Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С1 С3 Работаем с источником


Скачать 0.55 Mb.
НазваниеС1 С3 Работаем с источником
Анкорpodgotovka_k_edinomu_gosudarstvennomu_ekzamenu_.
Дата12.09.2017
Размер0.55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаpodgotovka_k_edinomu_gosudarstvennomu_ekzamenu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#26618
Каталогid138457175Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 86 файл(ов). Среди них: obschestvoznanie_tematicheskie_zadania_ege_2014.pdf, EGE_2015_Istoria_Tem_test_zadan_Larina_201.pdf, Istoria_Podg_k_EGE-2015_Kn_2_red_Veryaskina.pdf, Metodicheskie_rekomendatsii_po_napisaniyu_i_oformleniyu_kursovyk, MP_Guide_07-Reading_Comprehension.pdf и ещё 76 файл(а).
Показать все связанные файлы

1
С1 – С3
Работаем с источником
Немного теории
Авторы заданий ЕГЭ рассчитывают на то, что умение работать с источником отно- сится к базовым умениям школьников. Но зачастую, многие учителя обращают не столь высокое внимание этому аспекту. Но задания ЕГЭ рассчитаны, чтобы любой ученик должен с легкостью выполнять задания С1 – С3. Поэтому надо научиться видеть ответы на эти задания в самом тексте.
Попытаемся составить своеобразный алгоритм решения заданий С1 – С3 на примере из демонстрационного варианта ЕГЭ-2012.
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции
«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработан- ный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегиче- ский курс на всестороннее и революционное обновление советского обще- ства и ускорение его социально-экономического развития неуклонно пре- творяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…
Начался процесс оздоровления экономики страны, еѐ поворот к удов- летворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии
(объединении) идѐт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждѐн и принят Закон о коопера- ции. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводствен- ных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивиду- альная трудовая деятельность. Идѐт перестройка организационных струк- тур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

2
Развѐрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увели- чению производства продуктов питания и предметов потребления, расши- рению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всѐ глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всѐ возрастающее преобразующее воздействие»
С1. Какую проблему был призван решить стратегический курс партии? Ко- гда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся руково- дителем страны в тот период?
С2. Какие направления внутренней политики государства названы в резо- люции? Укажите любые четыре направления.
С3. Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.
ШАГ 1
Читаем текст и задание
Половина успеха состоит в хорошо прочитанном тексте. Поэтому этот шаг очень важен.
Некоторые предпочитают сначала читать сами задания, а только потом сам текст. На мой взгляд, это абсолютно неправильно. Когда ты прочитал вопросы, то, читая текст, пытаешься отыскать ответы, иногда не задумываясь о его содержании.
ШАГ 2
Подчеркиваем ключевые фразы
Я думаю, самый важный шаг. Осмыслив текст, начинаем подчеркивать в тексте самое важное, ключевое, которое помогло бы ответить на поставленные во- просы. Приведу на этом примере ход своих мыслей:
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции
«XIX Всесоюзная партийная конферен- ция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде пар- тии стратегический курс на всестороннее и ре- волюционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь.
Приостановлено сползание страны к экономи- ческому и социально-политическому кризису…
Начался процесс оздоровления экономики страны, еѐ поворот к удовлетворению насущ-
1.
Событие ХХ века
2.
Этот курс – перестройка
3.
Это нам пригодится на С1

3 ных потребностей людей. Набирают силу но- вые методы хозяйствования. В соответствии с
Законом о государственном предприятии (объ- единении) идѐт перевод объединений и пред- приятий на хозрасчет и самоокупаемость. Раз- работан, широко обсуждѐн и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрес- сивные формы внутрипроизводственных тру- довых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятель- ность. Идѐт перестройка организационных структур управления, направленная на созда- ние благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развѐрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов пита- ния и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Ду- ховная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа прове- дена по переосмыслению современных реаль- ностей мирового развития, обновлению и при- данию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всѐ глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всѐ возрастающее преобразующее воздейст- вие»
ШАГ 3
Формулируем ответ
Теперь, отметив важные мысли, будем формулировать ответ. Обычно в отве- тах пишут основные мысли, которые должны присутствовать. Поэтому можно его сформулировать и в виде развернутого ответа, и в виде списков тезисов. Но я поре- комендую придерживаться развернутому ответу, но не слишком большому. На за- дание С1 я бы ответил так:
ВОПРОС
ОТВЕТ
С1. Какую проблему был призван решить стратегический курс партии?
Когда происходили события, упомя- нутые в резолюции? Кто являлся ру- ководителем страны в тот период?
С1. Стратегический курс партии был направлен на решение проблемы кризи- са социально-экономического и поли- тического. Упомянутые события прохо- дили в середине 80-х гг. ХХ в. при М.С.
Горбачѐве.

4
Вы наверное заметили, что мой ответ довольно краток. Многие начинают уходить от темы и писать в подробностях, в чѐм заключался каждый из кризисов, описывать политическую ситуацию к началу перестройки и прочее. Конечно, это показывает Ваши знания, но зачем тратить время на то, что не требуется в задании.
А сейчас я приведу таблицу, в которой можно оценить свой ответ:
Указания к оцениванию
Баллы
Указаны все элементы ответа
2
Указаны любые 2 элемента
1
Указан любой один элемент
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 2
Теперь оформляем ответ С2. В нашем примере, все наши пометки будут кстати.
ВОПРОС
ОТВЕТ
С2. Какие направления внутренней политики государства названы в ре- золюции? Укажите любые четыре направления.
С2. 1) Увеличение доходов трудящихся
2) Увеличение производства продуктов питания и предметов потребления
3) расширение жилищного строительст- ва
4) внедрение новых методов хозяйство- вания (перевод на хозрасчѐт и самооку- паемость)
Как видите, фактически знания по этому периоду не понадобились. Все эти 4 положения были немного преобразованы с самого документа! Конечно, в ответах может не звучит слово в слово, но смысл одинаков.
Также приведу таблицу оценивания ответа:
Указания к оцениванию
Баллы
Названы 4 направления
2
Названы 2-3 направления
1
Названо 1 направление
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл 2
Как видно из таблицы, максимально оценивают ПОЛНЫЙ ответ. Хочу обра- тить внимание, что в некоторых других заданиях в одном направлении по ответам может содержаться сразу 2 направления. Поэтому если Вам не будет хватать поло- жений, внимательно посмотрите, может какое-то из них содержит сразу несколько.
И остался ответ на задание С3.
ВОПРОС
ОТВЕТ
С3. Каковы итоги реализации рас- сматриваемого стратегического кур- са партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух при- чин, приведших к таким итогам.
С3. Реализация стратегического курса в итоге потерпел неудачу. Во-первых, ко- мандная модель экономики не позволяла реализовывать многие возможности. Во- вторых, этот курс не смогли завершить из-за распада СССР.

5
Задание имело «подводный камень». Если невнимательно прочитать вопрос, то можно указать 2 причины и идти дальше. Но вчитавшись, обратите внимание, что требуется назвать ИТОГ и его ПРИЧИНЫ. А сейчас посмотрим таблицу:
Указания к оцениванию
Баллы
Сформулирован итог и названы 2 причины
2
Сформулирован итог и названа 1 причина
1
Сформулирован только итог
ИЛИ
Названы только 1-2 причины
ИЛИ
Ответ неправильный
0
Максимальный балл 2
Как видим, из-за невнимательности мы могли вполне потерять сразу 2 балла.
Поэтому вчитывайтесь в вопросы, и выполняйте то, что требуется.
Всего за задания С1-С3 мы получили за полные и правильные ответы 6 бал- лов. Но эти баллы только первичные. При переводе в тестовые они, несомненно, увеличатся, а отношение «баллом больше, баллом меньше» может сыграть злую шутку при поступлении в университет. Поэтому, задания С1-С3 всѐ-таки стоят свеч.
Подведем итоги
При работе с документами (задания С1-С3) рекомендую следующий план
работы:
1.
Внимательно прочитай сам документ. Обратите внимание на ремар-
ки до текста и после него.
2.
Прочитайте внимательно сами задания С1, С2 и С3. Обращайте
внимание на мелочи!
3.
Еще раз прочитайте документ, подчеркивая (или выписывая) ключе-
вые слова, фразы, обороты, которые помогут ответить на вопросы.
4.
При оформлении заданий обращайте внимание на формулировку зада-
ний. Если требуется написать не менее трех положений, то напиши-
те именно три положения (если знаете больше, то можете и допол-
нить ответ. Но практика показывает: лучше меньше, чем больше).
5.
Старайтесь писать ответ на задания четко, последовательно. Не
пренебрегайте вводными словами «во-первых», «во-вторых» и т.п.

6
Немного практики
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко от-
ветьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование
информации из источника, а также применение исторических зна-
ний по курсу истории соответствующего периода.
Источник 1.
Договор о призвании королевича Владислава на Русский престол. 17 августа
1610 г.
«По благословлению и совету святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, и митрополитов… и всех чинов служилых людей великого Московского государства мы бояре… да умные дьяки… приговорили о том,.. чтобы послать бить челом к великому государю Сигизмунду королю Польскому и великому князю
Литовскому, чтоб великий государь Сигизмунд пожаловал на Владимирское и
Московское и на ее великие государства Российского царства сына своего Влади- слава Королевича…
А мы бояре дали гетману запись… королевичу. коли придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу на Российском государстве, церкви Божии иконам и чудотворным мощам поклоняться и почитать, костелов и иных молебных в Московском госу- дарстве нигде не ставить… А что дано церквям и в монастыри вотчин и угодий, не отнимать. Боярам и дворянам, и приказным всяким людям у всяких государст- венных дел быть по-прежнему; а польским и литовским людям на Москве ни у ка- ких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть. Прежних обычаев и чинов не переменять и московских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто имел, тому быть по-прежнему.
Суду быть по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, а буде похотят в чем пополнити для укрепления судов и государю, на то поволити с ду- мою бояр и всей земли».
С1
Как назывался период в истории России, к которому относится данный документ? Кто принял решение о приглашении польского королевича на престол? С кем русские правительством был заключен данный дого- вор?
С2
Назовите не менее трех условий, выдвинутых боярами при заключении этого договора.
С3
Используя знания по истории, укажите, какие исторические события по- следовали после заключения этого договора. Укажите не менее трех со- бытий.

7
Источник 2.
В тяжелую и скорбную годину император … вступил на прародительский трон.
Все государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направле- ние своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твердое слово. «Посреди великой Нашей скорби, – говорилось в высочайшем ма- нифесте, – глас Божий повелел Нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений».
Для обсуждения предположений о необходимых государственных преобразо- ваниях император пригласил в Петербург сведущих лиц из числа земцев на сове- щание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.
Заботясь о сохранении в народе его исконного православнонародного духа, держась твердо правила «Россия для русских» император всегда стремился к тому, чтобы русский народ занимал в империи принадлежащее ему первенствующее место.
Твердое управление императора повысило благосостояние русского народа.
Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллио- нов.
Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение ее среди ев- ропейских государств было высокое, и с нею все считались.
Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления свя- зи коренной России с дальними окраинами, и, несмотря на громадные трудности сооружения железной дороги через песчаные, безводные пустыни, по его повеле- нию была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши средне- азиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря.
Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императо- ром и начатый при нем – великая Сибирская железная дорога, – соединил Евро- пейскую Россию с Дальним Востоком, прорезав и оживив всю Сибирь вплоть до
Великого океана.
С1
Укажите имя императора, упоминаемого в отрывке. Приведите годы на- чала и окончания его царствования.
С2
На основе текста и знаний по истории укажите, какие меры были прове- дены названным императором для решения крестьянского вопроса (не менее трех мер).
С3
Как автор относится к внутренней и внешней политике императора?
Приведите не менее трех объяснений автором такого отношения.

8
Источник 3.
Из письма государственного деятеля начала XX в.
«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь!
…Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило пото- ков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы впе- ред не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Госу- дарственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, кото- рые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, вся- кий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все- таки прийти к тому же».
С1
Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложен- ный в письме выбор.
С2
На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор пись- ма.
С3
Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установле- ние военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете допол- нительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.

9
Источник 4.
Из воспоминаний современника (XIX в.).
«Гаврила Григорьевич Волков был известным торговцем антикварными и ху- дожественными предметами в двадцатых и тридцатых годах, пользовался репута- цией знатока и успел уже составить себе хорошее состояние. Присватался он к
Екатерине Лукьяновне Бажановой, купеческой дочери. Родители ее не прочь бы- ли дать согласие на брак, если б препятствием не служило то обстоятельство, что
Волков был крепостным богатого помещика Голохвастова. Превращать свою дочь из свободной в крепостную <родители> решительно отказались. Тогда Волков стал хлопотать о том, чтоб откупиться самому. Это оказалось невозможным: Го- лохвастов, отличавшийся большой гордостью, отказал в просьбе, кичась тем, что его крепостной человек обладает большим состоянием… Это было в тоне больших бар. Рассказывали, что такой же политики держались и Шереметевы. У них кре- постные <владельцы мануфактур> достигали миллионных состояний и тем не менее, несмотря ни на какие предложения, не отпускались на волю. Шереметев говорил:
– Пусть платят… оброки… Я горжусь тем, что у меня крепостные – миллионеры.
В своем горе Волков обратился за советом к князю Николаю Борисовичу Юсу- пову… Князь обещал ему помочь. Случилось, что Юсупов и Голохвастов встрети- лись в Английском клубе за карточным столом. Голохвастов был страстный игрок, и в этот вечер ему страшно не везло. Проигравши все наличные деньги, он пред- ложил играть на честное слово.
– Еще успеешь! – ответил Юсупов.– Теперь я ставлю на ставку столько-то, а ты поставь Гаврилу Волкова. Условие такое: коли проиграешь, давай Волкову воль- ную.
Голохвастов согласился и – снова проиграл. Вот каким путем Гаврила Григорь- евич Волков получил наконец давно желанную свободу».
С1
К какому периоду относятся события, о которых идет речь в отрывке? В каком году было отменено зависимое положение крестьян, о которых идет речь?
С2
На основе текста и знаний по курсу истории укажите, в чем проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников), о которых идет речь в отрывке, от помещиков. Назовите всего не менее трех положений.
С3
Какую попытку предприняли состоятельные крестьяне (торговцы, про- мышленники), чтобы избавиться от упомянутой зависимости? Почему помещики отвергали эти попытки? Назовите в общей сложности не ме- нее трех положений.

10
Источник 5.
«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древ- нейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университе- ты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и при- везти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить уни- верситеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и фран- цузы ездили тогда в Москву учиться русскому…, он звал к себе из Англии, Голлан- дии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чи- новных в службу.
Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Ио- анну, устраняя совместников или казня недоброжелателе Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ля- хам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?».
С1
К какому периоду относится царствование Бориса Годунова? Укажите хронологические рамки его царствования. В чем состояла особенность его воцарения?
С2
Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе. Укажите не ме- нее трех положений.
С3
Почему, несмотря на все заслуги, Борис оставил о себе противоречивую память. Приведите не менее двух объяснений.

11
Источник 6.
Из отчета херсонского губернатора (начало XX в.).
«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления уп- рочить свое хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли все, ничего ей не воз- вращая.
Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными со- седями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при об- щинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чу- жой собственности все уменьшается.
Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в кре- стьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».
С1
Назовите фамилию председателя Совета Министров, при котором нача- лась реформа, направленная на устранение описанных в отчете поряд- ков. В каком году началась эта реформа?
С2
Назовите не менее трех основных последствий проведенной реформы.
С3
Какие недостатки существовавшей до реформы системы землевладения называет в тексте автор отчета? Какие можете указать вы? Укажите всего не менее трех недостатков.

12
ОТВЕТЫ
Источник 1.
С1. Как назывался период в истории России, к которому относится данный до-
кумент? Кто принял решение о приглашении польского королевича на престол?
С кем русские правительством был заключен данный договор?
Элементы ответа:
– период называется Смута (Смутное время);
– решение было принято частью московского боярства, входившего в состав пра- вительства – Семибоярщины;
– договор был заключен с польским королем Сигизмундом II.
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 элемента ответа
2
Названы 1-2 элемента ответа
1
Все элементы названы неверно
0
С2. Назовите не менее трех условий, выдвинутых боярами при заключении
этого договора.
Названы следующие последствия:
– принятие королевичем Владиславом православия и венчание на царство по православному образцу;
– сохранение русских порядков и обычаев;
– сохранение за боярами всех чинов и званий;
– соблюдение общерусских законов;
– почитание православия.
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 условия
2
Названы 2 условия
1
Названо 1 условие
ИЛИ
Все элементы названы неверно
0
С3. Используя знания по истории, укажите, какие исторические события по-
следовали после заключения этого договора. Укажите не менее трех событий
Могут быть названы события:
– польский король Сигизмунд не утвердил договор, он сам захотел стать русским царем;
– в Москву вступили польские войска;
– начитается борьба на национальную независимость;
– формирование первого и второго ополчений;
– освобождение Москвы от поляков в октябре 1612 г.;
– избрание нового царя на Земском соборе 1613 г.
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 события
2
Названы 2 события
1
Названо 1 события
ИЛИ
Все элементы названы неверно
0
Источник 2.

13
С1. Укажите имя императора, упоминаемого в отрывке. Приведите годы на-
чала и окончания его царствования.
– имя императора – Александр III
– годы его царствования
Содержание критерия
Баллы
Приведены имя, годы царствования
2
Приведѐн 1-2 элемента ответа
1
Все элементы названы неверно
0
С2. На основе текста и знаний по истории укажите, какие меры были проведе-
ны названным императором для решения крестьянского вопроса (не менее трех
мер).
Могут быть названы мероприятия Александра III по крестьянскому вопросу:
– снижение выкупных платежей;
– отмена подушной подати;
перевод крестьян на обязательный выкуп;
– открытие Крестьянского банка.
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 меры
2
Названы 1-2 меры
1
Все элементы названы неверно
0
С3. Как автор относится к внутренней и внешней политике императора?
Приведите не менее трех объяснений автором такого отношения.
Может быть приведена следующая оценка:
–автор с одобрением относится к внутренней и внешней политике императора
Александра III; приведены объяснения:
– мероприятия императора по решению крестьянского вопроса;
– повышение благосостояния народа;
– любовь императора к явлениям русской, народной культуры;
– строительство железных дорог;
– отказ от военного разрешения военных конфликтов;
– рост международного авторитета России.
Содержание критерия
Баллы
Указаны отношение автора к политике императора и 3 объяснения та- кого отношения
2
Указаны отношение автора к политике императора и 1–2 объяснения такого отношения
1
Указан 1 элемент
ИЛИ все элементы названы неверно
0
Источник 3.
С1. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложен-
ный в письме выбор.
- автор письма – Николай Второй
- выбор делался в 1905 году
Содержание критерия
Баллы
Назван автор письма и год описываемых событий
2

14
Приведѐн 1 верный элемент ответа
1
Все элементы названы неверно
0
С2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех реформ и
действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.
- учреждение законодательной Государственной думы;
- предоставление населению основных гражданских прав и свобод;
- сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим;
- смягчение цензуры;
- отмена выкупных платежей;
- разрешение создавать политические партии.
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 реформы
2
Названы 2 реформы
1
Названа 1 реформа
ИЛИ
Все элементы названы неверно
0
С3. Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установление
военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете дополнительно
указать вы? Укажите всего не менее трех причин.
- военная диктатура привела бы к еще большему кровопролитию с неизвестными последствиями
- диктатура не решила бы стоявших перед страной проблем, а лишь отодвинула бы их решение
- власть утратила поддержку у большей части социальных сил, у большинства на- селения
- в 1905. Николай II не нашел человека на роль военного диктатора
- власть не могла в полной мере опереться на поддержку армии после позорных поражений в войне с Японией
- кровавое подавление «крамолы» вызвало бы негативную реакцию западных стран
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 причины
2
Названы 2 причины
1
Названа 1 причина
ИЛИ
Все элементы названы неверно
0
Источник 4.
С1. К какому периоду относятся события, о которых идет речь в отрывке? В
каком году было отменено зависимое положение крестьян, о которых идет
речь?
– события относятся к 1800 – началу 1860-х гг.
– крепостная зависимость была отменена в 1861 г.
Содержание критерия
Баллы
Названы период и год реформы
2
Приведѐн 1 верный элемент ответа
1
Все элементы названы неверно
0

15
С2. На основе текста и знаний по курсу истории укажите, в чем проявлялась
зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников), о кото-
рых идет речь в отрывке, от помещиков. Назовите всего не менее трех поло-
жений.
– зависимость состоятельных крестьян от помещиков проявлялась;
– в обязанности фабрикантов из крепостных выплачивать помещикам оброк;
– в праве помещика отказать разбогатевшему крестьянину в просьбе о выкупе;
– в праве помещика проиграть крепостного в карты;
– фабриканты из крепостных не имели права заключать сделки на свое имя;
– фабриканты из крепостных не владели промышленными предприятиями на правах собственности.
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 положения
2
Названы 1-2 положения
1
Все элементы названы неверно
0
С3. Какую попытку предприняли состоятельные крестьяне (торговцы, про-
мышленники), чтобы избавиться от упомянутой зависимости? Почему поме-
щики отвергали эти попытки? Назовите в общей сложности не менее трех по-
ложений.
- состоятельные крепостные крестьяне пытались выкупиться из крепостной нево- ли.
Помещики отвергали эти попытки, так как:
- им было выгодно получать оброк;
- богатство крестьян было предметом гордости для помещиков.
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 положения
2
Названы 1-2 положения
1
Все элементы названы неверно
0
Источник 5.
С1. К какому периоду относится царствование Бориса Годунова? Укажите
хронологические рамки его царствования. В чем состояла особенность его во-
царения?
Может быть указано
– царствование Бориса Годунова относится к Смутному времени;
– он царствовал в 1598–1605 гг.;
– Борис Годунов впервые в истории России был избранным на царство.
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 элемента
2
Названы 1-2 элемента
1
Все элементы названы неверно
0
С2. Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе. Укажите не менее
трех положений.
Указаны элементы ответа:
– стремился проводить реформы;
– уделял большое внимание развитию образования (стремился завести школы университеты);
– отправлял молодых бояр за границу;

16
– приглашал на службу иностранцев, с целью перенять у них опыт.
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 элемента
2
Названы 1-2 элемента
1
Все элементы названы неверно
0
С3. Почему, несмотря на все заслуги, Борис оставил о себе противоречивую
память. Приведите не менее двух объяснений.
Могут быть названы следующие объяснения:
– правление Бориса Годунова стало одной из причин Смуты, в ходе которой Рос- сия могла потерять свою независимость;
– его считали виновным в гибели малолетнего царя Дмитрия;
– народ считал его ненастоящим царем. потому что он был избран на Земском со- боре.
Содержание критерия
Баллы
Названы 2 элемента
2
Назван 1 элемент
1
Все элементы названы неверно
0
Источник 6.
С1. Назовите фамилию председателя Совета Министров, при котором нача-
лась реформа, направленная на устранение описанных в отчете порядков. В
каком году началась эта реформа?
Указано, что
– председатель Совета Министров – П.А. Столыпин
– реформа началась в 1906 г.
Содержание критерия
Баллы
Названы 2 элемента
2
Назван 1 элемент
1
Все элементы названы неверно
0
С2. Назовите не менее трех основных последствий проведенной реформы.
Названы следующие последствия:
– выросла урожайность из-за прекращения переделов земли;
– возросла товарность крестьянских хозяйств;
– расширение слоя крестьян–собственников;
– зажиточные крестьяне получили возможность расширить свои хозяйства за счет покупки земли у бедняков;
бедные крестьяне смогли, продав свои наделы, переменить род занятий, что не- много снизило аграрную перенаселенность;
– освоение земель Сибири, Средней Азии в результате переселения;
– расширилась база рабочей силы для промышленности за счет бедных крестьян, вышедших из общины;
– многие из продавших свою землю бедняков не нашли своего места в жизни и влились в массу недовольных властью, готовых на самые решительные действия.
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 последствия
2
Названы 1-2 последствия
1
Все элементы названы неверно
0

17
С3. Какие недостатки существовавшей до реформы системы землевладения
называет в тексте автор отчета? Какие можете указать вы? Укажите всего
не менее трех недостатков.
Названы следующие недостатки:
– хищническая эксплуатация земли крестьянами, ведущая к неурожаям;
– отсутствие у крестьян возможности планировать развитие своего хозяйства в ус- ловиях постоянного изменения величины наделов и качества земли;
– антисобственнические настроения крестьян угрожали социальному миру, тол- кали их на насильственные действия против частных собственников;
– низкий уровень предпринимательской активности крестьян из-за привязанно- сти к общине;
– находящаяся вне рынка масса общинной земли препятствовала попыткам пред- приимчивых крестьян создать крупное хозяйство путем покупки земли;
– в условиях общины предприимчивым крестьянам приходилось помогать другим членам общины, что отнимало средства для развития их собственных хозяйств.
Содержание критерия
Баллы
Названы 3 элемента
2
Названы 2 элемента
1
Назван 1 элемент ИЛИ Все элементы названы неверно
0

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей