Главная страница

Опорные картинки для пересказа текста. Выпуск №3,4.. Методические рекомендации Основное назначение пособия обучить детей переска зывать тексты, соблюдая последовательность событий, со здать внутренний план высказывания, связный речевой за мысел


Скачать 3.74 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации Основное назначение пособия обучить детей переска зывать тексты, соблюдая последовательность событий, со здать внутренний план высказывания, связный речевой за мысел
АнкорОпорные картинки для пересказа текста. Выпуск №3,4..doc
Дата27.09.2017
Размер3.74 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОпорные картинки для пересказа текста. Выпуск №3,4..doc
ТипМетодические рекомендации
#20505
Каталог


ББК 74.102 С 95

Сычёва Г.Е.

С95 Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 3. Методические рекомендации.-М.: Книголюб, 2008. 16 с. (Развитие связной речи.)

18ВЫ 978-5-216-00089-1

Комплект состоит из 48 цветных картинок и методических рекомендаций к проведению занятий, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.

Основное назначение пособия — обучить детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создать внутренний план высказывания, связный речевой замысел. Одновременно с речью будут развиваться и активизироваться другие познаватель­ные функции: слуховое и зрительное внимание и восприятие, па­мять, логическое мышление.

Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, дефектологам, логопедам детских садов компенсирующего типа, а также родителям и гувернерам.

Может использоваться в группах для детей разного возраста и кратковременного пребывания.

ББК 74.102

Г8ВМ 978-5-00089-1

© Г.Е. Сычёва, 2004 © Оформление. Издательство «Книголюб», 2008

Ответственный за выпуск - М. Вишневская Редактор и автор идеи - Е. Алифанова Корректор - Н. Назарова Художник - И. Махова Оригинал-макет - Д. Панин Обложка - В. Арбеков, О. Алексеева

Подписано к печати 02.11.07. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 1 Тираж 1000 экз. Заказ 2610.

Отпечатано в ОАО «Домодедовская типография», г. Домодедово. Каширское ш., д. 4. корп. I.
Методические рекомендации

Основное назначение пособия — обучить детей переска­зывать тексты, соблюдая последовательность событий, со­здать внутренний план высказывания, связный речевой за­мысел.

Оно может использоваться педагогами детских дошколь­ных учреждений, дефектологами, логопедами детских садов компенсирующего типа, а также родителями и гувернера­ми в условиях домашнего обучения.

Наряду с основным назначением пособие поможет раз­вить и активизировать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление.

Среди умений и навыков, которые необходимо сформи­ровать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обу­чения. Это объясняется тем, что речь является способом фор­мирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Монологическая речь, одним из видов которой является пересказ, более сложна, чем диалогическая. Она отличает­ся большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напря­женного внимания к содержанию и форме речи. В то же вре­мя монологическая речь опирается на мышление, логичес­ки более последовательное, чем в процессе диалога, разгово­ра. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом от­ношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные пред­ложения, более точный словарь.

Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребенок из­лагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора (словарь, синтаксические конструкции, композиция, интонационная выразительность). Необходимо помнить, что пересказ — это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутство­вать элементы творчества. Важно, чтобы ребенок осмыс­лил текст, передал его свободно, но с сохранением основ­ной лексики автора.

В детских дошкольных учреждениях практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и такие виды, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица), пересказ по аналогии (с заменой героя, места и времени действия), пересказ фрагментов, инсценированный пересказ.

Предлагаемые в пособии предметные и сюжетные картин­ки к текстам призваны обучить детей созданию внутреннего речевого плана высказывания. Денотативное подкрепление каждой синтаксической единицы позволит ребенку последо­вательно и легко передать содержание прочитанного.

На примере одного из текстов рассмотрим возможные виды работы.

ЧАСТЬ 3
Занятие 1 Тема. Развитие связной речи

Цель: обучение пересказу;

расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование:

магнитная доска (наборное полотно); сюжетная картинка «Зима» и предметные картин­ки: солнышко, воробьи, сугробы, сосульки, ветер; карточка с восклицательным знаком

Примечание. Педагоги должны дополнить комплект карти­нок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обо­значать предложения, отражающие оценку событий, отно­шение к происходящему. Например:

Подожди, весна, твоё время ещё не пришло! «Иди к нам, Маша, - закричали они, - будем вместе играть с корабли­ком!» и т.п.

Ход занятия

Педагог, прикрепляя к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой*, читает текст:

Зима не хочет уходить, не уступает дорогу весне. Днём солнышко яркими теплыми лучами согревает всё вокруг. Радостно чирикают воробьи. Темнеют и оседают сугро­бы. Длинные сосульки плачут, свесившись с крыш. Но к ночи холодный северный ветер заморозит всё, что днём растопило солнце. Подожди, весна, твоё время ещё не при­шло ш

  • Такое расположение картинок объясняется тем, что на последую­щих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.

  • Поочередно показывая на каждую картинку, педа­гог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа педагог переворачивает кар­тинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

Примечание.При возникновении затруднений ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восста­новить содержание предложения.

  • После успешного пересказа можно перевернуть все кар­тинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.

Примечание.Обратите внимание - в текстах будут встречать­ся предложения с однородными членами. В этом случае в од­ном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество рядов картинок.

  • В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить кар­тинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания, после чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.



Список опорных картинок

ЗИМА"

СОЛНЫШКО

ВОРОБЬИ**

СУГРОБЫ

СОСУЛЬКИ

ВЕТЕР"

ЛЕС (начало весны)

ЕЛИ И СОСНЫ**

ПРОТАЛИНЫ

РУЧЕЙКИ

ЛЁД

ПОЧКИ

ЗАЙЦЫ*

БЕЛКИ

МЕДВЕДЬ

СОРОКИ

ЛУЖИ

МАША (в курточке и резино­вых сапожках)

СОБАКА

МАЛЫШ

КОРАБЛИК

ФЛАЖОК

КОЛЯ И ВАНЯ

МАМА (в домашней одежде)

ПИРОГИ

ПАПА

БАБУШКА

СЕМЬЯ

КОТ ТИШКА

МАША (в праздничной одежде)

МОЛОДАЯ ТРАВКА

МАТЬ-И-МАЧЕХА

ШМЕЛИ*

МУРАВЬИШКА

ДЯТЕЛ

ДВЕ ВОРОНЫ

ПТИЦЫ*

БАБОЧКИ-ЛИМОННИЦЫ

МАША4*

ТЮЛЬПАНЫ

НАРЦИССЫ

ВИШЕНКИ (цветущие деревья)

БУТОНЫ (ветка яблони)

ЛИПЫ

СКАМЕЙКИ

МАЛЫШИ

ВЕДЁРКИ И ФОРМОЧКИ

РЕБЯТА

КАЧЕЛИ

ДЕВОЧКИ

ПАПА, МАША, МАЛЫШ

ЗВЁЗДЫ

ЛУНА

ФОНАРИ

МАШИНЫ

ПРОХОЖИЕ

СПИЦЫ

КЛУБКИ

ЗВОНОК

См. «Опорные картинки», вып. 1. См. «Опорные картинки», вып. 2.

* В текстах выделены те слова, которые заменяются опорными картин­ками.
Тексты для пересказа

1

Зима*не хочет уходить, не уступает дорогу весне. Днём солнышкояркими теплыми лучами согревает всё вокруг. Радостно чирикают воробьи.Темнеют и оседают сугро­бы.Длинные сосулькиплачут, свесившись с крыш. Но к ночи холодный северный ветерзаморозит всё, что днём растопило солнце. Подожди, весна, твоё время ещё не при­шло.

2

Леспробудился от зимнего сна. Елии сосныстряхну­ли со своих лап снежные шали. На лесных полянках по­явились первые проталины.Зазвенели между корней де­ревьев говорливые ручейки.С громким треском раско­лолся лёдна реке - начался ледоход. Набухают почкина ветках деревьев. На опушке леса греются в лучах тёплого весеннего солнца зайцы.Белкиначинают линять - им больше не понадобятся тёплые зимние шубы. Скоро вы­лезет из берлоги отощавший за зиму медведь.И затре­щат на весь лес сороки:«Радуйтесь звери и птицы - весна пришла!»

3

Во дворе большие синие лужи.Яркое весеннее солнце смотрится в них, как в зеркало. Машанадела лёгкую курточку, обула резиновые сапожки и пошла гулять. Малышс радостным лаем побежал за своей хозяйкой на детскую площадку. Там по луже, как по морю, плыл ко­раблик.На мачте развевался флажок.Этот кораблик сма­стерили КоляиВаня-Машины друзья. «Иди к нам, Маша, - закричали они, - будем вместе играть с корабли­ком.

4

Мамас утра хлопочет. Румяные пирогис разными начинками уже лежат на блюде. Папакупил в магазине большой торт и шесть маленьких разноцветных свечек. Бабушканакрывает в гостиной стол. Малышкрутится у всех под ногами: ведь он знает, где лежат подарки для Маши. Вот и собралась за столом вся семья.Даже лени­вый котТишкаперебрался в кресло поближе к столу. Машазадула все свечки на торте. «С днём рождения, Машенька, ты стала совсем большой.

5

Весеннее солнышкосогревает своими лучами всё вок­руг. Зеленеет молодаятравка.Желтеют на косогоре цве­ты мать-и-мачехи.Полосатым самолётиком кружатся над ними шмели.Маленький муравьишкатащит в муравей­ник прошлогоднюю сухую травинку. Без устали стучит по дереву дятел-уничтожает личинки вредных насеко­мых. Громко спорят из-за гибкого ивового прутика две вороны-им надо чинить гнёзда. А котТишканежится на лавочке у крыльца, лениво помахивая хвостом.

6

Звонко и радостно поют птицы.Порхают над грядка­ми и кустами смородины бабочки-лимонницы.Машаси­дит на крылечке дачи и любуется цветущим садом. Крас­ными огоньками горят на клумбе тюльпаны.Нежно-жёл­тые нарциссыраскрыли навстречу солнцу лепестки-ла­дошки. Вишенкинарядились в белые кружевные платьи­ца. Скоро раскроются на ветках яблонь розовые бутоны. Как красив весенний сад.

7

Звёзды,как блестящие горошинки, рассыпались по небу. Взошла луна.На улицах горят фонари.Шелестят шинами по асфальту машины.Спешат домой прохожие. Машасидит на широком подоконнике и смотрит на ули­цу - она ждёт, когда придёт с работы папа. КотТишка устроился рядом со своей маленькой хозяйкой. На ковре у дивана дремлет Малыш.Бабушка,сидя в своём люби­мом кресле, вяжет Маше носки. Постукивают, мелькают в её ловких руках спицы.Разноцветные клубкив корзине лениво поворачиваются с боку на бок. Мамав кухне го­товит ужин. Вдруг весёлой трелью залился дверной зво­нок.Это папа пришёл, папа.
8

В воскресный день папаповёл Машу в парк на про­гулку. Старые липынадели новые зелёные платьица. В ал­леях удобные скамейки,на которых можно отдохнуть. На детской площадке в песочнице играют малыши.Раз­ноцветные ведёркии формочкинаполнены песком. Ребя­тапостарше качаются на качелях. Ах, как высоко к небу взлетают качели!Малыш,он подрос и стал настоящим псом, громко лает, как будто хочет сказать: «Осторож­нее, ребята!» Девочкииграют в классики и прыгают че­рез скакалку. Машапокачалась на качелях, поиграла с девочками, побегала наперегонки с Малышом, погуляла с папой по аллеям. К обеду довольные и немного устав­шие они(папа,Маша,Малыш)вернулись домой.

ЧАСТЬ 4

Занятие 1

Тема. Развитие связной речи

Цель:обучение пересказу;

расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышле­ния.

Оборудование:

магнитная доска (наборное полотно);

картинки: лес, перелетные птицы, травка, фиалки,

белки, зайцы, бобры;

карточка с восклицательным знаком .

Примечание.Педагоги должны дополнить комплект карти­нок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обозначать предложения, отражающие оценку событий, от­ношение к происходящему. Например: У каждоголесногожителявесноймногозабот! Теперьможноехать!и т.п.

Ход занятия

Педагог, прикрепляя к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой*, читает текст:

Лесужеоделсявновыйзеленыйнаряд,скоровеснапоп­рощаетсяснами.Вернулисьиздальнихстранперелетные птицы.Сквозьпрошлогоднююлиствупробиласьмолодая зеленаятравка.Налесныхполянкахрасцвелинежныебе­лыеландышиисиреневыефиалки.Белкиснованаделиры­жиелетниешубки,имбольшененужентеплыйзимниймех. Радуютсязайцы-теперьнаобедунихнетолькоко­рамолодыхосинок,ноисочнаявесенняятравка.Трудяги-бобрыремонтируютсломанныевесеннимледоходомпло­тины.Укаждоголесногожителявесноймногозабот.


  • Такое расположение картинок объясняется тем, что на последую­щих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.

  • Поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом пред­ложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

Примечание.При возникновении затруднений ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, вос­становить содержание предложения.

  • После успешного пересказа можно перевернуть все кар­тинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.

Примечание.Обратите внимание - в текстах будут встречать­ся предложения с однородными членами. В этом случае в од­ном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество ря­дов картинок.

  • В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить картинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания, после чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.

Список опорных картинок

ЛЕС (конец мая)

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ*

ТРАВКА***

ЛАНДЫШИ :

ФИАЛКИ

БЕЛКИ***

ЗАЙЦЫ***

БОБРЫ

СОЛНЫШКО*

КОТ ТИШКА***

МАМА***

ПАПА***

БАБУШКА*** или * СЕМЬЯ

ПЕС МАЛЫШ***

МАША**

МАШИНА ДОМА

СВЕТОФОРЫ

ПЕШЕХОДЫ

ГОРОД

БЕРЕЗКИ

ДЕРЕВЕНЬКА

ТРАКТОРА

ПАСТУХ

РЕБЯТА (с футбольным мячом)

РЫБАК *

ШЛАГБАУМ

СКОРЫЙ ПОЕЗД

МАША*

СЛУЖИТЕЛЬ ЗООПАРКА

ЖИРАФЫ

См. «Опорные картинки», вып. 1. См. «Опорные картинки», вып. 2. См. «Опорные картинки», вып. 3.

ЗЕБРЫ

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ СЛОН

ОБЕЗЬЯНКИ

КРОКОДИЛ

ЛЕВ

ПЕТУХ*

ДЕДУШКА

РЕБЯТА (с удочками)

КАРАСЬ*

ПИРОГИ***

УКРОП

ПОМИДОРЫ

КАБАЧКИ

МОРКОВКА

ЛУК И ЧЕСНОК

ОГУРЧИКИ

ОГОРОДНОЕ ПУГАЛО

ЛЕТО

ВОДА В РЕКЕ

СТОГА СЕНА

ИВАН-ЧАЙ

ЖУРАВЛИ

МЕДВЕДИЦА С МЕДВЕЖАТАМИ

СТАРЫЕ ВОЛКИ

БАРСУК

ЗАЙЧИХИ

РАНЕЦ

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА ТУФЕЛЬКИ

КРАСКИ, КАРАНДАШИ, ПЕНАЛ УЧЕБНИКИ, ТЕТРАДИ
Тексты для пересказа

1

Лес* уже оделся в новый зеленый наряд, скоро весна попрощается с нами. Вернулись из дальних стран перелет­ные птицы. Сквозь прошлогоднюю листву пробилась моло­дая зеленая травка. На лесных полянках расцвели нежные белые ландыши и сиреневые фиалки. Белки снова надели рыжие летние шубки, им больше не нужен теплый зимний мех. Радуются зайцы - теперь на обед у них не только кора молодых осинок, но и сочная весенняя травка. Трудяги-боб­ры ремонтируют сломанные весенним ледоходом плотины. У каждого лесного жителя весной много забот.

2

Солнышко разбудило Машу своими яркими лучами. Кот Тишка тоже выбрался из своего любимого кресла, слад­ко зевнул, потянулся и не спеша направился в кухню. Мама уже налила ему в блюдце свежего молока, а для Маши при­готовила на завтрак омлет. Папа, сидя у раскрытого окна, читал газету и пил кофе. Бабушка укладывала в большую плетеную корзину продукты. Сегодня вся семья собралась на дачу. Пес Малыш нетерпеливо ворчал - ему хотелось поскорее побегать по травке и полаять на птиц. Маша съела омлет и выпила чаю. Теперь можно ехать.

3

Машина быстро бежит по шоссе. Мелькают за окнами дома. Подмигивают трехцветными глазами светофоры. Пе­шеходы на перекрестках ожидают, когда загорится зеле­ный, чтобы можно было перейти через дорогу. Вот уже го­род остался позади. Справа от дороги шумят листвой белоствольные березки. Слева - небольшая деревенька. Вдалеке в поле работают трактора. Вот пастух перегоняет стадо ко­ров. На спортивной площадке у школы ребята играют в футбол. На берегу небольшой речушки в тени раскидистой ивы сидит рыбак. На железнодорожном переезде опущен шлагбаум. Скорый поезд с бело-голубыми вагончиками спешит на юг к морю. Сколько интересного можно увидеть из окна машины

4

В воскресенье папа повел Машу в зоопарк. Маша сама купила билеты, ведь ей уже шесть лет. Служитель зоопарка объяснил, как пройти к вольерам с животными. Длинноше­ие жирафы видны издалека. Рядом полосатые зебры не спе­ша жуют у кормушек свежескошенную траву. Белый мед­ведь забрался в бассейн - ему слишком жарко. Подняв вверх хобот, громко трубит слон. Прыгают по веткам де­ревьев маленькие смешные обезьянки. Дремлет возле пруда похожий на длинное зеленое бревно крокодил. Лев, царь зверей, лежит в тени цветущей акации и лениво помахива­ет хвостом. Маше очень понравилось в зоопарке[Т]

5

Солнце медленно поднимается над лесом. Запел свою утреннюю песню голосистый петух. Бабушка пошла доить Буренку. Скоро пастух дядя Федор будет собирать коров в стадо. Дедушка сидит на лавочке под березой и точит косу. Июльские травы сочные - знай, коси. Соседские ребятиш­ки спешат на пруд ловить рыбу. Кот Тишка сидит у калит­ки и смотрит им вслед. Золотистый карась на обед - лучшее лакомство для него. А Маша все еще спит. Скоро ее разбу­дит аромат горячих румяных пирогов.

6

Бабушка попросила Машу сходить в огород за укропом. Укроп нужен для засолки огурцов. Рано утром дедушка соб­рал их полную корзину. Ах, какой огород у бабушки. Краснеют на кустах сочные помидоры. Кабачки подставля­ют солнышку тугие золотистые бока. Оранжевая морковка несмело выглядывает из земли, прикрываясь зелеными фонтанчиками ботвы. Лук и чеснок тянутся вверх зелены­ми стрелками. Прячутся под резными листьями маленькие огурчики. Огородное пугало надежно охраняет урожай от непрошенных гостей.

7

Заканчивается лето. Солнце уже не печет, как в июле. Вода в реках становится холоднее. Стога сена на лугах пря­чутся по утрам в густом, как молоко, тумане. Отцветает Иван-чай. Собираются в дальнюю дорогу к югу перелетные птицы. Протяжно курлычут журавли, прощаясь до весны с родными полями и лесами. Бродит по ягодникам медведи­ца с медвежатами, спешит накормить малышей перед дол­гой зимой. Старые волки учат молодых волчат охотиться. Барсук начинает чистить свою нору. Зайчихи учат малышей-листопадничков главной премудрости: затаись, сиди тихо, как будто тебя и нет.

8

Скоро наступит осень. Первого сентября Маша пойдет в школу. Новенький ранец с нетерпением ждет, когда его на­полнят книгами и тетрадями. Школьная форма - юбка в складку, пиджак и блузка - висит в шкафу. Бордовые ко­жаные туфельки лежат в коробке. На полке над столом -краски, карандаши, пенал. Рядом учебники и стопка тетра­дей. Папа обещал, что сам отведет Машу в школу. Мама за­вяжет дочке самые большие, самые красивые белые банты. Бабушка привезет внучке букет гладиолусов. Пес Малыш не будет в это утро лаять и будить маленькую хозяйку - ей надо выспаться. А кот Тишка промурлычет для Маши са­мую лучшую песенку. Учись хорошо, Машенька.
































































































































































































перейти в каталог файлов
связь с админом