Главная страница

Борякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи. Изучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития


Скачать 28.74 Mb.
НазваниеИзучение и коррекциялексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития
АнкорБорякова Н.Ю. Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи.pdf
Дата05.05.2018
Размер28.74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBoryakova_N_Yu_Matrosova_T_A_Izuchenie_i_korrektsia_lexiko-gramm
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#39728
страница3 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
На уровне импрессивной речи
На уровне экспрессивной речи
О бору до ван и е
Картинки.
М ат ер и али с следования iДевочка читает книгу. — Девочка прочитала книгу. Девочка причесывается. — Девочка причесалась. Мальчик моется. — Мальчик вымылся. Девочка завязывает бант. — Девочка завязала бант. Мальчик пьет сок. — Мальчик выпил сок. Мальчик рисует ракету. — Мальчик нарисовал ракету. Девочка сажает цветок. — Девочка посадила цветок. Мальчик поднимает гирю. — Мальчик поднял гирю. Мальчик красит забор. — Мальчик покрасил забор. Мальчик лепит зайца. — Мальчик слепил зайца.

П ро ц еду р аи инструкция предлагает ребенку рассмотреть парные картинки (например, Девочка читает книгу и Девочка прочитала книгу. Затем дается инструкция Покажи, где девочка читает книгу Где девочка прочитала книгу?»
Перед ребенком раскладывают две парные картинки, например, Девочка причесывается и Девочка причесалась. Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос Что делает девочка или Что сделала девочка и т.д.»
Metodichka11.indd 20
Metodichka11.indd 20 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
На уровне импрессивной речи
На уровне экспрессивной речи
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб Задание 6. Понимание и употребление возвратных глаголов.
6.1. По демонстрации действия.
На уровне импрессивной речи
О бору до ван и е
Кукла, машина, расческа.
Л е кси чески й материал iПосади — садись, расстегни — расстегнись, застегни — застегнись, покатай — покатайся, одень — оденься, причеши — причешись, обуй — обуйся, разуй — ра-
зуйся, умой — умойся, наклони — наклонись.
П ро ц еду р аи инструкция Игра Прогулка с Машей».
Экспериментатор говорит К нам с тобой в гости пришла Маша. Вы с ней пойдете на прогулку, и тебе нужно собраться самому и помочь Маше. Посади Машу. — Садись сам. (легкий вариант) Посади. — Садись. (усложненный вариант)»
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб. По картинкам.
На уровне импрессивной речи
На уровне экспрессивной речи
О бору до ван и е
Картинки: Папа одевает сына. — Мальчик одевается. Мама моет дочку. — Девочка моется. Мальчик катает братишку. — Мальчик катается. Девочка причесывает сестренку. — Девочка причесывается. Мальчик прячет машину. — Мальчик прячется. Девочка умывает брата. — Девочка умывается. Мама обувает малыша. — Мальчик обувается. Мама вытирает малыша. — Мальчик вытирается.
П ро ц еду р аи инструкция предлагает ребенку рассмотреть парные картинки (например, Девочка умывает брата и Девочка умы-
Перед ребенком раскладывают парные картинки, например, Девочка умывает брата и Девочка умывается. Затем дает 21
Metodichka11.indd 21 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
На уровне импрессивной речи
На уровне экспрессивной речи
вается»). Затем дается следующая инс- струкция: Здесь кто-то умывает, а кто-то умывается. Покажи, кто умывает А кто умывается?»
ся следующая инструкция На этих картинках одна девочка умывает, а другая девочка умывается. Скажи, что делает эта девочка А что делает эта девочка В случае затруднений предлагаются обе формы Девочка умывает или умывается?»
М а кси мал ь н ы й балл завы под не ни е всех проб МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ
ПРОСТЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Методика направлена на исследование структуры предложений и особенностей их морфолого-синтаксического оформления
В основу положены модифицмрованные методики обследования речи НС. Жуковой
(1990), Т.Б. Филичевой (1990, 2000), Т.В. Ахутиной и ТА. Фотековой (2002), Г.Н. Рахма- ковой (Детям предлагаются два блока заданий Блок I — завершение предложений,
Блок II — составление предложений из слов в начальной форме.
В качестве наглядного материала подбираются картинки таким образом, чтобы длина, грамматическая и лексическая сложность составляемых предложений постепенно возрастала субъект-предикат (S+P),
— субъект-предикат-объект (S+P+O),
— субъект-предикат-объект-объект (S+P+O+O),
— субъект-предикат-атрибутив-объект (S+P+A+O),
— субъект-предикат-локатив-объект (S+P+L+O),
— субъект-предикат-локатив-атрибутив-объект (Анализ выполнения заданий предусматривает дифференциацию характера испытываемых детьми трудностей, которые оцениваются по нескольким критериям) Грамматическое оформление правильность синтаксической структуры правильность словоизменения) Лексическое оформление) Смысловая адекватность.

При этом учитываются следующие недостатки конструкции) неполнота конструкции (пропуск субъекта, объекта, предиката);
б) избыточность конструкции (избыточность субъекта, объекта, предиката, атак- же вставочных конструкций, междометий, вводных слов);
в) отсутствие или избыточность обязательных членов синтаксической конструкции предлогов, союзов, местоимений;
г) нарушения порядка слов.
Также учитываются ошибки в употребления грамматической формы слова а) нарушения падежных окончаний;
б) ошибки в родовых окончаниях;
в) нарушения в употреблении числа;
г) нарушение видо-временной системы глагола;
д) замена косвенной формы слова нулевой.
Исходя из вышеизложенного определена система оценки 23
Metodichka11.indd 23 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
Оценка за грамматическое структурирование
Уровень
Описание
Баллы
I
правильное воспроизведение предложения
5
II
воспроизведение с перестановкой словно без изменения смысла высказывания.
4
III
случаи незначительного изменения смысла высказывания, нарушение порядка слов ошибки в употреблении грамматических форм слова
3
IV
пропуски или замены по семантическому сходству слов, не несущих основной смысловой нагрузки пропуск или неправильное употребление предлогов, избыточность синтаксической конструкции за счет персевераций, ошибки в употреблении грамматических форм слова
2
V
воспроизведение предложения с изменением смысла из-за грубого нарушения синтаксической структуры, неполнота синтаксической конструкции, пропуск или замена слов, несущих основную семантическую нагрузку вставочные конструкции и вводные слова невозможность самостоятельно достроить смысловую программу предложения даже с помощью взрослого ошибки в употреблении грамматических форм слова.
1
VI
высказывание, не относящееся к заданию эхолалии — повторение отдельных слов отказ от выполнения задания
0
Исходя из выделенного вида и количества ошибок, для каждого задания можно применить индекс аграмматизма (Л.С. Цветкова и Ж.М. Глозман, 1979), который вычисляется по формуле = N/V где I — индекс аграмматизма, N — общее число аграмматизмов, V — объем речевой продукции.
Блок I. Незавершенная фраза
Детям предлагается дополнить, завершить фразу по опорной картинке.
Педагог зачитывает предложения с пропущенным словом (глаголом-предикатом). Место пропуска слова обозначается паузой (в середине предложения) или интонацией незавершенности (в конце предложения. Ребенок повторяет предложение, вставляя пропущенное слово. Инструкция Вставь пропущенное слово, чтобы было понятно — кто что делает».
Л е кси чески й материал по типам предложений тип — S+P (кто что делает) Саша (бежит. Рита…(прыгает). Вера…(читает). Рома (пишет. Мама (шьет. Мама (вышивает. Мама (пришивает. Маша (вяжет).
Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов 24
Metodichka11.indd 24 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12

25
2 тип — S+P+O (кто что делает что?)
Маша (поет) песню. Миша (вешает) шубу. Художник. (рисует) картину. Толя режет) хлеб. Катя делает) зарядку. Саша (пишет) письмо. Вова… (ловит) рыбу. Таня… (кормит) кур.
Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов тип — S+P+O+O (кто что делает что чем?/кому?)
Девочка (кормит) козу сеном. Мальчик…(дарит) цветы маме. Мама (дает) лекарство дочке. Мальчик (рисует) дом карандашом. Мальчик (чистит) сапоги щеткой. Маша (расчесывает) волосы расческой. Девочка (гладит) платье утюгом. Бабушка (вяжет) свитер спицами.
Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов тип — S+P+A+O (кто что делает какой что?)
Лиза…(завязывает) зеленый бант. Дети (покупают) желтые лимоны. Дети (несут) большой арбуз. Паук…(плетет) тонкую паутину. Мальчик (поймал) большую рыбу. Мама (сшила) красивое платье. Пастух…(пасет) коровье стадо. Бабушка (вяжет) шерстяные носки.
Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов тип — S+P+L+O (кто что делает где?/куда?)
Белка (сидит) в дупле. Девочка (качается) на качелях. Мяч (лежит) под диваном. Медведь (спит) в берлоге. Собака (бежит) по дорожке. Скрипач (играет) на скрипке. Мальчик…(лезет) через забор. Велосипедист…(едет) на велосипеде.
Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов тип — S+P+L+A+O (кто что делает какой где?/куда?)
Птицы (сидят) на тонкой ветке. Птицы…(улетают) в теплые края. Мяч (лежит) под деревянным стулом. Пианист (играет) на черном рояле. Кошка (спит) на полосатом коврике. Дети (гуляют) в осеннем лесу. Лиса (выглядывает) из своей норы.
Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов
За выполнение всех проб при построении предложений шести типов — 240 баллов.
Результаты выполнения заданий распределяются по уровням успешности следующим образом уровень — 240–200 баллов IV уровень — 117–77 баллов уровень — 199–159 баллов V уровень — 76–36 баллов уровень — 158–118 балла VI уровень — 35–0 баллов
Блок 2. Деформированная фраза
Детям даются слова в нулевой форме, предъявляются опорные картинки. Перед началом выполнения задания ребенку говорится, что злой волшебник Перепуталка решил запутать предложения так, чтобы нельзя было ничего понять, предложениям нужно помочь. Ребенок должен составить правильное предложение 25
Metodichka11.indd 25 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
Инструкция Распутай предложение».
Л е кси чески й материал по типам предложений тип — S+P (кто что делает) Лететь самолет. Плыть лодка. Ехать машина. Кипеть чайник. Гореть лампочка. Прыгать кузнечик. Бежать заяц. Петь соловей.

Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов тип — S+P+O (кто что делает что?)
Рубить Рома дрова. Есть Наташа сушки. Жевать зебра трава. Грызть белка орехи. Красить маляр стена. Поливать мальчик цветы. Купать мама малыш. Ловить кошка мышка.
Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов тип — S+P+O+O (кто что делает что чем?/кому?)
Молоко кормить Нина кошка. Кукла дарить мама дочка. Давать собака лапа мальчик. Топор рубить мальчик дрова. Есть Маша суп ложка. Зерно куры сыпать Катя. Нести Оля очки бабушка. Хлеб нож резать дедушка.
Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов тип — S+P+A+O (кто что делает какой что?)
Телята кормить дети маленькие. Вязать бабушка носки теплые. Спелые дети яблоки собирать. Варить суп повар картофельный. Высокая башня дети строить. Пахать поле тракторист колхозное. Чай пить Маша горячий. Нести сумка мама тяжелая.
Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов тип — S+P+L+O (кто что делает где?/куда?)
Идти Надя магазин в. Белка на сидеть дерево. Мост грузовик ехать по. Самолет река над летит. Дерево гриб подрасти. Девочка забежать мяч. Около собака будка сидеть. Стоять ваза стол на.
Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов тип — S+P+L+A+O (кто что делает какой где?/куда?)
Петухи на двор гулять птичий. Большой на мальчик играть барабан. Театр дети в кукольный прийти. Переехать новая семья в квартира. Под мальчик высокий стоять сосна. Ежик маленький елочка сидеть около. Елка танцевать дети новогодняя вокруг. Высокий мальчик запрятаться дерево.
Максимальный балл за выполнение всех проб — 40 баллов
За выполнение всех проб при построении предложений шести типов — 240 баллов.
Результаты выполнения заданий распределяются по уровням успешности следующим образом уровень — 240–200 баллов IV уровень — 117–77 баллов уровень — 199–159 баллов V уровень баллов уровень — 158–118 балла VI уровень 35–0 баллов 26
Metodichka11.indd 26 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С НЕДОСТАТКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Принципы логопедической работы
Дошкольники с задержкой психического и речевого развития испытывают значительные трудности в овладении лексическими и грамматическими значениями глаголов, что обусловлено несформированностью языковых обобщений и недостаточностью когнитивных предпосылок, прежде всего низким уровнем развития мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Дети пользуются в основном бытовой лексикой, а структура предложений соответствует привычным шаблонами, как правило, представляет собой малоразвернутые простые конструкции, отражающие бедность смысловых связей, имеет место неправильность грамматической формы слов, их замена, пропуск, что нарушает смысл высказывания. Наряду с нарушениями конструкции предложения обнаруживаются несформированность обобщающих понятий, бедность глагольного словаря — замена низкочастотных глаголов высокочастотными, бедность словаря признаков — замены слов по семантическому сходству, трудности в подборе нужной лексической единицы. Логопедическое воздействие осуществляется с учетом следующих принципов) Онтогенетический принцип.

Последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе (от простого к сложному, от более продуктивных моделей к менее продуктивным, от семантически более противопоставленных к менее противопоставленным. При проведении логопедической работы по развитию глагольной лексики следует учитывать закономерности ее формирования в онтогенезе и строить логопедическое воздействие последующим направлениям уточнение лексического значения глаголов разных семантических групп развитие синтагматических и парадигматических связей между словами на основе построения словосочетаний и предложений развитие понимания и дифференциация лексико-грамматических разрядов глаголов и их морфологических категорий формирование словоизменения формирование словообразования формирование умения определять родственные слова формирование языкового анализа и синтеза, осознания языковой действительности (на этапе подготовки к школьному обучению).
Процесс формирования навыка правильного построения простых распространенных предложений строится с учетом онтогенеза речи, последовательности в овладении структурой предложения и должен проводиться в следующих направлениях от семантических компонентов к формально-грамматическим,
— от простого к более сложному 27
Metodichka11.indd 27 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12

28
— от усвоения языковых средств выражения в словосочетании к распространенному предложению) Принцип системности.

Слово существует в языке как взаимодействие лексического и грамматического значений, входит в систему парадигматических и синтагматических отношений, имеет определенную звуковую форму. Поэтому формирование, например, грамматического строя речи должно осуществляться в единстве с другими компонентами языковой системы, ив первую очередь, с развитием лексики и фонематических процессов.
Коррекционную работу необходимо вести по нескольким направлениям расширение глагольной лексики, работа над значением слова на основе анализа наглядной ситуации создание условий для формирования внутренне-речевой (семантической) схемы предложения с опорой на собственные практические и игровые действия, на их демонстрацию, на наглядные схемы и модели формирование умений строить предложения по синтаксическими моделями простых распространенных предложений родного языка в процессе предметно-практичес- кой и игровой деятельности работа над усвоением морфолого-синтаксических средств связи слов в предложении) Принцип коммуникативно-ориентированного подхода.
В рамках этого подхода язык рассматривается как система знаков и правил их употребления, используемая в коммуникативной и интеллектуальной деятельности. Обязательным условием овладения лексикой, грамматическими формами слови синтаксическими конструкциями является соотнесение их с реальной действительностью. Логопедическая работа должна строиться на основе сотрудничества взрослого и ребенка. Ситуации общения включаются в различные виды деятельности ребенка пред- метно-практическую, игровую, для активного использования отработанных моделей в речи.
4) Принцип тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов. Нарушения процесса построения простых распространенных предложений связаны с трудностями формирования лексического, морфологического ив большей степени семантического компонентов языка. Учитывая недостаточность психологической базы для развития речи, необходимо особое внимание уделять формированию когнитивных предпосылок.
В структуре речевого расстройства у многих детей с последствиями раннего органического поражения нервной системы первичным является семантический дефект, который определяет нарушения как на уровне языковых значений, таки на уровне звукового оформления.
Формирование речи предполагает анализ, сравнение, речевых единиц, выделение и обобщение языковых правил то есть достаточный уровень вербально логического мышления, аналитико-синтетической деятельности в целом.
В связи с этим, усвоение языковой системы детьми с нарушениями речи должно быть основано на развитии мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, в том числе и на словесном материале 28
Metodichka11.indd 28 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
Так, например, при формировании грамматического строя речи, в процессе логопедической работы осуществляется с одной стороны, сравнение форм одного итого же слова, выделение общей части, соотнесение с лексическим значением с другой стороны, проводится сравнение различных слов с одинаковым аффиксом, выделение общей морфемы и соотнесение ее со значением) Принцип учета положения об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств.
Слово выступает как единство звучания и значения и характеризуется всеми признаками, присущими речевому мышлению в целом.
Изучая соотношение мышления и речи, многие авторы (Л.С. Выготский, 1996;
А.А. Леонтьев, 1969; АР. Лурия, 1956; Ж. Пиаже, 1997 и др) приходят к выводу, что формирование речи происходит на определенной когнитивной основе. Уровень интеллектуального развития ребенка отражается на уровне семантики, лежащей в основе высказывания. Ребенок начинает использовать ту или иную языковую форму только после того, как овладеет ее значением. Поэтому в онтогенезе вначале детьми усваиваются языковые формы, простые сточки зрения семантики, доступные сознанию, уровню интеллектуального развития детей.
Возможность усвоения детьми формально-языковых средств также зависит от уровня сформированности аналитико-синтетической деятельности. Чем проще и легче языковое оформление формы слова, тем быстрее оно усваивается ребенком (так, например, семантически простая, наглядно воспринимаемая форма множественного числа именительного падежа усваивается рано. Таким образом, на последовательность овладения языковыми формами оказывает влияние как семантическая, таки формально- языковая сложность (например, первоначально усваиваются беспредложные конструкции существительных и только потом — конструкции с предлогами).
Таким образом, первичным, определяющим в развитии речи детей с недостатками познавательной и речевой деятельности является семантика.
6) Постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вер-
бально-логическому мышлению.
Коррекционно-логопедическое воздействие должно учитывать особенности высших психических функций ребенка. На начальных этапах обучения необходимо развивать более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на нагляд- но-образное мышление на последующих этапах обучения — более сложные мыслительные операции (обобщение, абстракция) с опорой как на наглядно-образное, таки на словесно-логическое мышление. Это дает возможность детям сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать ив целом абстрагировать семантические и фор- мально-языковые признаки речевых единиц) Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития).
Решение коррекционно-логопедических задач осуществляется на основе выявления имеющихся у детей с трудностей, а также положения о том, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. В соответствии с этим, входе коррекционной работы используются задания, стимулирующие активность и заинтересованность детей, способствующие переводу того или иного действия из зоны ближайшего развития в зону актуального развития 29
Metodichka11.indd 29 24.06.2010 2:16:12 24.06.2010 2:16:12
связь с админом