Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

био. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования оренбургский государственный аграрный университет


НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования оренбургский государственный аграрный университет
Анкорбио.pdf
Дата29.06.2017
Размер3.3 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаbio.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#23280
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В.Н. Мишакова, НА. Сивожелезова
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
ПО БИОЛОГИИ
(демонстрационный вариант и тренировочные задания части С с элементами ответов)
Учебно-методическое пособие
Оренбург
Издательский центр ОГАУ
2013

УДК 57
ББК 28.0
М71
Рекомендовано к изучению редакционно-издательским советом
ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет (председатель совета – профессор В.В. Каракулев).
© Мишакова В.Н., Сивожелезова НА, 2013
© Издательский центр ОГАУ, 2013
Мишакова, В.Н. М Подготовка к ЕГЭ по биологии (демонстрационный вариант и тренировочные задания части С с элементами ответов учебно-методическое пособие / В.Н. Мишакова, НА. Сивоже- лезова. – Оренбург Издательский центр ОГАУ, 2013. – 118 с.
В учебно-методическом пособии представлены материалы для подготовки к ЕГЭ по биологии демонстрационный вариант и тренировочные задания части С с элементами ответов.
Пособие адресовано абитуриентам ОГАУ для эффективной подготовки к вступительному экзамену в форме ЕГЭ.
УДК 57
ББК 28.0

3
ВВЕДЕНИЕ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – форма итоговой аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений, объединяющая два экзамена выпускной – для учащихся школ и вступительный в вуз – для абитуриентов. При этом экзамен призван обеспечить повышение объективности и стандартизации контроля и оценки знаний выпускников школ, выровнять их стартовые возможности сточки зрения доступности для них высшего образования в условиях становления в нашей стране рыночной экономики. В настоящее время ЕГЭ по биологии является одним из способов оценки качества образовательных результатов выпускников. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится часа (180 минут).
Цель проведения экзамена по биологии – получение объективной картины уровня биологической подготовки выпускников для отбора в вуз.
Экзаменационная работа на ЕГЭ по биологии представлена тремя частями часть 1 (А) содержит 36 заданий, часть 2 (В) – 8 заданий, часть 3 (С) – 6 заданий.
В работе используются задания базового (38%), повышенного) и высокого (22%) уровней сложности. Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх А – А. Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа с выбором одного и нескольких (трёх) верных ответов, на установление соответствия процессов и явлений в живой природе, определение их последовательности, с кратким свободным ответом (А – А, ВВС. Задания высокого уровня предусматривают полный свободный ответ (С – С6).
Содержание экзаменационной работы разделено на 7 блоков и направлено на проверку у учащихся общебиологических знаний, экологической и генетической грамотности, норм и правил здорового образа жизни, умений характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы.
Первый блок Биология – наука о живой природе включает материал о биологии как науке, её достижениях, методах исследования, роли учёных в познании окружающего мира, о признаках живого, основных уровнях организации живой природы.
Второй блок Клетка как биологическая система».
Третий блок Организм как биологическая система».
Четвёртый блок Многообразие организмов».
Пятый блок Человек и его здоровье».
Шестой блок «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира».
Седьмой блок Экосистемы и присущие им закономерности».
В соответствии с требованиями стандарта в экзаменационной работе преобладают задания, контролирующие наиболее существенные вопросы содержания по разделам Общая биология и Человек и его здоровье цитологические, генетические, эволюционные, экологические, анатомо-морфологические, гигиенические, о нейрогуморальной регуляции, закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Проверке подлежат также научные факты, необходимые для конкретизации теоретических обобщений.
Содержание экзаменационной работы основывается на нормативных документах и учитывает требования к уровню подготовки абитуриентов. Содержание проверки не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит оттого, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе

5
1 ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
Часть А
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (A1 – A36) поставьте знак
«×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
А1 Генеалогический метод используют для) получения генных и геномных мутаций) изучения влияния воспитания на онтогенез человека) исследования наследственности и изменчивости человека) изучения этапов эволюции органического мира
А2 Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании) хромосомной теории) закона сцепленного наследования) теории гена) клеточной теории
А3 Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке) хлоропласт) митохондрия) рибосома) эндоплазматическая сеть
А4 Что характерно для соматических клеток позвоночных животных) имеют диплоидный набор хромосом) при слиянии образуют зиготу) участвуют в половом размножении) имеют одинаковую форму
А5 К неклеточным формам жизни относятся) бактериофаги) цианобактерии) простейшие) лишайники
А Изображенный на рисунке организм размножается) делением надвое) с помощью гамет) почкованием) спорами
А7 Промежуточный характер наследования признака проявляется при) сцеплении генов) неполном доминировании) независимом расщеплении) множественном действии генов
А8 Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух
желтозерных растений гороха (Аа)?
1) 1 : 1 2) 3 : 1 3) 1 : 1 : 1 : 1 4) 9 : 3 : 3 : А Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении) определенной) фенотипической
3) мутационной) комбинативной
А10 Какой признаку грибов и растений является сходным) наличие хитина в клеточной стенке) автотрофное питание) неограниченный рост) наличие плодового тела
А11 Побег – вегетативный орган, образованный) стеблем с листьями и почками) верхушкой стебля) междоузлиями и узлами) зачаточными листьями А Почему папоротники относят к высшим растениям) они обитают в наземно-воздушной среде) их организм состоит из тканей и органов

7 3) их организм – скопление клеток – слоевище) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым
А13 Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные, так как она) питается плавающими животными) имеет два слоя клеток эктодерму и энтодерму
3) обитает в пресном водоеме) реагирует на действие раздражителей
А14 Особенность внешнего покрова пресмыкающихся – наличие) однослойного эпидермиса) роговых чешуй
3) хитинового покрова) кожных желез
А15 Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют) мышечные клетки) эпителиальные клетки) железы желудка) кровеносные сосуды
А16 Цифрой 4 обозначена на рисунке суставная) впадина) сумка) головка
4) прослойка хряща А Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, –

1) лечебные сыворотки) антитела) вакцины) антибиотики
А18 Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь) глюкозы) инсулина) адреналина) тироксина
А Одна из причин близорукости –
1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий) повреждение зрительного нерва) помутнение хрусталика) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну
А20 Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, – критерий) экологический) географический) физиологический) морфологический
А21 Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает) мутационная изменчивость) географическая изоляция) борьба за существование) искусственный отбор
А22 Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных) приспособленности организмов к среде обитания) индивидуального развития растений и животных) влияния окружающей среды на развитие организмов
А23 К атавизмам человека относят появление) хвостовых позвонков) диафрагмы) дифференцированных зубов) шестипалой конечности
А24 Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения) гриб и водоросль в лишайнике) культурные и сорные растения) хищники жертва) плотоядные и растительноядные животные
А25 Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы

9 1) использование паразитических организмов) поддержание высокой влажности) внесение органических удобрений) уничтожение сорняков гербицидами
А26 Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как) происходит убыль веществ из биосферы) повышается температура земной поверхности) изменяется газовый состав атмосферы) в биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей
А27 В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов, участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров) в лизосомах) в рибосомах) в митохондриях) в хлоропластах
А28 В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле) 30%
2) 40%
3) 60%
4) А Благодаря оплодотворению и мейозу) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве) изменяется число хромосом из поколения в поколение) сохраняется фенотип особей в популяциях вида
А30 Частота нарушения сцепления между генами зависит от) структуры хромосомы) расстояния между ними) числа групп сцепления) доминантности или рецессивности генов
А Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует) получению чистой линии) проявлению эффекта гетерозиса) получению полиплоидов
4) проявлению мутантных генов
А32 Сколько видов растений в приведенном списке покрытосеменные, клевер красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка обыкновенная, редька дикая, береза, ландыш) 7 2) 2 3) 6 4) А Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают свойством) сократимости) проводимости) возбудимости) раздражимости
А34 Часть зрительного анализатора, преобразующая световые раздражения в нервные импульсы, – это) белочная оболочка) палочки и колбочки) зрительная зона коры) стекловидное тело
А35 Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается) в верхних слоях атмосферы) в глубинах океанов) в верхних слоях литосферы) на границах трех сред обитания
А36 Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?
А. У человека на определенном этапе развития формируются хвостовой отдели жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции
Б Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции) верно только А) верно только Б) верны оба суждения) оба суждения неверны
Часть Ответом к заданиям этой части (B1 – B8) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите вот- дельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образ- цами.
В заданиях B1 – B3 выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
В1 Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза) образование двух ядер) расхождение гомологичных хромосом) образование метафазной пластинки) сближение гомологичных хромосом) обмен участками гомологичных хромосом) спирализация хромосом
Ответ:
В2 У насекомых с неполным превращением) три стадии развития) внешнее оплодотворение) личинка похожа на кольчатого червя) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым) за стадией личинки следует стадия куколки) личинка превращается во взрослое насекомое
Ответ:
В Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?
1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений) образование корней у папоротникообразных) снижение испарения путем образования воскового налета на листьях) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений) защита семян в плодах у покрытосеменных растений) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровых климатических условиях
Ответ:
При выполнении заданий B4 – B7 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В4 Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ
А) не выносят засушливых условий
Б) жизненная форма – деревья и кустарники
В) яйцеклетка созревает в семязачатке
Г) образуют мелкую сухую пыльцу
Д) в цикле развития присутствует заросток
ОТДЕЛ
1) Папоротниковидные) Голосеменные
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
В5 Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.
ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
А) направляет импульсы к скелетным мышцам
Б) иннервирует гладкую мускулатуру органов
В) обеспечивает перемещение тела в пространстве
Г) регулирует работу сердца
Д) регулирует работу пищеварительных желез
ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ) соматическая) вегетативная
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
В6 Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБМЕНА
А) окисление органических веществ
Б) образование полимеров из мономеров
В) расщепление АТФ
Г) запасание энергии в клетке
Д) репликация ДНК
Е) окислительное фосфолирование
ВИД ОБМЕНА) пластический) энергетический
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
В7 Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ А) являются первым звеном вцепи питания
Б) синтезируют органические вещества из неорганических
В) используют энергию солнечного света
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) разлагают органические вещества до минеральных
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА) продуценты) редуценты
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
В задании B8 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.
В8 Укажите последовательность процессов географического видообразования) распространение признака в популяции) появление мутаций в новых условиях жизни) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями) образование нового вида
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № Часть Для записи ответов на задания этой части (C1 – C6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С, Си т.д.), затем ответ к нему. На задание Сдайте краткий свободный ответа на задания С – С – полный развернутый ответ. Ответы записывайте четко и разборчиво.
С1 В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
С2 Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора Ответ обоснуйте.
С3 В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?
С4 Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса
С Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения Объясните результат в каждом случае. С При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха сморщи- нистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае Система оценивания заданий
ЕГЭ по биологии
Часть АЗа правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный, неверный ответили ответ отсутствует – 0 баллов задания
Ответ
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
А1 А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А А 2
Часть В
Правильно выполненные задания В – В оцениваются следующим образом 2 балла – нет ошибок 1 балл – допущена одна ошибка баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует задания
Ответ
№ задания
Ответ
В1 В В В В В В В Часть C

C1 В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
Элементы ответа) бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др. Максимальный балл – 2.
С Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора Ответ обоснуйте.
Элементы ответа) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни

17 3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдет, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака.
Максимальный балл – СВ чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

Элементы ответа) нервная регуляция осуществляется за счет вегетативной нервной системы (парасимпатическая система замедляет и ослабляет сокращение сердца, а симпатическая – усиливает и учащает сокращение сердца) гуморальная регуляция осуществляется через кровь адреналин, соли кальция усиливают и учащают сердечные сокращения, а соли калия оказывают противоположное действие) нервная и эндокринная системы обеспечивают саморегуляцию всех физиологических процессов в организме.
Максимальный балл – 3.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей