Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Серия I. Деление сплошного текста на определенные предложения


НазваниеСерия I. Деление сплошного текста на определенные предложения
Анкорkartochki po russkomu yazyku.doc
Дата06.10.2017
Размер0.66 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаkartochki_po_russkomu_yazyku.doc
ТипДокументы
#26526
страница4 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.



Карточка 27.
Прочитайте. Спишите тот отрывок, который вам понравится. Подчеркните образные выражения, которые употребил автор, чтобы изобразить ветер, солнце и ручей как живые существа. Можно ли сказать, что описание стало ярким и выразительным.
Осторожно ветер Поиграл немного

Из калитки вышел, Ветками черёмух,

Постучал в окошко, Пожурил за что-то

Пробежал по крыше; Воробьёв знакомых.

(М. Исаковский.)
Солнце ласково смеётся, И с пригорка звонко

Светит ярче, горячей. льётся

Разговорчивый ручей.

(Я. Колас.)



Карточка 28.
Прочитайте. Найдите глаголы, которые использует автор, чтобы описать предмет как живой.
Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

(Ф. Тютчев.)
Накинулась зима на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы по озёрам мосты строят.

(К. Ушинский.)
Поёт зима – аукает, Кругом с тоской глубокою

Мохнатый лес баюкает Плывут в страну далёкую

Стозвоном сосняка. Седые облака.

(С. Есенин.)

Выпишите образные слова, выраженные глаголами и прилагательными.


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.


Карточка 29.
Прочитайте. Спишите, подчеркните сравнения, которые употребили авторы, чтобы ярче описать предмет.
ПОПУГАЙ.
На берегу синего моря жил красивый попугай. Он был серый, как жемчуг, а грудь белая и блестящая, как атлáс. Жил он на ветвях высокого каштана.

(По Н. Гарину.)
Большое солнце зимнее Кусты в мохнатом инее,

Висит воздушным шаром, А щёки пышут жаром.

(З. Александрова.)

БЕРЁЗА.

(Пословица.)

Белая берёза На пушистых ветках

Под моим окном Снежною каймой

Принакрылась снегом, Распустились кисти

Точно серебром. Белой бахромой.

(С. Есенин.)



Карточка 30.
Прочитайте. Найдите сравнения, которые использовал автор для изображения прихода зимы.
ПЕРВЫЙ СНЕГ.
Первый снег пушистый Темный лес что шапкой

В воздухе кружится Принакрылся чудной

И на землю тихо И заснул под нею

Падает, ложится. Крепко, непробудно.
И под утро снегом Стали дни коротки

Поле забелело, Солнце светит мало.

Точно пеленою Вот пришли морозы,

Всё его одело. И зима настала.

(И. Суриков.)

Спишите. Подчеркните сравнения.

Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

Карточка 31.
Прочитайте. Найдите слова, близкие по значению.
Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они.

(В. Берестов.)
Зябнет осинка.

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

(И. Токмакова.)
Это моя родина, моя родная земля, моё отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе.

(А.Н. Толстой.)
Выпишите слова, близкие по значению, которые помогли автору избежать повторения слов и ярко, выразительно нарисовать предмет.

Карточка 32.
Прочитайте. Какие строчки в описании вам понравились? Прочитайте их ещё раз.
ИДЁТ ВЕСНА.
Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни, только лёгкий морозец всё никак не соберётся побежать вслед за зимой, ещё пытается по утрам напугать весну. В лесу пролегли от деревьев длинные весенние тени, а около стволов поднимает кое-где из-под снега робкие стрелы зелёная трава.

Всё дышит весной, вот-вот скоро выбросят первые цветки-серёжки деревья. Прилетят грачи, поплывут по реке нервные льдины. А пока ещё лесной народ оставляет на снегу свои автографы.

Но не долог уж век зимы. Скоро, скоро шальные весенние ручьи наполнят голубой лес звонким переливистым журчанием.

(Из журнала «Юный натуралист».)

Выпишите выделенные существительные и припишите к ним глаголы и прилагательные, которые употребил автор для точного и образного изображения прихода весны.

Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

Карточка 33.

Прочитайте. Обратите внимание на яркость и выразительность текста.
ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ.

Давно ушёл с болота медведь поближе к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели к полям, где можно сбиться в большие нужные в трудной дороге стаи.

Лес затих, приготовился к тяжёлому предзимью, к густым обложным дождям. Последнюю песню в лесу всегда поёт лось. Большой, мудрый житель тайги выходит на край мохового болотца. Долго слушает, потом запрокидывает гордые, тяжёлые рога, поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту голубого неба. Молчит лес, молчат дятел и синица, молчит вода в озере.

Трубный звук долго звенит под огнём последних берёз. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед тяжёлыми временами.

(По А. Огневу.)

Как понимаете выделенные выражения?

К выделенным существительным выпишите образные слова, выраженные глаголами и прилагательными.

Карточка 34.

Прочитайте попарно данные предложения. Сравните выделенные глаголы. В каком столбике авторы употребили глаголы, которые рисуют предметы как живые существа?
Внуками-шалунишками по И смеётся май весёлый,

колено снег, Улыбается с небес.

Весел ребятишкам

быстрых санок бег.

Бегают, смеются, лепят

снежный дом.

Звонко раздаются голоса

кругом. Птички солнышка ждут,

(А. Блок) Птички песни поют,

Ребята улыбаются, И стоит себе лес улыбается.

смеются. (И. Никитин.)

В коляске дремлет малыш. Дремлет чуткий камыш.

(И. Никитин.)

Бабушка шепчет внуку: Кажется шепчут колосья

«Нельзя обижать друг другу: «Скучно нам

маленьких». слушать осеннюю вьюгу».

(Н. Некрасов.)

Спишите текст с образными словами, выраженными глаголами.

Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.




Карточка 35.
Прочитайте. Найдите глаголы, которые автор употребил. Чтобы изобразить предметы как живые существа.
ЛИВЕНЬ.
1. Целый месяц стояла жара. Трава и посевы пожелтели, и сухо звенели на ветру высохшие деревья. А на дороге лежала глубокая, сыпучая пыль. Люди то и дело смотрели на небо, качали головами и тихо вздыхали: засуха!

Но вот ночью ветер согнал в небе тучи. Утром сверкнула молния, загрохотал гром, и на землю упал проливной дождь. Ах, как долго его все ждали!

2. Расхохоталось молодое дерево, подставляя дождю свою пыльную голову. Колоски в поле протягивали к небу худенькие руки и кричали: «Лей! Не жалей!» А старый дуб поворачивался к дождю то боком, то спиной. А высокий подсолнух быстро-быстро раскачивался на одной ноге и кланялся во все стороны. Колокольчики свесили головки до земли и пили из маленьких лужиц.
(По С. Козлову.)
Спишите вторую часть рассказа и подчеркните образные слова и выражения.



Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.




Карточка 36.
Прочитайте рассказ. Найдите образные слова и выражения, которые помогают нам ярче представить себе картину наступления зимы, борьбу птиц за своё озеро и прощание их с родиной.
ЛЕБЕДИ.
1. Озеро остыло на глазах. Последняя живая вода задыхалась в морозном дыму. Ещё полчаса, час – птицы должны уйти на другое тёплое озеро.

Мороз резал лицо, утренний ледок загустел. Злой туман завис там, где плавали большие белые птицы. Лебеди не хотели улетать. Они ещё били крыльями лёд, не давали воде уйти.

Первый раз лебеди победили. Лёд отступил, и птицы счастливо плавали по воде. Но мороз снова упал – и теперь навсегда.

2. Дымилась умирающая вода. От озера осталась только узкая полоска, и на этом клочке воды били крыльями лёд лебеди.

Лебеди ушли только на четвёртый день. Последний раз облетели озеро – полынья успела замёрзнуть. Ветер нёс по льду обломки тростника, колючий снег, листья. Птицы улетели только в темноте, улетели нестройно и тяжело, оставив мне до весны свою лебяжью песню, последние слова прощания с родиной.
(По А. Огневу.)
Спишите ту часть рассказа, которая вам понравилась. Выпишите выделенные существительные с относящимися к ним глаголами и прилагательными.



Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.







Карточка 1.
Прочитайте рассказ ученицы 5-го класса Тани Валющенко.
КУРИЦА НА УДИВЛЕНИЕ.
Летом я жила на даче. У соседей были куры. Меня очень занимала наседка. Она очень долго сидела на яйцах. И вот из яиц вылупились цыплята. Они были маленькие, жёлтенькие, забавные.

Курица очень заботилась о своих цыплятах. Если они далеко отходили от неё, она звала их. Когда начинался дождь, курица расставляла крылья, и цыплята прятались под эту крышу. Однажды в дождь курица расставила крылья, все цыплята собрались около наседки. Только один цыпленок не шёл к матери, плескался в луже. Я заметила, что это не цыплёнок, а утёнок!

Каково было удивление курицы. Когда она увидела, что все цыплята под крыльями, а тот цыпленок – нет! Оказывается, хозяйка подложила нечаянно под наседку утиное яйцо.

Летний дождь быстро прошёл, и курица с цыплятами и утёнком пошла бродить по двору.
Запишите рассказ по плану:

  1. Цыплята вылупились.

  2. Заботливая наседка.

  3. Ошибка хозяйки.




Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.


Карточка 2.
Прочитайте.
РЫЖАЯ ПОМОЩНИЦА.
Рыжая кумушка повадилась ходить на колхозную пасеку. Пчёлы зимуют в омшаннике1. А там их донимают мыши. Лиса старательно ловила мышей на зимовье. Пчеловоды её не трогали.

Но однажды лиса повстречалась на пасеке с кошкой Муркой. Та тоже ловила мышей. Не могла стерпеть этого лиса. Шерсть у неё встала дыбом, хвост трубой. Бросилась она на соперницу. Кошка юркнула в омшаник. Лиса за ней. Тут она и попала в руки пчеловода. Узнал он свою помощницу из леса, засмеялся и отпустил.

А лиса и на следующее утро пришла спокойно мышковать у омшаника.

(По Б. Александрову.)
Составьте план и напишите изложение.



Карточка 3.
Прочитайте.
ПОЖАР В ЛЕСУ.
Дед пошёл охотиться к озеру. Леса стояли сухие. Но вдруг с юга потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен гул и треск огня.

В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед побежал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выбежали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пошёл домой.

(По К. Паустовскому.)
Составьте план и напишите изложение.


Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

Карточка 4.
Прочитайте. Как понимаете выделенное предложение?
ВЕДЬМА И ВИНОГРАД.
Повадилась собака Ведьма ходить на виноградник. Упрётся передними лапами в деревянные перекладины, по которым вьются виноградные лозы, и тянется к кистям. Вся морда, грудь и лапы у неё перепачканы виноградным соком. Сеня Зюкин говорит: «Ах, Ведьма, до чего хитра! Опять сегодня ночью летала?»

А ведьма колесом ходит вокруг Сени, прыгает, скачет. Весёлая такая Ведьма!

И вдруг она загрустила, перестала есть, пить, скулит и лает. Никто не мог понять, что с ней случилось. Сеня привёл доктора. Он посмотрел на собаку, на то, как она укладывает щёку на лапу, и сказал: «Это у неё зуб болит». Он заглянул в пасть и добавил: «Она поранила десну колючкой. Всё виноград не даёт ей покоя». Рану Ведьмы залечили. Но на виноградник она больше не ходила.

(Из журнала «Пионер».)
Составьте план и напишите изложение.


Карточка 5.
Прочитайте.
ЛАЙКА.
Летом наша семья выезжает на дачу в Боржомское ущелье. На даче первой нас встречает собака Лайка. Она радуется, бросается к нам и старается лизнуть в лицо.

Как-то моя сестра Наташа, я и Лайка пошли на родник. Вдруг собака бросилась к кусту, и в зубах у неё была змея. Мы даже не успели испугаться, как со змеёй было кончено. На родник уже не пошли, а повернули домой. Лайка бежала впереди.

За обедом Лайке собрали все косточки и дали кусок мяса. С тех пор я понял, что собака большой друг человека. Когда мы уезжали в город, лайка уже не прыгала, как при встрече, а в глазах было столько грусти.
Составьте план и напишите изложение.

Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

Карточка 6.
Прочитайте рассказ и озаглавьте его. Найдите повторяющиеся имена существительных.

.

Маленький сын агронома Славка посеял в палисаднике один квадратный метр пшеницы. Славка хорошо ухаживал за посевом. Урожай Славка обмолотил. Отец посоветовал Славке отобрать лучшие зёрна и посеять их на другой год. Славка так и сделал. Хорошая уродилась пшеница. На третий год Славка посеял отборными семенами два квадратных метра. Летом пшеница так хорошо заколосилась, что на пшеницу обратили внимание колхозники. Обмолачивали пшеницу всем классом. На обиолот пришёл председатель колхоза и предложил посеять отборными семенами пшеницы колхозное поле. Этот сев провели школьники вместе с колхозниками. Урожай получился небывалый.

(По Е. Пермяку.)
Составьте план рассказа и напишите его изложение. Заменяйте повторяющиеся 1   2   3   4   5   6   7   8
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей