ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Система
коррекционной работы с детьми при дизартрии
Подготовила:
учитель-дефектолог
Эль Хассиви Ю.В.
Дата: 15.11.2018 г. г. Донецк-2018
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование
речи как целостной психической деятельности.
Цель логопедической работы при дизартрии – исправить звуковую сторону речи ребенка и попутно выровнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично пострадавшие в своем развитии.
Задачи логопедической работы при дизартрии: Преодолеть нарушение речевой моторики у детей. Преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки. Создать новые правильные речевые навыки. Автоматизировать правильные речевые навыки. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
Особенностью работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала
и систематичности проведения.
Работа по преодолению дизартрии строится с учетом следующих положений:
1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.
3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.
4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.
5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.
6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранная, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего, онтогенеза.
7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов.
8. У детей с поражением центральной нервной системы значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.
Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.
Ольга Владимировна Правдина делит ее на 3 периода:
Для I периода – освобождение речи и психики ребенка от вторичных и менее стойких явлений, которые мешают начать работу над речью. Это преодоление насильственных движений, обильного слюнотечения и пассивности.
Для II периода характерным является преодоление основного нарушения – фонетической неполноценности речи. Она стоит на первом плане. Обучение ребенка, организация его досуга в значительной степени должна быть подчинена этой задаче.
Для III периода, когда речь делается понятной для окружающих, работа
над произношением занимает по-прежнему большое место, но она уже
является дополнительной. Основной задачей становится подготовка детей к
школьному обучению, то есть обучение грамоте.
Елена Михайловна Мастюкова выделяет 2 этапа коррекционно-педагогической работы при устранении дизартрии.
Первый этап, подготовительный основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у
ребенка раннего возраста воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.
Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и
воспроизведения ритма.
Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи.
Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.
Второй этап формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |