Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Яворская Игры, задания, конспекты 7-10 лет. Конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет)


НазваниеКонспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет)
АнкорЯворская Игры, задания, конспекты 7-10 лет.doc
Дата17.09.2017
Размер410 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЯворская Игры, задания, конспекты 7-10 лет.doc
ТипКонспект
#13262
страница3 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7


V. Развитие двигательных навыков пальцев рук

Логопед раздает карточки с изображением наложенных контуров предметов «Овощи и фрукты» (рис. 7).

— На карточке находятся изображения овощей и фруктов, по желанию красьте либо фрукты, либо овощи.

VI. Итог занятия

— Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Что общего у звуков [о], Чем они различаются? Какой общий элемент у букв о, а? Чем различается написание?

Дифференциация звуков (л), (м)

и букв л, м в словах

Задачи:

1. Совершенствовать оптико-пространственные и кинетические представления.

2. Развивать умение анализировать предложения на слова (называть слова в определенной последовательности, выделять первое и последнее слова, закреплять знания о написании предложений с помощью схем) и навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

3. Формировать грамматически правильную речь, слуховую память.

4. Совершенствовать двигательные навыки пальцев рук

Материал:

• игра «Буквенные цепочки» –> м –> и –> у –> ц);

• игра «Паутинка» («Слова»);

• игра «Улитка» (для каждого ребенка);

• призовые жетоны;

• наложенные изображения («Различные предметы») (для каждого ребенка).

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [л], [м], написания букв л, л.

2. Формирование оптико-пространственных представлений, навыков слого­вого анализа и синтеза.

3. Анализ предложений.

4. Формирование звукобуквенного анализа,

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

1. Образование субъективно-оценочных форм слов с помощью уменьшитель­но-ласкательных суффиксов.

2. Изменение предложения, содержащего субъективно-оценочные формы

V. азвитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.
Ход занятия

I. Организационный момент

П. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

На стенд выставляется карточка из игры «Буквенные цепочки» (рис. 8).

Логопед предлагает детям назвать буквы, написанные на карточке. Далее дети должны объяснить, как из одной буквы получить другую.

— Что для этого нужно сделать? (убрать левый или правый элемент, доба­вить ... элемент с ... стороны)
III. Логопедическая часть занятия

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков (л), (м), написания букв л, м

— Что общего в произношении звуков [л], [м]? (они являются звонкими со­гласными, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твердыми и мягкими)

— Чем различаются эти звуки? (при произнесении звука [л] язык касается основания верхних зубов, а при произнесении звука [м] смыкаются губы, это носовой звук, потому что воздушная струя выходит через нос)

— Что общего в написании букв л, м? (в их состав входят одинаковые эле­менты: «крючок», смотрящий влево, «палочка с закруглением внизу»)

— Чем различается написание этих букв? (в состав буквы «м» входят три элемента, а в состав буквы «л» — два)
2. Формирование оптико-пространственных представлений, навыков слогового ана­лиза синтеза

На стенд выставляется карточка из игры «Паутинка» (рис. 9).

— Перед вами «паутинка», прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориен­тируясь на линию. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.

— Какие слова у вас получились? (лимон, лама, малина, лемур, мыльница, мель, самолёт, молния)

— Запишите эти слова, подчеркните буквы л, м. Букву, у которой меньше элементов, — одной чертой, а у которой больше — двумя чертами. Сколько чер­точек должно быть под буквой л? (одна) А под буквой ж? (две)
3. Анализ предложений

Логопед раздает карточки для игры «Улитка» (рис. 10).

— К нам на занятие пришел гость — улитка. Улитка решила загадать для вас загадки. В ее раковине находятся предложения, все слова в них соединены меж­ду собой. Отделите слова друг от друга, найдите предложения.

— Помните, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка.

Например: Ребята слепили снеговика. Он весело улыбался зимнему небу.

— Сколько предложений получилось? (два)

— Назовите первое предложение (ответ детей). Какое слово первое? Второе? Третье? После какого слова в первом предложении вы поставили точку? (отве­ты детей)

Аналогичная работа проводится со вторым предложением.

— А теперь возьмите в руки простой карандаш. Добавим к этим предложе­ниям еще несколько предложений. Начертите схемы каждого предложения, уточняя, где первое слово, где предлог, а где союз, где заканчивается предло­жение.

Например.

1. Ребята слепили снеговика.

2. Он весело улыбался зимнему небу.

3. Маша и Лена сделали для снеговика бусы из ягод рябины.

4. Митя и Максим нашли старую метлу.

5. Мальчики вставили метлу в руку снеговику.

6. Красивый получился снеговик!
— Какой знак мы должны поставить в последнем предложении? (восклица­тельный)

— Вставьте в слова буквы л, м.
рис
4. Формирование звукобуквенного анализа

— А сейчас приготовимся к новому заданию. Внимательно послушайте, как звучат следующие слова. Выделите в каждом слове первый звук, составьте из этих звуков слово.

Например.

Мак, осень, рыба, шуба — что получилось? ([морш]). Назовите все звуки в этом слове (м, о, р, ш). Какими буквами мы будем писать это слово? (м, о, р, ж) Почему следует писать букву ж, а не ш? (ответ детей) Запишите это слово.

Жук, ария, лама, оса (а) — что получилось? ([жала]) Какие звуки в этом сло­ве? Какие буквы? (ответы детей) Запишите это слово.

Кошка, лак, озеро, ум, нога — ([клоун]). Назовите все звуки, буквы. Запиши­те это слово.

Паук, актёр, лето ([л']), ток, ослик ([пал'то]). Назовите все звуки, все бук­вы. Запишите это слово.

Мир ([м']), имя, скала, класс, акула ([м'иска]). Назовите все звуки, все бук­вы. Запишите это слово.

Лопата, облако, магазин ([лом]). Назовите все звуки, все буквы. Запишите это слово.

— Выделите буквы л, м, подчеркните их. Под какой буквой будет больше черточек? (под буквой «м»)

— Устно составьте предложение с любым из записанных слов.
IV. Лексико-грамматическая часть занятия

1. Образование субъективно-оценочных форм слов с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов

— Вы любите, когда вас называют ласково? (ответ детей)

— Следующий предмет, назовите ласково (с помощью уменьшительно-ласка­тельных суффиксов). За правильный ответ вы получаете жетончик. Например. Мыло — мыльце.


2-й и 3-й классы
Дифференциация звуков (б), (д)

и букв б, д в слогах и словах

Задачи.

1. Совершенствовать оптико-пространственные представления, умение объяс­нять.

2. Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук.

3. Формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов.

4. Способствовать развитию грамматически правильной речи.

5. Закреплять знания о написании предложений, развивать умение ана­лизировать предложения по словам.

Материал:

• игра «Буквенные цепочки» (б —> д —> в —> о —> с —> х),

• карточка со словами (в прозрачном файле), маркеры с рукописными слога­ми (для каждого ребенка),

• таблица с рукописными слогами,

• игра «Предметные картинки»,

• игра «Алфавит»,

• игра «Путешествие по предложениям»,

• игра «Лабиринт», маркер (для каждого ребенка),

• цветные кружки.

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [б], [д], написания букв б, д.

2. Развитие навыков чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.

3. Формирование навыков слогового анализа.

4. Развитие навыков звукобуквенного анализа.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

1. Формирование оптико-пространственных представлений, работа с дефор­мированными предложениями.

2. Анализ предложений с ориентацией на координаты.

V. Развитие мелкой моторики.

VI. Итог занятия.
Ход занятия

I. Организационный момент

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять

На стенд выставляется карточка из игры «Буквенные цепочки» (рис. 12). Логопед предлагает детям назвать буквы, написанные на карточке. Далее дети должны объяснить, как из одной буквы получить другую.

— Что для этого нужно сделать? (убрать верхний или нижний, правый или левый элементы, добавить ... элемент с правой или левой стороны, сверху или снизу)
III, Логопедическая часть занятия

1.Повторение артикуляции и характеристики звуков [б],[д], написания букв б, д

— Наше занятие посвящено двум звукам. Это звуки [б], [д].

— Что общего у звуков [б], [д]? (это звонкие согласные, т. е. в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твердыми или мягкими)

— Чем различаются звуки [б], [д]? (при произнесении звука [б] воздух встре­чает на своем пути преграду — губы, а при произнесении звука [д] — язык, поднимающийся к твердому нёбу)

— Чем похожи буквы б, д? (в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов)

— Чем различается написание этих букв? (у буквы «б» второй элемент смот­рит вверх, а у буквы «д» — вниз. У буквы «б» второй элемент — «вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у буквы «д» «палка с длинной петлей внизу»)
2. Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки Логопед раздает карточки со словами (рис. 13).

— Перед каждым из вас карточка в прозрачном файле. Прочитайте слова. Обведите те слова, в состав которых входит буква б. Куда смотрит второй элемент у буквы б (вверх)
3. Формирование навыков слогового анализа

На доске находится таблица с рукописными слогами (рис. 14).

— Что написано в таблице? (слоги с буквами «б», «д»)

— Что такое слог? (часть слова, в которой обязательно присутствует гласная) Дети хором читают слоги, определяют в каком из них находятся буквы б, д. Логопед выставляет на стенд карточку «Предметные картинки» (рис. 15).

— Назовите картинки (рыба, бабочка, жеребенок, шуба, звезда, арбуз, авто­бус, карандаш, дерево, удочка).

— Выделите в названиях этих слов слоги с буквами б, д. (дети называют).

— Разделите тетрадный лист пополам. В первый столбик запишите слоги, а во второй — слова.

Ба

боч

бё

ба

да

буз

бус

даш

де

доч

рыба

бабочка

жеребёнок

шуба

звезда

арбуз

автобус

карандаш

дерево

удочка

— Подчеркните буквы б, д. Букву, у которой второй элемент смотрит вверх, — одной чертой, букву, у которой второй элемент смотрит вниз, — дву­мя чертами.

— Сколько черточек будет под буквой б (1) Под буквой д? (2)
4. Развитие звукобуквенного анализа

Логопед выставляет на стенд карточку с игрой «Алфавит» (рис. 16).

— Атеперь поиграем. Перед вами игра «Алфавит». Посмотрите, каждой бук­ве алфавита соответствует какая-то цифра или число. Назовите цифру, которая соответствует букве а (1), букве б (2), букве д (5) и т. д.

— Разгадайте слово, ориентируясь на числа в таблице «Алфавита». Например:

2, 1, 18, 19 (барс)

5, 16, 4 (дог)

5, 33, 20, 6, 13 (дятел)

2, 21, 19, 29 (бусы)

5, 33, 5, 33 (дядя)

2, 16, 18 (бор)

18, 29, 2, 1 (рыба)

5, 16, 14 (дом)

21, 5, 1, 3 (удав)

5, 29, 15, 33 (дыня)

А теперь вы сами загадайте слова. Помните, что в них обязательно должны быть звуки [б], [д] или [б'], [д'] (варианты ответов детей).
VI. Лексико-грамматическая часть занятия

1 Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями с ориентацией на координаты

Логопед раздает детям таблицы (рис. 17), обращает внимание на координаты слева и сверху таблицы.

— Сейчас мы отправимся в путешествие по предложениям, вам будут названы координаты, на месте их пересечения положите цветные кружки. Прочитайте найденные слова, составьте из них предложение.

Например.

1. Г 1, Б 6, В 6, Б 2, В 5, А 5 — Бурый медведь осенью ходит по лесу.

2. Г 2, А 1, В 2, В1, БЗ, Б 5, Г 6 — Еще рано ложиться спать в теплую берлогу.

3. В 3, А 3, Б 1, В 4, А 6, Г 3 — Медведь хочет запасти под шкурой жир.

4. Г 4, А 4, Г 5, А 2, Б 4 — Косолапый ест ягоды, ищет корешки.
2. Анализ предложений

— Играя в «Путешествие по предложениям», про кого мы узнали? (про медведя) Что делал медведь? Почему он не ложился спать? Как называется место, где зимует медведь?

— Попробуйте на слух определить количество предложений.

Например.

Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, ко­решки. Мишке необходимо подкопить жиру. Всю зиму будет спать медведь в теплой берлоге. Без запаса жира он проснется. Голодный медведь опасен и для человека, и для зверей.

— Сколько предложений в тексте? (7)

— Сделайте схемы для каждого предложения.

— Впишите буквы б, д в те слова, в которых они встречаются. Помните, что у буквы б второй элемент смотрит вверх, а у буквы д — вниз.

Уточняется наличие буквы д в слове поздняя. Уточняется правописание буквы д в конце слова.
2 Рис
V. Развитие мелкой моторики

Логопед раздает листы с игрой «Лабиринт» (рис. 18).

— У каждого из вас лабиринт. Пройдите путь по лабиринту. Сначала зритель­но определите путь прохождения, а потом обозначьте его с помощью маркера.
VI. Итог занятия

— Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Какие задания мы сегодня выполняли?
Дифференциация звуков (о), (а)

и букв о, а в словах и предложениях

Задачи.

1. Развивать зрительное восприятие.

2. Совершенствовать оптико-пространственные и кинетические представления.

3. Формировать навыки слогового анализа и синтеза, навыки анализа предложений по словам.

4. Закреплять знания о частях речи, правописании сложных слов, составных частях слова (корне, окончании, приставке, суффиксе), развивать грамматически правильную речь.

Материал:

• карточка «Найди 2 одинаковых изображения»,

• игра «Паутинка» («Загадка»),

• карточки для работы с предложением (для каждого ребенка),

• игра «Загадки времен года»,

• карточки для поиска прилагательных.

План занятия.

  1. Организационный момент.

  2. . Развитие зрительного восприятия.

  3. Логопедическая часть занятия:

1. Закрепление знаний об артикуляции и характеристике звуков [о], [а], о написании букв о, а.

2. Формирование навыков слогового анализа и синтеза, анализа предложе­ний по словам.

3. Работа с деформированными предложениями.

IV. Лексико-грамматическая часть занятия:

1. Развитие зрительного восприятия, работа с деформированными предло­жениями.

2. Поиск прилагательных (отделение прилагательных друг от друга).

V. Итог занятия.
Ход занятия

I. Организационный момент

П. Развитие зрительного восприятия

Логопед раздает по листочку на каждую парту (рис. 19).

— Посмотрите на карточку. Попробуйте определять, какие из двух изображений абсолютно одинаковые, а какие отличаются. Назовите эти отличия.
III. Логопедическая часть занятия

1. Закрепление знаний об артикуляции и характеристике звуков (о), (а), о написании букв о, а

— Что общего в артикуляции звуков [о], [а]? (они гласные, относятся к первому ряду, при произнесении поются)

— Чем же они различаются? (у них разное произношение: при звуке [о] губы округлены, при звуке [а] — рот широко открыт)

— Чем сходно написание этих букв? (в их состав входит овал)

— У какой буквы в составе больше элементов? (у буквы «а»). Какие это элементы? (овал и палочка с закруглением внизу)

— Напишите в воздухе букву о, а теперь букву а.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей