Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

реферат право. Формирование представлений о гражданском обществе


Скачать 36.81 Kb.
НазваниеФормирование представлений о гражданском обществе
Дата27.03.2019
Размер36.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат право.docx
ТипРеферат
#44275
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ФГБОУ ВО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

РЕФЕРАТ на тему:

«Формирование представлений о гражданском обществе»

Выполнила: студентка группы 18ФПИ1 Сафронова А.А.

Проверил: к.и.н., доцент Ефремкин А.М

Пенза, 2019.

Содержание






13



«Правовое государство» и «гражданское общество» - главные категории в политологии. Эти понятия невозможно отделить друг от друга, ведь без правового государства невозможно и существование гражданского общества. Французский политолог Мишель Дюверже говорил, что правовое государство должно быть ночным сторожем гражданского общества. Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространённых категорий политологии, изучаемых Аристотелем, Ш.Л. Монтескье, Н. Макиавелли, Дж. Локком, Т. Гоббсом, И. Кантом, Гегелем, Н. Бердяевым.

Попробуем проанализировать каким же было становление понятия о гражданском в обществе в разные эпохи.
Представление о гражданском в обществе в античности
.
Аристотель один из первых кто дал некое определение гражданина и гражданского общества он писал, что прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие “гражданин”, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество.

И он разбирает проблему гражданства. Гражданин - это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам и крестьянам. По количеству граждан в государстве он различал три «правильные» (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления:

Царская власть (монархия) - власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству, или к власти приходит избранник. Извращением царской власти является тирания.

Аристократия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан).

Полития - форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче». Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.).
Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство:
Народ - крестьяне, производящие продукты питания;
Ремесленники - создают орудия труда;
Торговцы - занимаются обменом и распределением товаров;
Чиновники - рационально управляют государством;
Военные - защищают государство.
Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан, обладающих собственностью средней, но достаточной». Аристотель выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:
Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;
Должностной орган;
Судебный орган.
Разделение властей является главной основой гражданского общества в государстве, но в тоже время лишение гражданства таких обширных слоёв обществе как ремесленники и крестьяне, это противоречит основам равенства.

Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения», личные противоречия в среде правящего класса, а также демагогию, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном. Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения», а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения. Но снова забывает о неравенстве в обществе.

Высшим благом Аристотель называет счастье. Задачами государства являются:
Обеспечение пропитанием;
Обеспечение комфорта;
Защита;
Достаток;
Религиозный культ;
Справедливость.
Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.

Т.е. Членами гражданского общества является, по мнению философа, является совсем не большая прослойка, зажиточно среднего класса, которая в силу своего достатка и обеспеченности сможет уделять достаточно внимания вопросам государства, его перспективам и проблемам. Особенно он подчеркивал роль собственности в таком обществе, отмечал - кто обладает собственностью, тот и обладает добродетелью и прежде чем что-либо распределять, необходимо это произвести. Итак, собственность и наличие среднего класса Аристотель рассматривает как основные признаки гражданского общества. [1]
    После эпохи античного процветания модель идеального государственного устройства Аристотеля, подготавливающая почву для гражданского общества, была забыта на многие столетия. Однако многие его идеи о справедливости и задачах государства продолжали жить. От Аристотеля исходит также мысль о том, что гражданственность является частью претворения социальной сущности и основы счастливой жизни человека, которые государство призвано защищать. Вопрос Аристотеля о государстве и его функциях снова приобрёл актуальность в XVII-XVIII веках благодаря философам- просветителям. Философы Просвещения поднялись на борьбу против нерациональности своей эпохи и на защиту прав граждан на свободу. Одновременно они подняли вновь вопросы о гражданском обществе.

    Философия просвещения не представляется единой философской конструкцией. Это собрание идей, высказанных разными мыслителями, на фоне которых просматривается критика своего времени со стороны авторов этих идей. К ведущим критическим положениям относятся, пожалуй, следующие идеи, объединяющие философов-просветителей:

    1. Свобода как важное и неделимое основное право личности.

    2. Индивидуальность и равенство людей.

    3. Наука и эмпиризм как основа рациональной деятельности и основа прогресса.

    4. Критика авторитетов и важность терпимости.

    Философы-просветители однозначно показали, что мир меняется и нуждается в появлении новых практик. Они считали, что наступает время, когда феодально-абсолютистское правление и беспрекословное выполнение распоряжений авторитетов тормозят общественный прогресс. Развитие технологии требовало свободы мысли и научных исследований на основе эмпиризма, а вместо меры – объяснения мировых явлений с научной точки зрения. Наряду со свободой мысли философы-просветители требовали свободы деятельности и приватности человека. Модернизирующаяся экономика уже не работала только в рамках домохозяйств. Требовались рынки за пределами домохозяйств и вне абсолютистского правления, а также свобода человека действовать на них. Бурное развитие торговли снова навело на размышления над давней проблемой Аристотеля: «Какова природа счастливого и рационального общества?».

    Философы-просветители размышляли с середины XVII века о переделах абсолютистской власти и о возможности приватной сферы в обществе. Джон Локк (1632-1704) искал возможность ограничения власти государства по отношению к гражданам. Анализируя пот вопрос, он разграничивал государство и гражданское общество. Государство представляет политическое общество, которое опирается на законы и управление на их основе. Гражданское же общество представляет собой особую форму политического общества. В нём права граждан выступают в качестве главного принципа, регулирующего все отношения. Локк считал, что гражданское общество рождается, когда люди, имеющие естественное право на жизнь, на свободу и имущество, вырабатывают общественный договор, на который опирается публично-властная деятельность. Локк является сторонником понятия власти, основанной на договоре. Он не принимает естественно-правового понимания государства, так как при нём отсутствовал авторитет, могущий защищать права граждан и наказывать их нарушителей.

    Джон Локк был в некотором роде продолжателем мыслей Аристотеля. Он не считал, что государство и гражданское общество являются чем-то раздельным друг от друга. По мнению Локка, гражданское общество является элементом государства, которое заботится о правах людей и охраняет их свободы. Гражданское общество обусловливает демократическое общество. И если Аристотель искал такую форму социального сообщества, которая делает возможной счастливую жизнь, то задачей Локка было найти такое состояние свободы, или, скорее, определить то общественное или государственное измерение, которое освобождает человека от абсолютной власти государства, даёт ему возможность действовать в обществе как индивиду, наделённому правами. Гражданское общество было своего рода квинтэссенцией демократического общества с рыночными тенденциями, которое подрывало абсолютную власть феодального государства. Для Локка понятие «гражданское общество» было ключом к демократизации общества и усилению рынка при переходе от феодализма и общества домохозяйств к чему-то модернистскому, что было уже на подходе. Граждане – свободные и пользующиеся своими правами – могли, опираясь на договор, вводить в действие законы, на основе которых государство функционирует и защищает права и свободы граждан и наказывает тех, кто нарушает их. Признание и гарантии прав отдельных граждан обусловливают превращение государства в гражданское общество. Локк считал гражданское общество особой формой государства, в которой воплощаются управление, распоряжение властью и свободы и права граждан. Гражданское общество является тем элементом, на который законно опирается признание и защита прав. На права опирается также возможность действовать на рынке, приобретать и владеть собственностью. Это выдвигает также требование уважения и защиты прав других граждан и индивидов. Без определённых базовых свобод рынок и демократия невозможны. Наличие юридической базы для этого недостаточно, кроме этого, нужны моральные и этические установки.

    Жан-Жак Руссо (1712-1778) отмечал позднее, что гражданское общество придаёт моральное качество деятельности государства и его граждан. Гражданское общество представляет тот элемент государства, который ограничивает абсолютную власть государства и вместе с властью передаёт ответственность за дела, права граждан и другие права и свободы отдельным гражданам, которые предоставляют государству властные полномочия. Подобно Локку, Руссо отвергал мысль о том, что побуждения и инстинкты составляют основу функционирования сообщества. По Руссо, гражданское общество придавало сообществу моральное качество, которое отсутствует в идее естественного государства.

    Джон Локк как бы развивал идею Аристотеля о том, что условия счастливой жизни встроены в совокупность «общество – государство». Общественным элементом, формирующим счастливую жизнь, было гражданское общество. Для Локка государство или политическое общество было совокупностью, где государство основывалось на общественном договоре о формах реализации и защиты свобод и прав граждан, а также ведения других общих дел. Эту идею единства опроверг Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Он разграничивает государство и гражданское общество. Не принимая идей античных мыслителей, он рассматривает гражданское общество и государственное общество как отдельные сферы. В его понимании общество разделяется на отдельные сферы, рамки и характер которых определяются государством. Гражданское общество – это та сфера общества, в которой граждане пользуются своими свободами, и их свободы реализуются. Проблему для Монтескье представляло именно то, как достигается равновесие между государством и гражданским обществом. По его представлению, гражданское общество важно потому, что делает возможным разделение властей. Самостоятельные объединения, сформированные гражданским обществом, и действующие в них индивиды оказывают оздоровляющее влияние на политическую систему, способствуя децентрализации власти, благодаря множеству объединений, созданных гражданским обществом, власть распределяется между многими действующими сторонами. [2]
      Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позже, чем Западная Европа и США.

      Зачатки гражданского общества в России начали складываться во второй половине ХIХ столетия, в результате реформ Александра II (отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная, административная и другие реформы). Все это ускорило необходимые процессы модернизации русского общества. С развитием буржуазных отношений формируются крупные промышленные предприятия, банки и другие субъекты капиталистических отношений, что создало экономическую основу гражданского общества. Многообразные образовательные, медицинские, благотворительные и другие общественные организации получают новый импульс к развитию, что соответственно стимулировало рост различных институтов общественной самоорганизации, помогало стабилизировать русское общество.

      Значительным шагом к гражданскому обществу явилось образование относительно самостоятельных от государства выборных органов местного самоуправления. Органы самоуправления ведали делами местного значения. Часть прав от ведомства государственного управления перешла к органам самоуправления, которые стали важнейшим структурным элементом гражданского общества.

      Судебная реформа 1864 г. провозгласила такие принципы как равенство всех перед законом, разделение судебной и административной властей, несменяемость судей, независимость адвокатуры, гласность и состязательность процесса, создание суда присяжных. Были введены новые либеральные судебные уставы. После реформ 60-х гг. XIX века активизировался процесс становления среднего класса – социальной базы гражданского общества. Однако все это можно рассматривать только как первые шаги на пути к гражданскому обществу. После убийства царя-реформатора Александра II новый император Александр III обнародовал манифест “О незыблемости самодержавия” (1881 г.). Началась эпоха реакции, резкого торможения процессов либерализации в общественной системе.

      Следующий период в развитии институтов гражданского общества приходится на 1900-1914 гг. В эти годы складывается многопартийная система в стране, при которой политические партии являлись субъектами гражданского общества, так как существовали независимо от государственной власти и стремились к реализации своих политических целей. Первая русская революция 1905 г. заставила царизм пойти на серьезные изменения в государственном строе страны. Благодаря деятельности четырех Государственных Дум (1906-1917 гг.), выборных законодательных учреждений и многопартийности, Россия приобрела свой первый опыт парламентаризма.

      Первая мировая война обострила все противоречия и привела к революционному изменению политического строя.

      Февральская революция 1917 г. дала мощный импульс развитию гражданского общества. В результате в России начали развиваться демократические институты свободы слова, собраний, организаций, вероисповедания. Возникла масса политических и неполитических организаций. Огромный рост социальной активности масс способствовал развитию институтов общественного самоуправления. Однако, слабая государственная власть не смогла упорядочить этот процесс. Над страной нависла угроза анархии.

      Октябрьский переворот 1917 г. в корне изменил ситуацию в стране. Установилась жестокая централизация власти, применялись авторитарные методы управления экономикой и общественной жизнью. Была ликвидирована частная собственность – основа экономической самостоятельности граждан. Политические институты и организации потеряли свое значение для гражданского общества, так как они действовали под строгим политическим и идеологическим государственным контролем. В стране сложился тоталитарный режим, который блокировал саму возможность развития гражданского общества. При тоталитаризме нет места для гражданского общества. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая одновременно фактически собственником средств производства. Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. Произошло грандиозное уравнивание всех членов общества перед всесильной государственной машиной. Что касается термина “гражданское общество”, то он был изгнан из советского государственно-правового и политического лексикона. Такие организации, как профсоюзы, комсомол, кооперация, творческие союзы, которые в других условиях могли бы послужить базой для развития гражданского общества, в советский период во многом лишались самостоятельности, входя в официальные структуры партийно-государственной машины.

      Термин “гражданское общество” вновь стал актуальным в 80-е гг. ХХ в. Начавшиеся с 1985 г. преобразования в России имели целью формирование предпосылок гражданского общества.

      Под воздействием социально-экономических и политических реформ во второй половине 80-х гг. в России произошли большие перемены. Место партийной номенклатуры заняли многочисленные элитные группировки. Сама элита утратила значительную часть рычагов власти, присущих старому правящему классу. Это привело к постепенному переходу от политических и идеологических методов управления к экономическим.

      Трансформация институтов российского общества серьезно сказалось на его социальной структуре. Изменились отношения собственности и власти, появились новые социальные группы (“предпринимательская структура” и др.), изменялись уровень и качество жизни каждой социальной группы, перестраивался механизм социальной стратификации. Все это стимулировало создание основ гражданского общества в России, отражало многообразие интересов представителей различных групп и слоев общества.

      Перераспределение собственности через приватизацию открыло возможности для формирования среднего класса в России. Приватизация позволила частным лицам приобретать в собственность часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг.

      После распада СССР в 1991 г. для России начался новый позитивный период становления гражданского общества. Современная Россия в конце XX столетия начала путь модернизации общества, суть которой состоит в переходе страны от тоталитарного к правовому государству, к гражданскому обществу.

      После огромного перерыва в развитии гражданского общества в России (с октября 1917 г. по 1990-е гг.) начался период бурных реформ во всех областях жизни страны.

      За несколько лет реформирования в нашем государстве возникли многочисленные политические партии, народные фронты, организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной и др. К ним относятся: Ассоциация российских банков, Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс деловых российских кругов, Союз предпринимателей и арендаторов, Межрегиональный биржевой союз и др.

      Все перечисленные организации относятся к субъектам гражданского общества в экономической сфере. В других сферах общественной жизни, например в социальной, их возникло еще больше. Так, в настоящие время в Российской Федерации действуют разнообразные фонды социальной защиты граждан и культуры: Фонд социальной защиты материнства и детства, Союз солдатских матерей, Фонд “Духовное наследие”; Пенсионный фонд, благотворительный фонд “Нет – алкоголизму и наркомании” (фонд НАН) и др.

      Сферы и направления деятельности гражданских организаций в России чрезвычайно многообразны. Панорама общественной добровольческой деятельности институтов и организаций гражданского общества чрезвычайно широкая. Здесь защита прав граждан и правовое просвещение, охрана природы и экологическая защита, добровольные спасательные отряды, помощь инвалидам, больным детям, одиноким старикам, жизненное устройство выпускников детских домов, защита прав потребителей, работа с детьми и подростками из неблагополучных семей, поиск без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны и многое другое.

      Реальными признаками существующего гражданского общества являются выборность представителей власти, действительная прозрачность расходования бюджетных средств, ослабление роли чиновников в управлении страной, в том числе и передача их функций общественным организациям.

      Выделим 
      - формирование и развитие новых экономических отношений, включая плюрализм форм собственности и рынок;

      - возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно-политических движений;

      - создание экономических, социально-политических и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;

      - наличие развитой и разветвленной системы участия народа в государственном управлении и системы местного самоуправления, способной брать под свой контроль регулирующие функции государства, снижать степень его вмешательства в частные дела;

      - подчинение всех форм общественной жизни закону, способность независимого правосудия противостоять властно-административной системе;

      - наличие юридической базы, гарантирующей свободу политических взглядов, общественных средств массовой информации, право общественного контроля за законодательной и исполнительной властью.

      Таким образом, рассмотрение вопроса о становлении гражданского общества в России позволяет сделать два вывода: гражданское общество в нашей стране делает лишь первые шаги, хотя становление гражданского общества унас имеет свою специфику, но в целом развивается в направлении, по которому прошли многие страны Запада.

      Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием сверху или снизу. Такое общество начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии. [3]



      Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.

      Источники:
      https://studwood.ru/1174466/pravo/uchenie_aristotelya_gosudarstve_grazhdanskom_obschestve
      https://helpiks.org/4-97812.htmlhttps://studopedia.ru/4_144304_formirovanie-grazhdanskogo-obshchestva-v-rossii.html


      перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей