Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо... Сюжеты и образыдревнерусскойживописи


Скачать 14.65 Mb.
НазваниеСюжеты и образыдревнерусскойживописи
АнкорБарская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живо.
Дата29.03.2017
Размер14.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBarskaya_N_A_Syuzhety_i_obrazy_drevnerusskoy_zhivo.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#13412
страница4 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Праздники
В центре древнерусской живописи образ Иисуса Христа, образ Бога, воплотившегося ради человеческого спасения, и образ его земной Матери,
Девы Марии, Богородицы, давшей ему плоть для этого воплощения,
сделавшей возможной его прожитую во имя людей жизнь. Поэтому очень важное место занимают здесь образы событий из жизни Иисуса Христа и Богоматери, понимаемых как вехи на пути человеческого спасения. Также как вехи на пути человеческого спасения понимались и события из жизни апостолов, с которых началось распространение в мире благой вести о воплотившемся Боге и принесенном им учении, и события, связанные с утверждением этого учения в мире их также очень часто изображало древнерусское искусство.
Живописные образы всех этих событий, как правило, назывались праздниками. Дело в том, что еще в глубокой древности в честь большинства из них были установлены и повторялись из года в год торжественные праздники. В тот день, когда, по преданию,
произошло какое-либо из этих событий, в храмах совершалась (и совершается) служба, где событие это осмысляется и прославляется, где раскрывается его неотменимый для людей, для человеческого спасения смысл.
Сретение. Золотая наводка на меди.
1230-е гг. Врата Рождественского
собора. Суздаль

47 Праздники
Образ должен был помочь и помогал в этом осмыслении. Древнерусское искусство унаследовало из Византии и развило способы и приемы, которые позволяли представить священное событие в строгом соответствии с преданием, в максимальном приближении к исторической достоверности и вместе стем, свободным от житейских мелочей таким, каким оно должно жить в вечной памяти людей, каким предстает оно в церковном празднике.
Главных, основных церковных праздников в году насчитывается двенадцать (поэтому они называются двунадесятыми. В их число входят четыре праздника в честь событий из жизни
Богородицы: Рождество Богородицы,
Введение Богородицы во храм, Благовещение, Успение шесть — в честь событий земной жизни Иисуса Христа:
Рождество Христово, Сретение, Крещение (Богоявление, Вход в Иерусалим, праздник в честь обретения благодати Святого Духа апостолами учениками Иисуса Христа — Сошествие Святого Духана апостолов и праздник в честь утверждения христианства в мире — Воздвижение честного и животворящего Креста. Кроме двунадесятых, важнейшим праздником праздником праздников — является Пасха, Воскресение Христово.
Поэтому главное место среди живописных изображений праздников занимают образы тех событий, что празднуются в двунадесятые праздники и на Пасху.
Но достаточно многочисленны в древнерусской живописи и образы некоторых событий, празднование которых в число двунадесятых не входит образы
Воскрешения Лазаря — последнего чуда, совершенного Иисусом Христом перед смертью, которое празднуется накануне Входа в Иерусалим, в так называемую «Лазареву субботу образы Жен-мироносиц у гроба, Уверения
Фомы — событий, подтверждающих великую и радостную тайну Воскресения Иисуса Христа, которые вспоминаются в две первые недели после
Пасхи.
Но церковных праздников в прямом смысле слова нет в честь очень важных событий из жизни Христа в честь его страданий и смерти, ценою которых куплено человеческое спасение, в честь его мук, которые называют «Страсти
Господни». Действительно, муки, страдания, смерть трудно, да и, как кажется, просто невозможно соединить со словом праздник. Церковь вспоминает страдания и смерть Христа на службах особой, Страстной недели,
предшествующей Пасхе, совпадающей повремени с самым суровым, Великим постом. Но спасительными именуются страсти Христа в посвященных им службах. И вспоминая всю полноту пережитых Спасителем страданий, всю бездну горя, сопровождающего его муки и крестную смерть, в службах
Страстной недели неуклонно раскрывается глубинный, светлый спасительный смысл Страстей Христовых.
Страсти Христовы вместе с праздниками входят в единый круг годовых богослужений, который, преодолевая время, делает нас соучастниками великих событий, послуживших делу человеческого спасения.
Страсти Христовы с древнейших времен изображала древнерусская живопись, до наших дней дошли их очень ранние изображения в росписях храмов. Итак же, как в службах Страстной недели, изначально стремились художники передать муки Иисуса Христа со всей исторической достоверностью и вместе стем раскрыть их спасительный, светлый и радостный смысл. Но особенно ясно этот спасительный, светлый смысл страстей зазвучал в про

48 Сюжеты и образы древнерусской живописи изведениях русских мастеров XV века,
в созданных ими иконах. Неслучайно именно с этого времени вводят художники изображения страстей в иконные ряды, называемые праздничными, куда входили образы основных событий праздников, где представлен весь путь спасения. Стечением времени и за образами Страстей Христовых закрепляется название праздник. Странно для нас звучит это слово в применении к неправому суду над Спасителем к муками унижениям, которые перенес он после этого судак его мучительной крестной смерти, к его скорбному оплакиванию и погребению. Но удивительные русские иконы подтверждают правомерность такого названия, ив него нужно хорошенько вдуматься, это поможет вникнуть в смысл живописных праздников, составляющих замечательную страницу художественного наследия Древней Руси.
Как круг церковных праздников и служб Страстной недели из года в год неотменимо напоминает весь путь,
пройденный воплотившимся Богом,
его земной Матерью, его учениками и последователями ради людского спасения, так праздники живописные — ив образах событий светлых, ив образах событий исходно скорбных и печальных несут зримый образ этого великого, безмерно радостного для человека пути.
Образы Рождества
Пресвятой Богородицы
Среди годового круга праздников одно из важнейших мест занимает Рождество Пресвятой Богородицы праздник в честь рождения Девы Марии, земной Матери Иисуса Христа,
в честь «начатка нашего спасения, как говорится о нем в церковных песнопениях. Рождество Богородицы входит в число двунадесятых, те. двенадцати основных, праздников этого круга. Оно празднуется 8 сентября, (21 по новому стилю. В Древней Руси год начинался с осени, и это был первый праздник года. Множество церквей было посвящено этому празднику—чтимому народом
Всечестному Рождеству Пресвятой
Девы.
Бесчисленны были поэтому в живописи изображения Рождества Богородицы. Но никаких сведений об этом событии не содержит евангельский текст.
Источником, из которого почерпнуты эти сведения, словом, которое воплощали художники, в данном случае была известная со II века апокрифическая,
т. е. дополняющая Евангелие, повесть,
которая первоначально таки называлась Повесть о рождении Девы Марии, но больше известна под названием «Протоевангелия» или Перво- евангелия. Автором ее считается, по преданию, Иаков, сын от первого брака
Иосифа, обручника Марии, ставший со временем первым христианским епископом Иерусалима. Личность автора,
человека, которого называли «Братом
Господним», служила на Руси подтверждением достоверности «Протоеван- гелия».
«Протоевангелие» начинается с рассказа о благочестивых супругах Иоакиме и Анне, долго остававшихся бездетными. Бездетность в древности была не только большим несчастьем, но и большим позором, так как считалась знаком небла- гословения Бога. «Протоевангелие» повествует оскорби благочестивой иудейской четы и о том,
что священник в храме отвергает принесенную традиционную жертву Иоакима и Анны как не имеющих потомства. Повергнутый в отчаяние
Иоаким покидает после этого свой дом, уходит за город к стадам своим, где предается молитве, решив остаться здесь, пока Господь не снизойдет к нему. Предается отчаянию и остав-

49 Праздники шаяся дома Анна. Но обоим расставшимся супругам является ангел, который предсказывает,
что у них будет ребенок, что Анна зачнет и родит дитя, о котором будет говорить мир. Получив эту благую весть, Анна обещает посвятить будущее дитя Богу. Возвращающегося домой Иоаки- ма у ворот города встречает обрадованная Анна,
и с этого дня он обрел покой в доме своем, как гласит «Протоевангелие». Ив положенный срок
Иоакиму и Анне было воздано по их вере — через девять месяцев Анна родила в доме Иоа- кима дочь, которую нарекла Марией».
Когда девочке исполняется шесть месяцев иона, встав на ноги, совершает свои первые семь шагов по земле, мать, помня свой обет посвятить долгожданную дочь Богу, приглашает только чистых дев иудейских ухаживать за ней.
А отец, Иоаким, когда девочке исполняется год,
созывает на торжественный пир старейшин и священников, и первосвященник благословляет малютку Марию великим благословением. В три года, во исполнение обета, родители отводят девочку в храм.
Рассказывает «Протоевангелие» и о чудесной жизни девочки в храме. Завершается оно сообщениями о тех главных событиях из жизни Марии, о которых более кратко повествует уже само
Евангелие: о Благовещении — принесении ей благой вести, о будущем рождении у нее Спасителя и о самом этом рождении — Рождестве Христовом, дополнив рассказ о них некоторыми под- робностями.
Названное когда-то Повестью о рождении Марии, произведение Иа- кова, как мы видим, повествует оса- мом рождении чрезвычайно кратко,
как о естественном рождении человеческого дитяти, называя лишь место дом Иоакима, где оно свершилось,
и имя, полученное новорожденной. Но совокупность эпизодов, которыми в «Протоевангелии» окружено рождение Марии, твердо указывает на особую судьбу новорожденной, а значит,
на особый смысл самого Рождества.
Как свидетельствует фольклор почти любого народа, само по себе рождение ребенка у бесплодной прежде женщины понималось как указание на такую судьбу. А о рождении ребенка у Анны,
о его грядущей славе, кроме того, предсказывает ангел. О предначертанном величии свидетельствует и материнский обет, так удачно исполнившийся в чудесной жизни девочки в храме.
И наконец, повторяя и дополняя евангельские эпизоды, «Протоевангелие»
рассказывает о Благовещении и Рождестве Христовом, напоминает о том главном, чем ознаменована жизнь рожденной Анной дочери о вочелове- чивании от нее Иисуса Христа.
В византийском искусстве была выработана основа, совокупность приемов, позволяющих воплотить в живописи Рождество Богородицы так, чтобы это воплощение отвечало смыслу
«Протоевангелия», могло передать все реальные обстоятельства ее рождения и указать на тот высокий смысл этого рождения, который утверждают и сама повесть, и все представления о личности Богоматери. Эту основу, называемую каноном, унаследовало древнерусское искусство, и на этой хорошо усвоенной основе уже в древнейший, до- монгольский период были созданы русскими художниками прекрасные образы Рождества Богородицы, дошедшие до нас во фресках ив убранстве древних храмов.
Чтобы составить представление об этих образах, лучше всего обратиться к Рождеству Богородицы, украшающему знаменитые, созданные в веке Златые врата Рождественского собора в Суздале. Это изображение замечательно и по своему художественному уровню, и по абсолютной сохранности благодаря технике исполнения золотой наводке на меди, в народе называемой огненным золочением Сюжеты и образы древнерусской живописи
Вверху того прямоугольника, который отведен на вратах под эту композицию, тонкой золотой линией начертано как всегда в византийском и древнерусском искусстве, словом назван образ.
И тоже как всегда надпись, как хорошо знакомая, легко узнаваемая, дана в сокращении. На современном русском языке она бы полностью выглядела как
«Рождество Пресвятой Богородицы».
А под надписью не столько изображено, сколько обозначено то место действия, которое называет предание—
дом Иоакима. Он предстает целиком,
как бы увиденный извне слева той же точной и тонкой линией очерчено прямоугольное строение, обозначающее сам дома справа, отдельно от дома, легкая арка, навес изображает вход в него. И на фоне этих строений, а значит, согласно древней, еще византийской традиции, внутри них — ложе, на котором торжественно возлежит родильница Анна. Окруженный золотым нимбом, сосредоточен, самоуглублен ее лик. Обретя покой после перенесенных страданий, она вникает в свершившееся, стремится постичь его великий смысл.
В Византии существовал обычай только что родившей женщине юные девы приносили дары. И как привычный, ясный знак свершившихся родов изображали византийские художники в сценах Рождества Богородицы дев,
принесших дары Анне. Изображает их и мастер суздальских врат. Стройные женские фигуры с непокрытыми головами в знак девства (замужняя женщина должна была покрывать голову)
окружают ложе Анны. Одна из дев поддерживает родильницу за руку, две другие протягивают ей сосуды с дарами.
Точны и одновременно благоговейны их жесты, печать благоговейного внимания лежит и на их лицах, обращенных к ней.
У нижнего края ложа изображен еще один, неописанный в «Протоеванге- лии», но обязательный при любом человеческом рождении и потому издревле изображаемый византийскими мастерами эпизод — омовение новорожденной Марии. Его совершает юная дева — ведь, по протоевангельскому рассказу, чистых дев приглашает Анна ухаживать за своей дочерью. Дева держит девочку на руках и, высоко подняв ее над узорчатой купелью, словно являет миру чудесную, увенчанную нимбом новорожденную.
Следуя византийскому канону, таким, каким оно должно жить в вечной человеческой памяти, представил мастер суздальских врат Рождество Богородицы. Зримыми становятся здесь все обычные, житейские обстоятельства появления на свет Девы Марии. А та самоуглубленность, которой наделены участники события, торжественность их жестов и поз, сам мерцающий свет,
который исходит от линий золотой наводки, вызывают ощущения недоступного, в чем-то загадочного величия происходящего.
Другие домонгольские изображения
Рождества Богоматери — во фресках
Св. Софии Киевской, во фресках новгородской Нередицы — также ясно и зримо передают житейскую сторону Рождества Богородицы, используют те же детали. Роднит их друг с другом и отблеск загадочного величия, которое обретает в них изображенное событие.
Бережно хранили художники последующих поколений главные черты этих древнейших образов, так полно отвечающих смыслу и духу предания о рождении Марии. Но такое «хранение»,
при самой большой его тщательности,
никогда не превращалось у мастеров русского средневековья в механическое

51 Праздники повторение. Каждый мастер прибавлял к уже найденному свои оттенки, стечением времени русское искусство открывало новые грани в образе Рождества
Богородицы. Это новое особенно полно выступает в произведениях XV столетия классического века русского иконописания. Опираясь на древний канон, художники этого времени стали изображать реальное событие рождение
Марии — не только полным непостижимого величия, но и одновременно полным торжествующей радости. Идя дальше своих предшественников,
они раскрывали ту радость, радость рождения
Богородицы и Заступницы, которая составляет суть события, лежит в основе его значения и величия. За века, разделяющие столетие отпер- вых русских образов Рождества Богородицы, ежегодно праздновался, прославлялся, входил в сознание людей в своей таинственной и радостной сути этот праздник. И словом, которое воплощали художники, стало постепенно не только «Протоевангелие», но и гимны и песнопения, прославляющие это рождение вовремя празднования, как
«день, который всех веселит».
Замечательно ясно видно сделанное мастерами XV века на созданной в конце этого столетия новгородской таблетке небольшой иконе, написанной не на доске, а нагрунтованной ткани,
принадлежавшей храму Св. Софии в Новгороде. Такие изображения в древности назывались полотенцами.
Алой киноварью по золотому фону — знаку вечного света—
начертана здесь надпись, обозначающая образ.
И действительно,
негаснущий свет вечности словно озаряет все изображенное, и при его ослепительном сиянии до конца раскрывается то, что скрыто под обыденной оболочкой предметов и действий.
Под надписью,
следуя канону,
изображены дом
Иоакима и вход в него. Окруженные свечением золота, преображаются эти строения в две необычайно стройные башни золотисто- желтого и нежно- оливкового цвета со сверкающими синими кровлями, между которыми перекинут велум — ослепительно алая ткань. Увиденным предельно ясно,
словно сразу с нескольких сторон,
исполненным гармонии и красоты предстает здесь дом Иоакима — место,
где свершилось Рождество.
Рождество Богородицы Золотая наводка

на меди. е гг. Врата
Рождественского собора. Суздаль
Рождество Богородицы Таблетка.
Рубеж XV—XVI веков. НГОМЗ. Новгород.
22
Необычайно высоко подымается перед левой башней крытое ослепительно белым покровом ложе, на котором, согласно канону, возлежит погруженная в глубокую думу Анна. Нов этой думе открывается ей смысл свершившегося и открывшаяся ей, обретенная ею радость вспышками света освещает ее задумчивый лик. Празднично сияют на фоне белого покрова ее не- жно-зеленые и алые одежды, а проложенные на них тонкие белильные пробела вызывают ощущение и их пронизавшего и от них идущего света.
А из-под правой башни, из-под
«входа», выходят девы с дарами. И им также таинственно открывается великий и радостный смысл происходяще-
52 Сюжеты и образы древнерусской живописи го. Свет излучают их потрясенные, полные мысли лики, светом пронизаны и их синие, зеленые, оранжевые одежды. Высоко подняв дары (наполненные золотые сосуды и яркий солнечник опахало, величаво ступают они друг за другом, непросто идут к Анне,
а словно движутся в торжественной,
прославляющей чудесную роженицу процессии.
У нижнего края ложа традиционное купание Марии — событие, с которым она входит в жизнь дополнено еще одним эпизодом этой начавшейся жизни. Еще разно уже лежащей в люльке,
изображена малютка Мария, которую качают и над которой веют опахалом девы. Светоносны, сосредоточены лики и купающих Марию, и нянчащих ее дев,
блистающи их одежды, золотой нимб сверкает вокруг головки нежной новорожденной в высоком торжестве и радости открывается не только ее приход в мирно и ее начавшаяся жизнь в нем.
И еще одно дополнение делает мастер к древнему канону. Из верхнего окна башни, облаченный в сверкающие одежды, глядит на все, постигает свершившееся, радуется ему и соучаствует в нем — отец новорожденной, праведный Иоаким.
Как мастер новгородской таблетки,
так и другие мастера XV столетия вводят в свои радостные образы Рождества Богородицы неизвестные древнему канону, но при этом сугубо реальные, житейские детали они обязательно изображают отца, вводят эпизоды детства Марии. Они словно еще раз напоминают о реальности, естественности рождения Марии — ведь великая радость ее прихода в мир неотделима от ее земной, человеческой природы.
Свою земную, человеческую плоть дает
Богородица Спасителю. Величайшее утешение для людей то совершенство

53 Праздники которого достигает в Деве Марии человеческое естество.
Радость Рождества Богородицы, радость, возникшая из ведения того великого, что несет это событие людям,
навсегда останется ведущим мотивом его изображения в русском искусстве.
Широко включали в него древнерусские мастера и мотивы детства, и мотивы начавшейся светлой жизни Богородицы. На этой основе создавали художники произведения почти бесконечного разнообразия.
Например, впервой половине столетия для церкви села Дрюцкова на
Новгородчине был написан образ Рождество Богородицы, принадлежащий сейчас Центральному музею имени
Андрея Рублева в Москве. Сильно отличается эта икона от новгородской таблетки. Не золотом, не имитирующей его желтой охрой, не нежной бирюзой,
а оливковым тоном покрыт на ней фон.
Этим глухим, темным тоном стали отделять в это время изображенное от обычной жизни, указывая на его пребывание в особом, вечном измерении.
На этом фоне, словно прорывая его темноту, предстает не в виде двух башен, а развертывается бесконечными желтыми, терракотовыми, нежно- зелеными башенками, арками, лестницами дом Иоакима. И хотя не столь величественно, но зато празднично, нарядно и таинственно-чудесно все, что происходит под сенью этого дома. На узорчатом ложе возлежит легкая, светлая, словно невесомая Анна. И из-под всех арок, из всех дверных проемов, по всем лестницам движутся к ней, едва касаясь пола, нарядные девы с невиданными кувшинами и солнечниками вру- ках. Две из них у ступеней лестницы собираются купать малютку Марию и льют удивительную, темно-зеленую клубящуюся воду врезную купель.
Слева от ложа, словно вдалеке, как бы в перспективе идущего времени, под одной из светлых узорных арок ласкают малютку радостно склонившиеся над ней Иоаким и Анна.
На самом переднем плане, естественной частью входя в этот чудесный дом, изогнутая ажурная терракотовая стена окружает стройный фонтан и пьющих из него белых птиц. По очень древней, еще раннехристианской символике, птицы — павлины, пьющие воду символ вечной жизни. И стремясь указать высокий источник радости, наполняющий созданный им образ, вводит мастер этот древний символ в свое произведение, правда, заменив чужеземных павлинов более привычными ему гусями-лебедями. Ведь в вечную жизнь приходит родившаяся, и ее рождение открывает путь к этой жизни людям.
Прекрасен дом Иоакима и на иконе
Рождество Богородицы второй половины столетия из города Мурома,
также принадлежащий Рублевскому музею. Его красота. особенно трогает,
так как составляющие дом строения напоминают реальную, знакомую нами теперь русскую архитектуру того времени подымаются на нежно- оливковом фоне золотисто-желтые и нежно-зеленые палаты с зарешеченными окошками и двускатными кровлями, встают между ними зубчатые стены, похожие на стены русских кремлей. Тиха, светла, задумчива и чудесна в этой своей тишине жизнь, которая многими событиями развертывается на его фоне.
Само Рождество, где Анна, приподымаясь на ложе, радостно встречает идущих к ней заботливых дев с дарами, занимает лишь треть иконы. А дальше,
разделенные строениями, идут сцены детства Марии, сцены излияния на нее любви и заботы здесь Иоаким и Анна

54 Сюжеты и образы древнерусской живописи
Рождество Богородицы Икона.

Первая половина XVII века. ЦМИАР. Москва.
23
ласкают малютку Марию, качают и купают ее девы делая свои первые семь шагов, идет она в сопровождении дев,
поддерживаемая матерью, к радостно повернувшемуся отцу. Мягко сияет золото нимбов, нежно мерцает алый цвет в одеждах, кротки лики, пластичны жесты персонажей — все это умножает проникновенность радости, любви и заботы, которые они выражают. Свети радость событий, идущих вслед за Рождеством, подтверждают, умножают его светлый, радостный и великий в этой радости смысл.
Рождество Богородицы — один из важнейших, любимейших праздников
Рождество Богородицы Икона.

Вторая половина XVII века. ЦМИАР. Москва.
24
русского народа, его изображения яркая страница древнерусского искусства. Оно предстает здесь во всей полноте житейских деталей и одновременно исполненным высокого и бесконечно радостного смысла. Если в образах самой Богородицы достигшим высшего совершенства выступает человеческое, женское естество, тов образах ее
Рождества русские мастера сумели изобразить ту высоту, которую может обрести чистый, незамутненный исток человеческой жизни и само естественное, не отделенное от мук рождение,
и жизнь семьи, и та сень — отчий дом,
под которой эта жизнь протекает

55 Праздники
Образы Введения во храм
Пресвятой Богородицы
В число главных двунадесятых праздников годового круга входит праздник в честь одного из описанных в «Протоевангелии» событий детства
Девы Марии — события, означившего начало ее жизни в Иерусалимском храме и получившего название Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он справляется 21 ноября, или 4 декабря по новому стилю. «Протоевангелие»
рассказывает об этом событии емко,
описывая связанные с ним обстоятельства и указывая на его внутренний смысл.
Оно повествует, что, когда Анна слышит благовестие о рождении у нее ребенка, она обещает посвятить его Богу, с чем соглашается и отец девочки благочестивый Иоаким. Исполнить свой обет, отдать дочь в Иерусалимский храм, который почитался обиталищем Бога на земле, родители решают тогда, когда ей исполнится три года. Когда приходит этот срок, Иоаким приказывает позвать непорочных дев иудейских, чтобы они стали по пути в храм со светильниками и зажгли их, дабы дитя не возвратилось назад и чтобы полюбило храм Господень».
Так и было сделано сопровождаемая родителями и девами со светильниками трехлетняя
Мария приходит в храм, где ее встретил, благословили предрек, что через нее явит Господь искупление, первосвященник Захария. Он поставил девочку на третью ступень жертвенника,
и она дрожала от радости, и плясала на ногах своих и осталась в храме.
Средневековые авторы добавили к рассказу апокрифа одну знаменательную деталь принимая дитя, первосвященник ввел девочку в святая святых храма.
Младенец, переступивший заветный порог,
сам уготован стать одушевленным храмом. И
все двенадцать лет, до совершеннолетия, когда,
по обычаю, она должна была покинуть храм, жила Мария в нем как голубица, и пищу ей приносил ангел.
Родительский обет посвящения дочери Богу исполнился сполна тому свидетельство и пророческое благословение первосвященника при приходе малютки в храм и та радость, с которой она остается в Божьем доме. Из рассказа следует, что Введение Марии во храм — начало той особой, посвященной Богу жизни, в которой обретет она благодать, станет благословенна между женами и воплотит по слову
Божьему Спасителя.
В этот день, как истолковывали протоевангельский рассказ песнопения и гимны праздничной службы, в созданный людскими руками храм,
где Бог пребывал невидим и непостижим для людей, вошла Мария, которая сама станет «невместимого
Бога вместилищем, живой храм, из которого Бог явится воплоти ради спасения людей.
Воплощая это радостное и таинственное событие, замечательные образы создали художники Древней Руси.
Способ его изображения, канон, которому следовали мастера, оставался по существу вовсе времена неизменным,
он просто строго следовал рассказу апокрифа.
Ведь этот рассказ очень выразительно представляет Введение во храм
Пресвятой Богородицы в виде необычайно торжественного шествия со светильниками в руках, сопровождающего трехлетнюю Марию в ее пути к Иерусалимскому храму. Широко, величаво развертывается это шествие во многих фресковых росписях, украшающих стены русских церквей.
Один из знаменитейших образов
Введения Пресвятой Богородицы во храм был во фресках новгородской церкви Успения на Волотовом поле века. Храм этот погиб в Великую
Отечественную войну, но фотографии и необыкновенно тщательные и точные

Введение
Богородицы во храм.
Фреска церкви
Успения
на Волотовом полег. (?)
(Копия.)
25
Введение
Богородицы во храм.
Фреска церкви
Успения
на Волотовом поле г.(?)
(Копия.)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей