С этим файлом связано 86 файл(ов). Среди них: obschestvoznanie_tematicheskie_zadania_ege_2014.pdf, EGE_2015_Istoria_Tem_test_zadan_Larina_201.pdf, Istoria_Podg_k_EGE-2015_Kn_2_red_Veryaskina.pdf, Metodicheskie_rekomendatsii_po_napisaniyu_i_oformleniyu_kursovyk, MP_Guide_07-Reading_Comprehension.pdf и ещё 76 файл(а). Показать все связанные файлы 1 С1 – С3 Работаем с источником Немного теории Авторы заданий ЕГЭ рассчитывают на то, что умение работать с источником отно- сится к базовым умениям школьников. Но зачастую, многие учителя обращают не столь высокое внимание этому аспекту. Но задания ЕГЭ рассчитаны, чтобы любой ученик должен с легкостью выполнять задания С1 – С3. Поэтому надо научиться видеть ответы на эти задания в самом тексте. Попытаемся составить своеобразный алгоритм решения заданий С1 – С3 на примере из демонстрационного варианта ЕГЭ-2012. Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции «XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработан- ный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегиче- ский курс на всестороннее и революционное обновление советского обще- ства и ускорение его социально-экономического развития неуклонно пре- творяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису… Начался процесс оздоровления экономики страны, еѐ поворот к удов- летворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идѐт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждѐн и принят Закон о коопера- ции. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводствен- ных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивиду- альная трудовая деятельность. Идѐт перестройка организационных струк- тур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
2 Развѐрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увели- чению производства продуктов питания и предметов потребления, расши- рению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всѐ глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всѐ возрастающее преобразующее воздействие» С1. Какую проблему был призван решить стратегический курс партии? Ко- гда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся руково- дителем страны в тот период? С2. Какие направления внутренней политики государства названы в резо- люции? Укажите любые четыре направления. С3. Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам. ШАГ 1 Читаем текст и задание Половина успеха состоит в хорошо прочитанном тексте. Поэтому этот шаг очень важен. Некоторые предпочитают сначала читать сами задания, а только потом сам текст. На мой взгляд, это абсолютно неправильно. Когда ты прочитал вопросы, то, читая текст, пытаешься отыскать ответы, иногда не задумываясь о его содержании. ШАГ 2 Подчеркиваем ключевые фразы Я думаю, самый важный шаг. Осмыслив текст, начинаем подчеркивать в тексте самое важное, ключевое, которое помогло бы ответить на поставленные во- просы. Приведу на этом примере ход своих мыслей: Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции «XIX Всесоюзная партийная конферен- ция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде пар- тии стратегический курс на всестороннее и ре- волюционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономи- ческому и социально-политическому кризису… Начался процесс оздоровления экономики страны, еѐ поворот к удовлетворению насущ- 1. Событие ХХ века 2. Этот курс – перестройка 3. Это нам пригодится на С1
3 ных потребностей людей. Набирают силу но- вые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объ- единении) идѐт перевод объединений и пред- приятий на хозрасчет и самоокупаемость. Раз- работан, широко обсуждѐн и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрес- сивные формы внутрипроизводственных тру- довых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятель- ность. Идѐт перестройка организационных структур управления, направленная на созда- ние благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развѐрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов пита- ния и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Ду- ховная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа прове- дена по переосмыслению современных реаль- ностей мирового развития, обновлению и при- данию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всѐ глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всѐ возрастающее преобразующее воздейст- вие» ШАГ 3 Формулируем ответ Теперь, отметив важные мысли, будем формулировать ответ. Обычно в отве- тах пишут основные мысли, которые должны присутствовать. Поэтому можно его сформулировать и в виде развернутого ответа, и в виде списков тезисов. Но я поре- комендую придерживаться развернутому ответу, но не слишком большому. На за- дание С1 я бы ответил так: ВОПРОС ОТВЕТ С1. Какую проблему был призван решить стратегический курс партии? Когда происходили события, упомя- нутые в резолюции? Кто являлся ру- ководителем страны в тот период? С1. Стратегический курс партии был направлен на решение проблемы кризи- са социально-экономического и поли- тического. Упомянутые события прохо- дили в середине 80-х гг. ХХ в. при М.С. Горбачѐве.
4 Вы наверное заметили, что мой ответ довольно краток. Многие начинают уходить от темы и писать в подробностях, в чѐм заключался каждый из кризисов, описывать политическую ситуацию к началу перестройки и прочее. Конечно, это показывает Ваши знания, но зачем тратить время на то, что не требуется в задании. А сейчас я приведу таблицу, в которой можно оценить свой ответ: Указания к оцениванию Баллы Указаны все элементы ответа 2 Указаны любые 2 элемента 1 Указан любой один элемент ИЛИ Ответ неправильный. 0 Максимальный балл 2 Теперь оформляем ответ С2. В нашем примере, все наши пометки будут кстати. ВОПРОС ОТВЕТ С2. Какие направления внутренней политики государства названы в ре- золюции? Укажите любые четыре направления. С2. 1) Увеличение доходов трудящихся 2) Увеличение производства продуктов питания и предметов потребления 3) расширение жилищного строительст- ва 4) внедрение новых методов хозяйство- вания (перевод на хозрасчѐт и самооку- паемость) Как видите, фактически знания по этому периоду не понадобились. Все эти 4 положения были немного преобразованы с самого документа! Конечно, в ответах может не звучит слово в слово, но смысл одинаков. Также приведу таблицу оценивания ответа: Указания к оцениванию Баллы Названы 4 направления 2 Названы 2-3 направления 1 Названо 1 направление ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 Как видно из таблицы, максимально оценивают ПОЛНЫЙ ответ. Хочу обра- тить внимание, что в некоторых других заданиях в одном направлении по ответам может содержаться сразу 2 направления. Поэтому если Вам не будет хватать поло- жений, внимательно посмотрите, может какое-то из них содержит сразу несколько. И остался ответ на задание С3. ВОПРОС ОТВЕТ С3. Каковы итоги реализации рас- сматриваемого стратегического кур- са партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух при- чин, приведших к таким итогам. С3. Реализация стратегического курса в итоге потерпел неудачу. Во-первых, ко- мандная модель экономики не позволяла реализовывать многие возможности. Во- вторых, этот курс не смогли завершить из-за распада СССР.
5 Задание имело «подводный камень». Если невнимательно прочитать вопрос, то можно указать 2 причины и идти дальше. Но вчитавшись, обратите внимание, что требуется назвать ИТОГ и его ПРИЧИНЫ. А сейчас посмотрим таблицу: Указания к оцениванию Баллы Сформулирован итог и названы 2 причины 2 Сформулирован итог и названа 1 причина 1 Сформулирован только итог ИЛИ Названы только 1-2 причины ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 Как видим, из-за невнимательности мы могли вполне потерять сразу 2 балла. Поэтому вчитывайтесь в вопросы, и выполняйте то, что требуется. Всего за задания С1-С3 мы получили за полные и правильные ответы 6 бал- лов. Но эти баллы только первичные. При переводе в тестовые они, несомненно, увеличатся, а отношение «баллом больше, баллом меньше» может сыграть злую шутку при поступлении в университет. Поэтому, задания С1-С3 всѐ-таки стоят свеч. Подведем итоги При работе с документами (задания С1-С3) рекомендую следующий план работы: 1. Внимательно прочитай сам документ. Обратите внимание на ремар- ки до текста и после него. 2. Прочитайте внимательно сами задания С1, С2 и С3. Обращайте внимание на мелочи! 3. Еще раз прочитайте документ, подчеркивая (или выписывая) ключе- вые слова, фразы, обороты, которые помогут ответить на вопросы. 4. При оформлении заданий обращайте внимание на формулировку зада- ний. Если требуется написать не менее трех положений, то напиши- те именно три положения (если знаете больше, то можете и допол- нить ответ. Но практика показывает: лучше меньше, чем больше). 5. Старайтесь писать ответ на задания четко, последовательно. Не пренебрегайте вводными словами «во-первых», «во-вторых» и т.п.
6 Немного практики Прочтите отрывок из исторического источника и кратко от- ветьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических зна- ний по курсу истории соответствующего периода. Источник 1. Договор о призвании королевича Владислава на Русский престол. 17 августа 1610 г. «По благословлению и совету святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, и митрополитов… и всех чинов служилых людей великого Московского государства мы бояре… да умные дьяки… приговорили о том,.. чтобы послать бить челом к великому государю Сигизмунду королю Польскому и великому князю Литовскому, чтоб великий государь Сигизмунд пожаловал на Владимирское и Московское и на ее великие государства Российского царства сына своего Влади- слава Королевича… А мы бояре дали гетману запись… королевичу. коли придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу на Российском государстве, церкви Божии иконам и чудотворным мощам поклоняться и почитать, костелов и иных молебных в Московском госу- дарстве нигде не ставить… А что дано церквям и в монастыри вотчин и угодий, не отнимать. Боярам и дворянам, и приказным всяким людям у всяких государст- венных дел быть по-прежнему; а польским и литовским людям на Москве ни у ка- ких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть. Прежних обычаев и чинов не переменять и московских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто имел, тому быть по-прежнему. Суду быть по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, а буде похотят в чем пополнити для укрепления судов и государю, на то поволити с ду- мою бояр и всей земли». С1 Как назывался период в истории России, к которому относится данный документ? Кто принял решение о приглашении польского королевича на престол? С кем русские правительством был заключен данный дого- вор? С2 Назовите не менее трех условий, выдвинутых боярами при заключении этого договора. С3 Используя знания по истории, укажите, какие исторические события по- следовали после заключения этого договора. Укажите не менее трех со- бытий.
7 Источник 2. В тяжелую и скорбную годину император … вступил на прародительский трон. Все государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направле- ние своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твердое слово. «Посреди великой Нашей скорби, – говорилось в высочайшем ма- нифесте, – глас Божий повелел Нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений». Для обсуждения предположений о необходимых государственных преобразо- ваниях император пригласил в Петербург сведущих лиц из числа земцев на сове- щание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей. Заботясь о сохранении в народе его исконного православнонародного духа, держась твердо правила «Россия для русских» император всегда стремился к тому, чтобы русский народ занимал в империи принадлежащее ему первенствующее место. Твердое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллио- нов. Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение ее среди ев- ропейских государств было высокое, и с нею все считались. Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления свя- зи коренной России с дальними окраинами, и, несмотря на громадные трудности сооружения железной дороги через песчаные, безводные пустыни, по его повеле- нию была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши средне- азиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря. Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императо- ром и начатый при нем – великая Сибирская железная дорога, – соединил Евро- пейскую Россию с Дальним Востоком, прорезав и оживив всю Сибирь вплоть до Великого океана. С1 Укажите имя императора, упоминаемого в отрывке. Приведите годы на- чала и окончания его царствования. С2 На основе текста и знаний по истории укажите, какие меры были прове- дены названным императором для решения крестьянского вопроса (не менее трех мер). С3 Как автор относится к внутренней и внешней политике императора? Приведите не менее трех объяснений автором такого отношения. 8 Источник 3. Из письма государственного деятеля начала XX в. «Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило пото- ков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы впе- ред не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Госу- дарственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, кото- рые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, вся- кий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все- таки прийти к тому же». С1 Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложен- ный в письме выбор. С2 На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор пись- ма. С3 Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установле- ние военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете допол- нительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.
9 Источник 4. Из воспоминаний современника (XIX в.). «Гаврила Григорьевич Волков был известным торговцем антикварными и ху- дожественными предметами в двадцатых и тридцатых годах, пользовался репута- цией знатока и успел уже составить себе хорошее состояние. Присватался он к Екатерине Лукьяновне Бажановой, купеческой дочери. Родители ее не прочь бы- ли дать согласие на брак, если б препятствием не служило то обстоятельство, что Волков был крепостным богатого помещика Голохвастова. Превращать свою дочь из свободной в крепостную <родители> решительно отказались. Тогда Волков стал хлопотать о том, чтоб откупиться самому. Это оказалось невозможным: Го- лохвастов, отличавшийся большой гордостью, отказал в просьбе, кичась тем, что его крепостной человек обладает большим состоянием… Это было в тоне больших бар. Рассказывали, что такой же политики держались и Шереметевы. У них кре- постные <владельцы мануфактур> достигали миллионных состояний и тем не менее, несмотря ни на какие предложения, не отпускались на волю. Шереметев говорил: – Пусть платят… оброки… Я горжусь тем, что у меня крепостные – миллионеры. В своем горе Волков обратился за советом к князю Николаю Борисовичу Юсу- пову… Князь обещал ему помочь. Случилось, что Юсупов и Голохвастов встрети- лись в Английском клубе за карточным столом. Голохвастов был страстный игрок, и в этот вечер ему страшно не везло. Проигравши все наличные деньги, он пред- ложил играть на честное слово. – Еще успеешь! – ответил Юсупов.– Теперь я ставлю на ставку столько-то, а ты поставь Гаврилу Волкова. Условие такое: коли проиграешь, давай Волкову воль- ную. Голохвастов согласился и – снова проиграл. Вот каким путем Гаврила Григорь- евич Волков получил наконец давно желанную свободу». С1 К какому периоду относятся события, о которых идет речь в отрывке? В каком году было отменено зависимое положение крестьян, о которых идет речь? С2 На основе текста и знаний по курсу истории укажите, в чем проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников), о которых идет речь в отрывке, от помещиков. Назовите всего не менее трех положений. С3 Какую попытку предприняли состоятельные крестьяне (торговцы, про- мышленники), чтобы избавиться от упомянутой зависимости? Почему помещики отвергали эти попытки? Назовите в общей сложности не ме- нее трех положений. 10 Источник 5. «В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древ- нейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университе- ты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и при- везти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить уни- верситеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и фран- цузы ездили тогда в Москву учиться русскому…, он звал к себе из Англии, Голлан- дии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чи- новных в службу. Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Ио- анну, устраняя совместников или казня недоброжелателе Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ля- хам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?». С1 К какому периоду относится царствование Бориса Годунова? Укажите хронологические рамки его царствования. В чем состояла особенность его воцарения? С2 Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе. Укажите не ме- нее трех положений. С3 Почему, несмотря на все заслуги, Борис оставил о себе противоречивую память. Приведите не менее двух объяснений.
11 Источник 6. Из отчета херсонского губернатора (начало XX в.). «Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления уп- рочить свое хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли все, ничего ей не воз- вращая. Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными со- седями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при об- щинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чу- жой собственности все уменьшается. Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в кре- стьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела». С1 Назовите фамилию председателя Совета Министров, при котором нача- лась реформа, направленная на устранение описанных в отчете поряд- ков. В каком году началась эта реформа? С2 Назовите не менее трех основных последствий проведенной реформы. С3 Какие недостатки существовавшей до реформы системы землевладения называет в тексте автор отчета? Какие можете указать вы? Укажите всего не менее трех недостатков. 12 ОТВЕТЫ Источник 1. С1. Как назывался период в истории России, к которому относится данный до- кумент? Кто принял решение о приглашении польского королевича на престол? С кем русские правительством был заключен данный договор? Элементы ответа: – период называется Смута (Смутное время); – решение было принято частью московского боярства, входившего в состав пра- вительства – Семибоярщины; – договор был заключен с польским королем Сигизмундом II. Содержание критерия Баллы Названы 3 элемента ответа 2 Названы 1-2 элемента ответа 1 Все элементы названы неверно 0 С2. Назовите не менее трех условий, выдвинутых боярами при заключении этого договора. Названы следующие последствия: – принятие королевичем Владиславом православия и венчание на царство по православному образцу; – сохранение русских порядков и обычаев; – сохранение за боярами всех чинов и званий; – соблюдение общерусских законов; – почитание православия. Содержание критерия Баллы Названы 3 условия 2 Названы 2 условия 1 Названо 1 условие ИЛИ Все элементы названы неверно 0 С3. Используя знания по истории, укажите, какие исторические события по- следовали после заключения этого договора. Укажите не менее трех событий Могут быть названы события: – польский король Сигизмунд не утвердил договор, он сам захотел стать русским царем; – в Москву вступили польские войска; – начитается борьба на национальную независимость; – формирование первого и второго ополчений; – освобождение Москвы от поляков в октябре 1612 г.; – избрание нового царя на Земском соборе 1613 г. Содержание критерия Баллы Названы 3 события 2 Названы 2 события 1 Названо 1 события ИЛИ Все элементы названы неверно 0 Источник 2.
13 С1. Укажите имя императора, упоминаемого в отрывке. Приведите годы на-чала и окончания его царствования. – имя императора – Александр III – годы его царствования Содержание критерия Баллы Приведены имя, годы царствования 2 Приведѐн 1-2 элемента ответа 1 Все элементы названы неверно 0 С2. На основе текста и знаний по истории укажите, какие меры были проведе-ны названным императором для решения крестьянского вопроса (не менее трех мер). Могут быть названы мероприятия Александра III по крестьянскому вопросу: – снижение выкупных платежей; – отмена подушной подати; – перевод крестьян на обязательный выкуп; – открытие Крестьянского банка. Содержание критерия Баллы Названы 3 меры 2 Названы 1-2 меры 1 Все элементы названы неверно 0 С3. Как автор относится к внутренней и внешней политике императора? Приведите не менее трех объяснений автором такого отношения. Может быть приведена следующая оценка: –автор с одобрением относится к внутренней и внешней политике императора Александра III; приведены объяснения: – мероприятия императора по решению крестьянского вопроса; – повышение благосостояния народа; – любовь императора к явлениям русской, народной культуры; – строительство железных дорог; – отказ от военного разрешения военных конфликтов; – рост международного авторитета России. Содержание критерия Баллы Указаны отношение автора к политике императора и 3 объяснения та- кого отношения 2 Указаны отношение автора к политике императора и 1–2 объяснения такого отношения 1 Указан 1 элемент ИЛИ все элементы названы неверно 0 Источник 3. С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложен-ный в письме выбор. - автор письма – Николай Второй - выбор делался в 1905 году Содержание критерия Баллы Назван автор письма и год описываемых событий 2 14 Приведѐн 1 верный элемент ответа 1 Все элементы названы неверно 0 С2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма. - учреждение законодательной Государственной думы; - предоставление населению основных гражданских прав и свобод; - сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим; - смягчение цензуры; - отмена выкупных платежей; - разрешение создавать политические партии. Содержание критерия Баллы Названы 3 реформы 2 Названы 2 реформы 1 Названа 1 реформа ИЛИ Все элементы названы неверно 0 С3. Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установление военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин. - военная диктатура привела бы к еще большему кровопролитию с неизвестными последствиями - диктатура не решила бы стоявших перед страной проблем, а лишь отодвинула бы их решение - власть утратила поддержку у большей части социальных сил, у большинства на- селения - в 1905. Николай II не нашел человека на роль военного диктатора - власть не могла в полной мере опереться на поддержку армии после позорных поражений в войне с Японией - кровавое подавление «крамолы» вызвало бы негативную реакцию западных стран Содержание критерия Баллы Названы 3 причины 2 Названы 2 причины 1 Названа 1 причина ИЛИ Все элементы названы неверно 0 Источник 4. С1. К какому периоду относятся события, о которых идет речь в отрывке? В каком году было отменено зависимое положение крестьян, о которых идет речь? – события относятся к 1800 – началу 1860-х гг. – крепостная зависимость была отменена в 1861 г. Содержание критерия Баллы Названы период и год реформы 2 Приведѐн 1 верный элемент ответа 1 Все элементы названы неверно 0
15 С2. На основе текста и знаний по курсу истории укажите, в чем проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников), о кото- рых идет речь в отрывке, от помещиков. Назовите всего не менее трех поло- жений. – зависимость состоятельных крестьян от помещиков проявлялась; – в обязанности фабрикантов из крепостных выплачивать помещикам оброк; – в праве помещика отказать разбогатевшему крестьянину в просьбе о выкупе; – в праве помещика проиграть крепостного в карты; – фабриканты из крепостных не имели права заключать сделки на свое имя; – фабриканты из крепостных не владели промышленными предприятиями на правах собственности. Содержание критерия Баллы Названы 3 положения 2 Названы 1-2 положения 1 Все элементы названы неверно 0 С3. Какую попытку предприняли состоятельные крестьяне (торговцы, про- мышленники), чтобы избавиться от упомянутой зависимости? Почему поме- щики отвергали эти попытки? Назовите в общей сложности не менее трех по- ложений. - состоятельные крепостные крестьяне пытались выкупиться из крепостной нево- ли. Помещики отвергали эти попытки, так как: - им было выгодно получать оброк; - богатство крестьян было предметом гордости для помещиков. Содержание критерия Баллы Названы 3 положения 2 Названы 1-2 положения 1 Все элементы названы неверно 0 Источник 5. С1. К какому периоду относится царствование Бориса Годунова? Укажите хронологические рамки его царствования. В чем состояла особенность его во- царения? Может быть указано – царствование Бориса Годунова относится к Смутному времени; – он царствовал в 1598–1605 гг.; – Борис Годунов впервые в истории России был избранным на царство. Содержание критерия Баллы Названы 3 элемента 2 Названы 1-2 элемента 1 Все элементы названы неверно 0 С2. Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе. Укажите не менее трех положений. Указаны элементы ответа: – стремился проводить реформы; – уделял большое внимание развитию образования (стремился завести школы университеты); – отправлял молодых бояр за границу;
16 – приглашал на службу иностранцев, с целью перенять у них опыт. Содержание критерия Баллы Названы 3 элемента 2 Названы 1-2 элемента 1 Все элементы названы неверно 0 С3. Почему, несмотря на все заслуги, Борис оставил о себе противоречивую память. Приведите не менее двух объяснений.Могут быть названы следующие объяснения: – правление Бориса Годунова стало одной из причин Смуты, в ходе которой Рос- сия могла потерять свою независимость; – его считали виновным в гибели малолетнего царя Дмитрия; – народ считал его ненастоящим царем. потому что он был избран на Земском со- боре. Содержание критерия Баллы Названы 2 элемента 2 Назван 1 элемент 1 Все элементы названы неверно 0 Источник 6. С1. Назовите фамилию председателя Совета Министров, при котором нача- лась реформа, направленная на устранение описанных в отчете порядков. В каком году началась эта реформа? Указано, что – председатель Совета Министров – П.А. Столыпин – реформа началась в 1906 г. Содержание критерия Баллы Названы 2 элемента 2 Назван 1 элемент 1 Все элементы названы неверно 0 С2. Назовите не менее трех основных последствий проведенной реформы. Названы следующие последствия: – выросла урожайность из-за прекращения переделов земли; – возросла товарность крестьянских хозяйств; – расширение слоя крестьян–собственников; – зажиточные крестьяне получили возможность расширить свои хозяйства за счет покупки земли у бедняков; – бедные крестьяне смогли, продав свои наделы, переменить род занятий, что не- много снизило аграрную перенаселенность; – освоение земель Сибири, Средней Азии в результате переселения; – расширилась база рабочей силы для промышленности за счет бедных крестьян, вышедших из общины; – многие из продавших свою землю бедняков не нашли своего места в жизни и влились в массу недовольных властью, готовых на самые решительные действия. Содержание критерия Баллы Названы 3 последствия 2 Названы 1-2 последствия 1 Все элементы названы неверно 0 17 С3. Какие недостатки существовавшей до реформы системы землевладения называет в тексте автор отчета? Какие можете указать вы? Укажите всего не менее трех недостатков. Названы следующие недостатки: – хищническая эксплуатация земли крестьянами, ведущая к неурожаям; – отсутствие у крестьян возможности планировать развитие своего хозяйства в ус- ловиях постоянного изменения величины наделов и качества земли; – антисобственнические настроения крестьян угрожали социальному миру, тол- кали их на насильственные действия против частных собственников; – низкий уровень предпринимательской активности крестьян из-за привязанно- сти к общине; – находящаяся вне рынка масса общинной земли препятствовала попыткам пред- приимчивых крестьян создать крупное хозяйство путем покупки земли; – в условиях общины предприимчивым крестьянам приходилось помогать другим членам общины, что отнимало средства для развития их собственных хозяйств. Содержание критерия Баллы Названы 3 элемента 2 Названы 2 элемента 1 Назван 1 элемент ИЛИ Все элементы названы неверно 0
перейти в каталог файлов
|