХ ДЕТЕЙ 160 Раздел 3
Арт-терапия влечении зависимостей К. МАККЛИН СМЕШАННЫЕ МЕТАФОРЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРИ СОЗАВИСИМОСТИ 183 Н. СПРИНЭМ
АРТ-ТЕРАПИЯ ВЛЕЧЕНИИ НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА 225
М. ПЛЕВЕН ИЗМЕНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА ОСОЗНАНИЕ НАРКОМАНКОЙ СВОЕЙ ТЕЛЕСНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 250 Раздел 4
Арт-терапия в работе с душевнобольными ГО. ТОМАШОФФ
ТРАНСКУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННУЮ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ 269 В. СВЕНЦИЦКАЯ
АРТ-ТЕРАПИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ТИПА С ИНТЕНСИВНЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ 276 Раздел 5 Новые направления и методы арт-терапевтических исследований Ш. МАКНИФФ ТВОРЧЕСТВО ЗА РАМКАМИ ПРИВЫЧНОГО РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА 303 К. МАЛЬЧИОДИ
АРТ-ТЕРАПИЯ И МОЗГ 319 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
332
Новые методы и области практического применения
арт-терапии (вместо предисловия)
Арт-терапия — это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений так называемой психотерапии искусством (expressive arts therapies) наряду с музыкальной терапией, драматерапией и танцедвига- тельной терапией. Слово «арт-терапия» впервые начало использоваться в англоязычных странах примерно в е годы XX века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реа- лизовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах (например, художественная мастерская Адриана Хилла в Великобритании. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком (работы Маргарет Наумбург в США. При подготовке данного сборника, также как ив наших предыдущих работах (Копытин, аи др, мы исходили из доминирующего в современной литературе определения арт-терапии, в соответствии с которым она представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента (пациента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом
(ААТА, 1998; ВААТ, 1989, 1994). Создание визуальных образов рассматривается при этом как важное средство межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему выразить ранние либо актуальные «здесь-и-сейчас» переживания, которые ему бывает непросто выразить словами (Waller, 1993, р. 3).

8 АИ. Копытин Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. Отсюда — многочисленные попытки ее использования в образовательных учреждениях и социальной работе. За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приемы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. Она продолжает активно развиваться ив настоящее время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами. Об этом красноречиво свидетельствует данная книга. Несмотря на то, что в вышедшей за последние годы литературе уже был представлен ряд новых направлений арт-терапевтической работы см. Практикум по арт-терапии, 2001; Арт-терапия: хрестоматия, 2001;
Арт-терапия в эпоху постмодерна, 2002), некоторые ее формы и области применения все еще не получили достаточного освещения. Это, в частности, касается таких важных направлений, как лечение алкогольной и наркотической зависимости, оказание помощи мигрантами беженцам, работа с детьми и подростками и т.п. Данный сборник призван в какой-то мере восполнить эти пробелы. Статьи, вошедшие в сборник, отражают самые различные аспекты арт-терапевтической практики. Их авторы представляют не только Россию, но и другие страны — США, Великобританию, Канаду, Австралию, Италию, Австрию. Многие из них являются лидерами арт-терапев- тического направления в своих странах. Ниже приводится краткий обзор методов и направлений арт-терапии, представленных в данной книге. Статьи первого раздела сборника посвящены мультикультуральным аспектам арт-терапевтической работы. Мультикультуральное направление в психологии и психотерапии развивается начиная с х годов
XX века, хотя некоторые его теоретические положения и принципы начали складываться еще в предшествующие десятилетия входе исследования межкультурного взаимодействия и практики оказания психологической помощи мигрантами вынужденным переселенцам. Педерсен (Pedersen,
1995) называет мультикультурализм четвертой волной в психологии, наряду с психоанализом, поведенческими гуманистическим подходами.
Мультикультуральное направление занимается исследованием тех различий в установках, взглядах и верованиях людей, которые определяются
НОВЫЕ МЕТОДЫ И ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ 9 их культурным опытом. Оно предполагает толерантное, уважительное отношение к иным взглядам, отказ от эталонных форм человеческого поведения и признание существования разных путей и моделей психического развития, обеспечивающих наилучшую адаптацию индивида или группы к конкретным социально-историческим условиям их жизни. Развитие данного направления оказало большое влияние на подходы к оказанию помощи представителям разных групп населения, используемые современными специалистами в области психического здоровья. Это касается, прежде всего, мигрантов, беженцев, лиц, переживающих посттравматическое стрессовое расстройство — тех, чьи психические страдания вызваны не только перенесенным физическим или моральным насилием, но и отрывом от привычной среды обитания, родной культуры, языка и круга общения, а также необходимостью интеграции в новую, принимающую культуру. Эти процессы описываются понятием культурной адаптации, или аккультуризации. Они часто сопряжены с эмоциональными и соматическими расстройствами, социальной дезадапта­
цией — другими словами, сопровождаются культурным шоком (шоком аккультуризации), который характеризуется определенным набором признаков в поведенческой, эмоциональной и познавательной сферах личности, степень выраженности которых может меняться стечением времени. Подходы к оказанию арт-терапевтической помощи лицам данной группы рассматриваются в двух статьях первого раздела сборника. Статья Н. Хеуш посвящена работе с беженцем с Ближнего Востока, пережившим пытки и сексуальное насилие. Эта статья показывает, насколько психологически напряженной является такая деятельность для специалиста, переживающего сложные реакции контрпереноса, что требует от него дополнительной работы над собой, направленной на преодоление отрицательных эмоций и осознание причин их появления. Работе с образом я у клиентов с посттравматическим стрессовым расстройством, перенесших пытки, посвящена статья Б. Стоун. Автор статьи применила комплексную технику, предполагающую медитацию на собственном телес фокусировкой на энергетическом центре организма, изображением двух телесных образов я — слабого и сильного — и последующим диалогом между ними. Б. Стоун показывает, что, несмотря на относительную непродолжительность курса арт-терапии, он дал хорошие результаты. В статье Н. Мэтьюз показана вся сложность процесса культурной адаптации. Даже в том случае, когда переезд в другую страну является добровольным, он влечет за собой кризис идентичности и постепенное

10 АИ. Копытин изменение представлений человека о своем культурном я. Обе статьи наглядно демонстрируют ценность изобразительного творчества, помогающего человеку, переживающему культурный шок, либо специалисту, который оказывает ему помощь, справиться со своими чувствами и сохранить психическую целостность. Еще одна статья данного раздела написана М. Чебаро — иммигранткой, переселившейся в Соединенные Штаты из Палестины и ставшей в последующем арт-терапевтом. Она посвящена трудностям психологического толкования изобразительных работ клиентов, имеющих иное культурное происхождение, чем работающий сними специалист. Автор статьи показывает, что бездумное следование специалиста стандартным моделями критериям интерпретации рисунков, воспринятым им в процессе обучения, чревато искажением опыта клиента и ведет к неверной диагностике его состояния. Автор призывает арт-терапевтов к более глубокому изучению традиций той культуры, с которой клиент связан, и развитию восприимчивости к межкультурным различиям. Показательно, что Американская психиатрическая ассоциация в е годы XX века признала, что используемая психиатрами США классификация психических расстройств, основанная на изучении опыта представителей западной культуры, не учитывает особенностей психического опыта представителей других культура потому нуждается в адаптации. Отражением попыток современных специалистов в области психического здоровья скорректировать свои представления о психическом здоровье и болезни и внести поправки в таксономию психических расстройств является исключение гомосексуализма из Диагностического и статистического руководства по психическим болезням. Некоторые специалисты также высказываются за исключение из списка болезней трансгендерной дисфории, стем чтобы противодействовать дискриминации людей, сексуальный опыт которых отличается от опыта большинства. Один из принципов, декларируемых в Диагностическими статистическом руководстве (DSM-IV, АРА, 1994), состоит в признании того, что девиантное поведение, отличающееся от поведения большинства представителей той или иной социальной группы, само по себе не является признаком психической патологии. Очевидно, что отличия в поведении могут быть связаны с культурным опытом человека. В свою очередь, различия в культурном опыте людей могут объясняться не только их разным этническим или расовым происхождением, но и иной сексуальной ориентацией, тендерной ролью, конфессиональной принадлежностью, возрастом, характером профессиональной деятельности, уровнем доходов и т. д.
НОВЫЕ МЕТОДЫ И ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ 11 Поэтому через призму мультикультурального подхода можно рассматривать и некоторые статьи сборника, включенные нами в другие разделы. Это относится, в частности, к статьям Р. Сильвер, Дж. Эллисон и М. Розаль с соавторами, посвященным арт-терапевтической работе с подростками, а также работе ГО. Томашоффа. Второй раздел сборника посвящен арт-терапии в работе с детьми и подростками. Несмотря на многолетнюю практику применения методов арт-терапии в этой области, здесь также можно говорить о формировании новых подходов. При характерной для арт-терапевтической практики западных стран недирективной позиции специалистов, стремящихся скорее следовать за своим юным клиентом, чем вести егоза собой, обращает на себя внимание более активное, чем ранее, применение краткосрочных вариантов работы, ориентированных на достижение конкретных результатов. В этих условиях повышается роль графических диагностических методик, позволяющих оценивать динамику состояния клиента на разных этапах арт-терапевтического процесса. Можно также говорить о повышении роли ранних вмешательств, которые осуществляются еще до того, как у ребенка проявятся серьезные проблемы. Это отчасти связано стем, что во многих странах в последние годы акцент делается на амбулаторном лечении и сокращении расходов на общественное здравоохранение. Эта тенденция прослеживается ив большинстве статей, включенных во второй раздел книги. В статье М. Розаль с соавторами представлены некоторые результаты применения комплексной инновационной программы по работе с подростками с повышенным весом, совмещающей в себе элементы арт-те- рапевтических и образовательных процедур. Как ив статье Р. Сильвер и Дж. Эллисон, в этой публикации обращает на себя внимание тесная связь описываемой авторами модели работы с мультикультуральным подходом. Это обусловлено не только тем, что работа проводилась с подростками, имеющими разное расовое и этническое происхождение, но и прослеживающейся в арт-терапевтических публикациях последнего времени тенденцией рассматривать каждого клиента-подростка как представителя особой культуры. Например, Ш. Рили в своей книге Современная арт-те­
рапия подростков пишет Мы должны просить наших клиентов-под­
ростков научить нас своей культуре и поправить нас, если то, как мы воспринимаем их, не соответствует действительности (Riley, 1999, р. 35). По ее мнению, процесс арт-терапевтической работы с подростком должен рассматриваться с постмодернистских позиций, тес учетом множества факторов проживания в томили ином географическом регионе, городской

12 АИ. Копытин либо пригородной жизни, социально-экономического положения, расы и этноса. Этот автор утверждает, что известные представления о том, что подростковый возраст является достаточно предсказуемой стадией развития и характеризуется вполне определенным набором задач, недостаточно продуктивны — следует обратить более пристальное внимание на условия жизни и личную позицию подростка. Большой интерес представляет статья Л. Пролкс, в которой автор предлагает оригинальную модель детско-родительской групповой диади- ческой арт-терапии. Ценность данной публикации состоит еще ив том, что в ней описывается работа с детьми от полутора лет. Автор опровергает звучащие иногда мнения о том, что арт-терапия может быть эффективна лишь при наличии у клиента способности к созданию оформленной графической продукции. Статья показывает, что даже при отсутствии такой способности возможна творческая коммуникация между ребенком и родителем, обеспечивающая укрепление и коррекцию детско-родительских отношений. Статья О. Постальчук посвящена изучению психотерапевтической роли манипуляций с изобразительными материалами входе арт-тера- певтической работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями развития. Хотя многие из них не могут создавать оформленные художественные образы, их изобразительная деятельность служит выражению чувств и развитию терапевтических отношений. Автор обосновывает психотерапевтическую роль манипуляций сточки зрения представлений об игровой деятельности. Приводится детализированное описание процесса индивидуальной арт-терапии с девочкой, посещающей центр реабилитации. В статье Дж. Мэрфи, Д. Пейсли и Л. Пардоу описывается работа с амбулаторной группой импульсивных детей и некоторые эффекты такой работы. Отражены трудности, связанные с оказанием помощи импульсивным детям, а также важность изобразительной деятельности для развития их коммуникативных навыков и способности к контролю над сильными чувствами. Отмечается необходимость гибкого подхода арт-терапевта к таким детям, позволяющего изменять формы и содержание занятий по мере развития группы. Третий раздел сборника посвящен проблемам использования арт-те­
рапии влечении зависимостей. В широком смысле слово зависимость означает склонность полагаться на кого-либо или что-либо в целях получения удовольствия, снятия психофизического дискомфорта или адаптации. В своем клиническом значении этим понятием описываются дурные привычки или патологические пристрастия, связанные с вредом для
НОВЫЕ МЕТОДЫ И ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ 13 физического и психического здоровья человека и его социального благополучия. Дурные привычки (к ним могут быть отнесены табакокурение, склонность к денежным растратам, перееданию, интернет-зависимость, зависимость от азартных игр и т.д.) отличаются от патологических пристрастий (алкогольная, наркотическая зависимости) тем, что наносят относительно меньший вред здоровью и социальному благополучию личности. В арсенале психотерапевтических приемов, используемых в настоящее время для лечения зависимостей, методы арт-терапии пока занимают скромное место. Возможности их применения исследованы недостаточно, хотя первый опыт такого рода является обнадеживающим. О значительном потенциале арт-терапии влечении зависимостей, а также о сложностях их внедрения в деятельность учреждений и служб, оказывающих помощь алкоголиками наркоманам, рассказывают статьи третьего раздела сборника. Применительно к проблеме лечения зависимостей арт-терапия может рассматриваться не столько как принципиально новое направление, сколько как оригинальная форма оказания лечебных и реабилитационных воздействий, позволяющая сочетать приемы изобразительной деятельности с различными техниками и теориями психотерапии, каждая из которых предлагает свое объяснение причини механизмов формирования зависимого поведения. Среди теорий зависимости можно выделить, например, психодинамическую, поведенческую, когнитивную, семейную и другие. Статьи данного раздела сборника отражают прежде всего влияние психоаналитического подхода. К. Макклин описывает свою работу с девочкой-подростком — дочерью наркоманки. Работа проводилась на базе специализированного центра по лечению наркозависимых, где мать и дочь проживали совместно. При анализе динамики работы и взаимоотношений дочери и матери
Макклин исходит из представления о том, что в основе формирования наркотической зависимости лежат патологические защитные механизмы. Она также обращает внимание на то, как именно эти механизмы проявляются в семье, обусловливая эмоциональное отчуждение в отношениях между матерью и дочерью. Психоаналитическая теория, в частности, принятая в ней концепция нарциссизма выступила основой для работы с группой алкоголиков и наркоманов, описанной Н. Спринэмом. По мнению этого автора, арт-терапия имеет ряд неоспоримых преимуществ перед методами вербальной психотерапии обеспечивает вовлечение клиентов в изобразительную деятельность, помогает преодолеть защитные механизмы,

14 АИ. Копытин стимулирует эстетические переживания и способствует развитию самостоятельности пациентов. М. Плевен, специалист по танцедвигательной терапии, на примере молодой клиентки описывает свою работу с наркозависимыми, осуществляемую на основе движения и танца в сочетании с изобразительными приемами. Она обращает внимание на характерные для таких пациентов нарушения телесного образа я. Благодаря интерактивной групповой работе, входе которой клиентка смогла выразить себя не только в движении, но ив рисунке, ей удалось достичь ощутимых психотерапевтических результатов. М. Плевен считает, что движение и танец способствовали раскрытию возможностей телесной экспрессии клиентки, в то время как изобразительные средства помогли ей символически выразить свои чувства и выступали в качестве переходных объектов, позволявших ей достичь большей самостоятельности, а также осознать свои переживания и телесные ощущения. Как отмечают Д. Уоллер и Дж. Мэони в послесловии к сборнику Лечение зависимостей. Проблемы использования методов психотерапии искусством, следует. стремиться к тому, чтобы арт-терапия заняла достойное место везде, где осуществляется лечебно-реабилитационная работа с зависимыми клиентами, — не потому, что мы считаем арт-тера­
пию панацеей, нов связи с ее уникальными достоинствами, помогающими в выражении сложных чувств и раскрытии творческого потенциала клиентов. Центры по лечению зависимых лиц, где используется широкий набор различных подходов, включая гомеопатию и альтернативную медицину, могли бы стать инициаторами внедрения новых подходов к лечению и реабилитации таких клиентов (Waller, Mahony,
1999, p. 210). В четвертый раздел сборника вошли статьи, посвященные проблемам арт-терапевтической работы с душевнобольными. В психиатрических учреждениях методы арт-терапии начали применяться раньше, чем где бы тони было, и до сих пор продолжают активно развиваться. Заметные изменения происходят в отношении к творчеству душевнобольных ив оценке его здоровьесберегающих возможностей. Вопросам применения арт-тера­
пии влечении больных, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, а также анализу психопатологической художественной экспрессии посвящено множество работ, в том числе и на русском языке (например Практикум по арт-терапии, 2000; Арт-терапия: хрестоматия, 2001). В статьях четвертого раздела данного сборника отражены некоторые особенности применения арт-терапии для лечения психических заболеваний, а также характерные черты творчества душевнобольных.
НОВЫЕ МЕТОДЫ И ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ 15 Пятый раздел сборника посвящен новым направлениями проблемам арт-терапевтических исследований. Несмотря на то, что в последние годы появились новые подходы к исследованию эффектов и механизмов воздействия изобразительного творчества, они пока используются недостаточно активно. Сложности в оценке эффективности арт-терапии связаны, в частности, с влиянием психотерапевтических отношений на процесс лечения. Их качество часто является решающим фактором, определяющим эффективность арт-терапии. Опыт же эффективного психотерапевтического взаимодействия с трудом поддается формализации и механическому воспроизведению. Специфические трудности в оценке эффективности арт-терапевтических воздействий связаны также стем, что они, как правило, ориентированы не на достижение изменений в поведении пациента или устранение внешних проявлений болезни, а на изменение его мироощущения или качества жизни. Используемые в настоящее время подходы к арт-терапевтическим исследованиям представлены количественными и качественными методами. Количественные методы более традиционны для арт-терапии, как правило, они заимствованы из психологии и медицины. Их ценность для изучения лечебно-коррекционных эффектов арт-терапии не вызывает сомнений. Это касается, прежде всего, так называемых номотети- ческих исследований, направленных на изучение особенностей рисунков пациентов с различными психическими заболеваниями. Качественные же методы представлены комплексными, иногда — лонгитюдными исследованиями, ориентированными на изучение связей между большим числом переменных, а также всесторонний анализ различных факторов арт-терапевтического процесса. Нередко при этом применяются модели анализа, принятые в гуманитарных науках — истории, эстетике, антропологии, социологии, философии и педагогике. В последние годы в арт-терапевтической литературе все чаще используется понятие основанных на искусстве исследований, описывающее работы, предполагающие творческую активность самого исследователя. Ш. Макнифф, впервые использовавший данное понятие, подчеркивает связь основанных на искусстве исследований с активностью воображения. В качестве примеров таких исследований он приводит как свою собственную студийную работу с группами, таки работы, выполненные его коллегами и студентами, участвующими в последипломных программах арт-терапевтического образования. Подход Макниффа к арт-терапевтическим исследованиям лежит в русле феноменологической традиции, предполагающей открытость исследователя для описания и анализа явлений, не вписывающихся в рамки

16 АИ. Копытин сложившихся теорий. Творческое познание требует готовности человека принять опыт, не согласующийся стем, что он знает о мире. В некоторых случаях при проведении исследований, основанных на искусстве, уже в самом их начале мы не знаем, чем завершится весь процесс, — пишет Макнифф в своей статье. В связи с возрастанием роли научных исследований в арт-терапии предметом критики нередко оказывается психоанализ. Одним из аргументов в пользу отказа от психоанализа или его дополнения социальными теориями и теориями культуры при проведении арт-терапев- тических исследований является, в частности, необходимость учета социального, культурного и институционального контекстов. Кроме того, отмечается, что психодинамическая теория неспособна учесть эстетический опыт пациентов. Очевидно, оценка эффективности арт-терапии невозможна без критического анализа лежащих в ее основе психологических теорий, иногда она требует отказа от представлений, имеющих явно спекулятивный и неверифицируемый характер. Большой интерес представляют попытки некоторых арт-терапевтов расширить границы арт-терапевтических исследований за счет использования нейропсихологических данных, представлений психосоматической медицины, данных о психологии восприятия визуальных образов и физиологии эмоций, некоторых положений теории привязанности, а также результатов изучения плацебо-эффекта. Этим вопросам посвящена статья К. Мальчиоди, включенная в последний раздел сборника. Мы надеемся, что выход данной книги в свет послужит дальнейшему укреплению позиций арт-терапии в нашей стране и ее оформлению в качестве профессионального движения, целостной, научно обоснованной системы лечебно-реабилитационных, развивающих и здоровьесберега- ющих воздействий. Мы также рассчитываем, что она поможет отечественным специалистам в освоении новых форм практической работы и передовых теорий, лежащих в их основе. АИ. Копытин Литература
Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. АИ. Копытина. СПб.:
Семантика-С, Речь, 2002.
Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. АИ. Копытина. СПб.: Питер, 2001.
НОВЫЕ МЕТОДЫ И ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ 17
Копытин A.M. Исходные арт-терапевтические понятия // Практикум по арт-терапии / Под ред. АИ. Копытина. СПб.: Питера.
Копытин AM. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 20016.
Копытин АИ Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
Копытин AM. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003. Практикум по арт-терапии / Под ред. АИ. Копытина. СПб.: Питер, 2000.
American Art Therapy Association Newsletter. 1998. 31.4.
American Psychiatric Association Diagnostic and Statistical Manual of Men­
tal Disorders (4
th ed.). Washington, DC: Author, 1994.
British Association of Art Therapists. Artists and Art Therapists: A Brief
Description of Their Roles within Hospitals, Clinics, Special Schools and in the Community. London: BAAT, 1989.
British Association of Art Therapists. Information Brochure. London: BAAT,
1994.
Pedersen P.B. The Culture-Bound Counselor as an Unintentional Rasist //
Canadian Journal of Counseling. 1995. 29. 3. P. 197-205.
Riley S. Contemporary Art Therapy with Adolescents. London: Jessica
Kingsley Publishers, 1999.
Waller D. Group Interactive Art Therapy. Its Use in Training and Treatment.
London: Routledge, 1993.
Waller D., MahonyJ. Introduction // Treatment of Addiction. Current Issues for Arts Therapies / Ed. by D. Waller and J. Mahony. London: Routledge,
1999.
Раздел 1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей